Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соне́т






Шванк

(нем. Schwank)

небольшой сатирический рассказ, сперва стихотворный, затем в прозе, получивший широкое распространение в немецкой литературе 13—17 вв. Ш. сродни французскому Фаблио и итальянской новелле Раннего Возрождения, на которые он иногда прямо опирается. Отражая воззрения горожан, далёкий от куртуазной идеализации, Ш. изображает жизнь различных сословий главным образом с её комической стороны. Его излюбленными героями являются ловкие, смышлёные простолюдины. Мастерами Ш. были Штриккер (середина 13 в.), австрийский поэт Ф. Франкфуртер (конец 14 в. или начало 15 в.). Фаблио

фабльо (fabliau, пикардская форма от старофранц. fablel – побасенка, от лат. fabula – басня, рассказ), короткая стихотворная комическая или сатирическая повесть в городской франц. литературе 12 – начале 14 вв.

 

Фарс (фр. Farce) — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV—XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в 15 веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе.

 

Моралите́ (фр. Moralité, моралитэ) — особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия.

Мисте́ рии (от греч. μ υ σ τ ή ρ ι ο ν, «таинство, тайное священнодействие») — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления. Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения» (греч. τ ε λ ε τ α ί ό ρ γ ι α) у греков, инициациями (лат. initiatio) у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него (τ ε λ ε τ ή, initium), а также сильной возбужденности или экстаза (греч. ὄ ρ γ ι α). Очищения, искупительные жертвы и отчастипокаяние в грехах, с одной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявления экстаза — с другой, составляли существенное содержание мистерий

МИРАКЛЬ [франц. miracle — " чудо" ] — в более широком значении слова всякая (стихотворная или прозаическая) разработка легендарного сюжета, центральным эпизодом к-рого является " чудо" — в частности " чудо богородицы" (miracle de Notre Dame). Таковы сборники стихотворных легенд " Gautier de Coincy" [кон. XII — нач. XIII вв.], " Jehan le Marchant" [ок. 1240] и ряд анонимных, приблизительно того же времени, отражающие и пропагандирующие столь характерный для этой эпохи культ женского божества — богородицы. Этот тип М. представляет собой одну из тематических разновидностей легенды (см.).

В более узком значении слова М. — небольшая драматическая форма, появляющаяся спорадически во французской лит-ре XIII—XIV вв. и разрабатывающая сюжеты эпических М., а частью и сюжеты других легенд. Всего до нас дошло сорок три М.,

САТИРА — вид комического (см. «Эстетика»), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к-рого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. С. как жанр возникла в римской лит-ре. Самое слово «С.» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров.

Рассказ или нове́ лла (итал. novella — «новость») — основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Рассказ или новелла — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы. Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка.

Прозиметр (лат. prosimetrum) — литературная форма, соединяющая прозаические и стихотворные фрагменты внутри одного произведения.

Основателем прозиметров традиционно считается Менипп Гадарский (его сочинения не сохранились). В латинской литературе прозиметрами на манер Мениппа начал писать Марк Теренций Варрон (из 150 его менипповых сатир сохранилось ок.600 фрагментов, но ни одна не сохранилось целиком), добавив к смеси прозы со стихами также смесь латинского и греческого зыков. К известным (и сохранившимся) примерам прозиметрии относятся «Утешение философией»

 

РОНДО (франц. rondeau, старо-франц. rondel, старо-провансальское redondel) — форма строфы, возникшая во французской лирике XIII—XIVвв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом. В своей наиболее архаической форме Р. состоит из 8 стихов, с двумя рифмами и с повторяющимися строками по схеме: «ABa Aab AB» (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки, строчными — рифмы). Эта форма носит название «одиночного Р.» (rondel single) и ложится в основу позднейшего триолета (см.). Дальнейшее осложнение формы достигается путем расширения строфы (до 14 стихов с сохранением тех же двух рифм) или расширения запева; так создаются R. quatrain, R. double; последняя форма вытесняет все остальные и сохраняется во французской поэзии вплоть до романтиков (А. де Мюссе).

Рондель - Она развилась из ронделя (франц. rondel), родственной твёрдой формы, существовавшей в поэзии 14–15 вв. в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Рондель, представлявший собой 13-строчное стихотворение также на две рифмы, в свою очередь, развился из триолета (обе эти формы – каждая в своё время – назывались рондо), на что указывает его схема рифмовки: a’b’ba – aba’b’ – abbaa’ (знаком астериска отмечены повторяющиеся строки). Исторические истоки триолета, ронделя и рондо – танцевальные песни древних народов Европы. В Новое время они использовались в стилизациях «под старину

соне́ т

(итал. sonetto, от итал. sonare – звучать), твёрдая форма, лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двухкатренов (четверостиший) на две рифмы и двух терцетов (трёхстиший) на три, реже – на две рифмы. Эту форму изобрёл в сер. 13 в. сицилийский стихотворец Якопо да Лентини, а прославили её знаменитые итальянские поэты Возрождения Данте, Ф. Петрарка, Т. Тассо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.