Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды дел, возникающих из публичных правоотношений






С учетом непосредственного действия ст. 46 Конституции РФ и другого принятого на ее основе федерального законодательства к производству по делам, возникающим из публичных правоот­ношений, относятся дела по заявлениям (ст. 245 ГПК РФ):

об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти;

об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Следовательно, перечень дел в ГПК является открытым, но они не должны содержать явный спор о праве; в противном случае их следует рассматривать в исковом производстве.

Вопрос 85: Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.

Одним из видов судопроизводства в гражданском процессе является производство по делам, возникающим из публичных (административных) правоотношений.

Необходимость самостоятельного существования этого вида судопроизводства предопределяется особенностями конституционных и административных правоотношений, выступающих в качестве предмета судебного разбирательства1, которые не могут не учитываться в процессуальном порядке их рассмотрения и разрешения.

Многие процессуалисты справедливо обращают внимание на два обстоятельства:

1) неравноправное положение участников в регулятивных (конституционных, административных) правоотношениях, поскольку, с одной стороны, в них выступает орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой — гражданин, не имеющий таких полномочий;

2) специфическую функцию суда при рассмотрении этих дел, состоящую не в разрешении спора, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля над законностью действий органов управления по отношению к гражданам и, в отдельных случаях, к организациям2.

При производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, помимо общих правил искового производства, учитывается действие специальных норм (ч. 1 ст. 246 ГПК).

Как указывает М.К. Треушников, порядок рассмотрения и разрешения всех дел, возникающих из публичных правоотношений, характеризуют специфические по сравнению с исковым порядком правила, отражающие повышенную активность суда и прокурора в процессе.

Само название правоотношений, являющихся предметом судебной деятельности в этом виде судопроизводства, подчеркивает такую их особенность, как публично-правовой характер, которому присуща императивность и властность и выразителем которых являются государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и должностные лица. Субъекты публичных правоотношений равны как участники процесса, но не равны в материально-правовых отношениях.

Таким образом, производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, — это специфическое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли суда по рассмотрению спора между неравными в материально-правовом плане субъектами.

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

• по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

• по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

• по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан России;

• иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Это не какое-либо ограничение прав граждан на обращение в суд.

Перечень рассматриваемых судом дел, возникающих из публично-правовых отношений, не является исчерпывающим и может быть дополнен федеральным законом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.