Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контакт со слушателями






До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки… Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.

Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.

Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь—действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.

ПОЗА

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст. многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в.описанной ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.

Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки — подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

ЖЕСТЫ

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.

прочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами — трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

 

6. Роды и жанры красноречия.

 

Знаменитый русский юрист А.Ф. Кони, сам великолепный мастер слова, советовал начинающим ораторам и лекторам, во-первых, знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив для себя все его положительные и отрицательные свойства. Во-вторых, оратору крайне важно знать родной язык и пользоваться его гибкостью, богатством, своеобразием оборотов речи, быть знакомым с сокровищами родной литературы. В-третьих, оратор не должен лгать. Кони составил даже своеобразную классификацию типов лжи: «Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом:

1) говорит не то, что думает, — это ложь по отношению к другим;

2) он думает не то, что чувствует, — это ложь самому себе, и, наконец,

3) он впадает в ложь «в квадрате»: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует».

Τ ᴀ ᴋ ᴎ ᴍ ᴏ Ϭ ᴩ ᴀ ᴈ ᴏ ᴍ, искренность должна стать необходимым качеством оратора. Но при этом человек обязан критически оценивать свою точку зрения, убеждать людей, но не навязывать свою точку зрения как единственно возможную. Оратор, думающий, что он один владеет истиной, нетерпимый к другим взглядам, никогда не добьется успеха.

Ключевым понятием в ораторской практике является присоединение, ᴛ.ᴇ. в процессе речи аудитория полностью или частично должна присоединиться к мнению оратора. Гораздо легче выступающему самому присоединиться к мнению аудитории, но такое присоединение принято называть популизмом и демагогией (уступкой низким запросам публики, использованием лжи, лести для привлечения масс на свою сторону, создания ложной популярности). Поднять аудиторию до себя, а не опуститься на ее уровень — вот задача оратора.

При выступлении равно недопустимы как высокомерие, менторский (поучающий) тон, неуважение к аудитории, так и заискивающий тон, робость, самоуничижительные замечания («я, конечно, понимаю, что ничего нового и интересного я вам не скажу...»). Уверенность оратора в себе, его мимика и жесты, дружеское отношение к слушателям, скромность, подъем — необходимые качества успешного выступления.

Уважение к аудитории заключается и в заботе выступающего о том, чтобы его услышали: о четкости дикции, звучности голоса. Оратор должен почувствовать признаки утомления своих слушателей, вовремя переключить их внимание, снять напряжение шуткой, какой-либо интересной историей. Выступая с речью, лучше не читать написанный текст, а лишь заглядывать в него, сверяя нужные цифры, цитаты. Обращаться при этом нужно не к потолку, окну или своим ногам, а к людям, находящимся перед оратором. Возникающее при этом чувство взаимного общения, обратная связь с аудиторией помогают понять, что оратор достиг своей цели.

Учитывая зависимость от содержания, условий и цели высказывания в современной практике публичного общения выделяют следующие роды и виды (жанры) красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное, или церковно-богословское.

К социально-политическому красноречию относятся парламентские и митинговые речи, военно-патриотические, дипломатические, политические, агитаторские, выступления на социально-культурные, этико-нравственные, социально-политические и политико-экономические темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчётные доклады на съездах, конференциях, собраниях.

К академическому красноречию относятся вузовская и школьная лекции, научный доклад, научный обзор, научно-популярная лекция.

К судебному красноречию относятся прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, или защитительная, речь.

К социально-бытовому красноречию относятся юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), речь на приёме и т. д.

К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь (слово для прихожан), официальная церковная речь.

Границы между родами красноречия весьма подвижны, в частности это касается социально-политического и академического красноречия.

Каждая публичная речь должна иметь общую и конкретную цели. Общая цель речи определяется видом реакции, какую оратор намерен вызвать у слушателей, она зависит от того, хочет ли он информировать о чем-то слушателей, убедить их в чем-либо, воодушевить какую-либо группу людей на определенные действия, наконец, просто развлечь аудиторию. В реальной практике эти цели часто сочетаются. К примеру, лекции, доклады, сообщения, являющиеся образцами академического красноречия, чаще всего направлены на сообщение слушателям какой-то новой информации, но они не обходятся без элементов воздействия. Выступления, относящиеся к социально-политическому роду красноречия, носят, прежде всего, агитационный, убеждающий характер, хотя они также обязательно включают какую-то информацию, бывают занимательны и поучительны. Приветственные, застольные, юбилейные речи, представляющие собой образцы социально-бытового красноречия, обязательно должны быть интересны для слушателей. При этом оратор должен хорошо представлять себе, какая из общих установок является определяющей в каждом конкретном случае, и в соответствии с этим строить свою речь.

Τ ᴀ ᴋ ᴎ ᴍ ᴏ Ϭ ᴩ ᴀ ᴈ ᴏ ᴍ, с содержательной точки зрения ораторские выступления в соответствии с преобладающим характером их воздействия на слушателей условно можно разделить на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие и призывающие. Каждый из этих типов речи имеет свои особенности.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь слушателей и доставить им удовольствие, в интересной, забавной форме сообщить некоторую новую информацию. Можно было бы сказать, что её цель – просто поддерживать внимание и интерес слушателя, но здесь имеются в виду занимательность, интерес как самоцель. Развлекательную речь часто произносят на банкетах и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьёзная мысль, правда и вымысел. Она или проникнутое единством, связное повествование, или состоит из анекдотов. Размещено в открытой библиотеке https://oplib.ru В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьёзность, преувеличения и карикатура. Недружелюбный тон оратора здесь неуместен: он нарушит дружескую атмосферу. Развлекательная речь не обязательно должна быть юмористической (всё зависит от ситуации общения), это может быть рассказ или описание известного оратору или лично пережитого им события, к примеру восхождение на горные вершины или погружение в морские глубины. В ней должны быть новизна, конкретность, по возможности драматические моменты, контрасты, действие. Для того чтобы успешно выступить с развлекательной речью, говорящий, кроме собственно ораторской подготовки, должен обладать определенными личностными качествами: обаянием, раскрепощённостью, чувством юмора. Активно используют элементы развлекательности авторы научно-популярных книг, причем это может нисколько не умалять научную значимость их трудов

Главная цель информационной речи - сообщить аудитории некоторую новую информацию, новые знания, пробудить любознательность, дать новое представление о предмете. Оратор ставит перед собой цель достичь обоюдного взаимопонимания со своей аудиторией, понимания сведений и фактов, а также идей и концепций, которые обоснованно подтверждены аргументами и фактами. На таких выступлениях совсем необязательно спорить или отстаивать свою точку зрения, а также вовсе не нужно пытаться убедить слушателей принять или изменить какое-либо решение. Тем не менее оратору крайне важно приложить много усилий, для того чтобы вызвать интерес слушателей, который достигается применением контраста͵ сравнения, иллюстрации, классификации и анализа. Главное требование к оратору при этом - доскональное знание предмета͵ о котором он говорит с аудиторией. Чтобы хорошо подготовиться к выступлению подобного типа, нужно уметь отбирать самые основные факты из всех известных по данной теме или, наоборот, добавлять к известным какие-то новые факты за счет обращения к различным справочникам и энциклопедиям. В информационном выступлении чаще всего используются такие типы речи, как повествование, описание и объяснение. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

· В ней не должно быть ничего спорного;

· В информационной речи любой вопрос находит своё разрешение при соблюдении двух условий: он должен быть связан с тем, что уже существует, и выражать подлинную правду. Он не может вызывать споров, сомнений;

· Характерная для информационной речи черта состоит по сути в том, что она пробуждает любознательность слушателя. В случае если у него не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, долг оратора поставить их;

· Ответы на все поднятые вопросы должны удовлетворить слушателей;

· Сообщение должно быть актуально.

При подготовке информационного выступления нужно представить себе, как текст будет восприниматься на слух. Затрудняют восприятие информативная избыточность, перегруженность цифрами, названиями, сложными терминами. При составлении текста следует избегать громоздких синтаксических конструкций. Чтобы основные положения речи запомнились аудитории, оратор должен очень хорошо продумать композицию текста͵ апеллировать не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям слушателœ ей. Включенные в речь описания выиграют, если создадут у слушателœ ей наглядно-образные представления, аудитория должна почувствовать заинтересованное, эмоциональное отношение самого оратора к тому предмету, о котором он рассказывает. В любом случае в памяти слушателей останется та информация, которая окажется для них эмоционально окрашенной, к которой они сформируют свое отношение — позитивное или негативное.

7. Судебное красноречие.

 

Судебное красноречие — это вид красноречия в зависимости от сферы употребления. Это речевое мастерство в области гласного публичного судопроизводства, направленное на вынесение законного и справедливого приговора по судебному делу.

Судебное красноречие – один из древнейших видов словесного искусства, развившийся и получивший широкое распространение еще в Древней Греции.

Судебные речи обвинителя и обвиняемого были главными частями судебного процесса в древних Афинах (5-й век до н.э.), причём каждый обвиняемый гражданин мог защищать себя сам или обратиться к профессиональному составителю судебных речей – логографу.

Была выработана содержательная схема защитительной судебной речи, в которой использовались разные способы убеждения:

во вступлении информативно излагалась суть дела,

затем художественно представлялось криминальное событие,

далее приводилась аргументация защитника и,

в заключении, преподносилась эмоциональная концовка, рассчитанная на сильное психологическое воздействие.

Параллельно с практикой в античности развивается и теория судебного красноречия (до нас дошли имена таких древнегреческих теоретиков и практиков данного вида ораторского искусства., как Горгий, Лисий, Исократ, позднее Демосфен, в Римской республике – Катон Старший, Марк Антоний Красс, Цицерон).

В России судебное красноречие не имело распространения вплоть до отмены крепостного права и судебной реформы 1864-го г.

В рамках этой реформы был введён суд присяжных и учреждена присяжная адвокатура (социальный институт защиты обвиняемых). Слушание дел стало гласным, с обязательным участием прокурора (обвинителя), адвоката (защитника) и присяжных заседателей (судей-непрофессионалов, голосованием которых и определялось наличие вины и мера наказания). Судебные разбирательства такого рода вызывали огромный интерес общественности, появилась целая плеяда выдающихся судебных ораторов. Это Владимир Данилович Спасович, Анатолий Фёдорович Кони, Фёдор Никифорович Плевако и др.

Общими чертами выступлений лучших обвинителей и защитников были гражданственность позиции, отличное знание сути и подробностей рассматриваемого дела, корректность и обоснованность заключений, умелая полемика, глубокий психологизм, отсутствие личного озлобления по отношению к противнику по судебному процессу, неприятие актёрского поведения во время судебного процесса.

Судебный оратор соединяет в своём полемическом выступлении логический разбор обстоятельств дела с психологическим анализом действий подсудимого, выяснением скрытых мотивов, первопричин преступления. Соединение доказательности и убедительности, логических построений и художественности составляют типичную особенность судебной речи, главной целью которой является убеждение судей и всех присутствующих в зале суда в правильности своей точки зрения. Но, поскольку таких точек зрения две (мнение обвинителя и мнение защитника), судьи получают возможность сравнивать их позиции, что способствует объективности выводов. Кроме того, при осуществлении правосудия высказывается отношение к фактам и обстоятельствам преступления с позиций уважения к закону и нравственности.

В судебной речи есть композиционные части, посвящённые моральной оценке преступления, анализу его первопричин, характеристике личности подсудимого, таким образом, в судебном красноречии прослеживается воспитательная и пропагандистская функция (пропагандируется уважение к закону, в том числе нравственному, и правовая грамотность).

В советское время судебная речь претерпела существенные изменения. Вместе с судом присяжных ушла необходимость в психологическом воздействии на состав суда. Судебная речь становится короче и конкретнее, её главным достоинством считается доказательность. Идейная заданность многих судебных процессов приводит к формализму в судебной речи.

В настоящее время возрождается суд присяжных, что неизбежно повлечёт за собой повышение внимания к судебному красноречию.

 

8. Монологические речи.

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).

По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности - проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).

Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют следующие типы монологов:
- монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:
- начало события,
- развитие события,
- конец события.

Пример монолога повествовательного типа:
Когда-то, в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом.

Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки- цыплята.

Хозяйка посчитала цыплят — ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.

- монолог - рассуждение, для которого типичны синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом:
- тезис (основная мысль),
- доказательство,
- вывод.

Пример монолога - рассуждения:
Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.

Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.

А знаешь ли ты, что листок папоротника вытягивает яд, притупляет боль?

Родная природа должна быть первым учителем жизни.

- монолог-исповедь, который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений.

Пример монолога-исповеди:
Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало...

Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы.

Все таки я счастлив, что живу на этой земле...

Ориентируясь на устное высказывание, монологи разных типов свободно допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной лексики междометий, разговорных и разговорно-экспрессивных синтаксических построений (конструкций диалогической речи).

Лекция, доклад и т.д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. И искусство этой формы устной речи включает в себя использование и этих выразительных средств; вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, последнюю нельзя превращать просто в чтение некоторого текста. Речь-лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи.

Особую разновидность монолога представляет собой так называемый внутренний монолог, в котором имитируется эмоционально-мыслительная деятельность человека в ее непосредственном протекании («поток сознания»). Соответственно в монологической речи этого типа часто употребляются прерывистые, незаконченные фразы, внешне не связанные друг с другом синтаксические построения.

Монологическая речь включает в себя всё многообразие функций, которые вообще выполняет речь, осуществляя, однако, каждую из них в особой форме. Самое специфическое и характерное для монологической речи заключается в том, что ею человек, не общаясь реально с другими людьми, создает себе социальный резонанс. Монологическая речь, располагающая в качестве громкой речи всеми экспрессивными средствами, является средством выражения и эмоциональной разрядки. При монологической речи говорящий воздействует на самого себя всей той гаммой лирических и риторических средств, которыми располагает эта речь. Монологическая речь - это речь, в которой слушающий всегда солидарен с говорящим. Это речь с собеседником, который всегда слушает и всегда соглашается. В монологической речи говорящий, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой - воздействует на свои эмоции средствами, заимствованными из процесса общения.

Монологическая речь может выполнять функцию осмысливания, но и ее она выполняет специфическим образом: мысль, произнесенная вслух, приобретает большую осязательность. Как бы материализованная в звуках, в словесных формулах, она доступнее осознанию и проверке. Монологическая речь удовлетворяет при этом потребности придать своей мысли или своему переживанию ту осязательность и действенность, которую она обычно приобретает в процессе общения. Средством мышления монологическая речь служит в тех случаях, когда интересует не столько доказательность, т.е. объективная истинность мысли, сколько ее убедительность, т.е. сила воздействия.

Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования монологической и диалогической речи показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

 

9. Диалогические речи.

 

Диалогическая речь - жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные - монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника».

Это обеспечивает возможность «взаимоналожения реплик», когда один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.

Сам принцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения - фактор контекста (ситуации). Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-видимому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.

Основными разновидностями диалогической речи являются:
- бытовой разговор,
- деловая беседа,
- переговоры.

Для бытового диалога характерны: S незапланированность;
- большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;
- частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
- отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия решения; '
- самопрезентация личности;
- разговорный стиль речи.

Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:
- дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;
- быстрота реагирования на высказывания партнеров;
- критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;
- аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;
- ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;
- ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.

Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой.

Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.

В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; преобладают предложения с минимальной синтаксической сложностью, широко используются частицы. В условиях диалога активизируется взаимодействие синтаксических, лексических, интонационных средств предложения и его смысловых связей с предшествующим или последующим текстом. Роль интонации особенно возрастает в предложениях с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом. Например: «Там холодно.» - «Там холодно?»

В предложениях с одинаковым строением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смыслового взаимодействия, а языковые средства усиливаются жестами и мимикой.

Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.

Один из таких приемов - вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей, читателей собеседниками, активизирует их внимание, вовлекает в поиски истины. Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения.

Иногда автор вставляет в текст предполагаемые реплики слушателей, читателей. Это вносит в монолог элементы диалога.

 

10. Правило и состав инвенции.

 

Инвенция - первый этап создания речи, предполагающий разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о чем пойдет разговор. Инвенция призвана определить тематико-содержательное пространство речи. На этом этапе начинается так называемое риторизованное речепорождение, т. е. процесс поиска средств, направленных на осуществление замысла создателя речи. Реализовать инвентивный этап - следовательно, ответить на вопрос: о чем речь? или что сказать? Инвенция состоит из ряда.

1. Фаза ориентации. Находясь в этой фазе, говорящий пытается разобраться в состоянии дел " на старте". На данном этапе формируется общее представление о речи. Определяется состав фактов, однако пока нет точного представления, какие из них будут использованы, а какие останутся за пределами сообщения. На протяжении этой фазы составитель работает лишь с эмпирическим материалом, который определяется как материал, опирающийся на данные, добытые самим автором в результате его самостоятельной работы, - будь то работа в области вербальной (словесной) или невербальной (реальной) действительности.

2. Фаза выбора. Данная фаза предполагает отбор материала, который осуществляется по принципу актуализации дихотомий: главное / второстепенное; старое / новое; общепринятое / оригинальное; понятное / непонятное и т. п. Эту фазу называют этапом самоограничений. На протяжении данного этапа составитель речи работает с эмпирическим материалом, а также начинает привлекать и материал энциклопедический, создающий необходимую перспективу рассмотрения фактов. Энциклопедический материал - это объективная информация, представляющая собой устоявшееся представление о " фрагментах действительности", источником которой выступают тексты энциклопедий, справочников, монографий, научных и деловых документов и т. п.

3. Фаза погружения. Это последний этап в процессе инвенции, этап последовательной разработки темы как достижение баланса между эмпирическим и энциклопедическим материалом посредством введения компаративного (сравнительного) материала. Компаративный материал - это внешний по отношению к обоим типам материала " язык", который играет роль " посредника", т. е. выступает в качестве метаязыка. Компаративный материал приводит эмпирический материал в соответствие с энциклопедическим, выявляет, насколько взгляды автора вписываются в существующую традицию, т. е. определяется уровень конфликтности говорящего по отношению к существующим в сознании современников " фрагментам действительности". Эмпирические факты получают свое обоснование - научное, историческое, культурологическое. Именно в рамках фазы погружения осуществляется проверка собственного " сооружения" на прочность.

Таким образом, выделяются следующие основные функции материала разного типа:

· эмпирический материал вводит новую информацию;

· энциклопедический материал создает необходимый фон для рассмотрения фактов;

· компаративный материал служит средой, в которой сосуществуют эмпирический и энциклопедический материалы, обеспечивает синтез информационных блоков в составе речевого произведения.

 

 

11. Еще в античной риторике доказательства делились на внутренние, то есть логические, и внешние — факты, документы, статистические материалы и др., которые веско и убеждающе действуют сами по себе. Аудитория, как подчеркивал В. Г. Белинский, «убеждается не одною красотою живой изустной речи, но вместе с тем и делом и фактами».

И сегодня факты как конкретные проявления объективной реальности, социальные факты как общественные дейст - вия людей, научные факты как элементы знания приобретают все больший вес в общественной жизни, науке, искусстве.

Вот почему наряду с композиционно-логической стороной современного устного выступления исключительную важность в доказательстве приобретает содержательная сторона процесса изложения предмета речи. Она связана с использованием конкретного материала: фактов (примеров, иллюстраций), ссылок на авторитетные источники, документов, цифр и др. Яркие, близкие и понятные слушателям, они воспринимаются как достоверная конкретно-образная информация, переданная в словесном изображении. Сам же мысленный образ помогает слушающему вас схватить суть явления мгновенно, приводя в движение эмоциональную сферу восприятия.

Современными учеными-биологами обнаружено, что животные разбираются в таком явлении, как количество. Но для доказательства лишь люди имеют возможность пользоваться цифрами. Цифры — это средство, с помощью которого мы передаем данные о количестве, размерах и объеме. Как ими пользоваться?

1. Не приводите слишком много цифр. С одной стороны, это утомляет аудиторию, с другой — большое количество цифр заслоняет собой то, для доказательства чего вы ими пользуетесь.

2. Цифры должны быть понятны слушателям. Переведите их, сделайте доступными для каждого. Скажем: «Такого количества топлива достаточно для обогрева вашего дома в течение 18 лет».

3. Не стройте из цифр длинных рядов и таблиц. Сфокусируйте внимание аудитории на том, ради чего вообще вы пользуетесь цифровым материалом.

4. Не пользуйтесь округленными цифрами. Здесь оговорюсь. Округленные цифры для запоминания — несомненно легче. Однако психологи утверждают, что слушатели к ним относятся с меньшим доверием, чем к точным.

Например: «...было израсходовано около 2 тысяч рублей» менее убедительно, чем «...мы израсходовали 1986 рублей».

Или «за последние три года жители города, принимавшие участие в тиражах денежно-вещевой лотереи, выиграли более 10 автомобилей, около 200 мотоциклов, свыше 600 телевизоров...» менее убедительно, чем «...двенадцать автомобилей, 194 мотоцикла,

607 телевизоров...»

Наконец, когда речь идет о количестве людей, округлять цифры просто неэтично.

5. Сумейте показать, что использование цифровых выкладок необходимо, что вы это делаете не ради своего удовольствия.

6. Пользуйтесь цифрами, которые удивят ваших слушателей своей необычностью и неожиданностью. Вот пример, как оратор цифрами привлек внимание аудитории к вопросу о семье и разделении труда между супругами.

«В среднем 11 лет своей жизни женщина проводит на кухне, стирка (если не пользуется услугами прачечной) занимает 24—26 дней в году, а 4 вымытых окна — то же самое по затрате энергии, что отработанная шофером смена».

При использовании фактического материала в доказательстве особое место занимают ссылки на источники, цитаты, то есть дословное изложение в речи отрывков из книг, статей, выступлений, документов. Обычно меткое, глубокое высказывание авторитетного лица — средоточие мысли — помогает выступающему выразить идею, повышает убеждающую силу слова.

«Если я порой говорю чужими словами, — утверждал французский мыслитель Монтень, — то лишь для того, чтобы лучше выразить самого себя». С ним нельзя не согласиться. Однако, чтобы цитата выполняла свое назначение, соблюдайте основные правила ее применения и запомните следующее:

1. Цитатами, как и цифрами, нельзя злоупотреблять.

Оратор, который без меры пересыпает ими речь, неизбежно теряет свое лицо.

В нашей стране сложилась традиция: сразу после выхода важных государственных или политических документов руководители всех уровней, как правило, направляются в трудовые коллективы с разъяснением этих документов. Жизнь свидетельствует, что сегодня, в период высокой информированности людей, их не удовлетворяет цитирование, пересказ или простое комментирование текста документов, чем раньше нередко ограничивались.

Зато высоко ценится умение оратора показать проблемы района, предприятия, цеха, связывая это с положениями документа, высказать собственное мнение, открыто побеседовать по вопросам, интересующим коллектив.

2. Человек, на авторитет которого вы ссылаетесь, должен быть действительно превосходным специалистом в данной области. Его имя у слушающих вас не должно вызывать никаких сомнений. «...Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Эти слова, прозвучавшие с Красной площади на всю страну в грозную годину Великой Отечественной войны, произвели огромное впечатление на всех советских людей и вдохновляли их на героические подвиги. 3. Цитата должна быть точной. Обращаясь к первоисточнику, нельзя вырывать ее из контекста. Несоблюдение этого правила ведет к догматизму (в чем мы с вами, к сожалению, убедились на собственном опыте). Кроме того, «усеченное» цитирование может быть использовано с целью манипулирования сознанием слушателей и введения их в заблуждение. Рецепт здесь прост. К цитате, вырванной из контекста, выступающему несложно подыскать удобное для него начало или окончание с соответствующим затем разъяснением текста. Один

из самых ярких русских представителей ораторского искусства Ф. Н. Плевако на заседании суда однажды произнес фразу, которая с удивительной меткостью отражает подобные явления: «Есть, господа, фотографы, которые по заказу милых путников к обнаженному туловищу распутницы приставляют лицо честной женщины...»

4. Не пользуйтесь часто встречающимися цитатами.

5. Цитирование слов специалиста по какому-либо вопросу будет иметь большее воздействие на сознание слушающих вас людей. Цитата же из литературного произведения будет иметь большее воздействие на эмоции слушателей.

6. Источник цитаты у вас должен быть выписан точно, но указывать его следует в каждом конкретном случае по мере необходимости.

Удачно подобранный короткий рассказ или история также являются эффективным фактическим материалом доказательства. Он обладает большой впечатляющей силой.

Привести короткую историю или рассказ в подтверждение своего тезиса выступления под силу каждому оратору. Кто-то делает это лучше, кто-то — хуже. Секрет успеха прост: надо пробовать и пробовать, больше практики, и вы непременно овладеете и этим искусством. Искусством короткого рассказа.

 

11.Правило диспозиции.

 

Найденный на этапе инвенции материал (система доводов-аргументов, сладывающихся в вероятностную картину события) необходимо было последовательно и целесообразно расположить в линейном пространстве текста. Принципы и правила расположения в соответствии со схемой основных разделов (фрагментов) ораторского высказывания излагались во втором разделе риторического учения – dispositio.

Схема членения ораторской речи на протяжении развития античной риторики постоянно усложнялась, прежде всего за счет главной части, которая дробилась на все новые и новые фрагменты; соответственно уточнялись как представления о функциональном назначении каждого фрагмента, так и требования к ним.

Так, в ранних риториках представлена трехчастная структура речи: вступление (prooеmium, exordium), главная часть (probatio) и заключение (peroratio); задача первой части – «привлечь», второй – «убедить», третьей – «взволновать» и «склонить» аудиторию.

Уже в «Риторике» Аристотеля в главной части выделены «повествование» (narratio), где событие излагалось во временной последовательности, цельно и связно, и «разработка» (trасtatio), где спорные пункты реконструировались в логической последовательности.

Квинтилиан разделил «разработку» на «доказательство» (probatio) точки зрения оратора и «опровержение» (refutatio) точки зрения противника.

В поздних риториках обоснованы такие фрагменты, как «постановка вопроса» (propositio), «разделение вопроса» (partitio) и использовавшееся факультативно «отступление» (digressio), которые, как правило, вводились между «повествованием» и «разработкой».

Во вступлении к речи оратор должен был добиться внимания, предварительного понимания и сочувствия к предмету речи.

Целью повествования, в котором излагался предмет речи, было «убедить» и «объяснить» свою версию событий; дополнительные цели – «усладить» и «взволновать» слушателя – имели факультативный характер и зависели от содержания речи: повествованием о малозначительных вещах оратор стремился «усладить», о более значительных – «взволновать» слушателя.

Античные риторы выдвигали три основных требования к повествованию: ясность, краткость и правдоподобие. Каждое требование обеспечивалось определенным условием:

– условие ясности – порядок (ordo), т.е. изложение событий в их естественном хронологическом течении; иногда для достижения художественного эффекта допускался искусственный порядок изложения, т.е. перестановка событий;

– условие краткости – мера (modus), т.е. умение определить необходимое и достаточное количество подробностей;

– условие правдоподобия – уместность, соответствие (decorum, conveniens). Под соответствием понималось прежде всего совпадение в ораторском изложении рисуемого лица, поступка, который это лицо совершило, и обстоятельств данного поступка. Соответствие обеспечивалось непротиворечивостью ответов на 7 основных вопросов: Кто? Что сделал? Почему? Где? Когда? Как? Какими средствами? Заметим, что эти вопросы обеспечивали исчерпывающую информативность повествования – именно поэтому, утратив позднее свою соотнесенность с принципом соответствия, этот перечень – через посредство новейших риторик – перешел в современную журналистику. Важным аспектом соответствия как условия правдоподобия являлось соотнесение авторской реконструкции факта, события с общепринятыми представлениями и мнениями: факт должен был представать как проявление общего «так бывает». «Такие «расцветки» (т.е., выражаясь современным языком, «художественные домыслы») были обычны при разработке фиктивных казусов школьной риторики, но, конечно, в судебной практике поводов для них было немного: обычно это были психологические мотивировки, задним числом подводимые под поступок, они могли быть убедительны, но недоказуемы. Работа с ними была для словесности хорошей психологической школой» [34, с.38].

Целью доказательства и опровержения тоже было «убедить» и «объяснить». Для достижения этой цели оратор должен был группировать доводы и контрдоводы, помещая сильные в начало и конец, слабые – в середину; самые важные доводы подавать наиболее ярко, используя средства эмоционального и словесного воздействия, а слабые объединять для взаимного усиления.

Заключению придавалось особое значение: оратор должен был обобщить сказанное и – главное – возбудить в слушателе выгодные для него страсти и закрепить впечатление от речи в целом.

Работе над вступлением и заключением рекомендовалось уделять максимальное внимание: в античных риториках по существу было открыто то, что на современном языке называется «эффект края». Известно, например, что многие античные ораторы накапливали эффектные вступления, с тем чтобы впоследствии использовать их в своих публичных выступлениях.

Схема расположения материала, разработанная в античности, основывалась на принципах рационально-логического развертывания мысли и была строго функциональна: если в основных разделах главной части (narratio, probatio, refutatio) осуществлялось многоаспектное развитие основного предмета речи, который освещался с разных точек зрения – с точки зрения самого предмета, с точки зрения оратора и «от противного», т.е. с точки зрения противоположной стороны, то вступление, заключение и отступления в основной части выполняли функцию многоаспектного контакта с аудиторией. Целесообразность такого членения способствовала тому, что оно применялось не только в ораторском искусстве, но и в большинстве поэтических жанров риторической эпохи. Этот принцип членения применяется по сей день в нехудожественных текстах, а также в художественно-документальных жанрах.

 

12. Правило элокуции.

 

Приступая к работе над словесным оформлением, античный оратор должен был учитывать четыре основных требования к изложению:

правильности (latinitas, hellē nismos), т.е. соответствия грамматическим и лексическим нормам;

ясности (plana elocutio, saphē neia), т.е. использования общепонятных слов в точных значениях;

уместности (decorum, prepon), т.е. соответствия стиля предмету речи;

пышности (ornatus, catasceuē), т.е. украшенности и благозвучности.

В своей совокупности эти требования давали возможность возвысить стиль ораторской речи над повседневной разговорной речью, сделать его искусственным, выстроенным, т.е. стилем художественного изложения.

В античных риториках была осознана функциональная зависимость стиля от целевой установки оратора, а также определен отрицательный результат чрезмерного следования оратора принципам того или иного стиля.

 

Стиль Способ создания Цель / результат ораторского воздействия Нежелательная крайность стиля
высокий (genus grande, sublime) максимальное использование риторических фигур «взволновать» (movere) слушателя напыщенный (inflatum, tumidum) стиль
средний (genus medium) умеренное использование фигур и тропов «усладить» (delectare) вялый (dissolutum) стиль
простой (genus tenue, subtile) минимальное использование фигур и тропов «объяснить» (docere) сухой, низкий (aridum, sordidum)

 

Три раздела теории изложения: учение об отборе слов, учение о сочетании слов, учение о фигурах – опирались соответственно на требования правильности, ясности, пышности. Требование уместности регулировало использование описываемых в этих разделах приемов и правил.

 

13. Классический и современный подходы к построению речи.

 

Уметь выражать свои мысли, уметь убеждать собеседника или целую аудиторию - одно из важных качеств, которое необходимо каждому человеку, а особенно руководителю. Давайте рассмотрим основные правила построения речи:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.