Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для контрольной работы






Промежуточный контроль

Промежуточный контроль по курсу проводится с помощью письменной контрольной работы и устного опроса в форме экзамена.

Задания для контрольной работы

 

1 ВАРИАНТ

1. Какое место занимает психология в современной России?

2. Изложите различные точки зрения на природу сознания.

3. Почему в обыденности слова «ощущения» и «восприятие» понимаются как синонимы?

4. Можно ли утверждать, что эмоции заразительны?

Рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть следующие аспекты:

-уровень развития психологии в современной России;

-соответствие существующих психологических теорий русскому менталитету;

-востребованность психологии обществом.

Рекомендуемая литература: учебник Р.С. Немова, " История и теория психологии" А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.

Ответ на второй вопрос включает в себя идеалистический и материалистический подходы к происхождению сознания. Данная проблема рассмотрена в большинстве учебников по психологии (например, " Психология" А.Г. Маклакова).

При работе с третьим вопросом рекомендуется совместить научный и бытовой подход к трактовке данных терминов. Научные определения можно найти в словарной литературе, а обыденное представление сформулировать самостоятельно. Кроме того, можно использовать следующие учебные пособия: А.П. Сперлинг " Психология", А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум " Психология и педагогика" (глава " Восприятие"), " Психология" под редакцией В.Н. Дружинина (глава " Сенсорно-перцептивные процессы").

Отвечая на четвертый вопрос, можно обратиться как к учебной литературе (раздел " Эмоции и чувства"), так и к специальной, например, к книгам " Психология толпы" и " Психология масс" Д.В. Ольшанского, где описана " теория заражения".

2 ВАРИАНТ

1. В чем состоят отличия между научной и житейской психологией?

2. Какое содержание вкладывают в понятие «рефлексия»?

3. Перечислите основные стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже.

4. Раскройте следующие понятия: «акцентуация характера», «воля», «адаптация».

Рекомендации

Более полно отличия научной психологии от житейской описаны Ю.Б.Гиппенрейтер в книге " Введение в общую психологию".

Понятие " рефлексия" легко обнаружить как в словарно-справочной литературе, так и в учебной (например, " Основы психологии" Л.Д.Столяренко).

По третьему вопросу можно сначала обратиться к словарной литературе. Данная концепция рассмотрена и в большинстве учебников по психологии (Р.С. Немов " Психология", А.Г.Маклаков " Общая психология").

При работе с четвертым вопросом рекомендуется использовать " Психологический словарь", а также любые учебники по общей психологии.

ВАРИАНТ

1. Покажите на примерах достоинства и недостатки основных методов психологии.

2. В чем сходство и различие сознания и самосознания?

3. Как понимается в психологии феномен внутренней речи?

4. Раскройте взаимосвязь интеллекта и мышления.

Рекомендации

Основными методами психологии считаются наблюдение, эксперимент, опрос, тест. Более подробно описание этих методов дано в учебных пособиях А.Г. Маклакова, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, А.А.Радугина.

Для подготовки ответа по второму вопросу рекомендуется обратиться к учебникам С.Л.Рубинштейна (" Основы общей психологии", главы 6 и 20) и Л.Д.Столяренко " Основы психологии".

При работе с третьим вопросом нужно рассмотреть отличие внутренней речи от других видов, для чего лучше использовать учебники Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, а также работы Л.С. Выготского, который является основоположником данной теории.

ВАРИАНТ

1. В чем проявился кризис психологии на рубеже 19-20 веков?

2. Какова роль " Супер – Эго" в регуляции поведения и психической деятельности человека?

3. Какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания?

4. Раскройте основную идею теории личности А. Адлера.

Рекомендации

При подготовке ответа по первому вопросу можно использовать книгу А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского " История и теория психологии" или учебник Р.С.Немова (раздел " Краткий исторический очерк развития психологии").

Второй вопрос предполагает знание структуры личности, описанной в теории З. Фрейда. Этот материал можно найти в работе З.Фрейда " Я и Оно", книге " Теории личности" Л. Хьелла, Д. Зиглера, учебниках по психологии Л.Д. Столяренко и А.А. Реана, а также в любой справочной литературе, где ключевыми словами будут " теория личности", " З. Фрейд".

Проблема поддержания произвольного внимания рассмотрена в большинстве учебников по психологии (например, А.Г. Маклаков " Общая психология"), а также в книге Ю.Б. Дормашева " Психология внимания".

Теория личности А.Адлера кратко описана в большинстве учебной литературы, однако лучше обратиться к специальным справочным источникам (Т.Д. Марцинковская " 100 психологов мира", Л. Хьелл, Д. Зиглер " Теории личности"). Необходимо обратить внимание на следующие понятия: " стиль жизни", " комплекс неполноценности", " стремление к превосходству", " социальный интерес".

5 ВАРИАНТ

1. Приведите в соответствие направления психологии (А) и предмет их исследования (Б).

А: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, советская психология, когнитивная психология, христианская психология.

Б: познание, психика, самоактуализация личности, бессознательное, тело-душа-дух, целостная структура психики, поведение.

2. Определите сущность человеческого сознания и его структуру.

  1. Изложите две точки зрения на природу памяти.
  2. Раскройте основную идею теории личности К. Роджерса.

5.

Рекомендации

Для ответа на первый вопрос необходимо обратиться к справочной литературе, психологическому словарю, а также учебникам Р.С. Немова и А.А. Радугина.

Сущность человеческого сознания и его структура подробно изложены в учебниках Л.Д. Столяренко " Основы психологии", С.Д. Смирнова " Педагогика и психология высшего образования" и в книге В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова " Человек развивающийся".

Под понятием " природа памяти" имеются в виду физиологические основы памяти, теории мнемических процессов. По этому вопросу можно обратиться к книгам " Основы общей психологии" С.Л. Рубинштейна и " Психологии" Р.С. Немова.

Теория личности К. Роджерса входит в группу гуманистических и феноменологических теорий. Основные понятия: " самоактуализация", " Я-концепция", " полноценно функционирующий человек", " терапия, центрированная на человеке". Прочитать о ней можно в книге " Теории личности" Л. Хьелла, Д. Зиглера, а также в работах В.Н. Дружинина, Л.Д. Столяренко и А.А. Реана.

6 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теории бихевиоризма и необихевиоризма. Укажите их недостатки.

2. В чем заключается отличие мышления человека от мышления животных?

3. Что такое воля? Опишите структуру и признаки волевого действия.

4. Раскройте сущность понятия «ригидность».

Рекомендации

Указанные теории были разработаны в начале 20 века американскими психологами Д. Уотсоном, Б. Скиннером, Э. Торндайком, Э. Толменом. Рекомендуется обратиться к специальной литературе по истории психологии (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), по психологическим теориям личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер), словарной литературе.

Для подготовки ответа на второй вопрос необходимо ознакомиться с материалами по эволюции психики и интеллектуальным формам поведения животных, охарактеризовать основные виды мышления у человека и животных. Рекомендуемая литература: А.Р.Лурия " Лекции по общей психологии", учебники Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова.

Раздел, посвященный волевой регуляции поведения человека, можно обнаружить не во всех учебниках по общей психологии. Лучше всего воспользоваться учебным пособием Р.С. Немова.

Раскрыть сущность понятия " ригидность" можно, обратившись к словарям, а также к учебной литературе. Следует в первую очередь уделить внимание темам " Личность" и " Мышление".

7 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию психоанализа (фрейдизм). Укажите ее недостатки.

2. Приведите примеры, показывающие отличие инстинктивного поведения животных от научения.

3. Почему на вопрос, эффективно ли непроизвольное запоминание, нельзя ответить однозначно?

4. Раскройте сущность понятий " экстериоризация" и " интериоризация".

Рекомендации

Теория психоанализа З. Фрейда рассмотрена в книге " Теории личности" Л. Хьелла, Д. Зиглера, а также в другой учебной литературе (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко, В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн). В учебных пособиях теорию психоанализа обычно рассматривают в разделах " Личность" или " История психологии".

При работе над вторым вопросом рекомендуется обратиться к материалам, посвященным психике животных, эволюции психики. Эта тема подробно рассмотрена в учебниках Р.С. Немова, А.Г. Маклакова (глава 3 " Развитие психики животных"), а также в книге А.П. Сперлинга " Психология".

В третьем вопросе следует в первую очередь уделить внимание понятию произвольности, рассмотреть виды памяти, привести примеры непроизвольного запоминания, для чего можно обратиться к книгам А.Г. Маклакова, С.Л. Рубинштейна.

Для подготовки ответа по четвертому вопросу необходимо использовать словарную, справочную литературу. Понятия " интериоризация" и " экстериоризация" обычно рассматриваются в разделах " Психология деятельности" (например, С.Д. Смирнов " Педагогика и психология высшего образования"). Первым ввел эти понятия Л.С. Выготский, изучая формирование высших психических функций, поэтому можно обратиться и к его работам.

8 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию гештальтпсихологии. Укажите ее недостатки.

2. Клевание у цыпленка – естественный механизм. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и камушки. Лишь затем он научается отличать зерна от камушков. Объясните на этом примере основные формы поведения животных и развитие их.

3. Охарактеризуйте уровни развития способностей человека.

4. Раскройте основную идею теории личности К. Хорни.

Рекомендации

Характеристика гештальтпсихологии, как отдельного направления психологии начала 20 века, дана в учебнике Р.С. Немова " Психология", в " Истории и теории психологии" А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, а также в книге " Теории личности" Л. Хьелла, Д. Зиглера.

Приведенный во втором вопросе пример рассмотрен в книге С.Л. Рубинштейна " Основы общей психологии" (глава 4). Кроме указанной работы можно использовать любой материал, посвященный психике животных.

При ответе на третий вопрос необходимо охарактеризовать следующие уровни развития способностей человека: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Данная проблема рассмотрена в большинстве учебников по психологии, например, в пособиях С.Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова, Е.И. Рогова, Ю.Б. Гиппенрейтер, в книге М.С. Егоровой " Психология индивидуальных различий"

Психоаналитическая теория личности К. Хорни подробно изложена в книге " Теории личности" Л. Хьелла, Д. Зиглера, дополнительно можно обратиться к справочной литературе (Т.Д. Марцинковская " 100 лучших психологов мира") и учебнику А.Г. Маклакова. В ответе необходимо раскрыть следующие понятия: " базальная тревога", " невроз", невротическая потребность".

9 ВАРИАНТ

1. Подтвердите фактами взаимосвязь философии и психологии.

2. Опишите стадии развития психики.

3. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему сохранению материала?

4. Определите отличительные особенности эмоциональных переживаний: стресс, настроение, чувства, страсть, аффект.

Рекомендации

Как и многие другие гуманитарные науки, психология отпочковалась от философии. Более подробно о связи этих двух наук можно узнать из книг Р.С. Немова и А.Г. Маклакова.

Стадии развития психики подробно описаны в учебниках Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова, В.Н. Дружинина. Этот материал обычно излагается в разделах " Эволюция психики" и " Психика животных".

Для подготовки ответа по третьему вопросу необходимо рассмотреть характеристики различных видов памяти и закономерности запоминания, которые можно найти в любом учебнике по общей психологии в разделах " Познавательные процессы".

Особенности эмоциональных проявлений описаны в учебниках Р.С. Немова, А.Г. Маклакова, В.Н. Дружинина. Для ответа на данный вопрос рекомендуется опереться на классификацию эмоций В.Н. Мясищева.

10 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию когнитивной психологии. Укажите ее недостатки.

2. Перечислите несознаваемые процессы, классифицируйте их.

3. Чем отличаются друг от друга инстинкт, навык и умение?

4. Укажите особенности и сложности применения теста, как метода психологии.

Рекомендации

Информацию о когнитивном направлении в психологии можно найти в справочной литературе, в учебниках Р.С. Немова, В.Н. Дружинина, в книгах " История и теория психологии" А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, " Теории личности" Л. Хьелла, Д. Зиглера, " История психологии" Т.Д. Марцинковской.

Классификация неосознаваемых процессов подробно описана в учебном пособии Ю.Б. Гиппенрейтер " Введение в общую психологию", кроме того, можно обратиться к учебникам Р.С. Немова и А.Г. Маклакова.

Отвечая на 3-й вопрос, необходимо сравнить 3 определения, которые легко обнаружить в словаре, а также в любом учебнике по психологии в разделах, посвященных эволюции психики и психологии деятельности.

Тест является популярным психологическим методом. Анализ метода, а также особенности и сложности применения, даны в учебниках Р.С. Немова и А.А. Реана. А.Г. Маклаков рассматривает тест как разновидность опроса (речь идет о тестах-опросниках).

11 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию неофрейдизма в целом.

2. Проанализируйте структуру деятельности.

3. Почему в к. XX в. психологию стали называть наукой без предмета?

4. Какие условия необходимы для формирования адекватной самооценки личности?

Рекомендации

Неофрейдизм представлен целой плеядой психологов, каждый из которых, оттолкнувшись от психоанализа З. Фрейда, создал свою теорию. В данном вопросе необходимо показать принципиальные отличия позиций неофрейдистов от классического психоанализа. Проблема освещена в учебнике Р.С. Немова " Психология", книгах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского " История и теория психологии", Т.Д. Марцинковской " История психологии".

Для подготовки ответа по второму вопросу необходимо ознакомиться с материалом по психологии деятельности. Прежде всего. нужно опираться на работы С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. В рамках этого направления работали С.Д. Смирнов, Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперин, А.А. Реан.

С момента появления психологии как науки ее предмет неоднократно менялся, что позволило назвать ее наукой без предмета. Более подробно об этом можно прочитать в " Истории и теории психологии" А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, " Истории психологии" Т.Д. Марцинковской и в " Психологии" Р.С. Немова.

Самооценке уделяли большое внимание представители гуманистической школы, поэтому искать информацию следует в гуманистических теориях личности (" Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, А.А.Крылов, Л.Д.Столяренко). Необходимо учесть, что в некоторых пособиях самооценку называют самоуважением, в частности, в учебнике Д.Майерса.

12 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию «аналитической психологии» К. Юнга.

2. Как складывается взаимодействие сознания и подсознания?

3. Опишите сходные и отличные признаки языка и речи.

4. Разведите черты характера и свойства темперамента: неуравновешенность, трудолюбие, чувство долга, ответственность, хорошая координация, аккуратность, впечатлительность, вежливость, низкая работоспособность, замкнутость, решимость, малоподвижность, быстрое включение в работу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.