Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образец сочинения




на тему «Какие нравственные уроки может преподать русская литература»

В русской литературе всегда ставились морально-нравственные проблемы, и предлагались пути их решения на примерах конкретных поступков. Спектр этих проблем достаточно широк. Рассмотрим, какие нравственные уроки читатель может извлечь из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Уже сам эпиграф к произведению – «Береги честь смолоду» – указывает на то, что тема чести является основной для писателя. Он стремится осмыслить это понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться мыслями о чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.
В начале повести отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему напутствие: служить честно, начальству не угождать, а самое главное – беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв крупную сумму денег в бильярд, юноша ни на секунду не задумывается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, пот которым требовалось немедленно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, Пётр, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выплачивать долг, потому что деньги были выманены у него обманом. Но он их выплатил, честно ответил за свой проступок. По мнению Пушкина, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.
Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогородской крепости Пугачёвым, он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов умереть на виселице. Он предпочитает погибнуть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую дал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов это сделать. От виселицы его спасла только случайность.
Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринёв хотя и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству не нарушает и честь сохраняет: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводителя мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать. Самозванец не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.
Постепенно Пётр Гринёв приходит к высшему пониманию чести – самопожертвованию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с арестованным атаманом и обвинённым в измене Родине, пушкинский герой из-за соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придётся вспоминать все недавно пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душевное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит. В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям чести и долга. Чего не скажешь о другом герое – подлом предателе Швабрине, который забыл свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогородской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторону Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру. А главное – хотел расправиться со своим врагом – Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.
На примере жизни Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем самым выбирая путь Гринёва или Швабрина.
Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вывод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произведении. Оно учит читателя не только тому, что честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимыми, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов Родины – страшный грех, которому нет прощения. Именно эти нравственные уроки способны преподать читателю бессмертные произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить известные слова Д.С. Лихачёва: «Литература – это совесть общества, его душа».

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.