Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные технологии обучения






II Международный конгресс ЮНЕСКО " Образование и информатика" (1996) стратегическим ресурсом в образовании объявил информационные технологии.

Компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые возможности для интеграции различных действий, тем самым способствуют достижению социально значимых и актуальных в современный период развития общества целей обучения.

Информационные технологии обучения определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

В качестве классификационных признаков программно-технических средств, используемых в образовании, можно выделить:

• дидактическую направленность;

• программную реализацию;

• техническую реализацию;

• предметную область применения.

Рассмотрим в качестве примера классификацию по дидактической направленности.

В литературе встречается несколько подходов к классификации компонентов программно-аппаратных комплексов по дидактической направленности. Например, предлагается, прежде всего, классифицировать знания, передаваемые обучающимся с помощью компьютера, следующим образом. Во-первых, существовало деление знаний на явные и неявные. В дальнейшем, с развитием исследований в области искусственного интеллекта, эти знания стали называться артикулируемыми и неартикулируемыми.

Артикулируемая часть знаний - это знания, которые легко структурируются и могут быть переданы обучающемуся с помощью порций информации (текстовой, графической, видео и т.д.).

Неартикулируемая часть знаний представляет собой компонент знания, основанный на опыте, интуиции и т.п. Эта часть знания охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого опыта, которые не могут быть переданы обучающемуся непосредственно, а " добываются" им в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач. Опираясь на такую классификацию знаний, можно классифицировать образовательные программно-аппаратные комплексы. Технологии, положенные в основу этих комплексов и применяемые для поддержки процесса обучения артикулируемой части знаний, являются декларативными. К ним целесообразно отнести:

• компьютерные учебники;

• учебные базы данных;

• тестовые и контролирующие программы и другие компьютерные средства, позволяющие хранить, передавать и проверять правильность усвоения обучающимся информации учебного назначения.

Возможен и другой подход к классификации программно-технических средств по дидактической направленности. В этом случае современные компьютерные технологии обучения также делятся на два класса:

• системы программированного обучения;

• интеллектуальные системы обучения.

Технология программированного обучения предполагает получение обучающимся порций информации (текстовой, графической, видео – все зависит от технических возможностей) в определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках учебного курса, определенных преподавателем.

Интеллектуальные системы обучения отличаются такими особенностями, как адаптация к знаниям и особенностям учащегося, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воздействия, определение причин ошибок учащегося. Для реализации этих особенностей интеллектуальных систем обучения применяются методы и технологии искусственного интеллекта.

Структура интеллектуальных систем обучения содержит общие и специальные знания трех классов:

• о предметной области;

• о стратегии обучения;

• об учащемся (модель обучающегося).

В интеллектуальных системах обучения эти знания представлены в соответствующих базах знаний с помощью различных методов и средств. При этом в модели обучающегося выделяются три компонента, каждый из которых включает процедурную и декларативную составляющую:

• база знаний обучающегося;

• диагностика его знаний и выполняемых заданий;

• алгоритм формирования новых заданий.

Модель обучающегося постоянно обновляется в ходе обучения в соответствии с изменениями отражаемых ею характеристик обучаемого.

Деление технологий разработки программно-аппаратных комплексов на системы программированного обучения и интеллектуальные системы обучения не может быть строгим, так как системы одного класса могут включать в себя и элементы другого.

Для реализации интеллектуальных систем обучения используются следующие средства:

• экспертные системы;

• гипертекстовые системы;

• системы мультимедиа;

• программы деловых игр;

• динамическая графика и анимация.

Можно выделить следующие основные виды программно-методических комплексов:

• поддержки лекционного курса;

• моделирования процесса или явления;

• моделирования функционирования технической системы (обучение ее использованию и (или) управлению);

• тестовые и контролирующие программно-методические комплексы;

• электронный учебник;

• сборники и генераторы задач;

• справочные информационные системы;

• игровые учебные программы;

• интегрированные обучающие системы;

• экспертные интегрированные программно-методические комплексы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.