Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические предпосылки. «изучая прошлое, мы познаем настоящее»






«Изучая прошлое, мы познаем настоящее»

В этой главе описаны основные вехи становления технического анализа в Японии. Те, кому не терпится поскорее добраться до сути дела (т.е. собственно до принципов построения и применения свечей), могут пропустить эту главу. Но они многое потеряют, потому что история свечей содержит немало захватывающих страниц.

Одним из первых, кто начал предсказывать движение цен в будущем, основываясь на прошлых ценах, был легендарный японец Мунехиса Хомма (1). Торгуя рисом в 1700-х годах, он сумел нажить огромное состояние. Прежде, чем я подробнее расскажу об этом незаурядном человеке, мне хотелось бы остановиться на экономическом положении Японии времен торговых успехов Хоммы. Мы рассмотрим период японской истории с конца XVI и до середины XVIII века. За этот период 60 раздробленных японских провинций объединились в единое процветающее государство.

С 1500 по 1600 годы на территории Японии шли непрерывные войны, поскольку каждый крупный феодал (дэймьйо) стремился подчинить себе соседние территории. Этот столетний период называют «Веком войны в стране». Повсюду царил хаос. Во второй половине XVI века три выдающихся генерала Нобунага Ода, Хидейоши Тойотоми и Ясу Току-гава начали борьбу за объединение Японии. Им потребовалось 40 лет, чтобы создать единое государство. Их мужество и подвиги навсегда остались в истории, они воспеты в легендах и песнях. Японская поговорка гласит: Нобунага смолол рис, Хидейоши замесил тесто, а Токугава съел лепешку. Иными словами, все три генерала внесли свой вклад в объединение Японии, но сегуном стал последний из трех великих военачальников — Токугава. Его семья правила страной с 1615 по 1867 год. Этот период японской истории называют Сегунатом Токугавы.



Войны, столетиями раздиравшие Японию, нашли свое отражение в терминологии японских свечей. И действительно, искусство торговли сродни военному искусству. И там, и там нужны стратегия, психология, умение выдерживать конкуренцию, умение вовремя отступить и, конечно, везение. Не удивительно, что многие названия свечей, встречающиеся в книге, имеют аналогии с полем битвы: «ночная и утренняя атаки», «три наступающих солдата», «контратака», «надгробие» и т.д.

Централизованная феодальная власть в Японии, возглавляемая Току-гавой, благоприятствовала экономическому развитию страны. Развивалось сельское хозяйство, но, самое главное, росла торговля. В начале XVII века замкнутые и раздробленные рынки японских провинций объединились в единый общенациональный рынок. Понятие единого централизованного рынка явилось одним из тех факторов, которые косвенно способствовали развитию технического анализа.

Хидейоши Тойотоми считал столицей Японии Осаку и всячески способствовал превращению ее в центр торговли. Благодаря выходу к морю (а в те времена путешествие по суше занимало много времени, было опасным и дорогим), Осака стала перевалочным пунктом, через который проходили тысячи товаров. Она превратилась в торговый и ' финансовый центр Японии. Благодаря богатству и огромным запасам продовольствия ее называли «кухней Японии». Осака сыграла важную роль в стабилизации цен, сглаживая региональные особенности предложения. Жители Осаки были одержимы жаждой наживы (в отличие от других городов, где коммерция считалась презренным занятием). Социальная структура Японии той эпохи насчитывала четыре класса. Самым почетным был класс солдат, далее шли крестьяне, ремесленники и купцы. И только в XVIII веке купцам удалось разрушить социальный барьер, отделявший их от более престижных сословий. Даже сегодня традиционным приветствием в Осаке является «Мокаримакка», что означает «получаете ли вы прибыль?»

Житель Осаки Йодоя Кейян стал поставщиком продовольствия армии Хидейоши (одного из трех генералов-объединителей). Он проявил недюжинные способности в транспортировке, распространении и контроле за ценой на рис. Его торговый двор играл настолько важную роль в торговле рисом, что именно там возникла первая рисовая биржа. Он быстро разбогател — слишком разбогател, как оказалось впоследствии. В 1705 году Бакуфу (военное правительство, возглавляемое сегуном) конфисковало все его состояние на том основании, что он живет в роскоши, не соответствующей его рангу. Бакуфу настороженно относилось к усилению мощи купечества. В 1642 году несколько представителей власти и купцов попытались захватить рынок риса. Наказание было суровым: их дети были казнены, сами они — отправлены в ссылку, а их имущество — конфисковано.

Рисовый рынок, возникший сначала на торговом дворе Йодои, был узаконен в конце XVII века с появлением Рисовой биржи Дожимы в Осаке. До 1710 года на бирже непосредственно продавался рис. После 1710 года на ней стали выпускаться и обращаться рисовые купоны — первые в истории фьючерсные контракты.

Рисовая биржа стала основой экономического расцвета Осаки. Здесь работало свыше 1300 торговцев рисом. Поскольку в то время в Японии не существовало единой валюты (предыдущие попытки ввести твердую валюту провалились из-за быстрого ее обесценивания), мерой обмена де факто стал рис. Дэймьйо, нуждающийся в деньгах, посылал излишки риса в Осаку, где их помещали на склад на его имя. Взамен он получал рисовый купон, который в любое время мог продать. Из-за финансовых проблем многие дэймьйо были вынуждены продавать рисовые купоны в счет подати с будущего урожая (в то время подати взимались рисом и составляли 40-60 процентов от урожая крестьянина). Иногда закладывался урожай на несколько лет вперед.

Рисовые купоны активно обращались на бирже. Эти купоны, продававшиеся под будущие урожаи, стали первыми фьючерсными контрактами, а Рисовая биржа Дожимы, где ими торговали, стала первой фьючерсной биржей в мире. Иногда рисовые купоны называли «пустыми рисовыми купонами» (т.е. их обладатели не имели в наличии реального риса). Некоторое представление о том, насколько популярной была фьючерсная торговля рисом, дает следующая цифра: в 1749 году количество пустых рисовых купонов, обращавшихся на рынке, было эквивалентно 110 000 тюкам риса (рис продавался в тюках). В то же время реально в Японии насчитывалось 30 000 тюков риса (2).

В такой экономической обстановке.начинал свою деятельность Хомма, прозванный «королем рынков». Мунехиса Хомма родился в 1724 году в богатой семье. О богатстве семьи Хоммы свидетельствует поговорка того времени: «Я никогда не стану Хоммой, мне достаточно того, что я удельный князь». Когда Хомма возглавил семейное дело в 1750 году, он занялся торговлей рисом на бирже портового города Саката. Саката был крупным перевалочным пунктом торговли рисом. Тот факт, что Хомма — выходец из Сакаты, нашел свое отражение в так называемых «правилах Сакаты», которые довольно часто упоминаются в японской литературе по свечам. Когда отец Хоммы умер, ему было поручено управление семейным капиталом, несмотря на то, что он был младшим сыном. (В ту эпоху наследником отцовского дела обычно становился старший сын). Причиной тому, возможно, были необыкновенные коммерческие способности Хоммы. С деньгами семьи Хомма отправился на крупнейшую рисовую биржу Японии — Рисовую биржу Дожимы в Осаке и начал торговать фьючерсами на рис.

Семья Хоммы имела огромные рисовые плантации. Ее могущество основывалось на том, что ей была доступна информация о состоянии рынка риса. Кроме того, Хомма вел в течение многих лет наблюдения за погодой. Чтобы лучше понять психологию инвесторов, Хомма проанализировал цены на рис за всю историю существования биржи, начиная со времени, когда она находилась в торговом дворе Йодои. Хомма также создал свою собственную систему связи. В условленное время он расставлял людей на крышах домов, и они флагами посылали по цепочке сигналы. Глашатаи стояли на всем пути от Осаки до Сакаты.

Захватив лидерство на рынках Осаки, Хомма отправился на региональную биржу в Эдо (ныне Токио). Его коммерческая сметка позволила ему значительно увеличить свои капиталы. Говорят, ему удалось провести подряд 100 успешных торговых сделок.

Его авторитет был настолько велик, что в народе сложили про него песню, в которой были такие слова: «Когда в Сакате солнечно (Саката — родина Хоммы), в Дожиме облачно (на Рисовой бирже Дожимы в Осаке), а в Курамае (на бирже Курамае в Эдо) идет дождь». Иными словами, когда в Сакате хороший урожай риса, цены на рис падают на бирже Дожимы и обрушиваются на бирже в Эдо. Из песни видно, какое влияние имел Хомма на рисовый рынок Японии.

В последние годы жизни Хомма стал финансовым советником правительства и ему был пожалован почетный титул самурая. Он умер в 1803 году. Считается, что его книги по проблемам рынка были написаны в 1700-х годах. Торговые принципы, применявшиеся Хоммой в торговле на рисовом рынке, положили начало методу свечей, который и поныне широко используется в Японии.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Его имя иногда произносится Сокыо, а фамилия — Хонма. Это показывает, насколько сложен перевод с японского. От переводчика зависит, как трактовать одни и те же иероглифы, из которых состоит имя Хоммы: Сокыо или Мунехиса. Я выбрал английский перевод этого имени, использующийся Японской ассоциацией технических аналитиков. 2 Hirchmeier, Johannes and Yui, Tsunehiko, The Development of Japanese Business 1600-rl973, Cambridge, MA, 1975, p. 31.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.