Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.






Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему. В процессе развития научных знаний постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.

Чтобы выявить закономерности этого процесса, необходимо раскрыть структуру научных знаний.

В развитой форме наука – дисциплинарно-организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины (математика; естественно-научные дисциплины - физика, химия, биология и др.; техническиеи социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой.

Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются

различные типы знаний, причем некоторые из наук уже прошли достаточно длительный путь теоретизации и сформировали образцы развитых и математизированных теорий, а другие только вступают на этот путь.

Определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в другой. Каждый тип знания может трансформироваться в рамках конкретной науки.

Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна (разнородна). В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы,

гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.

Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания.

Я рассмотрю эмпирическое познание.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства, которые являются эмпирическим языком науки. Этот язык имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.

Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, называют эмпирическими объектами. Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Каждый признак эмпирического объекта можно обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение, а также методы эмпирического описания.

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым

подчиняется данный объект. Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей.

Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта

и представляет собой вероятностно-истинное знание.

Т.о. эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Следует подчеркнуть, что увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция (- это форма мысли, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему) всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных результатов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Это обстоятельство во всей его глубине было осознано в науке сравнительно поздно, когда она достигла достаточно высоких ступеней теоретизации.

 

Перейдем к рассмотрению внутренней структуры эмпирического уровня познания.

 

1. НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение лежит в основе всех других эмпирических методов познания (измерения и эксперимента), являясь наиболее элементарным из них. В науке наблюдение используется для получения эмпирической информации относительно исследуемой области, но г.о. - для проверки и обоснования истинности эмпирических суждений.

Научным наблюдением называется восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания. В акте наблюдения можно выделить:

1) объект наблюдения;

2) субъект;

3) средства;

4) условия наблюдения;

5) систему знания, исходя из которой задают цель наблюдения и интерпретируют его результаты.

Все эти компоненты акта наблюдения следует учитывать при сообщении результатов наблюдения для того, чтобы его мог повторить любой другой наблюдатель. Важнейшим требованием к научному наблюдению является требование интерсубъективности. Это подразумевает, что наблюдение может повторить каждый наблюдатель с одинаковым результатом. Лишь при соблюдении этого требования результат наблюдения будет включен в науку.

Интерсубъективность свидетельствует об объективности результата наблюдения. Конечно, интерсубъективность наблюдения не может с достоверностью обосновать его результата, т. к. заблуждаться могут все наблюдатели (если все они, например, исходят из ложных теоретических предпосылок), однако интерсубъективность предохраняет нас от ошибок конкретного наблюдателя. Т.о., результат наблюдения всегда содержит элемент субъективности.

Наблюдения разделяются на:

* непосредственные

* косвенные.

При непосредственном наблюдении ученый наблюдает сам избранный объект. Но не всегда это возможно. Например, объекты астрономии невозможно наблюдать непосредственно. О свойствах таких объектов мы можем судить лишь на основе их взаимодействия с другими объектами. Подобного рода наблюдения называют косвенными наблюдениями. Косвенное наблюдение опирается на предположение об определенной закономерной связи между свойствами непосредственно наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств и содержит логический вывод о свойствах ненаблюдаемого объекта на основе наблюдаемого эффекта его действия. В настоящее время с появлением различных приборов ученые все чаще используют косвенное наблюдение.

Результаты наблюдения обычно выражаются с помощью качественных (" теплый", " зеленый", " большой") и сравнительных понятий (" больше", " теплее", " легче").

2. ИЗМЕРЕНИЕ

Измерением называют процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины.

Измерение - новая ступень в развитии эмпирического познания. Переход от наблюдения к измерению требует новых приборов и инструментов, а также новых понятий и предположений.

Количественные понятия численно выражают степень интенсивности некоторого свойства. В процессе измерения, т. е. в процессе приписывания чисел свойствам объектов, нужно соблюдать определенные правила для того, чтобы результат измерения мог претендовать на интерсубъективную значимость. Эти правила называются " правилами измерения".

(1) Правило эквивалентности: если физические значения измеряемых величин равны, то должны быть равны и их числовые выражения

(2) Если физическое значение одной величины меньше (больше) физического значения другой величины, то числовое выражение первой должно быть меньше (больше) числового выражения второй.

(3) Правило аддитивности, числовое значение суммы двух физических значений некоторой величины должно быть равно сумме числовых значений этой величины; символически.

(4) Правило единицы измерения.

Строгое соблюдение этих требований было бы возможно только для идеального эталона. Реальные же тела и процессы подвержены изменениям под влиянием окружающих условий. Поэтому в качестве реальных эталонов выбирают как можно более устойчивые к внешним воздействиям тела и процессы.

3. ЭКСПЕРИМЕНТ

Важнейшим методом эмпирического познания является эксперимент, который обычно включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное физическое воздействие на изучаемые объекты. Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимые с целью познания этого объекта.

В эксперименте можно выделить следующие элементы:

1) цель эксперимента (физ., хим., био и т.д. эксперимент);

2) объект экспериментирования;

3) условия, в которых находится или в которые помещается объект;

4) средства эксперимента;

5)материальное воздействие на объект.

Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов – это " поисковые" э.. Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области.

Однако чаще эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории -" проверочный". В современной науке один и тот же эксперимент все чаще обслуживает разные цели.

Эксперимент всегда представляет собой вопрос, обращенный к природе. Но чтобы вопрос был осмысленным и допускал определенный ответ, он должен опираться на предварительное знание об исследуемой области. Это знание и дает теория и именно теория ставит тот вопрос, ответ на который должна дать природа. Поэтому эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорий.

Этапы проведения эксперимента: 1)формулировку проблемы,

для решения которой ставится эксперимент2) выбор эмпирической интерпретации теоретических величин - очень важен при подготовке эксперимента; 3)выбор условий и используемых приборов - определяется эмпирической интерпретацией теоретических величин; 4)воздействие на объект, наблюдение его поведения и измерение контролируемых величин; 5)обработка полученных данных, их теоретическом осмыслении и включении в науку.

Т.о. эксперимент неотделим от теории, ибо он существенно зависит от теории. Вообще всякий эксперимент при его обдумывании и планировании выступает вначале как мысленный эксперимент.

Однако следует подчеркнуть, что наблюдение, измерение и эксперимент, хотя и тесно связаны с теоретическими соображениями, являются разновидностью практической деятельности. Осуществляя рассмотренные эмпирические процедуры, мы выходим за рамки чисто логических рассуждений и обращаемся к материальному действию с реальными вещами. В конечном итоге только через посредство такого действия получают подтверждение или опровержение наши представления о действительности. В эмпирических познавательных процедурах наука вступает в непосредственный контакт с отображаемой ею действительностью - именно в этом заключается громадное значение наблюдения, измерения и эксперимента для научного познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.