Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воплощение и превращение




Итак, в самой своей сути инобытие характеризуется двойственностью его качественной определенности. Эта двойственность получает свое дальнейшее развитие в феноменах, которые я обозначил понятиями воплощение и превращение. В них инобытие начинает принимать явные, так сказать, осязаемые формы, позволяющие описывать его в терминах, непосредственно несущих на себе печать построения индивидуальностью себя в иных, чем она сама, носителях. Мы уже знаем, что в актах инобытия центральное место занимают события, происходящие на полюсе объектов мира, в том числе в результате направляемой на них активности индивидуальности. В соответствии с этим перед нами встают троякого рода задачи: дать краткое описание процессам (а) воплощения и (б) превращения; поставить вопрос о том, (в) каков возможный характер их взаимоотношений между собой на полюсе именно объектов мира. Начнем с воплощения. В процессах воплощения совершаются акты трансценденции, но в их основе лежит некий симбиоз индивидуальности с объектами ее мира. В них индивидуальность воспроизводит, умножает, расширяет, продолжает себя. Отчуждение и самоотстранение если и имеет место, то лишь путем создания моделей тех или иных признаков, особенностей, свойств или некоего целостного образа " Я" индивидуальности. Поэтому главный итог воплощения состоит не в том, что меняется индивидуальность. Напротив, она стремится изменить мир людей и вещей, сохраняя себя в неизменности. Тем самым индивидуальность распространяет логику существования субъекта на способы существования окружающего ее мира. Это приводит, в частности, к тому, что объектные формы существования мира остаются, но источники некоторых преобразований в них укореняются не в мире, а в индивидуальности, вступающей во взаимодействие с ним. Воплощение может проявлять себя в самых разнообразных формах. В одних случаях оно выступает в форме личностных вкладов, в других как идентификация, в третьих – как любовь к себе в другом человеке, в четвертых – как преобразования воплощаемых объектов путем их подчинения (экспансия, доминирование, агрессия), в пятых – как перенос и нарциссизм, открытые в психоанализе. В процессах превращения также совершаются акты трансценденции, но в их основе лежит иной механизм. Всякое превращение предполагает состояние " быть в другом" и " быть другим". Если в процессах воплощения индивидуальность реализует отношения " быть в другом", оставаясь самой собой, то в процессах превращения, напротив, будучи в другом, индивидуальность начинает жить другим и становиться другой. В другом, будь-то значимые личности, художественные образы, вещи, животные или объекты неживой природы, индивидуальность, образно говоря, умирает; и в другом же она начинает новую жизнь, по новым законам, правилам, обычаям. Тем самым процесс превращения означает конечность индивидуальности как единичности. Но она может приобретать бесконечность, постигая мир во всем его разнообразии и ощущая себя в нем в качестве одной из его неотъемлемых частиц.

В процессах превращения индивидуальность выступает в качестве подсистем других систем, в других системах она и черпает новые силы, содержание и опыт, обогащая себя и размывая границы между собой и другими. В этом смысле превращение есть признание самоценности других, готовность быть в другом и другим и ради этого размывать онтологические разрывы между собой и другими. Тем самым отчуждение и самоотстранение завершают акты трансценденции в превращениях. Это приводит, в частности, к тому, что субъектные формы существования индивидуальности остаются лишь формально; фактически индивидуальность превращается в одну из форм объекта. Подобно воплощению, превращение может проявлять себя в разнообразных формах. В одних случаях оно выступает в форме внешних подражаний, в других – как принятие тех или иных ролей, в третьих – как раскрытие и производство новых значений объектов в различных видах творчества, в четвертых _ как любовь другого человека по формуле " любить в другом другого". Таким образом, процессы воплощения направлены на " иметь, чтобы быть в другом собой", то есть на изменения и на овладение объектом ради собственного сохранения. В процессах превращения, наоборот, индивидуальность подвергает преобразованиям себя, чтобы стать другой и уподобиться объектам ее мира. Процессы превращения направлены на " быть в другом другим", то есть на сохранение объекта и на изменение своей индивидуальности [31].

Тем самым процессы воплощения и превращения придают объектам мира полифункциональный характер. Один ряд их функций связан с вовлечением объектов в процессы воплощения, а другой ряд функций возникает в связи с их участием в процессах превращения. Причем в обоих случаях объекты рассматриваются не столько сами по себе, сколько в неразрывной связи с индивидуальностью. Основное назначение объектов в процессах воплощения состоит в том, чтобы существовать ради индивидуальности. В связи с этим объекты могут выполнять по отношению к ней функции обслуживания, поддержки, дополнения, защиты, средств развития и т.п. Основное назначение объектов в процессах превращения состоит в том, чтобы расширить поле своего существования за счет включения в него, приобщения к нему индивидуальности. В связи с этим объекты могут выполнять по отношению к индивидуальности функции предмета ценностных ориентаций, референтных норм и традиций; моделей поведения, деятельности и отношений для подражания; " определителя" жизненных планов и жизненного смысла и т.п. В реальной жизни процессы воплощения и превращения идут бок о бок; они всегда рядом во взаимодействиях индивидуальности с объектами ее мира. Вместе с тем объекты " ведут" себя так, будто индивидуальность в процессах воплощения и в процессах превращения имеет дело не с одним каким-либо объектом, а с некоторым их множеством, причем имеющим слабую внутреннюю связность. Иными словами, когда индивидуальность совершает процессы воплощения и вовлекается в процессы превращения, объект при этом как бы расщепляется на независимые друг от друга функции и части, которые работают лишь на какой-то один из этих процессов. Такой способ функционирования объектов является возможным, в частности, в режиме многократных дискретных переключений от процессов воплощения к процессам превращения и наоборот, подобно некоему триггерному механизму. Тем самым один и тот же объект обнаруживает способность выполнять разнопорядковые функции и открывать разные его возможности в процессах воплощения и превращения. В связи с вышеизложенным обостряется вопрос о том, как один и тот же объект может включаться в процессы и воплощения, и превращения.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.