Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение игрового обучения в вузе






Лекция № 7

Тема: Игровые методы проведения учебных занятий

План

I. Организация и проведение игрового обучения в вузе

II. Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения.

2.1. Метод анализа конкретных ситуаций как первичная форма игрового обучения

2.2. Метод клиники.

2.3. Метод рассмотрения аварийных случаев

2.4. Модификации метода «мозговой атаки» при организации игрового обучения

2.4. 1.Метод «прямой мозговой атаки»

2.4. 2.Метод «обратной мозговой атаки»

Литература

.

1. Буланова-Топоркова, М.В.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. / М. В Буланова-Топоркова - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

2. Виленский М.Я. Технологии профессионально - ориентрованного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман под редакцией В.А. Сластенина – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192с.

Организация и проведение игрового обучения в вузе

Игры, применяемые в педагогической практике вузов, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обучающихся. Для учебных игр характерны:

– многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;

– необходимость принимать решения в условиях неопределенности и в обстановке условной практики;

– многообразие условий проведения игры, отличающихся от стандартных, появление которых возможно в будущей практической деятельности специалиста;

– сжатые временные рамки, возможность неоднократной повторяемости ситуаций;

– наглядность последствий принимаемых решений;

– интеграция теоретических знаний с практикой профессиональной деятельности, приобретение навыков работы по специальности;

– широкие возможности индивидуализации обучения.

В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление студентов, но не вообще, а применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций. В ходе игры имеется возможность отменить решение, которое оказалось неудачным, вернуться назад и принять другое, для того чтобы определить его преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. При этом одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, для того чтобы дать возможность обучающимся побывать в разных ролях и предложить в них свои решения.

Учебные игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:

– сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений;

– принятия решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценки эффективности принимаемых решений;

– анализа определенного типа задач;

– установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности;

– работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления;

– абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.

Как и любой другой метод, игра в обучение полифункциональна и может быть использована для формирования и развития разных психологических свойств и качеств человека: профессиональной направленности, умственной самостоятельности, знаний, умений и навыков в той или иной сфере деятельности, творческого решения познавательных и профессиональных задач, организаторских и коммуникативных качеств, оценки и самооценки и т.д. Среди функций игрового обучения можно выделить инструментальную — формирование умений и навыков; гностическую — формирование знаний и мышления; социально-психологическую — формирование коммуникативных качеств студента. Наряду с названными в игровом обучении чаще всего реализуются диагностическая, мотивационная, моделирующая, организационная и креативная функции, а также функции контроля и коррекции.

Необходимо указать, что игры в высшей школе являются одним из важнейших элементов волевой подготовки будущих специалистов. Участвуя в них, студенты приучаются решать профессиональные задачи в сложных, близких к реальным, условиях, проходят своеобразную психологическую закалку.

При оценке игр как метода обучения следует иметь в виду ряд обстоятельств.

Во-первых, игры по сравнению с другими методами обучения обладают одним неоспоримым преимуществом: свойством интегрировать полученные знания применительно к избранной профессии.

Во-вторых, однажды разработанная хорошая игра может использоваться в течение многих лет как эффективный инструмент обучения нескольких поколений студентов. Конечно, содержание игры должно обновляться в соответствии с изменением содержания самой науки.

В-третьих, игровые методы обучения, с помощью которых студенты осваивают профессиональную деятельность и приобретают знания без прямого вмешательства или помощи педагога (последний остается как бы за сценой), - мощное средство пробуждения интереса к содержанию этой деятельности. В условиях увеличения доли самостоятельной работы обучающихся игры представляют собой эффективную форму ее реализации.

В-четвертых, трудно переоценить целесообразность приобретения навыков принятия ответственных решений в обстановке условной практики. Обучение в игре может предотвратить реальные ошибки, которые возникают у будущих специалистов при переходе к самостоятельной профессиональной деятельности.

В-пятых, в игре процесс обучения можно успешно сочетать с задачами исследования, таким образом наглядно демонстрируя обучающимся исследовательский метод в действии. Поэтому при разработке плана проведения игры предусматривается ряд вопросов (проблем), подлежащих исследованию, а также выделение отдельной группы участников игры, в обязанность которой входит хронометраж и фиксирование частных результатов.

В-шестых, неоценимым для будущего специалиста является приобретение опыта комплексной постановки проблемы, согласования индивидуальных приоритетов при групповом выборе решения и его реализации.

В-седьмых, игра способствует развитию группового мышления, умению действовать в составе коллектива, добиваясь выработки обоснованного общего решения.

В-восьмых, игры позволяют опробовать новые формы и правила, структуры управления, нормативы и методики, проверяя их, как на испытательном стенде, в качестве которого выступает сама игра.

Таким образом, игры обладают широкими дидактическими возможностями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.