Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод самостоятельной работы, особенности его использования в вузе






Эффективная подготовка обучающихся в вузах невозможна без их целеустремленной самостоятельной работы. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения, без консультирования со стороны профессорско-преподавательского состава. Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний (в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Она организуется, обеспечивается и контролируется соответствующими кафедрами.

Самостоятельная работа студентов предусматривает, как правило, написание рефератов, выполнение расчетно-графических задач, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель этого вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Известный ученый академик А.Н. Крылов всю жизнь пропагандировал, что основная задача вуза - «научить умению учиться», и никакая школа не может выпустить законченного специалиста: профессионала образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь. И это «умение учиться» наиболее полно развивается на самостоятельных занятиях. Самостоятельные занятия под руководством преподавателя обеспечивают более эффективную подготовку и качество усвоения теоретического материала, приобретение определенных практических навыков студентов, по сравнению с самостоятельной работой, проводимой без преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя является одним из видов учебных занятий. Она проводится с целью приобретения навыков работы над источниками по данной учебной дисциплине, фундаментального изучения теоретических положений, отдельных вопросов и тем учебных программ, разработки курсовых работ (проектов, задач), написания рефератов, выполнения индивидуальных расчетно-графических работ, изучения техники и приобретения практических навыков на учебно-тренировочных комплексах и т.п.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя должна быть логически взаимосвязана с другими видами учебных занятий.

Материал, подлежащий изучению на самостоятельных занятиях, намечается при разработке программы. Педагогическая практика вузов по организации самостоятельных занятий под руководством преподавателя свидетельствует о том, что материал, выделяемый на такие занятия, должен удовлетворять следующим требованиям:

♦ быть изложенным в учебнике достаточно полно и с примерами; наличие достаточного количества литературы, учебных пособий, учебно- методических материалов, образцов техники по избранной тематике является непременным и обязательным условием для успеха таких занятий;

♦ содержать сведения, углубляющие знания, полученные на лекции;

♦ по возможности не вводить новых понятий, а конкретизировать представления об уже усвоенных понятиях и определениях;

♦ содержать проблемные, еще не полностью решенные вопросы;

♦ требовать настойчивой углубленной работы и обдумывания.

Содержание каждого занятия должно тщательно продумываться, обсуждаться на заседании кафедры и вноситься в тематический план изучения дисциплины.

Первоначальный объем учебного материала, выносимого на один час самостоятельного занятия, не должен превышать того объема, который преподаватель планировал бы на один час лекции (практического, группового или иного занятия) по этой теме. По продолжительности самостоятельное занятие под руководством преподавателя может быть от двух до четырех часов. Считается, что на два часа самостоятельных занятий можно выделять в учебнике отдельные параграфы или тему объёмом не более двадцати страниц технического текста.

Обоснуем особенности подготовки преподавателя к проведению самостоятельной работы с обучающимися.

Проведению этого вида учебного занятия (как и любого другого) должна предшествовать подготовка как преподавателя, так и студентов. Подготовка преподавателя к занятию начинается с изучения исходной документации, определения (уточнения) целей и задач занятия, времени его проведения. На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться четкое представление о том, какой материал студенты должны отработать и с какой степенью определенности. На этой основе педагог разрабатывает задания, которые, в принципе, могут быть индивидуальными или общими.

Общие для всех обучающихся задания на самостоятельную работу под руководством преподавателя отрабатываются в тех случаях, когда педагог намечает планомерно продвигаться вперед, переводя определенные занятия, которые можно было бы провести и традиционным методом, на самостоятельные занятия, но под руководством преподавателя. Индивидуальные задания используются в том случае, когда преподаватель стремится путем обобщения опыта студентов расширить рамки курса на семинарских и других видах занятий.

Задание на самостоятельное занятие должно быть выдано заблаговременно, с тем чтобы обучающиеся имели время на информационный поиск в библиотеке необходимых учебных материалов (учебников, пособий и т.п.). Одновременно с подготовкой задания преподаватель разрабатывает план проведения занятия, являющийся основным рабочим и отчетным документом.

В плане проведения занятия методом самостоятельной работы указываются тема, цель занятия, тезисы вводной (установочной) части; излагаются узловые вопросы, по которым проводится самостоятельная работа, а также определяются порядок и организация мест занятия, объем учебной литературы и порядок подведения итогов. Одно из важнейших требований к плану — обеспечение индивидуализации обучения.

Подготовка аудитории (учебных мест), технических средств обучения, тренажеров, наглядных пособий возлагается на преподавателя и инженерно-лаборантский состав.

Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Самостоятельную работу под руководством преподавателя целесообразно строить из трех основных частей: вводной (установочной); собственно самостоятельной работы обучающихся по выполнению предложенного задания (исполнительской) и подведения итогов.

Занятие начинается кратким вступительным словом преподавателя. Вводная (установочная) часть должна ориентировать обучающихся на прочное освоение знаний, отработку умений и если это предусматривается заданием, то и навыков, которые необходимы для его выполнения. На этом этапе выясняется и уточняется, к каким источникам следует обратиться при возникновении затруднений, как и когда проверять результаты самостоятельной работы. Вводную часть занятия преподавателю целесообразно ограничить до 5-10 минут.

Затем обучающимся предоставляется возможность выполнять рекомендуемые задания самостоятельно. При этом способы работы они выбирают индивидуально, но методика достижения конечной цели может определяться преподавателем и включать последовательность изучения и усвоения учебно-методического материала, пособий, руководств и т.д.; определение главного в изучаемом материале, сведения, которые необходимо проработать и законспектировать; просмотр учебных кинофильмов и их обсуждение; работу обучающихся по индивидуальным заданиям; опрос в течение 7-10 минут с целью проверки усвоения главного из предложенного учебного материала.

В ходе занятий преподаватель не должен устраняться от руководства самостоятельной работой студентов. Ему необходимо постоянно наблюдать, все видеть, все замечать. На первых занятиях полезно побеседовать с каждым студентом, задать несколько вопросов как для контроля знаний, так и для установления делового контакта. Если выяснится, что студент не усвоил материала или не уяснил задания, надо в доброжелательной форме оказать ему помощь.

При возникновении затруднений у обучающихся в разрешении вопросов преподавателю нужно предусмотреть, чтобы каждый из них мог получить оперативную консультацию по любому вопросу. Если при самостоятельной работе возникают затруднения по одному и тому же материалу у многих студентов, то целесообразно провести групповую консультацию. Консультации не должны быть продолжительными. Индивидуальные – обычно в течение 1-2, а групповые - 2-3 минут.

Для контролирования усвоения учебного материала целесообразно проводить в конце каждого занятия групповое собеседование или обсуждение изучаемого материала, контрольные работы и т.п. Такие мероприятия при должной их организации позволяют не только оценить знание материала, но углубить и закрепить его.

Другой формой проведения самостоятельной работы может быть изучение материала по поставленным вопросам с последующим коротким обсуждением каждого из них. Контроль усвоения материала в данном случае будет более действенным.

В заключительной части самостоятельной работы преподаватель подводит итоги, сообщает (дает оценку), как работали обучающиеся. Возможен отчет отдельных студентов, заслушивание их по результатам самостоятельной работы. Основная дидактическая цель подведения итогов — научить анализировать ход и результаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержание, рационально планировать учебную деятельность.

Новые и, надо сказать, широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с появлением на рабочих местах слушателей компьютеров и автоматизированных обучающих систем. Их использование на самостоятельных занятиях под руководством преподавателя позволяет:

♦ расширить информационную базу учебных занятий;

♦ повысить активность обучающихся: из «пассивных поглотителей информации» они превращаются в ее «добытчиков»;

♦ развивать способности к анализу и обобщению, улучшать связность, широту и глубину мышления;

♦ облегчить усвоение абстрактного материала, представить его в виде конкретных образов;

♦ приучить студентов к точности, аккуратности, последовательности действий;

♦ развивать самостоятельность.

Выход на новое качество подготовки будущих специалистов в вузе видится в переориентации учебных планов на широкое внедрение самостоятельной работы студентов, в том числе на младших курсах; в переводе наиболее «продвинутых» обучающихся на индивидуальные планы обучения, вовлечении их в научно-исследовательскую работу студентов.

В целом ориентация учебного процесса в вузе на самостоятельную работу обучающихся и повышение ее эффективности предполагает:

♦ увеличение часов на самообразование студентов;

♦ организацию постоянных консультаций, выдачу комплектов заданий на самостоятельную работу заранее или поэтапно;

♦ создание учебно-методической и материально-технической базы вуза (учебники, учебные и учебно-методические пособия, компьютерные классы и т.п.), позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину;

♦ развитие систем дистанционного и открытого образования;

♦ доступность лабораторий и специальных аудиторий для самостоятельной работы обучающихся; отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.