Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая наука и передовой педагогический опыт.






Лекция 11. Инновационные образовательные процессы.

 

План

1. Инновации в образовании: сущность, причины, виды.

Критерии педагогических инноваций.

Педагогическая наука и передовой педагогический опыт.

 

1.Инновации в образовании: сущность, причины, виды.

Инновации (от лат. in — в, novиs — новое; от англ. innovation – нововведение, новация) – это нововведение, новшество. Инновационные педагогические процессы исследует наука педагогическая инноватика.

А. И. Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведе­ние как процесс целенаправленной деятельности людей – инноваторов.

Инновацию педагогическую рассматривают в следующих смыслах.

1. Целенаправленное изменение в образовательном процессе или образовательном пространстве, которое вносит стабильное новшество и улучшает отдельные характеристики его частей, компонентов и всей образовательной системы в целом. Например, введение профильного обучения в систему школьного образования; введение ЕГЭ; подготовка к переходу системы образования на бакалавриат, магистратуру, специалитет.



2. Процесс освоения (внедрения) новшества в образовательном процессе (методов, методик, технологий, программ и др.). Например, применение технологий развивающего обучения в школьном обучении; разработка и использование учебных программ по гражданскому образованию; применение интерактивных методик и т.д.

3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Например, методика оценивания результатов и достижений при интерактивных методах обучения специфична и отвечает всем необходимым современным требованиям к оцениванию, применяется в школе как инновационная.

Таким образом, инновационные процессы в системе образования – это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового, которую осуществляют работники и организации системы образования и науки.

Факторы распространения педагогических новшеств: социальные условия (отношение в обществе к педагогическим идеям), частные социальные условия (СМИ, учебные учреждения, органы образования), личностные факторы (личностные особенности создателей новшества и его пропагандистов).

Различают реформы и педагогические новации. Реформой в образовании называют нововведения (преобразования) в области образования, которые организуются и проводятся государственной властью.

В ходе реформ в сфере образования могут быть следующие изменения:

· в общественном положении образования и уровне финансирования системы образования;

· в структуре системы образования; в содержании образования;

· в использовании информационных технологий в образовании, в техническом сопровождении учебного процесса;

· в отношениях «учитель – ученик»;

· в формах, методах обучения;

· во внутренней организации деятельности школы.

К чисто педагогическим инновациям можно отнести нововведения:

· в содержании обучения, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

· во внутренней организации деятельности школы;

· в отношениях «учитель-ученик»;

· в методах обучения;

· в педагогическом сознании и стиле педагогической деятеоьности.

Необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена:

· потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики;

· поиском новых организационных форм, технологий обучения;

· изменением характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств и др.

В качестве источников идей обновления школы могут выступить:

· потребности страны, региона, города, района как социальный заказ,

· воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных до­кументах федерального, регионального или муниципального значения,

· достижения комплекса наук о человеке;

· передовой педагогический опыт;

· интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

· опытно-экспериментальная работа;

· зарубежный опыт.

Типы нововведений в образовании группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе. Опираясь на пони­мание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

· в целях и содержании образования;

· в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

· в формах и способах организации обучения и воспитания;

· в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на при­менении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобра­зования:

· локальные и единичные, не связанные между собой, и
комплексные, взаимосвязанные между собой;

· системные, охватывающие всю школу (или образовательное учреждение).

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенци­ала. В данном случае выделяют:

· модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

· комбинаторные нововведения;

· радикальные преобразования.

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику:

а) нововведения: замещающие, отменяющие, открывающие;

б) ретровведения.

 

Рассматривая систему основных понятий педагогической инновации, можно выделить три блока в структуре инновационных процессов в системе образования (илиуровни?).

Первый блок - создание нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности к освоению и использованию нового, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. При этом большое значение имеет разработка категориального поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «нов­шество», «инновации» и др.). Эти понятия изучает педагогическая инноватика .(Пример с педагогикой ШАА).

Второй блок - восприятие, освоение и о ц е н к а нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, иннова­ционная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология.

Третий блок - использование и применение нового. В данном блоке изучаются законо­мерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок поня­тий связан с учением о внедрении, которое называется педагогической праксиологией.

М. М. Поташник отмечает, что инновационный процесс в образовании имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). Автор выделяет следующую иерархию структур:

деятельностная структура - совокупность компонентов: содержание - формы - методы - результаты;

субъективная структура - деятельность всех субъектов развития: директора, его замес­тителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавате­лей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.;

уровневая структура - инновационная деятельность субъектов на международном, фе­деральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях;

содержательная структура - рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, управлении школой и т. д.;

структура жизненного цикла, выражающаяся в этапности:

возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) - зре­лость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация - кризис - иррадиация (модернизация новшества);

управленческая структура - взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или программы развития школы, затем организуется деятельность коллектива школы по реализации этой про­
граммы и контроль за ее ходом;

организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщаю­щий, внедренческий.

По своей сущности инновационные процессы системны: они включают многие компо­ненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, харак­теризующий инновационный процесс в целом.

В понимании сущности инновационных процессов лежат две проблемы педагогики:

1. проблема изучения, обобщения, и распространения педагогического опыта 2. проблема внедрения достижений психолого-педагогическогой науки в практику.

 

2.Критерии педагогических инноваций.

 

· Новизна. Уровни новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, - отличающиеся степенью известности и областью применения (М.С. Бургин)

· Оптимальность

Введение инновации в педагогический процесс и достижение высоких результатов при наименьших затратах.

· Результативность.

Значимость инновации оценивается по наличию положительных и продуктивных результатов.

· Возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.

Педагогическая инновация

 

Неэффективность внедрения педагогических инноваций определяется отсутствием в школах инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

Новизна изменений носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть (относительный характер новизны). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи конкретного исторического этапа, новшество может быстро стать достоянием многих, нор­мой, общепринятой массовой практикой или устареть, стать тормозом развития в более по­зднее время.

Так, например, классно-урочная система обучения Я. А. Коменского, теория православ­ного (религиозного) воспитания К. Д. Ушинского, опыт В. А. Сухомлинского, теория оптимиза­ции процесса обучения Ю. К. Бабанского, опорные конспекты В. Ф. Шаталова и другие нов­шества были и остаются выдающимися идеями своего времени, и их нельзя рассматривать и тем более оценивать вне его.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.