Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песенная культура






Казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции: ему характерны красочность, обилие песен, шуток и прибауток.

Одна из самых популярных среди всех казаков является раздольная казачья песня «Пчёлочка златая». Основана эта песня на стихотворении Г. Державина «Пчелка златая». В песенниках публикуется с конца XVIII века и на протяжении всего XIX века, причем всегда первоначальный авторский текст. В 1840-60-е годы задорна песенка утвердилась в студенческой среде, а затем прижилась и у донских казаков, стала одной из самых популярных донских казачьих песен. О сущности слов песни у этнографов и исследователей песенного фольклора нет единого мнения. У Г. Державина речь в стихотворении идет от лица пчелки, что для обыкновенного народа было странным («Пчелка, влюбленная в девушку?»), а потому в фольклорном песенном варианте речь идет от лица молодца, а пчелка осталась лишь для колорита.

Донские казаки в летней форме. Художник Шевченко Дмитрий Владимирович, 2006 г.

Пчёлочка златая

(Донская раздольная казачья песня)

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
Али ты не любишь любушку мою,
Жаль, жаль, жалко мне
Любушку мою.
У моей у Любы русая коса,
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
Черные брови, серые глаза,
Жаль, жаль, жалко мне
Серые глаза.
Сладкие, медовые губочки у ней,
Жаль, жаль, жалко мне
Губочки у ней.
Я к губам прилипну, с ними и умру,
Жаль, жаль, жалко мне,
С ними и умру.

В каждом куплете повторяются дважды: первая строка, затем остальные.

Донской фольклор богат не только песнями и казачьими танцами. Среди казаков очень популярны «байки» - короткие рассказы, схожие с анекдотами; сказки, сочинённые самими казаками и передающиеся из поколения в поколения.

Верховой казак. По А.И. Риггельману, 1844 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.