Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятийный аппарат педагогики






Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует своими понятиями: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс. Сущность педагогики, закономерности воспитания, обучения, педагогического процесса раскрываются с помощью таких понятий, как метод, средство, прием, принцип, урок, занятие и др. Кроме того, педагогика использует понятия, которые очень важны для нее, но основными являются для других наук (развитие, среда, формирование, деятельность, личность и др.). Это так называемые междисциплинарные понятия. С другой стороны, многие науки (психология, социология, физиология, этнография, история и др.) используют основные педагогические понятия, которые выступают для этих наук как междисциплинарные.

Каждая наука имеет свой предмет, т.е. она изучает определенную область действительности. Для педагогики такой областью действительности является воспитание. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Поэтому самое основное понятие педагогики - воспитание, все остальные понятия конкретизируют и расширяют его. Тем не менее общепринятого определения понятия воспитание нет, оно многозначно. Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом. Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Подготовка ребенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т.д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле. Специфика воспитания как социального явления заключается в том, что оно возникло с момента становления человеческого общества, существует столько, сколько существует общество, и будет действовать, пока существует общество. Воспитание – категория вечная и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями. Содержание и характер воспитания в разные исторические времена не остаются неизменными. Изменения происходят под влиянием экономических условий жизни общества, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, воспитание -явление историческое. Однако и в одну и ту же историческую эпоху воспитание детей, относящихся к разным классам общества, различно. Господствующие классы используют воспитание для укрепления своей власти, своего положения в обществе. Таким образом, можно говорить о классовом характере воспитания. Воспитание - это всегда воздействие на воспитуемого извне. Однако не все внешние воздействия оказывают воспитывающее влияние на ребенка. Дело в том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, т. е. через особенности формирующейся психики, личности. Одни воздействия ребенок воспринимает активно, другие - пассивно. Даже простое напоминание педагога о необходимости помыть руки после прогулки вызывает у каждого из воспитанников свои чувства, действия, формы поведения (одни побегут с радостью, потому что любят воду или хотят заслужить похвалу педагога; другие сделают это по привычке; кто-то - постарается устраниться от этой процедуры). Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят свое поведение. Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. В. А. Сухомлинский писал, что истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание» (Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1971. - С. 49). Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, благодаря становлению самостоятельности («Я сам»). Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное - с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание - это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т.д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто-то упал, испачкался). В работе с маленькими детьми важно стимулировать у них желание стать лучше, внушать, что это им по силам, радоваться малейшим успехам. Поступление в школу как бы высвечивает недостатки в поведении, деятельности, и ребенок начинает их осознавать. Дети могут заниматься эпизодическим самовоспитанием: делать утром зарядку, чтобы быть сильными; тренироваться в штриховке для совершенствования навыков письма. Задача педагога - придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности. Воспитание и самовоспитание органически взаимосвязаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой стороны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействиям взрослых. В связи с этим уместно напомнить слова Ш. А. Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика -это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя» (Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988. - С. 43). Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пластичностью, изменчивостью свойств личности, способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать, передавать опыт других людей, т. е. способностью к развитию. Под развитием понимают происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе. Развитие - это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности). Формирование - это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать – это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество. Можно, например, формировать у детей приемы запоминания, культурно-гигиенические навыки, понятия о друге и дружбе и т. п.Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспитанников детского сада и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие. Понятие образование, будучи одним из важнейших в педагогике, не имеет однозначного определения. Так, в советской педагогике под образованием понимался процесс (и результат) усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В Законе РФ «Об образовании» (1991) образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Таким образом, подчеркивается интегративный характер образования как единства близких педагогических процессов - воспитания, обучения, просвещения. Педагогика - единственная наука об образовании. Педагогический процесс - это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. В ходе педагогического процесса происходят изменения во всех его участниках. Современная педагогическая наука возникла не на пустом месте: она, как и другие науки о человеке, имеет много источников.

7. Дошкольник как субъект педагогического процесса в ДОУ 51 Осознание общетеоретического понимания содержания понятий " субъект", " объект", изучение проблемы субъекта образовательного процесса в педагогике позволяет перейти к специфике рассмотрения этого явления в дошкольной педагогике. Кто является субъектом педагогического процесса в дошкольном учреждении? Кто он – партнер педагога? Какими особенностями он обладает на разных этапах дошкольного детства? Итак, мы знаем, что дошкольный период – период от 0 до 6 (7) лет. Вместе с тем, дошкольное детство подразделяется на ряд возрастных этапов, характеризующихся относительной самостоятельностью и специфичностью. Принадлежность к каждому этапу определяется анатомическими, физиологическими, физическими, психическими показателями. Следуя возрастной периодизации Эльконина Д.Б., обозначим эти этапы. Младенческий возраст (от рождения до 1-го года) – включает в себя этап новорожденности (от рождения до 1, 2 месяцев). Ранний возраст (от 1 до 3 лет). Преддошкольный возраст (от 3 до 5 лет). Собственно дошкольный возраст (от 5 лет до поступления в школу). Вопрос о точных хронологических границах дошкольного возраста остается дискуссионным. В разных странах мира дети приступают к школьному обучению от 5 до 7 лет. В РФ, как вы знаете, школьный возраст начинается с 6, 7 лет. Определяя собственную позицию в этом вопросе, необходимо помнить, что переход на школьную ступень должен быть физиологически и психологически обусловленным. Это значит, что ребенок по состоянию здоровья, уровню развития психических процессов должен соответствовать необходимому для младшего школьника уровню. При этом не всегда хронологический возраст ребенка совпадает с необходимыми требованиями к этому периоду развития. И специалистам дошкольного образования, и родителям важно это учитывать, своевременно осуществляя подготовку ребенка к школьному обучению. Характеристика каждого возрастного этапа в рамках дошкольного периода будет выступать задачей самостоятельной работы и темой семинарского занятия. 5. Развитие субъектных качеств ребенка дошкольного возраста Ребенок становится субъектом и приобретает соответствующие признаки не сразу и не случайно. Его развитие, становление сознательной активности, инициативы, творчества, приобретение постепенно свободы и ответственности происходит совместно со взрослыми – сначала с родителями и близкими, а затем с помощью педагогов. Становление ребенка-субъекта может произойти только в случае, если в процессе его воспитания и обучения взрослые направлены на развитие субъектных свойств и качеств детей с самого раннего детства. И, наоборот, подавление активности и стремления ребенка к самостоятельности ведет к становлению пассивной личности, или личности, отличающейся нервозностью и негативизмом. Систематическое ограничение активности ребенка тормозит 52 его развитие. Оно протекает значительно дольше, с большим количеством психических и физических затрат, сопровождается капризами, продлением во времени кризиса 3-х лет, а затем и других возрастных кризисов. Таким образом, наша задача определить и осмыслить возможности взрослого в становлении ребенка субъектом деятельности, познания и общения. Под взрослыми мы будем понимать широкий спектр людей, близких к ребенку в семье и специалистов ДОУ, профессионально и целенаправленно способствующих развитию детей раннего и дошкольного возраста. Каковы же эти возможности? В педагогике не может быть однозначных рецептов, как в кулинарии. Мы имеем дело с детьми, личность каждого из которых своеобразна. Все они находятся в разных психологических, педагогических, материальных и др. условиях развития. Не одинаковы и люди, занимающиеся их воспитанием в семье и образовательном учреждении. Однако существуют общие, применимые для всех рекомендации, реализация которых помогает решать обучающие, воспитательные, развивающие задачи. 1. Взрослые, окружающие ребенка, должны быть мотивационно готовы относится к нему как равноправному участнику взаимодействия. Важно осознавать, что относится к ребенку как к самостоятельной личности, без повсеместного подавления ее активности (например, с целью поддержания порядка дома, в групповой комнате) значительно труднее, чем самому регулировать действия и поступки воспитанника. Однако тем выше будет и результат совместной работы. 2. Основным фактором, влияющим на становление дошкольника субъектом жизнедеятельности, по мнению Лисиной М.И., выступает его конструктивное общение со взрослым (6). Он стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности через выражение своего отношения к окружающему и оценочный подход. Взрослый организует деятельность ребенка с самого раннего возраста, обеспечивая накопление им индивидуального опыта, представляет образцы деятельности, дает критерии ее правильного выполнения. Он же организует совместную деятельность со сверстниками, помогая детям усвоить правила поведения в разных ситуациях общения. Функцией взрослого является стимулирование самостоятельной, творческой активности ребенка в ходе занятий, игр, трудовой деятельности, оказание ему необходимой, дозированной помощи. 3. В становлении ребенка субъектом жизнедеятельности важна позиция взрослого по отношению к дошкольнику. В практике воспитания сегодня просматривается целый ряд таких позиций. 1) Позиция невнимательности к достижениям ребенка, которые кажутся взрослым незначительными. Как следствие, ребенок, не дождавшись положительной оценки, поддержки и внимания начинает действовать отрицательно, желая утвердиться, привлечь внимание к себе. Недооценка взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению – взрослый прерывает деятельность ребенка, нарушает его планы. Прерывание приводит к протестам, у ребенка не формируется умение доводить 53 дело до конца, снижает ценность и смысл дела, тормозит его инициативу. Такая деятельность взрослого ведет к формированию у ребенка " комплекса беспомощности" – его действия скудны и однообразны, не проявляется самостоятельность и инициатива. Дошкольнику необходимо дать возможность реализовать свое намерение, постепенно переключая его на выполнение режимных процессов. 2) Позиция безнадзорности и безразличия – ребенок в раннем и дошкольном возрасте не выносит безразличия и всяческими способами добивается реакции взрослого. Результатом длительного проявления взрослыми такой позиции становится детский негативизм, выражение протеста в различных формах, а также ярко выраженная пассивная позиция ребенка по отношению к окружающему. Все эти проявления не способствуют полноценному развитию ребенка, его положительных качеств, психических процессов. 3) Позиция " строгих взрослых", которые пристальное внимание уделяют поступкам детей, их незнанию и неумению. Положительные стороны не отмечаются и воспринимаются как должное. В этом случае дети систематически получают отрицательные оценки своих неуспехов и промахов, выступают объектом сравнения с другими детьми. Как следствие, они имеют заниженную самооценку (вплоть до низкой). Отрицательная оценка угнетает инициативу, самостоятельность, активность ограничивается боязнью промахов. 4) Позиция " восторженных взрослых" – они поощряют успехи, положительные стороны, подчеркивают незначительные достижения. Дети становятся малочувствительными к отрицательной оценке других взрослых или сверстников, их самооценка неадекватно завышена. Осознание ее неадекватности на определенном возрастном этапе обусловливает конфликт, как правило, имеющий ярко выраженное негативное внутреннее и внешнее выражение. 5) Позиция " справедливых взрослых" – в равной степени замечают успехи и неудачи, соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется и что порицается. Они уверены в себе, их самооценка адекватна. Справедливая оценка взрослых развивает в ребенке сознательное поведение, уверенность в себе и др. 6) Субъект-субъектная позиция взрослых предполагает соответствующее отношение к ребенку как инициатору самостоятельной творческой деятельности, как уникальной личности, обладающей индивидуальностью, неповторимостью, как к человеку, имеющему собственные цели, потребности, интересы, пусть пока непостоянные, не сформировавшиеся, но между тем те, которые нужно учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития. Как мы знаем, положительная оценка действий, поступков ребенка, является важнейшим фактором его развития, регулирования активности. Поощрение взрослых является одним из основных способов развития самосознания подрастающей личности. Положительная оценка стимулирует активность, отрицательная – не ведет в дошкольном возрасте к возрастанию инициативы и самостоятельности. Используя порицание, отрицательную 54 оценку в отношении детей раннего и дошкольного возраста, важно знать, что оценивается сам отрицательный поступок, а не ребенок (" Ты не плохой, но ты поступил плохо, неверно, потому что …"). При оценке деятельности ребенка и ее продуктов необходимо оценить положительное, затем отрицательное и закончить уверенностью в его возможностях. Таким образом, формирование субъектных свойств и качеств дошкольников необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребенка в позицию равноправного участника взаимодействия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.

9. Ребенок как объект педагогического исследования Рассматривая ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, мы должны отметить, что такая позиция по отношению к каждому человеку не постоянна, она сменяема в системе отношений " человек – человек". Каждый из нас может находиться в разных позициях. Понятие объект мы применили по отношению к абстрактному дошкольнику, чьи анатомо-физиологические, психологические и другие особенности являются предметом изучения различных наук (психологии, анатомии, физиологии, педагогики и др.). Возможность отношения к ребенку как субъекту, эффективность целенаправленного формирования его свойств, качеств, способностей определяется знанием педагогами и родителями особенностей, возможностей данного возраста. К.Д.Ушинский отмечал, что для того чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях. Оптимизация образовательного процесса в дошкольном учреждении, поиск новых систем и технологий во многом определяется адекватностью научно-педагогических, психологических и др. исследований. При изучении особенностей воспитания, обучения, развития ребенка раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности используется целая система исследовательских методов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.