Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.




“Все люди от природы стремятся к знанию”. Этими словами начинается один из выдающихся памятников античной мысли, древнейший историко-философский трактат и одно из наиболее сложных для понимания философских сочинений — “Метафизика” Аристотеля. Человек начал заниматься познанием, пожалуй, с тех самых пор, как появился на Земле, и все же прошло немало столетий, прежде чем он осознал, что все это время занимался познанием. Кроме того, человек оказывался перед необходимостью решать те или иные практические задачи и успешно справлялся с ними во всех уголках Земли, но обнаружил себя и тем самым навсегда выделил себя в ряду живых существ в качестве познающего существа только в античной Греции. Вопросы о том, каким образом и почему все произошло именно так, актуальны до сих пор.
Все многообразие человеческого знания можно условно разделить на знание “практическое” и знание “теоретическое”. Первое подразумевает некоторое умение, навык обращения с вещами и, следовательно, предполагает активное, деятельностное участие со стороны человека. Второе, напротив, представляется знанием о вещах без непосредственного обращения к ним, порожденное только разумом.
Исторически практическое знание развивается раньше теоретического, причем это касается как человечества в целом, так и каждого отдельного человеческого существа в его индивидуальном развитии. Поскольку человек, появившись на свет, всегда уже оказывается в мире, т. е. некотором окружении людей и вещей, то первыми развиваются навыки общения с людьми и обращения с вещами. И следовательно, практическое знание в определенном смысле является “естественным” для человека, т. е. возникающим в силу необходимости реализации человеком собственной природы.
Иначе обстоит дело с познанием теоретическим. В отличие от практического, теоретическое знание до определенной поры не является абсолютно необходимым для человека, поскольку в своем повседневном бытии человек в нем не нуждается. Чтобы уяснить смысл сказанного, нам необходимо обратиться к исходному значению понятия “теоретическое”, а также общему контексту античного мировосприятия.
Понятие “теоретическое” восходит к греческому слову theoria, “феория”, которое означает “вглядывание”, “рассматривание”, “созерцание”. При этом речь не идет о простом разглядывании сущего посредством предназначенных для этого органов чувств, т. е. глаз. Глаза — хорошие советчики в практических делах, но не в знании вещей. Мыслители античности не перестают подчеркивать: ощущения изменчивы, а следовательно, не могут выступать в качестве надежных свидетелей. В знании вещей лучший советчик — разум. “Феория” есть тем самым всматривание глазами самой души, или ума.

Предпосылки возникновения науки в Др. ГрецииТеоретическое мышление в своих истоках есть в подлинном смыс­ле античный феномен. Ища истоки возникнове­ния этой особой формы духовной деятельности, имеет смысл особое внимание обратить на своеобразное государственное устройство древних эллинов, имеющее форму городов-государств. Во-первых, общественной жизни греков был присущ особый тип соревновательности, цель которой состояла в достижении бессмертной славы, а не преходящих материальных благ. Во- вторых, именно в рамках полисной формы социального устройства стало возможным выделе­ние особого сословия свободных людей, перед которыми не стояла необходимость добывать средства к существованию и которые име­ли досуг для занятий умозрением Периодизация античной наукип.н. Время Название Представители 1 6-5 вв. до н.э. космогонический Фалес из Милета, Пифагор и его школа, Гераклит из Эфеса, Демокрит - досократики 2 4 в. до н. э. классический Сократ, Платон и Аристотель 3 3 в. до н.э. - 6 в.н.э. эллинско-римский Аристарх Самосский, Архимед, Клавдий Птолемей, Эпикур, неоплатоники Аристотель - отец основатель «чистой» наукиАристотеля принято считать создателем «чистой» науки и первым философом науки. Он создал формальную логику – инструмент («органон») рационального научного рассуждения; проанализировал и классифицировал различные виды знания: разграничил философию (метафизику), математику, науки о природе и теоретическое знание о человеке, отличил от всего этого практическое знание – мастерство, технические знания и практический здравый смысл.У Аристотеля можно найти представление о том, как нужно правильно строить научное исследование и излагать его результаты. Работа ученого, по его мнению, должна содержать четыре основных этапа* Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой предложенных предшественниками точек зрения и решений.* На основе этого – четкая постановка проблемы, которую нужно решить.* Выдвижение собственного решения – гипотезы.* Обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений, демонстрация преимуществ предложенной точки зрения перед предшевствующими.Все это может показаться достаточно банальным, однако большинство научных диссертаций до сих пор пишутся по этой схеме.Аристотель дал ясное учение о том, как должно выглядеть полное и четкое научное объяснение явления или события. Согласно его философии, каждое событие обусловлено четырьмя причинами: Формальной (связанной с сущностью явления, его структурой или понятием), материальной (обусловленной субстратом, веществом, в котором воплощается эта форма или структура), движущей (конкретной побудительной причиной), целевой (связанной с тем, «ради чего», «зачем» происходит явление). Если удается установить и объяснить все эти причины, то задача науки оказывается полностью выполненной, явление считается познанным и объясненным. Пример нужно объяснить, почему хамелеон меняет цвет кожи, когда переползает с освещенного зеленого листа на темно-бурую ветку. Формальной причиной здесь является суть хамелеона как живого существа, способного менять цвет кожи в зависимости от освещения и цвета фона. Материальная причина – особая субстанция, вещество в его коже, которое изменяет цвет. Действующей причиной будет факт переползания из светлого места в темное. Целевая причина изменения цвета кожи – стремление хамелеона сделаться незаметным для формальных врагов.Величие античной учености и ныне вызывает восхищение. Однако нужно видеть и ограниченность «аристотелевской науки». Прежде всего она описывала мир как замкнутый и относительно небольшой по размерам Космос, в центре которого находиться земля. Математика считалась наукой об идеальных формах, применительно к природе область расчета ограничивалась расчетами движений небесных тел в «надлунном мире», поскольку он понимался как мир идеальных движений и сфер. В «подлунном мире» в познании земных явлений, по Аристотелю, возможны только нематематические, качественные теории. Очень важно так же то, что античным ученым была чужда идея контролируемого эксперимента: их учения опирались на опыт, эмпирию, но это было обычное наблюдение вещей и событий в их естественной среде с помощью обычных человеческих органов чувств.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.