Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страстная Седьмица






Это были дни особой аскезы. Благочестивые верующие только под вечер вкушали хлеб с водою, а монахи не ели вообще до самой Пасхи. Богослужение этих дней начиналось воспоминанием Входа Господня в Иерусалим (нынешнее Вербное воскресенье). Сильвия рассказывает:

" Следующий день, воскресенье, открывает начало Страстной Седьмицы, которая называется здесь Великая Седьмица...

После того, как служба прошла обычным порядком, в главной церкви перед самым отпустом архидиакон возвышает голос и говорит: " в течение всей этой недели, начиная с завтрашнего дня, будем собираться в девятом часу (т.е. ок. 15: 00) в Мартириуме... Сегодня в седьмом часу (т.е. ок. 13: 00) будем на Елеоне".

... Итак, в седьмом часу епископ и все люди поднимаются на Масличную гору, то есть на Елеон, в церковь. Там поются соответствующие дню гимны и антифоны и читаются тексты Священного Писания. Когда же приблизится девятый час, все с пением гимнов идут на Имвомон, т.е. на место, с которого Господь вознесся на небо...

Когда приблизится одиннадцатый час (17: 00), читается то место в Евангелии, в котором описывается, как отроки с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: " Благословен Грядый во имя Господне" (Мф. 21: 9). И сразу же епископ, и с ним весь народ, встает и спускается с вершины горы Масличной.

Народ идет впереди епископа, оканчивая пение гимнов и антифонов словами " Благословен Грядый во имя Господне". Все присутствующие дети, даже те, которые еще не ходят, младенцы, которых родители несут на плечах, держат ветви — одни пальмовые, а другие масличные (у нас — вербы). Таким же образом, как некогда Господь был сопровождаем, все сопровождают епископа от самой вершины горы до самого города, а затем через весь город до храма Воскресения пешком... Процессия при пении гимнов движется очень медленно, чтобы народ (постящийся!) не утомился. И поэтому, когда приходят к храму Воскресения, уже наступает вечер. После прихода туда, несмотря на поздний час совершается вечерня, и после молитвы у Креста народ отпускается". (Там же, стр. 205-207).

Столь же подробно описывает Сильвия и другие богослужения Страстной седмицы. Она отмечает, например, что в Великий Четверг Иерусалимская Церковь уже совершала вечернюю Литургию (даже две):

" После того, как люди соберутся, совершается Евхаристия в этот день в Мартириуме и отпуст бывает в десятом часу (т.е. ок. 16: 00) ... После отпуста в Мартириуме все направляются за Крест где поется только один гимн и произносится молитва, а затем епископ совершает приношение Бескровной Жертвы, и все причащаются. За исключением одного этого дня Литургия в течение всего года никогда не служится за Крестом". (Там же, с. 208).

Т.о. перед нами особая праздничная Литургия, совершаемая в память Тайной Вечери. На Западе такую вечернюю праздничную Литургию стал совершать Августин Блаженный и это было утверждено, как правило Карфагенским Собором 419 г. Впоследствии на Западе возник специальный праздник " Пресвятых Тела и Крови Христа", который совершается в воспоминание о установлении Евхаристии на Тайной Вечере[1]. Причём совершался он следующим образом: после Мессы епископ вносил монстрас со Св. Дарами на улицу и устанавливал на временном престоле под открытым небом. Собравшиеся поклонялись Дарам и пели гимны (в т. ч. знаменитый " Te Deum laudamus" свт. Амвросия Медиоланского). Нетрудно увидеть здесь отголосок Иерусалимской литии.

У нас в Православной Церкви в Великий Четверток совершается две Литургии Василия Великого (Так же как при Сильвии!): ранняя в 7: 00 и поздняя — в 10: 00. Причём вместо херувимской поют: " Видехом свет истинный..." а вместо Причастна — " Вечери Твоея тайные..." (Тоже в воспоминание о Тайной Вечере!).

Особенно интересно то, что пишет Сильвия о Всенощном бдении, которое продолжалось с вечера Четверга до утра Великой Пятницы. Оно представляло собой скорбное шествие со свечами по всем святым местам от Гефсимании до Креста. И на каждом таком месте делалась остановка, читался соответствующий отрывок из Евангелия и пелись гимны (прочесть стр. 209-210).

Т.о. наш умилительный чин Утрени Вел. Пятка с чтением " 12 Евангелий Страстей Христовых", который совершается в четверг в 7 часу вечера со свечами (!) буквально возник в Иерусалимской Церкви 4 века!

Схожее чинопоследование есть и у католиков. Оно так и называется " Крестный путь" и состоит из 14 Стояний (" Осуждение", " Возложение креста", " I Падение под крестом" и т.д.) с совершенно изумительными народными гимнами.

Вел. Пятница была днём самого строгого поста и печали (" День скорби, в который постимся" Свт. Амросий). Сильвия пишет:

" После отпуста у Креста: еще до восхода солнца, весь народ, полный ревности, сразу же направляется на Сион, чтобы помолится у того столба, у которого бичевали Господа. А затем, отдохнув немного у себя дома, все они снова готовы для следующей службы". (стр. 210).

Происходит всеобщее поклонение Св. Животворящему Кресту, обретённому Св. Еленой. Потом

" Перед Крестом ставится сидение для епископа, и от 6 часа (12: 00) до 9 (15: 00) ничто другое не совершается, как только чтение текстов Свящ. Писания...И нет в этот день никого, ни старого, ни молодого, кто бы не плакал в течение тих трёх часов, помышляя о тех страданиях, которые Господь претерпел за нас". (стр. 211).

У нас в Церкви этот обряд претворился в чтение четырёх Евангелий во время Царских часов (которые в Вел. Пяток заменяют собой Литургию). Напомню, что Литургия в Вел. Пятницу не служится (ибо Христос на Кресте), кроме того случая, когда с ней совпадает Благовещение (тогда положена Литургия И. Златоуста). У католиков, наоборот, это единственный день, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров св. папы Григория Вел. А перед ней совершается чин поклонения Кресту (опять же восходящий к 4 веку).

Великая Суббота также была днём строгого поста (почти ничего не ели), который кончался в полночь. В это время совершалось крещение оглашенных. И об этом нам до сих пор напоминает пение на Литургии Вел. Субботы вместо обычного Трисвятого — " Елицы во Христа крестистеся..." (т.е. " Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись". Гал. 3: 27).

Сильвия рассказывает: "... неофиты, только что воспринявшие крещение и сразу же одетые после купели, идут за епископом прежде всего в храм Воскресения. Епископ входит внутрь решетки под пение гимна и там молится о них. Затем он возвращается вместе с ними в главную церковь, где весь народ бодрствует, ожидая". (стр. 212).

Палладий еп. Еленопольский, описывая арест свт. Иоанна Златоуста во время пасхального крещения пишет, что воины " уже раздевшихся для крещения женщин заставляли бежать нагими и кровью их ран окрасили воду крещения". Тем не менее, в ту жуткую ночь было крещено более 3 000 человек! (Палладий " Разговор о жизни Златоуста", гл. 9).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.