Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика теории раннего детского развития М. Кляйн






Выполнила: студентка ФППиСН

Группы 12НЛ1

Масягина М.Ю.

 

Пенза, 2015

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………… 2

 

1. Общая характеристика теории раннего детского развития М. Кляйн ….... 3

2. Параноидально-шизоидная позиция в развитии ребенка в теории
М. Кляйн ………………………………………………………………………… 7

3. Депрессивная позиция развития ребенка в теории М. Кляйн…………… 13

 

Заключение……………………………………………………………………… 20

Литература………………………………………………………………............ 21

 

Введение

Мелани Кляйн является одним из основателей детского психоанализа. Именно М. Кляйн впервые развила установку и методику для анализа детей всех возрастов и с минимумом параметров. В первой половине XX века многие аналитики считали детей возрастом до семи лет, как неподходящих для анализа. М. Кляйн была не только инициатором в детском анализе. Ее работы, хотя и не всеобще приняты, имели большое влияние, и на психотерапию детей, и на психоанализ вообще. Мелани Кляйн в своих работах 1920-1960 г.г. создала основу английской школы по изучению объектных отношений, которая в настоящее время имеет своих последователей по всему миру. В процессе ее работы с детьми она сделала огромный вклад, и в теорию, и в методику психоанализа. Этот вклад был, и все еще остается, - спорным, но в глазах многих теоретиков, значение ее работ стало первым главным новым развитием после З. Фрейда. В связи с этим анализ взглядов М. Кляйн на раннее детское развитие представляется актуальным и в настоящее время.

Общая характеристика теории раннего детского развития М. Кляйн

М. Кляйн была первым аналитиком, кто начал применять в работе с детьми строго аналитическую технику, не прибегая к воспитанию или просвещению ребенка. Ее техника работы с детьми окончательно оформилась на протяжении приблизительно пяти лет [14]. Она начинала с того, что прямо и открыто отвечала на все вопросы детей, в том числе и обо всем, что касается сексуальности. Такая открытость оказывала положительное воздействие на ребенка. В своих действиях М. Кляйн руководствовалась косвенными рекомендациями З. Фрейда. Первым ее пациентом был ее собственный ребенок.

Затем она стала делать акцент на содержании бессознательного, что стало отличительной особенностью ее техники не только с детьми, но и со взрослыми (в отличие от классической техники, в которой в основном интерпретируются инстинкты, их дериваты и защиты от них) [13, C.10].. Особенность подхода М. Кляйн заключалась в том, что она предложила анализировать бессознательные фантазии, считая их «содержанием тревог» и основным элементом бессознательного [8].

Отвержение М. Кляйн теории «первичного нарциссизма» З. Фрейда, согласно которой в начальный период жизни вся «любовь» ребенка отдается собственной персоне, утвердило ее в мысли о том, что объектные отношения существуют с рождения. Поэтому она приступила к исследованию ранних форм объектных отношений.

Согласно М. Кляйн, у младенца с самого рождения существует рудиментарное Эго, которое способно неким образом воспринимать врожденные влечения к жизни и смерти, испытывать тревогу и вырабатывать защитные механизмы, чтобы ей противодействовать.

Такими примитивными защитными механизмами, используемыми ребенком в течение первых месяцев жизни, являются проекция, интроекция, расщепление и проективная идентификация.

Проекция - психический процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения приписываются внешнему миру.

Расщепление - защитный процесс, приписываемый сфере Эго, в ходе которого осуществляется разъединение психологических представлений в соответствии с их противоположными качествами. В частности, младенец, согласно М. Кляйн, расщепляет «образ груди» на «хороший» и «плохой» (преследующий) объекты.

Проективная идентификация - психологический процесс, при котором части «Я» и внутренних объектов расщепляются и проецируются на внешний объект, который в таком случае воспринимается как идентичный с расщепленными частями.

Целью терапии, по мнению М. Кляйн, является интеграция частей «Я», которые были отделены друг от друга или находились в состоянии конфликта друг с другом. Центральным методом терапевтической работы стала интерпретация переноса, который включал в себя любые формы взаимодействий пациента и аналитика. При этом считалось, что перенос существует уже с самого начала анализа, а не развивается постепенно в ходе анализа. Рекомендовалось также давать глубинные интерпретации переноса без анализа сопротивлений, что привело к значительной оппозиции с взглядами эго-психологов [10].

М. Кляйн подчеркивала, что ее игровая техника, позволяющая получить доступ к бессознательному, является полным эквивалентом классической аналитической техники с ее свободными ассоциациями: игрушки «­не только представляют собой вещи, интересующие ребенка сами по себе, но в его игре с ними они также всегда имеют множество символических значений. Этот архаический способ выражения есть также тот язык, с которым мы знакомы по сновидениям, и, подходя к игре ребенка способом, аналогичным интерпретации сновидений Фрейда, я обнаружила, что могу получить доступ к бессознательному ребенка» [5, с.51].

Согласно М. Кляйн, аналитик не должен проявлять неодобрение того, что ребенок сломал игрушку, он не должен, однако, поощрять ребенка выражать его агрессивность или внушать ему, что игрушку надо починить. Другими словами, ему следует позволять ребенку выражать его эмоции и фантазии так, как они возникают. [5, с.43].

М. Кляйн уделяла особое внимание агрессивным импульсам [8]. Она ввела направление по исследованию психозов [6, с.95].

Кляйнианская техника отличается быстрыми и глубокими интерпретациями. М. Кляйн интерпретирует тревоги, лежащие в основе применяемых защитных механизмов (и в этом смысле эти интерпретации считаются глубокими), в отличие от классической техники, которая имеет дело с интерпретацией импульсов, которые проникли в предсознательное как дериваты бессознательных влечений, т. е. которые подошли к поверхности и уже готовы прорваться в сознание [13, с.23].

Опыт М. Кляйн с игровой техникой, когда ребенок в игре проявляет свое внутреннее состояние, позволил ей шире взглянуть на процесс свободных ассоциаций и перенос в работе с взрослыми пациентами. Согласно М. Кляйн, свободные ассоциации сами могут быть формой отыгрывания внутренних конфликтов. Понимание переноса в теории М. Кляйн – это техника, в которой бессознательные элементы переноса прослеживаются во всем представленном материале.

По Р. Хиншелвуду, техника, прослеживающая в каждой ассоциации пациента некоторое отношение к аналитику, позволила кляйнианцам достичь впечатляющих успехов в работе с шизофрениками [13, с.18].

Особое значение М. Кляйн уделяет негативному переносу. М. Кляйн описывает сопротивление в анализе как манифестацию негативного переноса, в отличие от классического психоанализа, рассматривающего сопротивление как проявление вытеснения либидо. Для М. Кляйн сопротивление, приравниваемое к негативному переносу, является клинической манифестацией инстинкта смерти [13, с.23].

В современной кляйнианской технике главный акцент делается на проективную идентификацию и связанное с ней отыгрывание в переносе и давление на аналитика, подталкивающее его присоединиться к этому отыгрыванию.

Одним из наиболее оригинальных и продуктивных понятий в теории Мелани Кляйн является термин «внутренний объект». Р. Хиншелвуд, автор фундаментального толкового словаря кляйнианских понятий, считает, что было бы более целесообразно сфокусировать внимание на прояснении различия между «внутренним объектом»­ и репрезентацией, чем продолжать теоретические споры об эффективности понятия «проективной идентификации» [14].

Согласно определению Р. Хиншелвуда, термин «внутренний объект» обозначает бессознательное представление или фантазию о конкретном объекте, физически размещенном внутри Эго (тела), который имеет свои собственные мотивы и намерения в отношении Эго и других объектов. Он существует внутри Эго, и находится в той или иной степени идентификации с Эго. Ощущение, что субъект имеет объект внутри себя, дает ему чувство существования и идентичности.

В классическом психоанализе единственным внутренним объектом является супер-эго. Все другие объекты «репрезентированы» в восприятии или в памяти. Многие аналитики поэтому воспринимают кляйнианской «внутренний объект» как равнозначный классическому термину «объектная репрезентация». Однако, различие между конкретным объектом, воспринимаемым, в фантазии, как активно действующим внутри личности (тела) и репрезентацией объекта в памяти весьма существенно (репрезентация символизирует объект для эго, но, не смешивая, их друг с другом). Репрезентация, таким образом, является более продвинутой способностью в развитии младенца.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.