Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №9. Особенности воспитательной деятельности руководителя детского творческого объединения.






Воспитание правомерно рассматривается как социальное вза­имодействие педагога и воспитанника, ориентированное на созна­тельное овладение детьми социальным и духовным опытом, фор­мирование у них социально значимых ценностей и социально аде­кватных приемов поведения.

 

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, об­разовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономичес­ких условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговре­менным и непрерывным процессом, результаты которого носят от­сроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитатель­ную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных уч­реждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнитель­ное образование — не система психолого-педагогической и соци­альной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержа­ние воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) ре­ально осуществляются: а) профессиональное воспитание, б) соци­альное воспитание.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя форми­рование у ребенка:

—этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления ее результатов;

—культуры организации своей деятельности;

—уважительного отношения к профессиональной деятельности других;

— адекватности восприятия профессиональной оценки своей
деятельности и ее результатов;

—знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;

—понимания значимости своей деятельности как части процес­са развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

— чувства причастности к коллективу, коллективной ответ­ственности;

—умения взаимодействовать с другими членами коллектива;

—толерантности;

—желания участвовать в делах детского коллектива и соответ­ствующей деятельной активности;

—стремления к самореализации социально адекватными спо­собами;

—стремления соблюдать нравственно-этические нормы (пра­вила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. мо­гут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют кон­кретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки па­раметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педа­гогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования

Воспитывающая деятельность детского объединения дополни­тельного образования имеет две важные составляющие — индиви­дуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.

Индивидуальная воспитательная работа

в детском творческом объединении

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся яв­ляется обязательным условием успешности образовательного про­цесса, ведь ребенок приходит на занятия прежде всего для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог до­полнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

— помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллекти­ве, занять в нем достойное место;

 

—выявляет и развивает общие и специальные способности уча­щегося, его потенциальные возможности;

—формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

—способствует удовлетворению его потребности в самоутвержде­нии и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

—развивает в ребенке психологическую устойчивость, способ­ность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступ­лений, презентаций и других публичных мероприятий;

—формирует у учащегося способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы;

—создает условия для развития творческих способностей уча­щегося.

Педагогу необходимо отслеживать и организационные вопросы: насколько регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо позвонить к нему домой и уточ­нить причины неявки), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими уча­щимися. От этих на первый взгляд мелочей во многом зависит ус­пешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

Методика работы с детским коллективом

 

Назовем несколько несложных педагогических приемов, ис­пользование которых поможет педагогу дополнительного образо­вания в формировании детского коллектива.

Начинать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга. Именно организация знакомства может стать отправной точкой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Не ог­раничиваясь обычной перекличкой детей, следует провести не­большую игру-знакомство, во время которой каждый из присут­ствующих (включая и педагога) расскажет всем немного о себе.

Также с первых занятий нужно начать разработку вместе с ребя­тами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Правила, обдуманные и изложенные са­мими детьми, будут осознанно ими соблюдаться без напоминаний педагога.

Тогда же может быть достигнута договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информа­ции. Это тоже будет способствовать формированию у каждого от­ветственности не только за собственную деятельность, но и других.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским кол­лективом поможет традиционный ритуал — прием в члены детско­го объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением эмблемы дет­ского объединения, познакомят с его летописью и самыми успеш­ными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива выучит девиз и гимн детского коллек­тива. Все названные атрибуты детского коллектива — результат коллективного творчества детей и педагога.

Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, помогающий педагогу в организационных вопро­сах: проверке присутствующих на занятии, выяснении причин от­сутствия, передаче информации (в школе или по телефону).

Постепенно можно ввести систему временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такое по­ручение (несложное для исполнения) поможет каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, так как оно будет выполняться для всех. В качестве таких несложных поручений могут рассматри­ваться проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необхо­димых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), орга­низация дежурства во время или после занятия, раздача каких-ли­бо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к опреде­ленной учебной теме и т.д.

Еще одним проверенным на практике способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм работы, выходящей за рамки основного учебного процесса. Для сплочения ребят не прин­ципиально, будет ли это день рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Главное, чтобы в самом этом мероприятии, включая процесс его подготовки, нашлось хотя бы маленькое, но субъективно важное дело для каждого без исключения.

Следующий этап работы по формированию детского коллекти­ва — выборы относительно постоянного детского актива (совета, старостата, детского парламента и др.), который в значительной степени определит жизнедеятельность творческого объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определе­нии тематики и форм не только массовых дел досугово-развиваю-щего характера, но и учебной работы (подготовка выставочных ра­бот, конкурсных выступлений, тематических проектов в рамках те­мы учебного года и т.д.).

Чтобы выборы актива не воспринимались членами детского коллектива только как желание педагога, необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе кото­рой педагог и ребята вместе обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только после решения всех вопросов можно прово­дить выборы, «подкрепить» работу актива специальным докумен­том — положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью.

Очень сплачивают детский коллектив различные формы выезд­ных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь все дети «на виду», от каждого из них зависит состояние всего коллектива, а вкладом каждого определяется общий успех. При организации детской группы в ходе таких мероприятий можно использовать приемы, которые были приведены выше, ведь работа с коллективом не зависит от места и сроков его деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.