Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансирование платежного баланса






1. Резервные активы

Резервные активы, в отличие от дру­гих статей финансового счета, находят­ся под прямым контролем государства и могут использоваться им для достиже­ния целей экономической политики.

 

Резервные активы (reserve assets) — международные высоколиквидные акти­вы страны, которые находятся под кон­тролем ее денежных властей или прави­тельства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регули­рования курса национальной валюты.

 

Необходимо отметить, что резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. В случае существенной несбалансированности счета текущих операций, т.е. отсутствия притока достаточных средств для опла­ты импорта товаров и услуг, правитель­ство сначала обычно прибегает к таким мерам, как девальвация валюты для, сти­мулирования экспорта или привлечения дополнительных внешних кредитов. Только когда возможности этих мер ис­черпаны (падение курса ведет к гипер­инфляции, и новых внешних кредитов не дают), правительство использует ре­зервные активы для оплаты внешних счетов. Чаще всего наличие достаточных резервных активов рассматривается как морально-психологический инструмент для поддержания доверия к националь­ной валюте, для обеспечения привлече­ния внешних кредитов и поддержания макроэкономической стабильности.

Резервные активы, показываемые в рамках платежного баланса, включают только реально существующие активы. Даже если принципиально возможно заключение соглашения между нацио­нальным центральным банком и иност­ранным центральным банком об опера­ции своп, потенциальная возможность получения резервных активов в рамках таких соглашений не дает основания ДЛЯ отнесения их к реально существующим резервным активам страны. Однако на­циональные активы, отданные под залог нерезидентам, относятся к резервным активам. Таким образом, основной кри­терий отнесения или неотнесения того ключается в определении того, может ли правительство или центральный банк осуществлять реальный и прямой конт­роль над ним. В узком смысле слова они могут контролировать только те активы, которые им принадлежат. Однако, по­скольку правительство осуществляет контроль над всей территорией страны в широком смысле слова, практически любой актив, принадлежащий резиден­там данной страны, попадает под его контроль. Но в целях платежного ба­ланса контроль над резервами считается реальным и прямым, только если ими владеют денежные власти. Если коммер­ческие банки на законных основаниях владеют зарубежными активами, но опе­рации с ними могут совершать только на условиях, установленных денежными властями, то считается, что денежные власти имеют прямой и реальный конт­роль и над этими активами. К числу ре­зервных активов относятся также вы­соколиквидные активы правительства. Например, счета правительства в иност­ранной валюте являются резервным ак­тивом, тогда как принадлежащие госу­дарству особняки или земля за рубежом являются иностранным активом, но не могут считаться резервным активом, по­скольку этот тип актива недостаточно ликвиден — не может быть быстро пре­вращен в наличные деньги и использо­ван для целей финансирования платеж­ного баланса.

Разумеется, резервные активы не ле­жат мертвым грузом, они инвестируются в высоколиквидные и обычно макси­мально надежные денежные инструмен­ты на мировом финансовом рынке — казначейские векселя, акции крупных компаний, часть просто кладется на де­позиты в иностранных банках. Специ­фическим случаем инвестиций резерв­ных активов является покупка векселей Мирового банка, который использует собранные средства на помощь развива­ющимся странам. Остатки на валютных счетах правительства, кредиты, предо­ставленные международным организа­циям, валютные свопы центрального банка с коммерческими также считают­ся резервными активами. Если некото­рая страна предоставляет в какой-либо форме валютные средства зарубежной стране, то эти средства могут продол­жать считаться резервным активом стра­ны-кредитора только в случае, если они выплачиваются должником по первому требованию кредитора, погашаются за счет резервных активов должника и яв­ляются обязательством перед централь­ным банком или правительством стра­ны-кредитора. Если эти три условия не соблюдаются, то предоставленные за­рубежному государству средства пере­стают считаться резервными активами страны-кредитора.

В целом резервные активы, измене­ние которых показывается " под чертой" в платежном балансе, представляют со­бой сумму следующих активов:

Монетарное золото — золото про­бы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах ЦБ или правительства, ко­торое в любой момент может быть про­дано за иностранную валюту на мировом рынке или международным организаци­ям. Немонетарное золото может нахо­диться в распоряжении любого резидента и не считается резервным активом. Де­нежные власти могут увеличивать свои запасы монетарного золота путем его монетизации — покупки в государствен­ные резервы добытого золота и приоб­ретения товарного золота на частных рынках. Денежные власти могут также продавать часть монетарного золота из запасов, тем самым демонетизируя его.

Специальные права заимствова­ния (СДР) — выпускаемый МВФ искус­ственный резервный актив, который распределяется между странами-чле­нами в соответствии с их квотами и который может быть использован для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществле­ния платежей. Страны могут приобре­тать СДР друг у друга, осуществлять пла­тежи в СДР. Однако СДР представляют собой не более 3% резервных активов мира и в практических целях не играют существенной роли.

Резервная позиция в МВФ — сум­ма резервной транши (доли) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Резервная транша составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной назад практически без каких-либо условий. Покупки иностранной валюты за нацио­нальную в рамках резервной транши, которая не считается кредитом МВФ, так же как и получение кредита МВФ, приводят к увеличению резервных акти­вов покупающей страны.

Валютные активы — обычно наи­более значимая часть международных активов, состоящая из требований к не­резидентам в форме иностранной валю­ты, банковских депозитов, правитель­ственных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых дериватов, акций частных предприятий и требований, воз­никающих в результате соглашений меж­ду национальным и иностранными ЦБ, а также правительственными органами.

Прочие требования — остаточная категория, включающая все остальные требования в иностранной валюте (на­личной валюты или депозитов) или цен­ных бумагах, которые могут быть вклю­чены в определение^ международных активов ЦБ.

В финансирующей части платежного баланса, который, по определению, по­казывает потоки реальных и финансо­вых ресурсов, отражаются не запасы, а потоки резервных активов, т.е. измене­ние в уровне резервных активов в нача­ле и в конце года.

 

2. Исключительное финансирование

Во многих странах, и весьма часто, возникают ситуации, когда власти ока­зываются не в состоянии урегулировать платежный баланс: наступающие плате­жи по поставкам товаров и услуг, а так­же по прошлой задолженности оказыва­ются большими, чем текущий приток капитала и имеющиеся резервные акти­вы. Страна просто не в состоянии пла­тить по своим внешним обязательствам.

Это приводит к просрочке платежей, осложняет отношения с кредиторами, прерывает новое финансирование. Воз­никший кризис называется кризисом платежного баланса и показывается ана­литически как отрицательное сальдо платежного баланса в целом, которое не может быть покрыто в текущем году за счет сокращения запасов резервных ак­тивов, поскольку либо их просто недо­статочно, либо они законодательно не могут быть использованы для этих це­лей. В такой ситуации, характеризую­щейся резким сокращением резервов и ростом дефицита платежного баланса, страны могут прибегать к исключитель­ному финансированию.

 

Исключительное финансирование (exceptional financing) — операции, про­водимые страной, испытывающей труд­ности с финансированием отрицатель­ного сальдо платежного баланса, по согласованию и при поддержке ее зару­бежных партнеров в целях снижения этого сальдо до уровня, который может быть профинансирован традиционными средствами.

 

Операции по исключительному финан­сированию могут проходить по любым статьям платежного баланса и обычно не обособляются в отдельную группу. Наи­более значимые из них следующие:

Аннулирование долга (debt forgive­ness) — добровольный отказ кредитора от части или всей суммы долга, зафик­сированный в соответствующем согла­шении между страной-кредитором и страной-должником. В платежном ба­лансе аннулирование долга показывает­ся как капитальный трансферт в счете движения капитала.

Обмен задолженности на акции (debt/equity swap) — обмен, обычно по цене ниже номинала, просроченной за­долженности и иных долговых обяза­тельств на акции компаний страны-должника. Такие операции могут иметь множество конкретных форм, но эконо­мический смысл их один: долговые обя­зательства, которые не могут быть покрыты должником, обмениваются по соглашению с кредитором на долю в собственности должника.

Заимствование для урегулирова­ния платежного баланса (credits for ba­lance of payments needs) — займы, полу­чаемые государственными органами и ЦБ от других стран с целью финансиро­вания платежного баланса в исключи­тельных ситуациях. К этой группе отно­сятся кредиты, предоставляемые МВФ. Все они показываются в платежном ба­лансе " под чертой".

Переоформление задолженности (debt recheduling) — изменение условий существующего договора или заключе­ние нового соглашения, предусматри­вающего замену первоначально согла­сованных сроков платежей на новые. При переоформлении считается, что те­кущие платежи по долгу были произве­дены своевременно и финансировались за счет новой, т.е. переоформленной, за­долженности.

Просрочка платежей по задолжен­ности (arrears) — способ чрезвычайно­го финансирования платежного баланса, в рамках которого страны — с согласия кредитора или без него — просто не пла­тят причитающиеся суммы по внешним обязательствам. Просрочка платежей показывается в платежном балансе " под чертой".

Способом исключительного финан­сирования платежного баланса также считается привлечение средств из-за рубежа другими секторами экономики, кроме правительства и ЦБ, поощряемое государственными органами путем суб­сидирования валютного курса или про­центных ставок (пример 4.6).

3. Баланс международных инвестиций

Платежный баланс, как было указано выше, отражает потоки реальных и фи­нансовых ресурсов между резидентами и нерезидентами. Эти потоки накапли­ваются и образуют запасы. Запасы, воз­никающие в результате международного движения финансовых ресурсов, регистрируются в балансе международных ин­вестиций.

 

Баланс международных инвести­ций (international investment balance) — производный от платежного баланса статистический отчет, показывающий накопленные запасы внешних финансо­вых активов и обязательств страны.

 

Практически баланс международных инвестиций представляет собой финан­совый счет платежного баланса, активы и пассивы которого составлены по сле­дующей схеме:

запасы на начало периода —> опера­ции —> изменение цен —> изменение ва­лютных курсов —> прочие корректиров­ки — > запасы на конец периода.

 

Инвестиционная позиция (invest­ment position) — баланс международных инвестиций на конец определенного периода, отражающий совокупность фи­нансовых операций, стоимостных изме­нений и других корректировочных про­цедур, имевших место на протяжении рассматриваемого периода, и определя­ющий величину внешних активов и пас­сивов страны.

 

Разность валовых внешних активов и пассивов страны дает величину ее чис­той инвестиционной позиции.

 

Чистая инвестиционная позиция (net investment position) — соотношение между международными финансовыми ресурсами, которыми располагает стра­на, и ее задолженностью перед другими странами.

 

Запасы прямых инвестиций опреде­ляются на основе их текущей рыночной балансовой стоимости, указываемой в отчетности предприятий с прямыми ин­вестициями. Запасы портфельных инве­стиций учитываются по текущим ценам, складывающимся на рынке на опреде­ленную дату отчетного периода.

На основе чистой инвестиционной позиции можно приблизительно оценить уровень чистого инвестиционного дохо­да страны на ее иностранные активы и пассивы, который в некоторых странах является крупной статьей доходной ча­сти бюджета и счета текущих операций платежного баланса. В принципе грубая оценка инвестиционного дохода из-за рубежа может основываться на оценке объема чистых иностранных инвес­тиций данной страны и преобладавшей в течение прошедшего года средней процентной ставки по таким активам. Обычно используется ставка Либор плюс небольшая премия размером в 1-1, 5 процентного пункта. Однако, если норма доходов на внешние активы больше, чем платежи по внешним пас­сивам, чистый инвестиционный доход будет положительным, тогда как чистая инвестиционная позиция может быть отрицательной, например в результа­те того, что в первые годы дивиденды обычно меньше суммы инвестиций в акционерный капитал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.