Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития, воспитания и обучения детей раннего возраста




Значение этапа раннего детства в развитии личности. Ведущие комплексные исследования в области педагогики раннего детства Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного и деятельностного, социально-эмоционального развития человека. Потери, допущенные в этот период во многом невосполнимы в последующей жизни, сложнее поддаются коррекции ошибки воспитания и развития (недостаток внимания, госпитализм, отставание в развитие, проблемы речевого, интеллектуального развития). Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых, окружающих ребенка. Ранний возрат – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительное, слуховое восприятие. 115 Пример: – в 5-7 мес. Ребенок может различать основные цвета, музыкальные звуки; - с 11-12 мес. Начинает ходить; - к концу 1 года жизни его активный словарь возрастает до 1200-1500 слов; - к 3 годам дети при небольшой помощи взрослого рисуют, лепят, строят и др., т.е. овладевают всеми видами деятельности, активно общаются со взрослыми и сверстниками. Быстрый темп и неравномерность развития детей раннего возраста обусловливает его деление на периоды: 1. Период новорожденности – 1 месяц жизни ребенка. 2. Младенчество - от 1 мес. до 1 года. 3. Раннее детство – от 1 года до 3 лет. А) дети 1-ого года жизни; Б) дети 2-ого года жизни; В) дети 3-ьего года жизни. Внутри каждого года так же есть свои периоды, обусловленные определенными особенностями развития и воспитания. Чем младше ребенок, тем значительнее проявляются отличия в развитии в соотнесении с каждым месяцем жизни (1 мес. ребенок только пытается узнавать окружающее, в 3 мес. знает близких, выдает первые социальные реакции, в 6 мес. сидит, ползает, действует с предметами, познает окружающее, в 1 год уже ходит, говорит, действует, узнает, общается, сам ест и др., в 2 года находится в ДОУ, общается с социумом, учится). Раннее детство в отечественной и зарубежной педагогике подвергается значительному вниманию. Особенно это характерно с период 80- ых гг. 20 века. Этот факт обоснован знаниями, полученными физиологией, психологией о возможностях и значимости этого возрастного периода в развитии детей на последующих возрастных этапах. Основоположниками педагогики раннего детства в России считают Николая Михайловича Щелованова и Наталью Михайловну Аксарину. Большой вклад в решение задач воспитания, обучение и развитие детей раннего возраста внесли: М.Н. Кистяковская, М.М. Кольцова, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова_Ямпольская, К. Л. Печора (Ксения Люциановна), Г.В. Пантюхина, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Голубева, Г.М. Лямина, Е.И. Радина, Т.С. Бабаджан, В.В. Гербова и др. Педагогическая наука в этой области развивалась и опиралась на труды психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Новоселовой и др. 116 Значительное место в педагогике раннего и дошкольного детства сегодня занимает школа М.И. Лисиной, изучившей предпосылки развития личности, особенности развития общения ребенка с другими людьми. Современные исследования связаны с именами Н.И. Авдеевой, С.Ю. Мещеряковой, С.Л. Новоселовой, М.Н. Галигузовой. Комплексное обобщение вопросов развития, воспитания, обучения детей раннего возраста, собственные исследования в этой области проведены Г.Г. Григорьевой, Г.В. Грубой, Е.В. Зворыгиной, М.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой и др. (авторы современных пособий, программы воспитания детей раннего возраста в семье «Кроха»). Детальное знакомство с авторами нас ждет при работе с их исследованиями в ходе изучения курса. 2. Особенности периода раннего детства. Предпосылки и педагогические условия развития личности в раннем возрасте Характеризуя период раннего детства необходимо в первую очередь остановиться на особенностях этого периода, выделенных Н.М. Аксариной и Н.М. Щеловановым. Затем рассмотрим составляющие ранний возраст основные периоды. Особенности раннего детства (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов) 1. Скачкообразность развития – периоды интенсивного развития функций организма чередуются с периодами медленного накопления опыта и замедления в становлении некоторых функций организма. Период интенсивного развития (скачок) является критическим в жизни ребенка. На протяжении короткого времени меняется его облик, он овладевает новыми умениями и приобретает новые функции, расширяются возможности. Л.С. Выготский выделяет критические периоды 1, 2, 3, 6 годы жизни. Критические периоды отмечаются особой ранимостью ребенка, неустойчивым эмоциональным состоянием, возбудимостью нервной системы, повышением заболеваемости. Между тем кризисы являются признаками нормального, закономерного развития ребенка. Их отсутствие говорит о проблемах развития и является поводом для обращения к специалистам. Взрослому важно знать, что быстрый темп развития сопровождается медленным закреплением реакций. Поэтому при формировании умений, навыков, привычек важна повторяемость в обучении, неоднократное возвращение к усваиваемому. 2. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья и физического, нервно-психического развития. Крепкий физически развитый ребенок лучше развивается психически. Серьезные, длительные нарушения здоровья тормозят развитие нервной системы, эмоций, соответствующих возрастных новообразований. Например установлено, что нервно-психическое развитие, развитие речи во многом зависят от биологических факторов (течения 117 беременности, осложнений при родах, состояния здоровья в первые месяцы жизни). 3. Высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Ребенок раннего возраста нуждается и стремиться к постоянному обогащению сенсорного опыта. Сенсорные потребности порождают двигательную, интеллектуальную, речевую активность. Ограничения в получении информации замедляют процесс развития, делают ребенка безинициативным, малоэмоциональным («маленьким взрослым»), что полностью противоречит жизнеутверждающему оптимизму возраста. Взрослому важно обеспечить разнообразие впечатлений, действий в согласовании с режимом дня. 4. Организм ребенка тесно связан с окружающей средой – изменения температуры воздуха, давления, осадки вызывают временный дискомфорт. Приспособительные функции организма начинают формироваться и действовать во второй половине раннего детства. 5. Особое значение эмоций в развитии детей до 3 лет. Положительные эмоции создают благоприятный климат развития, располагающий к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. В этот период с помощью эмоций можно фиксировать внимание на предметах и действиях с ними. Вместе с тем, дети эмоционально возбудимы, как локатор улавливают и чувствуют эмоции других людей (позитивные и негативные). Отсюда важность в общении с детьми положительных эмоций, соблюдение меры, чтобы не обеспечить перегрузки. Важным для детей являются одобрение взрослым их действий, успехов, продвижений. 6. Ведущая роль взрослого в развитии, воспитании, обучении ребенка раннего возраста. Взрослый создает условия для роста и развития, несет информацию, является источником удовлетворения физиологических, социальных, познавательных, эмоциональных и др. потребностей. Важным является единство педагогических действий всех близких взрослых, окружающих ребенка, невозможность противоречивости в предъявляемых к нему требований. Немаловажно правильно пользоваться запретами в воспитании для становления ребенка субъектом разных видов детской деятельности. Обилие запретов тормозит развитие, порождает конфликты, протест. Период раннего детства характеризуется рядом физиологических, психологических специфичных особенностей, которые необходимо знать и учитывать во взаимодействии с детьми. Раскроем их, разделив на два основных периода – младенческий и ранний возраст. Эти периоды обоснованы ведущим типом деятельности, общностью тенденций и особенностей развития и воспитания. Младенчество. На этапе младенчества наблюдается полная зависимость ребенка от взрослого. Ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение со взрослым, задача которого создать все условия для полноценного психофизического развития. Отличительные особенности периода младенчества 1. Быстрый темп физического и психического развития. 118 2. Формирование двигательной активности и сенсомоторной координации. 3. Формирование интеллекта на основе действий с предметами. 4. Появление первых слов. Которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям. 5. Интенсивное развитие общения со взрослым. Сначала эмоционально непосредственная (ситуативно-личностная), а затем эмоционально- опосредованная (ситуативно-деловая) форма общения. 6. Начало формирования образа «Я», появление первых желаний (хочу, не хочу). 7. Восприятие многообразия цветов, звуков. Форм. 8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение. Эти особенности определяют цели, содержание и условия взаимодействия взрослого с ребенком. В этот период необходимо обеспечить все формы общения со взрослым, использовать ведущий вид деятельности для развития всех сторон личности и жизнедеятельности ребенка. Ранний возраст. Ведущим видом деятельности становится предметная, через которую протекает развитие, обучение ребенка в этот период. К 3 годам происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, которая становится ведущей на весь последующий дошкольный период. Отличительные особенности раннего детства 1. Темпы роста и физического развития по сравнению с младенчеством несколько снижаются, хотя остаются высокими в сравнении с дальнейшими возрастными периодами. 2. Интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более четко прослеживается взаимосвязь физического и нервно- психического развития. 3. Увеличивается подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), совершенствуется их уравновешенность. 4. Увеличивается период активного бодрствования до 4 – 5 часов. 5. Организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды и ее изменениям. 6. Ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки, действия с предметами). 7. Происходит овладение основными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. 8. Активно познает окружающий мир, задает много вопросов, экспериментирует, наблюдает. Результатом этого является развитие наглядно-образного, символического мышления, речи и др. психических процессов. 9. Ребенок овладевает родным языком. Использует основные грамматические категории и слова разговорной речи. 119 10. Проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему. Стремиться к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. 11. Возникает стремление к достижению результата деятельности. 12. Ярко выражает эмоции и чувства, испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослым. 13. К 3 годам формируется самосознание ребенка, происходит половая идентификация. 14. Высокоразвитая подражательная потребность. Этот период завершается кризисом 3 лет, в котором выражается возросшая потребность ребенка к самостоятельности, отделению от взрослого, появляется целенаправленность действий. Однако часто потребности и возможности ребенка вступают в противоречие, которое и движет дальнейшее развитие и переход ребенка в дошкольный период. В качестве видимых характеристик кризиса возникает негативизм, упрямство, своеволие. Протекание кризиса смягчается правильным поведением взрослого, который при уважении к ребенку предоставляет ему возможность самостоятельно действовать, предлагает свою помощь в режиме диалогического взаимодействия. На основе рассмотренных особенностей возраста М.И. Лисиной были выделены педагогические предпосылки и условия развития детей от 0 до 3 лет. Предпосылки и условия развития детей раннего возраста (М.И. Лисина) 1. Наличие социального окружения, возможность постоянного общения с людьми, совместная деятельность с ними (известны случаи воспитания детей раннего возраста животными, которые доказывают отсутствие врожденных социальных привычек). 2. Доброжелательное эмоциональное общение ребенка с близкими взрослыми, с мамой. 3. Обеспечение конструктивного ситуативно-делового общения ребенка со взрослым. 4. Наличие оценочного общения в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого. 5. Создание атмосферы дифференцированного, личностного общения взрослого в группе детей. 6. Обеспечение разнообразного информационного общения. 7. Удовлетворение основных потребностей ребенка – в заботе, защищенности, одобрении, внимании, помощи, оценке личности и деятельности, образце для подражания, в новизне и смене впечатлений и др. Таким образом, в процессе конструктивного, положительного эмоционального общения ребенка со взрослым - ребенок достигает нового 120 уровня развития личности и реализует его в предметной, игровой деятельности, в общении с окружающими. 3. Задачи воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет Основные задачи педагогической работы с детьми определены возрастом детей, государственным стандартом дошкольного образования (сегодня это проект), отражены в программах дошкольного образования. Раскроем задачи воспитания детей раннего возраста. Отметим, что они делятся по содержанию на задачи физического, умственного, социально- нравственного, эстетического, экологического, полового воспитания, подготовки к школьному обучению. Сегодня в дошкольном образовании говорят о правовом, экономическом воспитании дошкольников, что так же занимает свое место в работе с детьми. В раннем возрасте закладываются основы воспитанности – формируются качества личности, привычки поведения, навыки самообслуживания, отношение к осознаваемому окружающему миру, к себе и другим людям. Отсюда спектр ведущих воспитательных задач. 1. Задачи физического воспитания: - охрана и укрепление здоровья детей; - полноценное физическое и психическое развитие; - развитие движений и физических качеств; - привитие детям культурно-гигиенических навыков; - воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких. Средства: - обеспечение санитарно-гигиенического ухода за ребенком; - проведение системного закаливания организма; - организация правильного, физиологически и психологически обоснованного режима дня; - методически правильное проведение режимных процессов; - обеспечение оптимального двигательного режима; - систематическое проведение гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, массажа, прогулок на свежем воздухе. 2. Задачи умственного воспитания: - сенсорное развитие (развитие анализаторов, формирование сенсорных эталонов и умений использовать их в жизни, развитие перцептивных действий); 121 - развитие предметной деятельности; - развитие речи; - развитие игровой, трудовой, художественной, двигательной деятельности; - формирование основных психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоций); - развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.); - формирование системы знаний об окружающем мире; - формирование познавательной потребности – потребность в постоянном обогащении кругозора, самостоятельном познании, активности в познании нового. Средства: - эмоционально-деловое общение со взрослым; - специальное обучение ребенка на занятиях, в дидактических играх, других видах активности; - самостоятельная практика ребенка в быту, играх, общении со взрослыми и детьми. 3. Задачи социально-нравственного воспитания: - воспитание положительных черт и качеств личности (доброта, отзывчивость, честность, инициатива, умение преодолевать трудности); - формирование положительных привычек поведения в обществе (здороваться, благодарить, убирать на место игрушки); - воспитание взаимоотношений между детьми (играть рядом, не обижать других, делиться игрушками, взаимодействовать в игре); - формирование положительных отношений со взрослыми (спокойно выполнять требования, проявлять привязанность, сочувствие, желание оказать помощь); - формирование умений выражать свои эмоции и чувства по отношению к другим людям, ситуациям; - формирование отношений к окружающему миру и себе; - способствовать своевременному развитию самосознания, соотнесению ребенка с полом. 122 Средства: - образец поведения взрослых; - одобрение положительных поступков и порицание негативных; - обучение хорошим поступкам в играх, упражнениях; - проведение специальных показов (театр, картинки); - чтение художественной литературы; - анализ жизненных ситуаций. 4. Задачи эстетического воспитания: - воспитание умения замечать красивое в одежде, природе, окружающей действительности4 - развитие художественной деятельности4 - воспитание эстетического чувства; - формирование потребности в создании красивого вокруг себя. Средства: - ознакомление детей с природой, художественным словом, музыкой4 - развитие изобразительных, музыкальных и др. умений; - рассматривание объектов, вызывающих эстетические чувства; - создание вокруг ребенка окружающей обстановки с точки зрения гармонии и эстетического вкуса; - эстетический вид взрослых. 5. Задачи трудового воспитания: обучение начальным формам трудовой деятельности: - все формы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, подготовка ко сну, приему пищи и др.); - посильная помощь взрослым и другим детям4 - участие в уборке игрового уголка, обеденного стола; - полив цветов. Средства: - знакомство с разными видами труда, трудовыми действиями и операциями4 - наблюдение за трудом взрослых; - совместное со взрослым выполнение трудовых действий; - целенаправленное обучение трудовым умениям; - выполнение несложных поручений взрослых. Весь этот спектр задач решается системно в семье и дошкольном учреждении при единстве требований к личности и деятельности со стороны взрослых. Терпение, одобрение успехов, единство требований, повторяемость в формировании умений, навыков и привычек, эмоциональная насыщенность процесса воспитания являются необходимым условием его эффективности. 123 Организация процесса обучения детей раннего возраста Процесс воспитания непосредственно связан с обучением ребенка. Психолого-педагогические исследования доказали возможность и эффективность обучения детей раннего возраста, восприимчивость детей к усвоению нового, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они представлены в доступной форме. Обучение детей раннего возраста осуществляется: - в повседневной жизни; - во всех режимных процессах и видах деятельности; - на специально организованных занятиях; - в дидактических играх; - в индивидуальном общении со взрослым. Занятие является специальной формой обучения детей раннего и дошкольного возраста. На занятиях дети: - приобретают основы знаний об окружающем мире (эти знания должны углублять, систематизировать занния, полученные в повседневной жизни); - системно и целенаправленно развиваются психические процессы; - формируются элементарные учебные навыки (слушать, действовать по заданию, отвечать на вопросы и др.); - усваивают правила поведения на занятии; - учатся взаимодействовать с другими. Занятия с детьми 1-ого года жизни проводятся индивидуально; - на 2-ом году в подгруппах по 2-3 человека, ко второму полугодию до 6 детей; - на 3-ьем году жизни группу делят пополам. При объединении в подгруппы учитывается возраст детей (имеет значение 2 3 мес.), уровень и темпы развития. Состав подгрупп в течение года должен быть подвижным исходя из продвижений детей, заболеваемости и др. причин. Организуя занятия с детьми раннего возраста, педагог должен: 1) Знать и учитывать возраст и индивидуальность детей, их возможности. 2) Поддерживать интерес всех детей к занятию, постоянно владеть их вниманием (эмоциональность педагога, смена деятельности, сюрпризные моменты, опора на опыт детей, выдерживание временных рамок, использование разнообразной наглядности, привлекательных, ярких предметов, пособий). 3) Выстраивать короткие, четкие, понятные детям речевые конструкции, использовать художественное слово. 4) Применять наглядно-действенные методы и приемы обучения: смотреть – слушать – действовать с предметом. Ребенку надо дать возможность проявлять активность и отношение к предмету, максимально задействовать все анализаторы ребенка. 5) Повторять осваиваемое содержание материала несколько раз, но внося изменения в методы обучения, характер наглядности (повтор до 4 раз, 124 затем перерыв до 2 недель и вновь вернуться к этому материалу для закрепления). 6) Проводить занятия с детьми 2-ого года жизни 5 10 минут; 3-ьего года жизни 10 – 15 минут. При этом отслеживаются признаки утомления (двигательное беспокойство, побледнение или покраснение кожи, легкое покашливание, отвлечение внимания). 7) Не принуждать детей к занятию, а использовать разнообразие методов стимулирования их познавательной активности. 8) С детьми от 1 до 3 лет проводится 10 занятий в неделю, по 2 занятия в день, по одному в первой и второй половине дня. Так же с целью формирования кругозора детей с ними проводятся познавательные наблюдения, эксперименты на прогулке. Так же имеют место индивидуальные занятия с детьми по формированию и закреплению необходимых знаний, умений. Эти занятия проходят в повседневной жизни, в дидактических играх. 9) В раннем возрасте проводятся занятия: изобразительного цикла, музыкальные, физкультурные, познавательные, по развитию речи, по формированию трудовых умений и навыков, занятия по конструированию, игры-развлечения. 10) Воспитатель составляет сетку занятий на неделю, в которой распределяются занятия в течении дня, недели, их количество и виды (с ориентацией на образовательную программу). 4. Основные принципы организации жизни детей в группах раннего возраста Организация жизни – целенаправленное введение, сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в группах ДОУ, а так же создание необходимых условий для реализации задач воспитания, обучения и развития детей. Принципы организации жизни детей в группах ДОУ были выделены А.П. Усовой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. Н.М. Щеловановой, Н.М. Аксариной. 1. Совместный образ жизни детей в каждой возрастной группе – обеспечение одинаковых условий для развития детей группы. 2. Возрастной принцип комплектации группы – каждая группа определяет пребывание в ней детей одного или двух возрастов. Для групп раннего возраста: - 1-ая группа раннего возраста (дети первого года жизни); - 2-ая группа раннего возраста (от 1 до 2 лет); - 1-ая младшая группа (дети от 2 до 3 лет). 3. Создание материальной среды группы. Необходимой для разносторонней деятельности и общения детей (наличие игр, игрушек, 125 уголков, зон для развития, специальных помещений – залов, кабинетов, мест уединения, обстановки). 4. Постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня – особенностям возраста определяют различия в режиме дня, смены сна, бодрствования, занятий, игр. 5. Введение разных видов деятельности, их сочетание, чередование, в соответствии с возрастом, ролью в развитии. 6. Организация жизни детей, направленной на охрану здоровья и жизни. 7. Соблюдение эстетических требований к организации жизни и педагогического процесса.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.