Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерческие акты на разъединение повагонных грузов от перевозочных документов могут составляться на основании акта общей формы.

§ 12. На каждом экземпляре акта должны быть штемпель станции, составившей его, подпись начальника станции (его заместителя), заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика) и приемосдатчика станции, а также грузополучателя, если он участвовал в проверке в соответствии с Правилами перевозок грузов.

При отсутствии на станции должности заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика) к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены другие работники железной дороги (дежурный по станции, товарный кассир). В этом случае в коммерческом акте делается оговорка об отсутствии в штатном расписании заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика).

§ 13. Коммерческие акты составляются станциями в трех экземплярах, из которых второй выдается получателю по его требованию, а первый и третий экземпляры хранятся в делах станции.

Порядок пересылки первых экземпляров коммерческих актов изложен в § 70-78 настоящей Инструкции.

§ 14. Если коммерческий акт составлен на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр акта прилагается к накладной и следует с ней до станции назначения.

При этом станциями на оборотной стороне накладной в графе 5 " Отметки железной дороги" и дорожной ведомости указывается номер акта, дата его составления и о чем составлен акт (например, " о недостаче...мест", " о недостаче массы...кг" и т.п.). Эта запись удостоверяется штемпелем станции, составившей коммерческий акт.

На станции назначения акт попутной станции или станции отправления (если составление нового акта не требовалось) регистрируется под порядковым номером в Книге учета коммерческих актов, составленных на неисправные перевозки грузов и багажа данной станции. Этот номер указывается в акте вторым знаменателем под печатным номером акта.

Коммерческий акт попутной станции выдается получателю по его требованию с отметкой о результатах выдачи груза в разделе " Ж" коммерческого акта. В этом случае в делах станции назначения остается копия этого коммерческого акта.

При составлении на станции назначения нового коммерческого акта получателю акт попутной станции не выдают, кроме попутных коммерческих актов, составленных на ответственность отправителя. В этом случае копия коммерческого акта остается в делах станции.

§ 15. Если при перевозочных документах не окажется коммерческого акта попутной станции, при выгрузке или выдаче груза, оформляют коммерческий акт установленным порядком независимо от наличия отметки в накладной о его составлении.

§ 16. Никаких изменений в экземпляре коммерческого акта, сопровождающего груз, станция назначения делать не имеет права. В случае несоответствия сведений, имеющихся в попутном акте, данным о наличии и состоянии груза в действительности, а также если в пути следования было составлено два и более попутных акта, на станции назначения должен быть составлен новый коммерческий акт, который выдается получателю, а попутные коммерческие акты прилагаются к первому экземпляру коммерческого акта станции назначения и хранятся на станции до направления на расследование установленным порядком.

§ 17. При выдаче однородного груза, перевозимого навалом и насыпью, прибывшего от одного отправителя в адрес одного получателя, недостачи, превышающие норму естественной убыли массы данного груза и предельного расхождения определения массы нетто, а также излишки, превышающие предельное расхождение определения массы нетто, обнаруженные по отдельным отправкам при проверке за данные календарные сутки, оформляются одним коммерческим актом. В акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество пломб и оттиски на них, число мест и масса груза, значащиеся по документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, тары вагона (с трафарета или проверенная) и нетто.

§ 18. Если коммерческий акт на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, выдан получателю, то при прибытии груза по досылочным документам станция обязана потребовать от получателя возвратить ей выданный коммерческий акт.

В разделе " Ж" коммерческого акта в этом случае делается отметка о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочным документам с указанием их номеров, станции, оформившей досылку, даты оформления досылки и даты выдачи недостающего груза.

§ 19. В коммерческом акте должны быть полностью указаны все данные, предусмотренные соответствующими графами, подробно описано оказавшееся в наличии количество груза (по массе и числу мест), а также его состояние (при повреждении упаковки груза, порче груза и т.п.) и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность.

Никаких предположений или заключений о причинах несохранности груза, виновности отправителя, дороги или станции вносить в коммерческий акт не допускается, так как такое заключение может быть сделано только в результате тщательного расследования причин несохранности.

Если к перевозочным документам приложены коммерческие акты или акты общей формы, составленные на станциях по пути следования груза, то в верхней части коммерческого акта, составляемого на станции назначения, делается запись, что коммерческий акт составлен в дополнение к акту, с указанием наименования станции, составившей его, железной дороги, номера и даты составления и краткое содержание этого акта.

§ 20. В коммерческом акте отражаются отдельно сведения о пломбах железной дороги (наименование станции, дороги, контрольные знаки и номер тисков) и о пломбах отправителя (наименование станции и дороги, наименование отправителя, контрольные знаки), если они имелись.

Сведения о всех снятых с вагона (контейнера) пломбах должны быть вписаны в акт точно, с указанием какие пломбы сняты с одной стороны и какие с другой стороны вагона.

При описании в акте пломб, снятых со специальных вагонов, должно быть указано откуда они сняты. Например, при описании пломб, снятых с рефрижераторных вагонов и с вагонов, оборудованных двумя запорными устройствами - отметить состояние пломб в верхней и в нижней части двери с каждой стороны вагона.

В случае неясных оттисков нельзя ограничиваться только одним словом " неясные", нужно точно сформулировать, в чем именно состоит неясность. При этом необходимо указать все буквы и цифры, которые можно прочитать.

При отсутствии контрольных знаков на пломбах грузоотправителя в графе " контрольные знаки" коммерческого акта указывается слово " нет".

§ 21. В случаях составления коммерческих актов, в том числе и на несколько отправок, с участием грузополучателей на несохранность грузов, прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами пункта погрузки, пломбы, снятые с вагонов после подписания акта грузополучателем, погашаются путем обрезки концов проволки и остаются в распоряжении железной дороги, в коммерческом акте в правом верхнем углу против соответствующих строк о приложении к акту пломб указывается " погашены". Пломбы порта не погашаются.

§ 22. В коммерческом акте должны быть указаны данные из железнодорожной накладной:

а) каким способом определена масса груза - по стандарту, трафарету, обмером, условно, а если путем взвешивания, то указать на каких весах (вагонных, товарных, элеваторных, электронных и др.) произведено взвешивание груза;

б) кем определена масса груза на станции отправления - отправителем или железной дорогой;

в) кем был погружен груз в вагон - железной дорогой, отправителем, портом или пристанью.

§ 23. По данным перевозочных документов и оказавшихся в действительности при проверке груза в коммерческом акте отражается: железнодорожная марка, количество мест, вид упаковки, общая масса груза (" масса брутто", " тара вагона с трафарета" " или тара вагона проверена" и " масса груза нетто"), масса одного места при стандартной упаковке.

Из числа оказавшегося в результате проверки груза выделяются сведения по поврежденным грузам.

§ 24. При составлении коммерческого акта по нескольким отправкам в разделах " Б" и " В" указываются также общее количество отправок, общее число мест и общая масса груза, значащаяся по документам и оказавшаяся при проверке.

§ 25. В случае перевозки по одной накладной грузов разных наименований и обнаружения утраты или повреждения груза масса должна проверяться по каждому наименованию отдельно и в соответствии с этим число мест и масса их должны указываться отдельно по каждому наименованию. Масса груза, оказавшегося в поврежденных местах, указывается отдельно (масса по трафарету или стандарту и фактически оказавшаяся).

§ 26. В разделе " Д" " Результаты проверки груза" коммерческого акта подробно излагают результаты проверки количества груза, состояния его и тары, погрузки и крепления груза, коммерческой и технической исправности вагона и другие обстоятельства, позволяющие установить причину возникновения неисправности. В частности, для какой цели был вскрыт вагон (контейнер) и сняты пломбы, например, " при выгрузке", " вследствие технической неисправности вагона (контейнера) и перегрузки груза" и т.д. По грузам, переадресованным по новым документам, указывается, что " груз первоначально следовал до станции назначения...по отправке N... и был переадресован за пломбами станции...или отправителя".

§ 27. Если снятые с вагона (контейнера) пломбы имеют признаки неисправности, в акте должно быть подробно указано, в каком состоянии оказались пломбы и проволочная закрутка.

§ 28. Неисправности вагона (контейнера), а именно: щели в полу, стенах, крыше, излом стоек, повреждения или неплотное закрытие люков, повреждение дверных запоров и т.п., вызвавшие утрату или повреждение груза, подробно описываются в соответствии с данными акта о техническом состоянии вагона (контейнера).

Если установлено повреждение вагона (контейнера), например, пролом (прорез, проруб) в крыше, стенах или полу вагона (контейнера), об этом должно быть подробно изложено в акте с указанием места и размера повреждения.

§ 29. При обнаружении подмочки грузов (муки, сахара, сахарного песка и т.п.) должны быть точно указаны те наружные признаки подмочки, которые окажутся при осмотре, например, столько-то мест имеют сырые и сухие пятна, груз под этими пятнами затвердел; в каком месте вагона и в каком порядке лежали подмоченные места (у самых дверей, под люками, посередине вагона, в верхних, нижних или средних рядах и т.д.).

При обнаружении на мешках сырых пятен указать, имелись ли внутри вагона (контейнера) какие-либо следы проникшей в вагон (контейнер) воды, дождя или снега и где именно - на полу вагона (контейнера) или у стен.

В случаях подмочки грузов, вследствие неисправности вагонов (контейнеров), в коммерческом акте должно быть указано состояние вагона (контейнера) в соответствии с актом о техническом состоянии вагона или контейнера. Акт о техническом состоянии вагона или контейнера составляется только в случае их технической неисправности. При исправности вагона (контейнера) составления акта о техническом состоянии их не требуется. В графе " вагон оказался" коммерческого акта указывается " исправный".

§ 30. О состоянии погрузки должно быть указано, правильно ли погружен, размещен, закреплен груз, уплотнен ли насыпной груз, имеется ли предохранительная маркировка, наносилась ли пленка против выдувания для грузов мелких фракций (уголь) на открытом подвижном составе. При описании состояния погруженного груза указывается, какое нарушение конкретно было допущено. Запрещается ограничиваться общими записями, например, " погрузка неправильная".

§ 31. При обнаружении недостачи грузов, перевозимых в крытых вагонах, должно быть указано, загружен ли вагон до полной вместимости или же в нем имеется незагруженное пространство, в каком месте вагона, какого размера и сколько в этом пространстве могло быть погружено груза и размеры оказавшихся грузовых мест.

При недостаче отдельных мест груза в вагонах с открытыми люками, проломами указать их размеры, характер повреждения и возможность изъятия груза. Если груз перевозился в открытых ящиках, необходимо указать отсутствие или наличие выемок груза (их размер). Кроме того указывается наличие и состояние запоров, положение люков (с закрытой крышкой, но не закрепленной на защелку, с откинутой крышкой и т.п.).

При недостаче груза, перевозимого в крытых вагонах с дверными заграждениями (щитами), указывается насколько плотно прилегали заграждения к полу и стенам вагона, были ли заграждения исправны и правильно установлены, не был ли груз погружен выше заграждений.

§ 32. При обнаружении недостачи грузов, перевозимых в цистернах, необходимо указать высоту налива или недолива, тип цистерны, плотность и температуру продукта, а также была ли обнаружена течь. Если цистерна имела течь, то следует указать, была ли эта течь струей или каплями, и в последнем случае, сколько капель в минуту.

§ 33. В случае перевозки по одной накладной грузов разных наименований, если масса груза определена по стандарту или по трафаретам на грузовых местах, взвешиваются только неисправные места и в акте указывается масса груза, оказавшегося в поврежденных местах и что масса (стольких-то) исправных мест не проверялась.

§ 34. При составлении коммерческого акта по нескольким отправкам в разделе " Д" акта делается запись следующего содержания: " При проверке массы... (указывается наименование груза) оказалось... (указывается результат проверки: недостача или излишек груза). Результат проверки массы груза в каждом вагоне указывается в приложении к коммерческому акту.

§ 35. В том случае, если обнаружена неисправность или повреждение упаковки и груза, указывается, в чем именно заключается неисправность или повреждение:

а) какие имеются следы повреждения или вскрытия на таре;

б) цела ли упаковочная проволока, лента, угольники, бандероли и т.п.; нет ли на проволоке, ленте, бандероли узлов, обрывов; можно ли, не нарушая целости проволоки, ленты, бандероли, изъять груз из тары;

в) была ли россыпь груза в вагоне, и если была, то в каком месте вагона, в каком количестве и что с ней сделано;

г) цела ли внутренняя упаковка, достаточно ли подстилочного и прокладочного материала, имеются ли исправления тары и какого рода эти исправления, например, вновь забитые гвозди у ящиков, замененные доски, забитые иного сорта гвоздями, кипа частично зашита наружным швом иного вида, чем остальные стороны и т.д. Кроме того, обязательно должно быть указано в какой части вагона находилось поврежденное место.

При описании повреждений или недостачи грузов запрещается указывать состояние груза или упаковки только в общих выражениях, например, " груз поврежден", " тара разбита" и т.п.

§ 36. Данные о состоянии груза или упаковки должны быть точно изложены по каждому неисправному месту в отдельности, например, " один мешок разорван в двух местах, в одном месте, разрыв столько-то сантиметров, а в другом - столько-то", " два ящика с проломанными боковыми стенками, в одном ящике пролом 10Х15 мм, а в другом - 10Х10 мм".

В акте должно быть отражено, можно ли изъять из поврежденного места недостающий груз и мог ли он поместиться в имеющейся части незаполненной тары.

§ 37. При обнаружении недостачи груза в поврежденной таре (мешках, ящиках, решетках, картонной таре и т.п.) следует указать качество материала, из которого тара изготовлена, соответствовала ли тара свойствам и массе перевозимого в ней груза и одинаковы или различны грузовые места по размерам и массе.

Если на упаковке имеются пломбы отправителя, то при составлении акта необходимо указать состояние пломб и не было ли возможности доступа к грузу без нарушения пломб.

При обнаружении повреждения чугунных, железных и т.п. изделий следует указать характер их излома, т.е. имеет ли излом следы ржавчины, потемнение и т.п. или излом свежий.

При обнаружении загрязнения груза, перевозимого без упаковки, указывается, весь ли груз загрязнен или загрязнен только слой, соприкасавшийся с полом или стенками вагона, а также очищены от остатков груза стены, пол и потолок вагона.

§ 38. При повреждении грузов (прорезанные, протертые, подмоченные места и т.п.) указывается: род и вид упаковки (ящик, короб или кипа и т.п.); номера поврежденных мест; увязано ли место упаковочной лентой, проволокой, а также размеры и характер повреждения наружной и внутренней упаковок и состояние укладки груза, в каком месте вагона находилась поврежденная кипа, короб, ящик: в дверном проеме, у стен, у люков или среди других упаковок этого груза, не имеется ли в вагоне выступающих частей или неубранного крепления, о которые могли бы повредиться кипы.

При повреждении ткани в акте указывают:

а) в скольких кусках поврежден товар;

б) как поврежденная ткань сложена и где обнаружено повреждение (по кромке товара или в другом месте полотнища и на каком расстоянии от кромки).

§ 39. При обнаружении недостачи или повреждения грузов, перевозимых в бочках, указывается, в чем состоит повреждение бочек (выпадение днищ, ослабление обручей и т.п.), каково их заполнение, как были бочки погружены - накатом или с постановкой на дно и где и как расположены пробки, были ли следы течи и где именно, а также следы пролитого груза на полу вагона. Если бочки были погружены накатом, указать - вдоль вагона или поперек, были ли между ними промежутки, имелись ли под ними подкладки, прикрепленные к полу вагона, и была ли возможность для удара одной бочки о другую.

В акте необходимо отметить, в один или два яруса были погружены бочки и были ли прокладки между ярусами.

При обнаружении течи жидких грузов, перевозимых в таре, не имеющей внешних признаков повреждения, станция выдачи обязана произвести экспертизу тары с целью установления причин течи.

Если обнаружена недостача или повреждение при перевозке жидких грузов (кислот, глицерина и др.) в бутылях и банках, помещенных в корзины, ящики и др. обязательно следует указать, были ли места надлежащим образом укреплены в вагоне и насколько прочны тара и крепление, достаточно ли прокладочного материала, каково его количество, не имеют ли поврежденные бутыли неровностей отливки стекла, не выступали ли бутыли, банки за верхний уровень ящиков, корзин.

§ 40. При установлении недостач или повреждений грузов, перевозимых на открытом подвижном составе, в коммерческом акте указывается:

а) количество отправок и мест по каждой отправке, погруженных в данном вагоне;

б) о всех обнаруженных нарушениях в погрузке (постановка приспособлений, укладка, укрытие и увязка груза).

В случае недостачи груза на открытом подвижном составе должно быть подробно описано расположение грузовых мест в полувагоне или на платформе, количество ярусов, плотность их заполнения, наличие свободных мест с указанием их размеров, а также виды крепления и их состояние по всем отправкам, погруженным в вагоне.

в) при перевозке грузов навалом - об отсутствии или наличии на поверхности груза углублений, воронок, эмульсионной пленки, уплотнялась ли поверхность груза катком (уголь) и т.д.

§ 41. При установлении недостачи или повреждении деталей и инструмента автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных и других маши, перевозимых на открытом подвижном составе, в коммерческом акте указывается:

а) о всех обнаруженных нарушениях в погрузке и креплении машин, вследствие чего могло произойти повреждение частей или деталей;

б) о неправильностях в пломбировании кабин, багажников, ящиков с запасными частями, если можно было изъять груз, не нарушая пломб;

в) о нарушениях отправителем Технических условий погрузки и крепления грузов в части снятия, упаковки и защиты легкоснимаемых и бьющихся частей и деталей машин;

г) наименование и количество частей и деталей, недостающих против описи или упаковочного листа, при отсутствии описи - наличие оказавшегося груза;

д) состояние пломб и упаковки деталей и инструмента;

е) наличие в перевозочных документах сведений о перевозке грузов на особых условиях.

§ 42. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящихся грузов должно быть точно описано состояние груза и те обстоятельства, при которых обнаружена порча, и прежде всего:

а) способ погрузки (вертикальный с прокладками реек, шахматный, перекрестный, навалом без тары и т.п.) и соответствие его Правилам; высота погрузки груза в вагоне, а для мяса охлажденного и остывшего - плотность подвески на крючьях;

б) состояние груза (наличие плесени, гнили, течи, загара, запаха, дефектов обработки);

в) род и состояние тары (исправная, неисправная, описать неисправности);

г) есть ли на полу следы течи испорченного груза, в какой части вагона находился испорченный груз;

д) техническое состояние вагона (исправен ли кузов, нет ли щелей в дверях, исправны ли печная разделка, дверные запоры);

е) открыты или закрыты в крытых вагонах крышки люков при перевозке с вентилированием;

ж) утеплены ли люки, двери, пол и стены, при перевозке в переходный период в крытых вагонах;

з) при перевозке в зимний период грузов, требующих предохранения от холода (овощи, молоко, фрукты, яйца и т.д.) - правильно ли оборудован и утеплен вагон;

и) температура наружного воздуха;

к) данные о качественном состоянии груза, сроках транспортабельности, температуре его (если это предусмотрено Правилами), дата сбора и упаковка для плодоовощей, указанные отправителем в удостоверении о качестве груза, и соответствие этой даты маркировке на таре;

л) температура груза при выгрузке, если в соответствии с Правилами перевозок она указывается при приеме его к транспортировке и груз прибыл с дефростанцией (оттаивание);

м) при перевозке грузов в рефрижераторном подвижном составе указывается температурный режим на всем пути следования и исправность холодильного оборудования (согласно акту о техническом состоянии вагона или техническому заключению).

§ 43. При происшествии с животными (болезнь, падеж и др.) указывается, был ли проводник при животных в момент происшествия, правильно ли оборудован вагон решетками и другими приспособлениями, не было ли допущено проводником вагона нарушений каких-либо обязанностей, предусмотренных Правилами перевозки живности.

§ 44. При выдаче навалочных грузов при централизованном вывозе по варианту вагон - автомобиль с проверкой массы груза на автомобильных весах, принятых дорогой на техническое обслуживание и расположенных на территории грузовых районов станций и при обнаружении разницы в массе груза, требующей составления коммерческого акта, должно быть указано в разделе " Д": " При выгрузке и одновременной выдаче груза на автомашины с перевеской на автомобильных весах оказалось...".

§ 45. Если груз перевозился на особых условиях, то в разделе " Д" коммерческого акта указываются номер и дата разрешающей телеграммы (распоряжения).

§ 46. Если вагон обнаружен без пломб и станция накладывала контрольные пломбы до проверки груза, в разделе " Д" коммерческого акта должны быть указаны оттиски и состояние этих пломб и закруток.

§ 47. Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными акта, составленного на попутной станции, фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, станция обязана, не составляя нового акта, сделать на акте попутной станции в разделе " Ж": " Отметка станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции", запись следующего содержания: " При проверке груза (дата) разницы против настоящего акта не оказалось". При этом станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, порчи, повреждения груза, согласно предъявленным грузополучателем документам или выдать груз по его фактическому наличию с подробным его описанием в коммерческом акте. Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции и подписями лиц, указанных в § 12 настоящей Инструкции и Правилах составления актов, с указанием даты учинения записи. Этот акт выдается по требованию грузополучателя, две копии остаются в делах станции, одна из которых высылается на расследование порядком, установленным настоящей Инструкцией.

В случае несоответствия сведений имеющихся в акте попутной станции данным, оказавшимся при проверке груза, составляется новый коммерческий акт.

§ 48. В разделе " Е" " Заключение экспертизы" указывается номер акта экспертизы, дата его составления, а также размер, причина недостачи, порчи или повреждения груза, сумма, на которую понизилась его стоимость согласно акту экспертизы.

§ 49. О выдаче излишнего груза под сохранную расписку в коммерческом акте делается отметка.

 

3. Особенности составления коммерческих актов при перевозках

в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении

 

§ 50. Коммерческие акты на недостачи и излишки грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с тарифных пунктов водного транспорта по судовой накладной, составляются порядком, установленным Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

§ 51. Если груз в пункте перевалки был принят от порта по перечню без составления дополнительных новых перевозочных документов, то станция назначения и получатель по мере выдачи груза по каждой повагонной накладной вносят в свои экземпляры перечня данные о количестве (массе) груза, фактически выданного получателю, удостоверяя эти записи подписями агентов станции и получателя с наложением календарных штемпелей.

§ 52. При обнаружении разницы в количестве груза, фактически выданного получателю, по сравнению с указанным в повагонной накладной станция назначения составляет коммерческий акт общим порядком. Все три экземпляра коммерческого акта остаются на станции. Получателю эти акты не выдаются до окончания выдачи всего груза, значащегося по перечню.

§ 53. Порт (пристань) и станция перевалки по мере отгрузки каждого вагона в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении обязаны вносить в свои экземпляры перечня данные о фактической передаче груза. После окончания передачи всего количества груза, прибывшего по судовой накладной, или партии груза, включенного в тот или иной перечень, порт (пристань) и станция перевалки подводят итог переданного железной дороге количества груза и совместно подписывают оба экземпляра перечня с наложением календарных штемпелей.

Один подписанный сторонами экземпляр перечня хранится в порту (пристани).

§ 54. На обнаруженные недостачи груза, превышающие нормы предельного расхождения в результатах определения массы и естественной убыли в целом, против общего количества по всем включенным в тот или иной перечень повагонным накладным или судовой накладной порт (пристань) перевалки на основании Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении выдает станции перевалки коммерческий акт, прикладываемый станцией перевалки к экземпляру перечня, пересылаемому на станцию назначения с последним вагоном. В этом перечне делается отметка о приложенном акте. Копия полученного от порта (пристани) коммерческого акта хранится в делах станции перевалки.

Излишки или недостачи груза в пределах нормы предельного расхождения в результатах определения массы и естественной убыли удостоверяются в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов, отметкой в перечнях и перевозочных документах.

§ 55. В соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по получении от станции перевалки третьего экземпляра перечня и по окончании выдачи всего груза по всем накладным, перечисленным в перечне, станция назначения и получатель подводят итоги фактически сданного получателю количества груза, удостоверяя их подписями агентов станции и получателя на каждом экземпляре перечня.

При установлении излишка или недостачи, превышающих нормы предельного расхождения в результатах определения массы и естественной убыли по сравнению с общим количеством груза, значащегося по первоначальным документам (судовым или повагонным), станция назначения составляет один общий коммерческий акт по результатам выдачи партии груза, значащейся в перечне. Один экземпляр этого акта выдается получателю, а первый экземпляр коммерческого акта со всеми приложениями высылается в Управление дороги порядком, установленным настоящей Инструкцией.

 

4. Оформление передачи и возврата станции похищенных

грузов и грузов, изъятых в качестве вещественных доказательств

органами внутренних дел

 

§ 56. Порядок возврата железной дороге грузов, изъятых органами внутренних дел у преступников в качестве вещественных доказательств устанавливается железнодорожной администрацией по согласованию с органами внутренних дел и Прокуратурой.

§ 57. В случае изъятия органами внутренних дел груза по конкретной отправке на станциях, это обстоятельство отражается в коммерческом акте при выгрузке или при выдаче. Основанием для этого является Постановление органов внутренних дел на транспорте. Об изъятии груза составляется Протокол, копия которого вручается начальнику станции для приобщения к 3-му экземпляру коммерческого акта.

§ 58. Найденные на территории железной дороги грузы оформляются коммерческим актом, как бездокументные.

§ 59. Если согласно приговору народного суда вещественное доказательство (груз) возвращается, начальник станции получив такое сообщение (от службы грузовой и коммерческой работы или юридического отдела отделения, Управления дороги, а также органов внутренних дел) обязан получить груз.

При возврате груза органами внутренних дел или судебных органов на станции оформляется коммерческий акт в трех экземплярах с указанием наименования груза, количества, состояния (какие имеются повреждения), к какой принадлежит отправке и т.д. При необходимости составляется акт экспертизы.

Первый экземпляр коммерческого акта направляется в службу грузовой и коммерческой работы, второй выдается органу внутренних дел, возвратившему груз, третий - остается в делах станции и приобщается к коммерческому акту на данную отправку, если он составлялся.

§ 60. Вопрос о реализации или досылке возвращенного груза решается начальником службы грузовой и коммерческой работы.

 

5. Оформление экспертизы

 

§ 61. Для установления размера и причины недостачи, порчи или повреждения груза и суммы, на которую понизилась его стоимость, начальник станции по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов бюро товарных экспертиз, инспекций по качеству, ветеринарно-санитарного надзора или соответствующих специалистов организаций и предприятий, не входящих в систему железнодорожного транспорта.

Экспертиза, проведенная в нарушение требований Правил перевозок грузов без участия соответствующих представителей железной дороги, считается недействительной.

О вызове эксперта станция уведомляет грузополучателя, который также имеет право принять участие в экспертизе.

Экспертиза по скоропортящимся грузам должна быть произведена не позднее 24 ч с момента вскрытия вагона.

Акт экспертизы должен быть подписан экспертом и всеми лицами, присутствовавшими при экспертизе.

Выводы эксперта должны быть мотивированными и не могут основываться на предположениях.

Не допускается производство экспертизы по грузам, стоимость недостачи, порчи, повреждения которых не превышает стоимость экспертизы. В этих случаях размер и причина недостачи, порчи или повреждения груза и размер убытка определяются начальником станции и грузополучателем и указываются в коммерческом акте (раздел Д).

§ 62. Представитель железной дороги обязан потребовать от эксперта, чтобы в его заключении было отражено следующее:

а) степень повреждения или порчи груза;

б) может ли поврежденный груз быть исправлен, стоимость исправления или на сколько процентов понизилась стоимость груза вследствие порчи, возможность его полного или частичного использования;

в) от чего могло произойти повреждение груза, в частности не является ли оно следствием несоответствия упаковки ГОСТ, Техническим условиям или роду груза, не произошло ли повреждение или порча от свойств самого груза, возможна ли замена поврежденных или недостающих частей, предметов и стоимость такой замены.

По таре экспертизой должно быть установлено:

Обеспечивает ли тара сохранность груза при перевозке. Соответствует ли тара своему назначению и установленному стандарту с указанием номера стандарта и обнаруженных отступлений от стандартов;

причины возникновения течи жидких грузов - конструктивных или других - и каких именно;

достаточно ли выдержана клепка, из которой собраны бочки для перевозки данного груза;

достаточно ли углублены уторы и не является ли течь или выпадение доньев следствием мелкого углубления и были ли укреплены обручи;

правильно ли сделана припайка, сварка бочек или банок и герметично ли закрыты крышки;

качество стеклянной тары (неравномерность отлива, наличие раковин).

Если невозможно провести экспертизу специалистом бюро товарных экспертиз, инспекций по качеству, ветеринарно-санитарного надзора, начальник станции может привлечь в качестве эксперта соответствующих специалистов организаций и предприятий, не входящих в систему железнодорожного транспорта. В данном случае этот эксперт должен представить станции поручение, доверенность директора (руководителя) своего предприятия. В поручении должна быть указана должность эксперта и удостоверено, что по своей квалификации он может дать соответствующее заключение.

Если эксперт затрудняется установить точно причину порчи, повреждения груза либо его тары, начальник станции должен предложить эксперту указать в акте те мотивы, по которым невозможно точно определить причину порчи или повреждения груза.

§ 63. При несогласии с заключением эксперта начальник станции делает об этом оговорку в акте экспертизы с указанием мотивов и принимает меры к назначению повторной экспертизы или созданию экспертной комиссии, а при необходимости обязан обжаловать заключение эксперта.

§ 64. Заключение экспертов, участвовавших в проверке груза, оформляется актом за подписями лиц, принимавших участие в экспертизе. О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в разделе " Е" коммерческого акта.

 

6. Оперативные донесения о случаях несохранных перевозок.

Порядок расследования случаев несохранных перевозок грузов

 

§ 65. По несохранным перевозкам, подлежащим оформлению коммерческими актами, начальник станции дает по телеграфу оперативное донесение:

а) о всех хищениях грузов и по всем случаям, имеющим признаки хищения - начальнику ответственной станции, начальнику команды военизированной охраны, обслуживающей ответственную станцию, а также начальнику линейного отделения внутренних дел на транспорте и начальнику команды военизированной охраны своей дороги;

б) о случаях повреждения или недостачи мест либо массы груза - начальнику ответственной станции. О случаях несохранности груза в рефрижераторном подвижном составе оперативное донесение необходимо давать также на дорогу приписки поезда (секции) - начальнику вагонного депо и начальнику службы вагонного хозяйства;

в) о всех случаях повреждения или утраты груза при пожарах и крушениях - начальнику службы грузовой и коммерческой работы, начальнику службы военизированной охраны, начальнику отделения, начальнику отряда военизированной охраны своей дороги, в копии по железным дорогам России, Казахстана, Украины - в Управления грузовой и коммерческой работы и военизированной охраны Министерства путей сообщения РФ, в департамент железнодорожного транспорта Министерства транспорта Казахстана и Государственную администрацию железнодорожного транспорта Украины (" Укрзализныци");

г) о случаях порчи скоропортящихся грузов, в результате просрочки в доставке - начальникам служб грузовой и коммерческой работы дорог проследования вагонов с указанием даты перехода их с дороги на дорогу согласно штемпелям, проставленным в дорожных ведомостях;

д) о случаях обнаружения коммерческого брака, создающего возможность доступа к грузу, его изъятия или утраты независимо от установления обстоятельств, требующих оформления коммерческого акта - начальнику станции последнего пункта коммерческого осмотра поездов, начальнику команды военизированной охраны, обслуживающей эту станцию, а также начальнику отдела (отделения) внутренних дел на транспорте и начальнику команды военизированной охраны своей дороги.

Железнодорожные администрации государств-участников Содружества при перевозках грузов в пределах железных дорог своих государств могут устанавливать особый порядок подачи оперативных донесений о случаях хищения, недостачи, порчи или повреждения грузов в зависимости от группы несохранности (стоимости похищенного, недостающего или поврежденного груза).

В оперативных донесениях должны быть указаны номера вагонов и железнодорожных накладных, станции отправления, назначения груза, где и какие наложены пломбы, место и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность, род вагона, род груза, характер несохранности, ориентировочный размер убытка.

Оперативное донесение подается в день обнаружения несохранной перевозки, в течение 24 часов с момента ее обнаружения.

Порядок, способы и сроки подачи оперативных донесений при перевозках в пределах одной железной дороги могут устанавливаться начальником дороги в зависимости от местных условий.

§ 66. Станция, реализовавшая (передавшая) груз в пути следования, принадлежность которого известна, обязана в 5-дневный срок сообщить об этом станции, службе грузовой и коммерческой работы и финансовой службе дороги назначения, а также финансовой службе своей дороги, указав при этом: номер накладной, станцию и дорогу отправления и назначения, наименование груза, отправителя, первоначального и фактического получателя, номер акта реализации, сумму, полученную за переданный груз, и причину его реализации.

§ 67. Оперативные донесения, подаваемые дорогами примыкания на новостройки, подаются за счет последней.

§ 68. Начальник станции (или его заместитель по грузовой работе) ежедневно лично рассматривает поступившие для расследования оперативные донесения, производит по ним расследование и принимает меры.

§ 69. При обнаружении признаков хищения груза, в т.ч. в пути следования, независимо от суммы убытка, а также при составлении фиктивного коммерческого акта начальник станции обязан не позднее 3-дневного срока после завершения расследования направить органу внутренних дел на транспорте по месту составления коммерческого акта заверенную копию коммерческого акта, железнодорожной накладной, вагонного листа и др. документы по запросу органов внутренних дел, а при составлении коммерческого акта на свою ответственность - также объяснения причастных лиц и свое заключение.

Эти материалы направляются органам внутренних дел на транспорте при сопроводительном письме, в котором кратко излагаются обстоятельства случая хищения. Письмо подписывается начальником станции и его заместителем.

Сопроводительное письмо составляется в трех экземплярах, второй и третий экземпляры которого прилагаются соответственно к первому и третьему экземплярам коммерческого акта.

Начальник станции ежемесячно совместно с линейным (отделом) отделением внутренних дел на транспорте сверяет количество переданных им коммерческих актов на расследование по случаям хищений и полученных ответов на них.

Если в ходе служебного расследования будет установлено, что причиной недостачи массы или мест, порчи и повреждения грузов явилось хищение или ненадлежащее выполнение конкретными лицами своих служебных обязанностей, причинивших крупный ущерб, то материалы расследования также направляются в транспортную прокуратуру или органы внутренних дел.

 

7. Отсылка коммерческих актов для расследования

 

§ 70. Составленные станцией коммерческие акты на ответственность порта, кроме портов Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в пятидневный срок после составления их должны быть высланы с пломбами для служебного расследования припортовой дороге установленным на дороге порядком, с приложением копии коммерческого акта для передачи порту.

При перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении акты на недостачу и порчу грузов, погруженных в пунктах перевалки, направляются в этот же срок дорогам перевалки для расследования.

§ 71. Если груз был принят от пароходстава по перечню и по этому перечню на станции назначения составлен общий коммерческий акт на недостачу или излишек груза, Управлению дороги перевалки направляется первый экземпляр общего акта с приложением перечня. Вторые экземпляры актов, составленные по отдельным повагонным отправкам данной партии груза, хранятся на станции назначения.

§ 72. При наличии ответственности других дорог в утрате, порче и повреждении грузов при крушениях, браках и пожарах копии коммерческих актов и материалы расследования направляются виновным дорогам и дороге назначения.

§ 73. Коммерческие акты (в том числе и попутные) с материалами, освобождающими железную дорогу от ответственности направляются немедленно дороге назначения.

§ 74. Все остальные коммерческие акты с материалами расследования хранятся в делах станции составления их до предъявления претензий.

§ 75. При предъявлении претензий служба грузовой и коммерческой работы дороги назначения дает указание своей станции и станции составления попутного коммерческого акта об отсылке ответственной дороге коммерческих актов с необходимыми приложениями порядком, установленным на дорогах (самостоятельно станцией, отделом грузовой и коммерческой работы отделения или актово-претензионным отделом этой службы).

В сопроводительном письме указывается основание высылки акта, сумма ущерба, номер и дата предъявления претензии, а также сведения о прилагаемых пломбах и перечисляются приложенные документы, необходимые для рассмотрения случая несохранной перевозки. При высылке актового материала станцией назначения самостоятельно второй экземпляр письма высылается в службу грузовой и коммерческой работы своей дороги со ссылкой на номер претензионного дела.

§ 76. Коммерческий акт направляется для расследования при наличии:

материала, свидетельствующего об ответственности станции своей дороги - начальнику ответственной станции (непосредственно или через отделение дороги);

ответственности другой дороги - в службу грузовой и коммерческой работы ответственной дороги.

§ 77. Коммерческие акты должны направляться на ответственную дорогу не позднее 10-дневного срока после получения претензии, о чем актово-претензионный отдел ставит в известность станцию (отделение), составившую коммерческий акт.

§ 78. Дорога назначенния обязана по оформленной несохранности установить ответственность всех дорог по имеющимся материалам, при этом виновным дорогам высылается копия актового материала с приложением подлинных документов, составленных на ответственность данной дороги.

В тех случаях, когда ответственность дороги устанавливается транзитной дорогой, получившей актовый материал (подлинный или в копии), последний пересылается в пределах установленного срока на ответственную дорогу с уведомлением дороги назначения.

 

8. Приложения к коммерческому акту

 

§ 79. Коммерческие акты, составленные станциями с нарушениями Правил, направлять на ответственность других дорог без материала расследования причин допущенных нарушений запрещается.

§ 80. К первому экземпляру акта, высылаемому на расследование, должны прилагать пломбы, снятые с вагона, в котором следовал груз, кроме случаев, когда Правилами перевозок грузов предусмотрено их погашение.

Если в сборном вагоне установлена несохранность груза одновременно по нескольким отправкам, пломбы прилагаются к одному из составленных актов, а во всех других актах указывается номер акта, к которому приложены пломбы, и номер отправки, на которую он составлен. Пломбы, прилагаемые к акту, должны прикрепляться верхними концами проволоки к отдельному листку картона, на котором должен быть указан номер накладной.

Концы проволоки со стороны навешивания пломбы на вагон обрезаются на расстоянии 3-4 см от пломбы.

Однако если при выгрузке вагона обнаружена неисправность пломбы (передвижение пломбы по проволоке, следы вскрытия пломбы и т.д.), пломбировочная проволока не обрезается.

В случае изъятия пломб органами милиции должна прилагаться справка о результатах исследования.

К коммерческому акту, кроме пломб, должны прилагаться следующие документы:

а) подлинный вагонный лист;

б) акт о техническом состоянии вагона (контейнера) если несохранность произошла или могла произойти в связи с неисправностью вагона (контейнера);

в) копия коммерческого акта попутной станции;

г) копия сертификата Государственной инспекции по качеству, Государственной хлебной инспекции или качественные удостоверения отправителя в том случае, если актом установлена порча скоропортящихся или хлебных грузов, а также акт осмотра состояния груза на контрольном пункте, заверенная выписка из рабочего журнала рефрижераторного поезда (секции, автономного вагона) о температурном режиме, часах работы компрессоров, дизель-генератора и моточасах автономных вагонов;

д) копии фактур, счетов или других документов, по которым производилась проверка груза;

е) акт экспертизы;

ж) копия оперативного донесения, сопроводительное письмо, при котором материал направлен органам внутренних дел на транспорте;

з) выписка из книги перевески грузов на товарных весах;

и) переписка, относящаяся к данной отправке;

к) материалы расследования и заключение начальника станции (по актам, составленным на ответственность своей станции);

л) копия натурного листа поезда;

м) копия дорожной ведомости (если имелась просрочка в доставке груза);

н) схема размещения контейнеров в вагоне (в случае прибытия контейнера без пломбы).

К коммерческому акту на порчу, повреждение или уничтожение груза в результате пожара, кроме перечисленных документов, должны прилагаться:

а) первичный акт о пожаре;

б) акт комиссионного расследования пожара;

в) заключение пожарно-технической экспертизы, если она вызывается необходимостью;

г) акты отбора проб и образцов;

д) схемы объекта, размещения груза и очага пожара;

е) иллюстрация по материалам расследования;

ж) объяснения причастных лиц;

з) акт о техническом состоянии вагона (контейнера).

Приложения к акту перечисляются в графе акта " при акте приложены".

§ 81. К первому экземпляру общего коммерческого акта, составленного на недостачу или излишек груза, принятого от пароходства по перечню прилагаются:

а) коммерческие акты, которые составлялись на недостачу или излишек груза всей партии, включенной в перечень;

б) перечень, по которому груз был принят от пароходства и выдан грузополучателю.

 

9. Опротестование и возвращение коммерческих актов

 

§ 82. Коммерческие акты, прибывшие на расследование, запрещается возвращать на дорогу, составившую коммерческий акт или дорогу, приславшую его для расследования.

Дорога, получившая коммерческий акт на расследование, в десятидневный срок возвращает составившей его дороге только в случаях:

а) если акт составлен в нарушение Правил составления коммерческих актов или в тексте сделаны дописки и исправления, не заверенные надлежащим образом;

б) если пломбы, снятые с вагона, окажутся в неисправном состоянии (со следами насильственного повреждения, с выдергивающейся проволокой, с неясными или срезанными оттисками, не дающими возможность установить наименование дороги, наложившей эти пломбы). В этом случае при вскрытии пакета оформляется акт.

Коммерческие акты, опротестованные ответственной дорогой и возвращенные на дорогу составления, остаются на последней.

Коммерческие акты, не возвращенные с протестом, в течение 10 дней со дня их поступления на дорогу не могут быть опротестованы в дальнейшем, за исключением актов, по которым производится расследование совместно с портами, пароходствами и иностранными дорогами.

 

10. Рассмотрение коммерческих актов, полученных для

расследования

 

§ 83. При рассмотрении полученных для расследования коммерческих актов, проверяется правильность составления и оформления их, а именно:

а) своевременно ли составлен акт;

б) заполнены ли все необходимые графы, предусмотренные формой акта;

в) поставлены ли на акте необходимые подписи и штемпель станции;

г) приложена ли копия акта попутной станции, если об этом указано в акте;

д) имеются ли при акте вагонный лист, пломбы, акт о техническом состоянии вагона или контейнера и другие приложения;

е) относятся ли к акту приложенные к нему вагонный лист и пломбы;

ж) исправны ли пломбы, приложенные к акту, и соответствуют ли знаки на пломбах данным вагонного листа и коммерческого акта;

з) в достаточной ли степени освещены в акте все обстоятельства несохранности, нет ли неясности, лишающей возможности судить о степени ответственности отправителя, железных дорог и станций в допущенной несохранности;

и) отражены ли в акте все данные, необходимые для установления размеров убытка, причиненного несохранностью груза;

к) имелись ли основания для составления коммерческого акта.

§ 84. К обстоятельствам, требующим тщательной проверки правильности составления акта, в частности, относятся:

а) систематическое массовое составление коммерческих актов на отдельных станциях и подъездных путях;

б) проверка массы груза при выгрузке неустановленным способом;

в) составление акта не в день выгрузки или выдачи груза, за исключением случаев, предусмотренных в § 9 настоящей Инструкции;

г) несоответствие пломб, приложенных к акту, данным вагонного листа, если такое несоответствие не было оформлено актом общей формы (в пути следования или на станции назначения).

§ 85. По каждому случаю выявления фиктивности составленного акта материалы передаются следственным органам.

§ 86. Коммерческие акты, после служебного расследования и принятия мер по ним, остаются на ответственной дороге и высылаются дороге назначения по ее требованию.

Если в ходе служебного расследования будет установлена ответственность отправителя (отправителя, получателя, проводника груза или другие обстоятельства, освобождающие дорогу от ответственности), то коммерческий акт с подтверждающими материалами должен быть отправлен на дорогу назначения, а по перевозкам в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда пунктом назначения является порт (пристань) на дорогу перевалки.

§ 87. Если дорога, получившая на расследование коммерческий акт, установила ответственность другой дороги, то этот акт должен быть отправлен на эту дорогу со всеми документами, подтверждающими ответственность этой дороги в срок не позднее 25 дней со дня получения коммерческого акта. Об этом ставится в известность дорога, приславшая акт.

§ 88. Коммерческие акты, составленные на ответственность железных дорог по нерасчетным суммам на расследование не высылаются.

§ 89. Ошибочно засланные коммерческие акты отсылают надлежащей дороге при письме, адресованном в копии дороге, заславшей акт.

§ 90. Коммерческие акты, присланные на расследование, дорога обязана расследовать по существу, выявить причины возникновения несохранности и принять соответствующие меры.

 

11. Определение ответственности по коммерческим актам

 

§ 91. По поступившим на расследование и составленным станциями своей дороги коммерческим актам, службой, отделением дороги или станцией (в зависимости от установленного на дороге порядка отсылки актов в соответствии с § 70-78 настоящей Инструкции) определяются станции и дорога, ответственные по данному акту, согласно гл. IV настоящей Инструкции.

Ответственность устанавливается на основании объективного рассмотрения акта и приложенных к нему материалов.

§ 92. При перевозке скоропортящихся грузов и других грузов в крытых вагонах, проверка которых на попутных станциях согласно Правилам осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении не производится, вопрос об ответственности решается по результатам расследования.

§ 93. Ответственность той или иной дороги за порчу скоропортящихся грузов устанавливается с участием работников хладотранспорта.

§ 94. Если по какой-либо отправке составлено более одного коммерческого акта на недостачу, порчу или повреждение груза, ответственность дорог определяется по каждому акту отдельно соразмерно недостающей, испорченной или поврежденной части груза на каждой дороге.

 

12. Порядок и сроки расследования случаев

несохранностей грузов и разъединений грузов от документов

 

§ 95. К расследованию каждого случая несохранности груза и разъединения груза от документов приступают немедленно по выявлению факта несохранности или разъединения на станции, а также по получению оперативного донесения или коммерческого акта других станций и заканчивают не позднее десятидневного срока, за исключением актов, расследование по которым производится совместно с портами, пароходствами, иностранными дорогами.

§ 96. Расследование хищения и других видов несохранности перевозок, а также рассмотрение их на оперативных совещаниях должно осуществляться в контакте с органами внутренних дел на транспорте и военизированной охраны.

§ 97. Порядок расследования и рассмотрения случаев утраты, порчи, повреждения и хищения грузов на станциях, предприятиях, отделениях, Управлениях железных дорог устанавливается железнодорожными администрациями государств-участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

§ 98. Случаи разъединений грузов и вагонов от документов рассматриваются: начальниками служб перевозок, грузовой и коммерческой работы не реже одного раза в квартал; начальником отделения - не реже одного раза в месяц; начальником станции - ежедневно.

Начальники станций рассматривают случаи разъединения вагонов и грузов от документов и принимают исчерпывающие меры к немедленному их объединению, направлению на станцию назначения и предупреждению подобного в дальнейшем.

§ 99. При выявлении на предприятиях железнодорожного транспорта преступных групп из числа железнодорожников служебное расследование обстоятельств и принятие необходимых мер по предотвращению подобных случаев в дальнейшем проводится порядком, установленным железнодорожной администрацией государства.

§ 100. На актово-розыскную группу станции возлагается:

а) оформление коммерческих актов;

б) подготовка начальнику станции материала для рассмотрения случаев несохранности грузов по коммерческим актам и оперативным донесениям;

в) розыск грузов;

г) ведение учета и отчетности по актово-розыскному делу;

д) анализ несохранных перевозок;

На станциях, где нет актово-розыскных групп, эти обязанности должен выполнять специально выделенный работник под непосредственным руководством начальника станции.

§ 101. По каждому коммерческому акту или оперативному донесению подбирают материалы, необходимые для полного и исчерпывающего определения всех обстоятельств, при которых была допущена станцией несохранность груза - выписка из Книги приема груза к отправлению, Книги выгрузки и Книги учета контрольных перевесок вагонов, Книги предъявления вагонов к техническому осмотру, наряды на прием и сдачу контейнеров, копии вагонных листов, натурных листов, отвесов и т.д.

Кроме того, отбираются объяснения от работников, непосредственно выполняющих операции с вагонами, грузами и документами, при которых была допущена несохранность, и от других лиц, причастность которых устанавливается из содержания актов, оперативного донесения или материалов расследования.

В объяснениях этих лиц должны быть подробно описаны все обстоятельства, при которых производились операции с грузом, документами или вагоном, а также указаны причины допущенных данными работниками нарушений Устава железных дорог, Правил перевозок грузов и должностных инструкций.

В случае необходимости отбирают показания у работников и лиц, являющихся свидетелями операций с грузом или вагоном. Эти показания должны быть подписаны как тем, кто дал показания, так и производившим расследование.

Если из коммерческого акта усматривается вина работников других служб или подразделений, то по этому акту должно быть сделано заключение начальника соответствующей службы (отдела) или подразделения.

§ 102. По случаям несохранности груза, погруженного средствами отправителя и поступившего в неисправных вагонах, в вагонах с неисправными пломбами или за пломбами попутной станции, а также на открытом подвижном составе с признаками утраты груза расследование станцией отправления производится при необходимости совместно с отправителем. Если расследованием будет установлен факт недогруза, это обстоятельство удостоверяется справкой отправителя.

 

Образец справки отправителя

 

Штамп организации

(предприятия, учреждения)

 

СПРАВКА

 

Настоящим подтверждается, что по отправке N ______________________

от ___________________фактически отгружено __________________мест,

____________________________________________________________массы.

Расчет с получателем за недогруз в количестве ______________,

порчу____________________ (кг) т всего на сумму________ произведен

(платежное поручение от ___________________ N __________________).

или - будет произведен в срок до _________________________________

или - сделана допоставка (досылка) груза по отправке N ___________

без выставления счета.

 

Директор организации

Печать (предприятия, учреждения)

 

Главный бухгалтер

 

§ 103. Расследование несохранности груза производится начальником станции (или по его поручению заместителем по грузовой работе) путем тщательного рассмотрения всех относящихся к делу материалов и документов, личного опроса работников, осмотра груза, проверки складов.

Расследованием должны быть выявлены:

а) причины, вызвавшие несохранность;

б) непосредственные виновники хищения, повреждения груза, неправильного взвешивания, засылки его не по назначению и т.д.;

в) работники, которые своими неправильными действиями и нарушением должностных обязанностей способствовали возникновению несохранности.

В случаях хищения и несохранности грузов по вине военизированной охраны расследование производят совместно с начальником команды (отряда) военизированной охраны.

§ 104. При расследовании случаев хищения грузов, а также недостач с признаками хищения, необходимо обращать особое внимание на следующие обстоятельства:

а) исправность пломб и состояние оттисков на них;

б) исправность дверных запоров, возможно ли вскрытие вагона (контейнера) без нарушения пломбы;

в) нет ли наружной заделки кузова вагона или контейнера;

г) при открытых или закрытых с наружной стороны люках вагона, при незаделанных печных разделках или незакрытых колпачках разделок должно быть установлено, могло ли быть совершено хищение через люки или печную разделку;

д) при пломбах попутных станций, наложенных без соответствующего оформления актом, должны быть установлены причины смены пломб и результат проверки груза;

е) при отсутствии или недостаче груза, числящегося по документам на данной станции, необходимо установить, где и на чьей ответственности находился груз, имели ли место хищение, засылка или неправильная выдача груза, а также результаты розыска груза;

ж) при недостаче груза на открытом подвижном составе расследованием должно быть установлено, имеются ли признаки нарушения укладки и крепления груза, выемок и других следов хищения.

§ 105. В случае обнаружения признаков хищения по прибытии поездов или при приеме грузов от караула военизированной охраны, начальник станции обязан принять меры к немедленной проверке груза с последующим оформлением. О каждом таком случае немедленно должны быть поставлены в известность начальник отряда или команды военизированной охраны и органы внутренних дел на транспорте для участия в проверке груза и производстве расследования.

§ 106. Недостача массы или мест, порча и повреждения груза расследуются с подробным выяснением всех обстоятельств, вызвавших несохранность груза, установлением виновных и причин недостачи. При этом следует обратить особое внимание на допущенные нарушения порядка приема, взвешивания и погрузки, исправность весовых приборов, правильность указания числа мест и массы в перевозочных документах, соответствие данных в документах книгам приема к отправлению, Книгам перевески на вагонных весах, результатам экспертизы.

§ 107. При расследовании случаев недостачи и повреждения груза, погруженного на подъездах путях и складах отправителя, необходимо выяснить, не являются ли такие несохранности систематическими, чем они вызываются, как и кем производился прием груженого вагона.

§ 108. При расследовании случаев порчи или утраты грузов в результате пожара необходимо руководствоваться Инструкцией по учету и расследованию пожаров на железнодорожном транспорте, особое внимание должно быть обращено на выяснение обстоятельств, вызвавших возникновение пожара или способствовавших ему, а также были ли приняты все необходимые меры к своевременной ликвидации пожара и сбережению груза.

Расследованием должно быть установлено:

а) соответствует ли наименование груза данным, указанным в накладной, соответствует ли его упаковка установленным стандартам, исправна ли она и в какой мере имевшиеся неисправности могли способствовать возникновению пожара;

б) имелся ли на перевозочных документах (и на каких именно) и в натурном листе штемпель или отметка об опасности или легкогорючести груза и о прикрытии, а также номер аварийной карточки;

в) где (на подъездном пути, арендованном складе, местах общего пользования) и чьими средствами осуществлялась погрузка груза, кем осматривался вагон перед погрузкой в техническом и коммерческом отношении, как подготовлялся вагон к погрузке: заделывались ли неплотности и щели в обшивке, люках, дверях, печной разделке, крыше и полу вагона и каким способом (рейками, крафт-бумагой) и др.;

г) какие повреждения вагона обнаружены после пожара, в том числе неисправности в той части вагона, которая не пострадала от пожара, в каком месте вагона обнаружен очаг пожара.

Записать номер вагона, его осность, время и завод постройки, время последнего ремонта и кем он производился;

д) где, когда (часы, минуты) и при каких обстоятельствах замечено возникновение пожара, кем он был обнаружен, кто, когда и как давал сигнал пожарной тревоги;

е) станция формирования поезда, в котором возник пожар, в каком месте поезда находился вагон, имелось ли (и какое) в соответствующих случаях прикрытие с головы и хвоста поезда и от вагонов с отоплением;

ж) профиль пути на участке возникновения пожара в поезде (подъем, уклон, площадка, кривая);

з) тип, номер, серия и депо приписки локомотива, время последнего осмотра искрогасите

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Институты ювенального права | Общие требования безопасности.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.