Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделение труда и научно-технические революции (НТР)




Ответ: Закон разделения труда зародился еще в античном обществе, в условиях почти полного отрыва науки и умственной деятельности от за­дач материального производства. Греческие философы активно отстаивали идеи естественной природы разде­ления между умственным и физическим трудом. Так, Платон общественное разделение труда сделал основ­ным принципом построения своего идеального госу­дарства. В организационно-техническом аспекте разделение труда связано с изменением его содержания как способа связи производителя со средствами производ­ства, определяемого уровнем развития производитель­ных сил. В социально-экономическом - соотносится с изменением его характера как спо­соба связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производственных (экономических) отношений. Существенными чертами разделения труда в античную эпоху было развитие кооперации труда, без которой оснащенный примитивными техническими орудиями труд рабов не мог бы обеспечить выполнение титанических работ. Разделение труда в обществе и мастерской осуществлялось не ради сокращения затрат времени на изготовление единицы продукции, а ради достижения совершенства продукта. В конце средневековья переход к мануфактуре в технико-организационном аспекте представлял собой этап прогрессивного развития производства и техники, становления его стройной организации в интересах повышения производительности труда.

Вместе с тем разделение труда выявило свое разрушительное действие на личность работника: разделение труда на умственный и физический достигло своего апогея; резко увеличилась дистанция между уровнем знаний и культуры представителей умственного и физического труда. «Человек, — писал А. Смит, — вся жизнь которого прохо­дит в выполнении немногих простых операций... не имеет случая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность и становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо. Его ловкость и умение в его специальной профессии представляются приобретенными за счет его умственных, социальных и волевых качеств. Но в каждом развитом цивилизованном обществе именно в такое состояние должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, т. е. главная масса народа». Разделение труда меняет качественно свой характер и становится революционным, когда наука превращается в необходимый компо­нент производства. Первое проявление воздействия науки на разделение несет в себе возможность преодоления профессиональной деградации и удовлетворения возникающей потребности производства в универсальной рабочей силе. Воплощаясь в автоматические системы машин, наука постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих, требуя их постоянного переучивания. Другое проявление воздействия науки на разделение руда внутри предприятия связано с главным направлением в изменении функций рабочего: внедрение в производство научных достижений изменяет пропорции между совокупностью функций, связанных с затратой умственной энергии и физической энергии. Соотношение затрат умственного и физического труда становится главным показателем научно-технического прогресса.Превращение науки в непосредственную производительную силу влечет за собой коренные изменения не только в функциях рабочих, но и в комбинациях процесса труда. Например, если до середины XX в. определяющее воздействие на экономику США оказывало небольшое число отраслей (электроэнергетика, строительство железных дорог, автомобилестроение), то в 90-е годы XX в на эко­номику активно воздействуют примерно 180 новых видов производства (атомная промышленность, ракетостроение, станкостроение с программным управлением, микроэлектроника и др.). Новые отрасли производства создаются на новой технической основе, а традиционные отрасли, стремясь выстоять в конкурентной борьбе, проводят модернизацию. Развитие крупной промышленности, которая основана на системе машин и применении достижений науки в производстве, резко сокращает сроки, отделяющие открытия и изобретения от их практического использования. Например, между открытием принципа фотографии и началом его использования прошло 102 года (1727-1829), телефона - 56 лет (1820-1876), для телевидения этот срок сократился до 14 лет (1922- 1936), для транзистора — до 5 лет (1948—1953), для лазера - до 5 лет (1956-1961) и т.д. Разделение труда, НТР связаны с развитием системы образования. В развитых странах складывается ситуация, характеризуемая тем, что абсолютные объемы затрат на образование и профессиональную подготовку и переподготовку возрастают. В результате повышается уровень образования и профессиональной подготовки.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.