Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бескорыстие проповеди Евангелия (11,1-15)






 

Приведя выше в доказательство своего апостольского достоинства похвалу, которую апостол Павел имеет в Боге, теперь он просит коринфян «быть снисходительными к его неразумию» (11, 1), выставляя на вид достоинства своего служения. Но причин похвалы – ревность о самих коринфянах. А где есть ревность, там есть любовь. Это не та греховная ревность, которая ищет подчинить других себе – апостол ревнует «ревностью Божию» (11, 2), тою, какою Бог ревнует о них. Апостол ревнует коринфской Церкви, которую обручил, как невесту, Христу, «чтобы она, Церковь, была «чистою девою» (11, 2), а не растлилась вкрадчивыми лжеучителями, прелестью мира, сластью похотения, подобно Еве, в простоте, подпавшей растлению от диавола: однако ее простота не сняла с нее вины (11, 3). Для доказательства истинности своего познания Христа апостол говорит, что у него «нет недостатка против высших апостолов» (11, 5), т.е. Петра, Иоанна, Иакова. Павел готов признать себя невеждой «в слове, но не в познании» (11, 6), в том, что клеветники употребляли греческое красноречие для обольщения простодушных слушателей, чего не делал апостол, но в познании они – пустые, и их красноречие подобно звону пустого медного сосуда. У Павла же познание совершенное, оно воспринято от Самого Господа.

Апостол, дабы не подавать повода к клевете, жил на свои средства, работая своими руками, и часто, как считали клеветники, «унижал себя» своей нищетой, бедностью. Но все это он делал, чтобы духовно возвысить братьев, показать им пример презрения мирских благ перед духовными, показать бескорыстие своего служения (11, 8-10). По любви к коринфянам апостол Павел предоставил бы им принять участие в его издержках, но он отказал им в этом. Так поступил он не потому, что не желал принять от них вспоможение, но чтобы не дать повода превозноситься лжеучителям, которые лицемерно учили бескорыстно (11, 11–13).

Лжеучителя – служители сатаны, и подобно тому, как сатана, маскируясь для уловления в свои сети, выдает свое участие за гуманное, свои дела – за бескорыстные, а себя выставляет святым и чистым, так и служители его выдают себя за бескорыстных учителей и апостолов. «И не удивительно, – замечает апостол, – потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (11, 14-15).

Очень важно уметь распознать таких служителей сатаны и не увлечься призраком истины, добра, призраком счастья, потому что эта призрачность ведет душу к погибели. Апостол предупреждает, что торжество служителей лжи преждевременно: «конец их будет по делам их» (11, 15).

4.3. Труды и страдания ради Христа (11, 16-32)[59]

 

При всем своем отвращении к самопохвале, столь свойственной клеветникам, которыми неразумно увлекались коринфяне, апостол Павел вынужден противопоставлять их пустому кичению свое истинное свидетельство – то, что ему пришлось перенести за Христа. Но поскольку коринфяне увлекались внешними данными, «по плоти», то апостолу пришлось отметить и эту сторону: как и «высшие апостолы» он тоже Израильтянин, имеет все обетования Авраамовых потомков, но сверх того он – служитель Христов (11, 16-23). Истинность его апостольства доказывают его необычайные подвиги и страдания: он безмерно был в ранах, многократно в темницах[60] и при смерти; иудеи пять раз били его по 39 ударов; [61] три раза били его палками, однажды в Листре побивали камнями; три раза терпел он кораблекрушение, бесчисленно подвергался всяким другим опасностям, как от своих единоплеменников, так и от язычников, от разбойников и от лжебратий. Кроме того, часто терпел жажду и голод, наготу и стужу. Вряд ли кто из смертных вынес больше страданий, чем вынес святой апостол Павел за возлюбившего его и возлюбленного им Христа. Никакой лжеучитель не поднимет таких трудов. Ко всему тому апостол имел попечение «о всех церквах», у него «ежедневно стечение народа» (11, 28). Он разделял нужду и скорбь каждого, он изнемогал со всяким, кто изнемогал. «Как бы заключал в себе целую вселенскую Церковь, соболезновал апостол Павел о каждом члене ее», – говорит Иоанн Златоуст. Вот это и есть истинный признак апостольства святого Павла.

4.4. О восхищении апостола «до третьего неба» (12, 1-21)

 

После напоминания о стольких тяготах по плоти ради Христа, теперь апостол Павел припоминает и о том необыкновенном откровении, которое получил он от Бога – восхищении «до третьего неба». Апостол уточняя, что оно произошло «14 лет тому назад», как бы хочет сказать, что не похвалился бы этим и теперь, если бы не нужда – защита авторитета апостольства, а значит самого предмета проповеди.

«В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» – говорит апостол о своем состоянии в момент видения. Не знаем и мы, в теле или вне тела, т.е. одной душой был апостол восхищен в рай, – и что видел в раю, то известно одному апостолу.[62] Выражение «до третьего неба» блаженный Феофилакт объясняет так: Писание называет воздух небом, когда говорит: птицы небесные, – это одно небо; твердь, сотворенную Словом Божиим, тоже называет «небом» – вот второе небо. Знает оно и третье небо, сотворенное «вначале», до творения земли. Это «третье небо» – мир духовный, который и был доступен святому Павлу в видении.

Апостол не хочет хвалиться чрезвычайным откровением как своим, а приписывает его как бы другому, ибо оно от Бога. Ему же принадлежат одни только немощи, которыми он и хвалится (12, 5). «Немощи» для апостола были «жало в плоть, ангел сатаны», удручавший его, чтобы он не превозносился (12, 7). По мнению наших толковников, здесь нужно понимать не определенную болезнь, не отдельного человека, а совокупность внешних бедствий, воздвигаемых на апостола врагами Евангелия, [63] о чем ясно говорит стих 10: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа».

Апостол говорил, что трижды молил Господа, чтобы Он удалил это «жало в плоть», т.е. облегчил его скорбный путь, избавил от искушений (12, 8). Но ответ Господа был таков: «Дольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» (12, 9), т.е. довольно той благодати, что ты воскрешаешь мертвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокаженных; большего не домогайся. Не надо печалиться о прискорбности пути благочестия, ибо это угодно Богу для явления Его силы и для оправдания призвания христианина.[64]

«Когда я немощен, тогда силен» (12, 10), ибо тогда наипаче действует благодать Божия. Действительно, когда апостол Павел был ввержен в темницу, тогда сотворил чудеса; когда терпел кораблекрушение, тогда особенно прославился; когда взошел на судилище, тогда победил самого судью. Поистине, по мере умножения страданий, умножается и благодать Христова (1, 5).

Итак, признаки апостольства святой Павел показывает во «всяком терпении, знамениях, чудесах и силах» (12, 12), т.е. во всем том, что присуще было и всем прочим апостолам. Он не отягощал коринфян, потому что пришел не брать, а давать, как отец собирает имение для своих детей (12, 14). Апостол не только не берет ничего с братьев, но истощает душу свою за них, чем и доказывает свою безмерную любовь к ним и истинность своего апостольства (12, 15).

Заключение (13-я глава)

 

В заключение апостол Павел напоминает коринфянам о своем намерении прийти к ним в третий раз, чтобы испытать силу их: «когда опять приду, не пощажу» (13, 2). Эти прибытия и послания к ним с предупреждением о наказании и есть свидетели против них (13, 1). И вместо того, чтобы испытывать апостола – Христос ли в нем, апостол советует им самих себя испытывать: в вере ли вы» (13, 5). И если в вере, то и Христос в них живет, – тем более живет в апостоле Павле. Действительно, неверующие подозревают в неверии даже святых, как и некоторые из коринфян подозревали апостола Павла.

Заключает Послание апостол призывом к благодушию в скорбях, к взаимному согласию, единомыслию, к непрестанному совершенст-вованию, преподает приветствие и апостольское благословение.


Вопросы для повторения Второго послания к Коринфянам

 

I

1. При каких обстоятельствах было написано 2-е Послание к Коринфянам?

2. Где и когда написано послание? Какова его цель?

3. На какие части подразделяется послание?

 

II

1. Как говорит апостол Павел о скорбях и утешениях от Господа? (1, 4-11)

2. Чем объясняется перемена плана и путешествия? (1, 12-2, 4)

3. Как распорядился апостол относительно кровосмесника и почему?

(2, 5-13)

4. Какими словами выразил апостол Павел восторг о

действенности новозаветного Откровения? (2, 14-16)

5. От Кого зависит способность проповедников? (3, 4-6)

6. Как доказывается превосходство новозаветного служения? (3, 3-11)

7. Как изображено достоинство ветхозаветного служения? (3, 7-8)

8. Что означает покрывало на лице Моисея и Кем оно снимается? (3, 13-17)

9. Для кого закрыто благовествование о Христе? (4, 4)

 

III

1. Как говорит апостол Павел о внешнем уничижении христиан?

Каков смысл этого уничижения? (4, 7-10)

2. В чем состоит упование христианской веры? (4, 17-5, 1)

3. О чем воздыхает апостол? (5, 2-9)

4. Каким образом побуждает апостол к любви к Богу? (5, 13-15)

5. Что говорит апостол о примирении? (5, 16-21)

6. Как называет апостол настоящее время и почему? (6, 2)

7. О каких видах скорбей говорит апостол? (6, 4-7)

8. Каков результат скорбей христиан? (6, 7-10)

9. В каких отношениях сравнивает апостол верующего и неверующего?

(6, 14-7, 1)

 

IV

1. О чем воспоминает апостол в 7-й главе?

2. К чему ведет печаль мирская и печаль по Богу? (7, 8-11)

3. Каким примером побуждает апостол Павел коринфян к делам милосердия? (8, 1-9)

4. Как определяется количество милостыни? (8, 12-13)

5. Какова причина посольства Тита и двух братии? (8, 16-9, 5)

6. С чем сравнивает апостол даяние милостыни? (9, 6)

7. В чем состоит духовное значение милостыни? (9, 12-14)

 


V

1. Против кого направлены стихи 10-й главы: (10, 1-3, 7-11)?

2. Как апостол Павел говорит о своем духовном оружии? (10, 4-6)

3. На что ссылается апостол в подтверждение своего апостольства?

(10, 14-16)

4. О чем ревновал апостол Павел? (11, 2)

5. В каком образе апостол представляет Церковь? (11, 2-3)

6. В чем еще обвиняли клеветники апостола Павла

и что они проповедывали? (11, 4-6)

7. Как могли лжеучителя использовать бескорыстие апостола

против него самого? (11, 7-11)

8. Почему же так бескорыстно поступал апостол? (11, 12-15)

9. Как говорит апостол о лукавстве сатаны и его служителей? (11, 14-15)

 

VI

1. Какими достоинствами «по плоти» хвалится апостол Павел и почему?

(11, 22)

2. На что ссылается апостол Павел в доказательство истинности служения

Христу? (11, 23)

3. Какие злоключения перенес апостол Павел за дело благовестия Христова? (11, 24-32)

4. Чем еще подтверждает апостол Павел свое апостольство? (12, 1-2)

5. Зачем апостол Павел указывает дату происшедшего откровения и почему говорит о себе от третьего лица? (12, 2-6)

6. Что значит восхищение до «третьего неба».

7. Чем смирял Господь апостола Павла? (12, 7)

8. Что означает это «жало в плоть?» (12, 7-10)

9. Каков был ответ Господа на молитву апостола Павла об избавлении от скорбей? (12, 9)

10. В чем еще могли обвинять апостола клеветники? (12, 16)

11. В чем состояла предусмотрительность апостола Павла? (12, 17-18)

12. Как апостол Павел доказывает, что с ним действительно Христос?

(13, 3-9)

13. Каким благопожеланием заканчивается Послание? (13, 11-13)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.