Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скульптура.






С распадом Западноримской империи и переселением народов статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий.

Искусство (кроме изделий прикладного характера – предметов быта, художественно выполненных) служило тогда церкви, для которой скульптура монументальная ассоциировалась с языческими идолами. Кроме того, эта форма искусства была чужда художественным навыкам «варварских» народов, осевших в Европе.

Искусство рельефа в отличие от круглой (объемной) скульптуры сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода, но меняется. Рельеф теперь плоский. Он приобретает преимущественно орнаментальный характер. Элементы – переплетенные ленты, жгуты, виноградная лоза (от раннехристианского искусства), декоративные кресты, венки с монограммой Христа, птицы, клюющие виноград и пьющие из чаши (символика). Этими рельефами украшались стены архитектурных построек, кивории (сооружения над алтарями), передние стенки алтарных престолов (антепендиумы), саркофаги, надгробные стелы и др. Иногда встречаются изображения человека в рельефах, но они редки, условны и примитивны, хотя не лишены экспрессии.

Примеры надгробной скульптуры мы находим в искусстве лангобардов (сменили остготов в Северной Италии) – 7-8 вв. Центр – городок Чивидале провинции Фриуль, где в те времена находилась резиденция патриарха и герцога.

Пример: Рельеф алтаря герцога Ратхиса из церкви Сан-Мартино. «Поклонение волхвов» - фрагмент алтарного рельефа. Условность фигур, но торжественность!

Близкими стилистическими чертами характеризуется и скульптура государства франков во времена меровингской династии. В каменных надгробных плитах северо-восточной части государства используется мотив северной орнаментики с ленточным плетением, завершенным звериными головами. Пример: Стела с «Всадником» из Хорнхаузена (ок.700 г.)

Подобные же мотивы широко распространены в каменных крестах Ирландии, Англии и языческих стелах Скандинавии (видимо, кельтские поселения).

Пример: «Камень Горма» - первый христианский памятник Скандинавии (ок.983 г., нынешняя Дания). Здесь фигура Христа целиком вплетена в декоративную вязь орнамента.

ИСКУССТВО КАРОЛИНГСКОЙ ИМПЕРИИ (к.8-сер.9 вв.)

 

Последняя четверть 8 и середина 9 вв. – подъем искусства в странах Западной Европы, связанные с ростом политической мощи франков и созданием первой империи средневековья Карлом Великим. Огромная империя – на территории почти всей Западной Европы (кроме Британских островов и северо-западной Испании). Разношерстное, лишенное единства, непрочное государство. Искусство империи получило название каролингского и в целом это искусство господствующих кругов.

Идее величия государственной власти отвечало стремление к пышности и великолепию.

Культура – строительство, монументальная живопись, роскошные рукописи.

Период расцвета каролингского искусства длился неполное столетие. В результате распада империи Карла Великого наступает кризис, усилившийся с началом нашествий норманнов, венгров и сарацин.

Важные черты каролингского искусства:

- сознательное обращение к наследию поздней античности. Отсюда название – «Каролингское возрождение».

- Кроме того, большое значение имели и элементы меровингского искусства и ирландского.

- Оживленная торговля и политические отношения с Сирией на Востоке тоже повлияли на искусство Каролингов: формы, выработанные народами Востока, нравились своей необычностью.

 

Архитектура.

Обращение к наследию античности больше всего сказалось в архитектурных постройках центрического типа.

Пример: Придворная капелла (ныне – собор) Карла Великого в Аахене (ок. 800 года). По образцу церкви Сан Витале в Равенне. Октогон, перекрытый восьмигранным куполом и окруженный двухъярусным обходом. Правда, формы более тяжеловесны и просты, чем в Равенне. Суровый и величественный вид.

А двухэтажное небольшое здание монастырских ворот (778-784 гг.) с небольшим тройным проездом внизу и только одним залом наверху, что сохранилось на территории бывшего монастыря в Лорше, сочетает классические позднеантичные черты с архитектурными элементами, унаследованными от построек франков предыдущего периода. От классики – разделенные мощными колоннами арки нижнего этажа, а также пилястры верхнего яруса (правда, щипцовые завершения над пилястрами – пережиток деревянной архитектуры). От предыдущей – франкской архитектуры периода Меровингов – разноцветная кладка стен.

Каролингский период подготовил тип романской базилики с двумя трансептами, удлинённым хором и башнями, примыкающими к хору, и возвышающимися над средокрестием. Пример: монастырь Сен-Рикье (нач. 9 века, ныне Сев. Франция), зарисовка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.