Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III группа. Страны с низким уровнем развития науки. 2 страница




Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приобрело развитой формы. Следовательно, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего своевременного разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических исследований и представлений, т.е. когда ни одна из современных теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно науке о предмете исследования. Таким образом, если во введении студенту в курсовой и дипломной работе, магистранту, аспиранту, соискателю в диссертации удается показать, где происходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему уже бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее основную суть. Отдельные исследования квалификационных работ ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении отдельных частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции. Между тем исследователи часто избегают брать узкие темы. По нашему мнению, это неправильно, поскольку дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и малосамостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и исследовать, и писать не о чем, но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает и исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал. От доказательства актуальности выбранной темы исследователю весьма логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью в квалификационной работе. Это обычно делается в форме перечисления (например, изучить …, описать …, установить …, выяснить …, вывести формулу …, определить зависимость … и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Далее в соответствии с логической схемой исследования (рис. 2) исследователем формулируются объект и предмет исследования. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для специального изучения. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса познания соотносятся между собой как общее и частное, поскольку в объекте выделяется та часть, которая и служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследо­вательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Очень важным следующим этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в извлечении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в научной работе цели. Описание процесса исследования является основной частью научно-исследовательской работы, в которой освещаются методика, техника, технологии, операции исследования с использованием логических законов и правил. Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на консультациях с руководителем, заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы. Заключительным этапом являются выводы, которые содержат все то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.
Литература
1. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и процедура защиты: практ. пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось–89», 1997. – 304 с. 2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. – М.: «Ось-89», 1998. – 208 с. 3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. – 317 с. 4. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и немец./ Общ. ред. и авт. вступ. И.С. Нарский.– М.: Прогресс, 1986.–542 с. 5. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.
3.4. Научные методы познания в исследованиях
В методологии научных исследований выделяют два уровня познания: – эмпирический –наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов эксперимента, наблюдений; – теоретический – построение и развитие научных гипотез, теорий, формулировка законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий. Исходя из методологии диалектического материализма различают следующие методы научного познания: общенаучные и конретно-научные (частные). Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования. Анализ – это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом. Синтез –метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (например производительность труда по производственному объединению в целом). Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов этого множества. Так, например, изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда, по каждому отдельному предприятию, а затем данные обобщаются в целом по производственному объединению, в состав которого входят все эти предприятия как производственные единицы. Дедукция –метод логического умозаключения от общего к частному, когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его отдельных элементов. Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется производительность труда в целом по объединению и далее по его производственным единицам. Аналогия – метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений, например, производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями товарную продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности. При использовании этого метода полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия. Затраты на такой метод конечно меньше, а вот достоверность полученных выводов оказывается несколько ниже. Сравнение – метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности. Измерение – метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измерения. Исторический подход – метод научного познания, в процессе которого происходит воспроизведение истории изучаемого объекта, явления во всей ее многогранности с учетом всех случайностей. Логический подход – метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных несущественных фактов. Моделирование – метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог (модель), содержащий существенные черты характеристики оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с помощью ЭВМ (например транспортные маршруты при автомобильных перевозках грузов). Абстрагирование – (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период времени прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период. Конкретизация –метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития. Так, например, перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов эффективности применения новой техники и технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов и др. Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п. Единой методики системного анализа в научных исследованиях, к сожалению, пока не имеется. В практике исследований он применяется путем использования следующих методик: – процедур теории исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования; – анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности; – системотехники, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности АСУ, технологических процессов и др.). Комплексный анализ – метод всестороннего изучения объекта, явления в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод исследования объекта (явления, изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Важнейшими его принципами являются следующие: – функциональный подход при исследовании функций объекта и его элементов с целью наиболее полного удовлетворения заданных требований в выборе рациональных путей их реализации; – народнохозяйственный подход к оценке потребительских свойств и затрат на разработку, производство и использование объекта; – соответствие полезности функций затратам на их осуществление; – коллективное творчество, использующее методы поиска и формирования технических решений, качественной и количественной оценок вариантов решений. Целевой функцией ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительской стоимостью объекта и совокупными затратами на его разработку, снижение себестоимости выпускаемой товарной продукции и повышение ее качества, роста производительности труда. Формализация –метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например, представление себестоимости продукции специальной формулой (математической зависимостью), в которой при помощи символов изображены статьи затрат. Гипотетический метод (от греч. – основанный на гипотезе) – основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверно научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, телекоммуникационных и мобильных средств связи, себестоимости новых видов товарной продукции и т.п.). Аксиматический метод предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Прежде всего, это относится к использованию экономических законов, трудов классиков, научных исследований, являющихся аксиоматическими знаниями научной теории, используемой для дальнейшего развития науки. Создание теории – это метод обобщения результатов исследования, нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространения результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надежности проведенного экспериментального исследования. В эмпирических исследованиях применяются наряду с общенаучными также специфические методы формирования эмпирического знания прикладного характера. Это преимущественно чувственные методы человека – ощущения, восприятия и представления. Однако эмпирические знания не всегда часто чувствительные. Простая констатация результатов наблюдения таких как, например, «превышение издержек производства против запланированных на столько-то», еще не есть научное знание. Оно становится научным тогда, когда определена их причинная связь наблюдением и экспериментом, т.е. выявлены и изучены факторы, вызвавшие превышение издержек, и намечены мероприятия по устранению недостатков. Наблюдение – метод изучения предмета путем его количественного измерения и качественной характеристики. Применяется при изучении трудоемкости изделий путем хронометражных наблюдений, при контрольном раскрое сырья, расхода материалов, выполнения технологических операций и т.п. Эксперимент – научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований. Виды экспериментов представлены в Приложении 6. Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях, например проведение эксперимента в ряде отраслей народного хозяйства по применению новых систем планирования, управления и стимулирования. Экспериментальные исследования могут проводиться в научной лаборатории с использованием специальной лабораторной установки или без нее, на предприятиях на действующих образцах продукции с использованием опытно промышленной установки или без нее, в полевых условиях с использованием определенного набора научных средств, специальных научных приборов и оборудования. Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук, например экономических. Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук. Так, например, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики, они характеризуются взаимопроникновением, выходом за пределы области знания, в рамках которой они сформировались. Методы экономического анализа применяются в научных исследованиях других экономических наук. Следовательно, общенаучные методы исследования применяются во взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических исследованиях.
Литература
1. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1997. – 304 с. 2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. – М.: «Ось-89», 1998. – 208 с. 3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. – 317 с. 4. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и немец./ Общ. ред. и авт. вступ. И.С. Нарский.– М.: Прогресс, 1986. – 542 с. 5. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с. 6. Кузнецов И.Н. Научные работы. Методика подготовки и оформления. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Амалфея, 2000. – 544 с.
3.5. Методы познания в исследованиях экономической деятельности
Мир экономики, а также коммерции, настолько сложен и многообразен, что его исследование нельзя начинать с законченного целого, как он представляется нам в чувственном созерцании. Поэтому мы в настоящее время вынуждены упрощать и схематизировать его, изучать по отдельным частям, выделяя наиболее важные экономические явления и процессы. Абстрагирование как метод экономического исследования.Как показывает термин абстракция, указанный нами выше и означающий отвлечение или выделение определенных свойств, особенностей или отношений некоторых объектов, явлений и процессов, в ходе экономического исследования происходит не отбрасывание несущественных свойства, обнаружение существенных. Во-первых, различие между существенными и несущественными свойствами и отношениями является относительным и зависит от характера и целей исследования. Во-вторых, в реальных процессах они находятся в единстве и поэтому несущественные свойства нельзя отбрасывать как просто случайные. В действительности в экономических исследованиях абстрагируются от некоторых свойств и отношений не потому, что они являются нетипичными и несущественными, а для того, чтобы упростить ситуацию и изучать процессы в «чистом» виде. Так, например, изучая зависимость между спросом и предложением товаров в рыночной экономике, сначала анализируют самое простое, элементарное отношение между количеством и ценой товарной продукции, которое любой покупатель может ежедневно наблюдать на рынке. Математически это отношение выражается обратной пропорциональной зависимостью: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше его покупают. Очевидно, что при этом отвлекаются от ряда других факторов, которые также влияют на спрос и усложняют общую картину зависимостей и влияний. Например, от уровня доходов населения, возможности заменить одни товары другими, например кофе – чаем, от налоговой политики государства, влияния монополий на цены, теневой экономики на конъюнктуру рынка и т.д. Кроме того, спрос нельзя научно изучать отдельно, не учитывая особенностей предложения, которое в свою очередь зависит от производства товаров, достигнутого уровня качества и полезности, от уровня развития различных форм и инфраструктуры торговли. Все это уже на уровне микроэкономики еще больше усложняет общую картину. Поэтому влияние этих факторов на спрос сначала изучается отдельно, а потом в совокупности. Когда же специалисты переходят на уровень макроэкономического исследования экономических и коммерческих процессов, то приходится абстрагироваться от ряда других их особенностей. Например, вместо спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках анализировать совокупный спрос и предложение, рассматривать показатели валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД) и т.п. Следовательно, отсюда можно заключить, что абстрагирование представляет собой важнейший элемент экономического научного исследования, при котором сложный экономический (коммерческий) процесс или система в целом расчленяются на отдельные составные элементы, части или подсистемы. Хорошо известно, что в экономической системе различают характерные ее подсистемы: – производство; – обмен; – потребление; – распределение. Такие подсистемы также расчленяются на элементы и изучаются в абстракции от других. Эту стадию экономического исследования принято называть аналитическим этапом, поскольку при этом анализируют либо отдельные свойства, стороны, отношения, либо отдельные части и элементы целого, создавая с помощью абстракции специфические экономические понятия и категории. Чтобы отобразить экономический (коммерческий) процесс или систему в целом, специалистам необходимо перейти к синтетическому этапу исследования, который связан с объединением или синтезом отдельных абстракций, понятий категорий и суждений в единую систему теоретического экономического знания. Именно в результате этого достигается воспроизведение конкретного целостного знания в единой системе абстрактных экономических теорий. Теоретическая экономика, как и любая другая наука, исходит из фактов, но факты эти настолько многочисленны, что без их анализа, классификации и обобщения невозможно не только предсказать новые экономические явления и предвидеть тенденции их развития, но даже просто разобраться в них. К экономическим фактам относятся те, в которых выражаются определенные хозяйственные отношения между группами людей (предприятий), их ресурсные возможности, интересы, стимулы и мотивации к труду. Следует обратить внимание на то, что сами факты не являются конкретными реальными явлениями или процессами экономической жизни, в них отображаются те или иные определенные суждения об этой реальности. Следовательно, их можно отнести и к социальным фактам, которые связаны не столько с индивидуальными, субъективными отношениями и мотивациями, сколько с отношениями межличностными, коллективными, поскольку индивид должен адаптироваться к тем экономическим условиям, которые в данный период времени складываются в обществе вокруг него. От других социальных факторов экономические факторы отличаются в первую очередь тем, что допускают количественные измерения с помощью денег, а это позволяет получать более точное знание об экономической ситуации, складывающейся в рамках как отдельных экономических единиц (семей, фирм, заводов, фабрик, предприятий, отраслей промышленности, рынков, регионов и т.д.), так и экономической системы в целом. Первым шагом в изучении фактов должно быть их точное описание на языке соответствующей экономической теории, которое должно выявить их полноту и достоверность, а также возможность измерения. Однако любое научное исследование, в том числе и экономическое, отнюдь не сводится к простому накоплению разнообразных фактов. Вторым шагом является выявление определенных логических связей и зависимостей между фактами. Для этого необходимо: во-первых, классифицировать факты, т.е. распределить их по определенным группам на базе некоторого общего основания для деления; во-вторых, систематизировать факты, т.е. определить логические отношения между ними. При этом часто оказывается, что некоторые частные факты могут быть логически выведены из более общих. Эмпирические обобщения в экономике имеют главным образом статистический характер, хотя в некоторых простейших случаях могут опираться и на индуктивные умозаключения. В принципе оба вида таких рассуждений имеют единую методологическую основу, поскольку заключение в них делается от частного к общему, но в статистике это частное подвергается тщательному исследованию с помощью репрезентативных выборок и других специальных методик. В экономических исследованиях, как правило, имеют дело не с обособленными, изолированными научными фактами, а с определенной их совокупностью, которую называют статистической, поскольку именно она служит основой статистических обобщений. В случае универсальныхобобщений изучаемое свойство предметов или явлений, например стоимость товаров определенного рода или всего класса в целом, относится ко всем членам группы или класса. В отличие от этого в статистическом обобщении выделяемое свойство характеризует лишь определенный процент объектов. Так, например, при статистическом контроле качества товарной продукции только некоторое число (или %) изделий оказывается бракованным, так что свойство «нестандартности» относится лишь только к этим изделиям. Как статистические, так и индуктивные обобщения имеют лишь вероятностный или правдоподобный характер, поскольку факты, на которых они основываются, составляют сравнительно небольшую часть объектов, а заключение относится ко всей совокупности. В принципе, в природе всегда существует возможность обнаружения фактов, опровергающих обобщение. Чтобы сделать обобщение более надежным, обычно индуктивные и статистические обобщения проверяют с помощью противоположного умозаключения – дедукции. В этих целях из обобщения, как гипотезы, выводят эмпирически проверяемые следствия, которые проще и точнее можно проверить. С помощью индукции или статистики можно, например, сделать обобщение, что с ростом цен на энергоносители соответственно возрастают издержки на производство товаров и оказание услуг. Это обобщение легко проверить путем дедукции отдельных конкретных фактов, а именно цен на отдельные виды и ассортимент товаров и оказываемых услуг. Очевидно, что чем больше будет фактов (по числу и разнообразию), подтверждающих обобщение, тем надежнее и вероятнее оно окажется. Наиболее сильными и убедительными являются предсказания, которые выводятся из обобщений и которые относятся к фактам до этого неизвестным. Самыми впечатляющими в этом отношении являются предсказания в точных науках, когда, например, на основе астрономических теорий на десятки и сотни лет вперед просчитываются солнечные или лунные затмения. Экономические прогнозыделаются обычно на основе статистического анализа весьма сложных и запутанных процессов хозяйственной жизни и вследствие этого не могут быть такими же достоверными, как, например, в астрономии и других точных науках. Но в отличие от других социальных наук обладают большей надежностью и точностью благодаря тому, что многие экономические показатели и процессы могут быть измерены количественной мерой – в деньгах. Главное достоинство таких обобщений состоит в достаточной полноте и точности используемых фактов, что обеспечивает возможность выдвижения на их основе более определенных и проверяемых гипотез. Экономические гипотезы и модели. Исходным пунктом теоретического исследования в экономике (коммерции), как и в любой другой науке, служит проблема, которая свидетельствует о возникновении противоречия, или несоответствия, между новыми экономическими фактами и старыми способами их объяснения. В качестве предварительного решения научной проблемы выдвигается одна или несколько альтернативных гипотез, поскольку одни и те же экономические факты могут быть объяснены различными способами. После того, как гипотезы будут ясно и точно сформулированы, начинается их всесторонняя разработка. Теоретическая и эмпирическая разработка экономических гипотез осуществляется по общей логической схеме научного исследования, подробно рассмотренной нами в разделе темы 3.3. данного учебного пособия. Сначала гипотеза проверяется на логическую непротиворечивость, т.е. взаимную согласованноcть входящих в нее утверждений, затем она обосновывается эмпирически путем указания соответствующих релевантных фактов, которые с той или иной степенью вероятности подтверждают ее. Затем гипотеза разрабатывается теоретически: во-первых, устанавливается преемственность предшествующего научно-обоснованного и надежного экономического знания, в особенности законов, теорий, положений и принципов теоретической экономики; во-вторых, из гипотезы по правилам дедукции выводятся эмпирически проверяемые следствия, которые могут быть непосредственно сопоставлены с конкретными уже известными экономическими данными. Наконец, если это возможно, то гипотеза используется для предсказания новых фактов или перспективного прогноза экономических процессов и ситуаций. Экономические обобщения, о которых сообщалось выше, можно рассматривать так же, как эмпирические гипотезы, если в них не встречаются теоретические термины, за исключением математических, которые необходимы для количественных измерений экономических показателей. В теоретических гипотезах приходится опираться на абстрактные экономические понятия, которые хотя непосредственно и не связаны с эмпирикой, но в состоянии при соответствующей интерпретации охватить значительно большое количество экономических фактов. Возможность количественного измерения экономических величин предопределяет широкое использование математических методов как в прикладной, так и в фундаментальной, теоретической экономике. В последнее десятилетие для изучения хозяйственной деятельности и прогнозирования экономических процессов все больше используются математические модели. В них с помощью математических уравнений и функций отображаются реальные зависимости между величинами, характеризующими исследуемые экономические процессы. Преимущество таких моделей состоит в том, что в них в точной математической форме выражены не только результаты текущей хозяйственной деятельности экономических единиц отдельных домохозяйств, предприятий, объединений, фирм и отраслей народного хозяйства, но спрогнозировано с относительной точностью их дальнейшее развитие.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.