Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга пятая 9 страница






Титул II. По каким делам следует идти к одному и тому же судье (De quibus rebus ad eundem iudicem eatur)
1. (Помпоний). Если несколько лиц участвуют в иске о разделе наследства и между теми же лицами возникло дело о разделе общей собственности или об установлении границ, то следует избрать того же судью...
2. (Папиниан). Когда при наличии нескольких опекунов иск предъявляется к одному опекуну, так как прочие не являются состоятельными, то по его требованию все вызываются к тому же судье; это установлено рескриптами принципесов.
Титул III. Об испорченном рабе (De servo corrupto)
1. (Ульпиан). Претор говорит: " Если кто-либо раба, рабыню, чужого, чужую принял к себе или склонил к чему-нибудь со злым умыслом, в силу чего он или она (раб или рабыня) сделались худшими, то против него я дам иск в двойном размере стоимости этого дела"... § 5. Тот делает (раба) худшим, кто склоняет раба совершить противоправное действие, или воровство, или убежать, или подстрекнуть чужого раба, или привести в беспорядок свой пекулий, или стать любовником, или сделаться бродягой, или заняться дурными искусствами, или пристраститься к зрелищам, или стать мятежным, или раба-управляющего уговорит или подкупит уничтожить господские счета, или подделать их, или запутать данный ему счет,
2. (Павел) или сделает его расточительным либо строптивым, или будет склонять его к половой связи.
3. (Ульпиан). Добавив упоминание о злом умысле, претор указывает на коварство того, кто склоняет раба; если же кто-либо испортил раба без умысла, то на это лицо претор не указывает; и не отвечает тот, кто это сделал ради забавы... § 1. Поэтому спрашивается: если кто-либо посоветовал чужому рабу подняться на крышу или спуститься в колодезь и раб, повинуясь, поднялся или спустился и свалился и сломал себе ногу или что-либо иное или погиб, то несет ли указанное лицо ответственность? Если это сделал без злого умысла, то не несет ответственности, если со злым умыслом, то несет ответственность.
4. (Павел). Но удобнее, чтобы к нему была предъявлена actio utilis no Аквилиеву закону...
14. (Павел)... § 1. К испорченному сыну семейства или дочери семейства этот эдикт не применяется, так как иск установлен об испорченном рабе, который входит в состав нашего имущества, и собственник, сохраняя незыблемым достоинство и доброе имя дома, может доказывать, что он стал беднее (вследствие порчи раба); [но имеется (в случаях порчи сына или дочери) actio utilis, требующая оценки по усмотрению судьи, так как мы заинтересованы в том, чтобы дух наших детей не подвергался порче]... § 8. При этом иске производится оценка, насколько раб сделался дешевле, и это со
340

вершается судьей в силу его долга. § 9. Иногда, однако, случается, что раб сделался бесполезным, и бесцельно иметь такого раба. Принуждается ли развратитель к уплате цены (раба) и получает ли господин выгоду в виде раба5, или же господин должен быть принужден выдать раба и принять цену? [И правильнее предоставить господину выбор или удержать раба и получить в двойном размере ущерб, поскольку раб сделался хуже, или же, выдав раба, если он может это сделать, взыскать цену (раба); если же не может (выдать раба), то он должен получить цену, но уступить соблазнителю под его риск иски о собственности на раба.] То, что сказано о выдаче человека (раба), относится к тому случаю, если иск предъявлен при жизни раба. Что происходит, если иск предъявлен после освобождения раба? Судья особенно тщательно проверяет утверждения лица, что оно освободило раба потому, что не хотело иметь его дома, чтобы получить и цену (раба), и вольноотпущенника.
15. (Гай). Дух раба подвергается порче, если рабу внушается, чтобы он не уважал господина.
16. (Альфен Вар). Господин освободил раба, который был казначеем;
после этого он взял его счета, и, когда счета оказались не в порядке, выяснилось, что он (раб) истратил деньги у какой-то непотребной женщины. Спрашивается: может ли он (отпустивший раба) предъявить к этой женщине иск об испорченном рабе, когда последний уже сделался свободным? Я ответил: может; [но может предъявить иск т о воровстве тех денег, которые раб отнес к этой женщине].
17. (Марциан). Иск об испорченном рабе дается и во время существования брака мужу против жены, но ввиду благоволения к браку в одинарном размере.
Титул IV. О беглых (рабах) (De fugitivis)
1. (Ульпиан). Кто укрыл беглого (раба), тот вор. § 1. Сенат установил, что беглые не должны допускаться в поместья и им не должно оказываться содействие со стороны управляющих поместьями и прокураторов владельцев, и (за нарушение этого) установлен штраф; тем же, которые в течение 20 дней или возвратили беглых их господам, или представили беглых магистратам, (сенат) дал прощение содеянного раньше; но и в дальнейшем по этому сенатусконсульту даруется безнаказанность тому, кто в течение вышеуказанного срока передаст господину или магистрату беглых, которых он обнаружит в своем имении. § 2. Этот же сенатусконсульт предоставил военному или гражданскому6 лицу доступ в имения сенаторов или сельских обывателей для розыска беглых; это дело предусмотрел еще Фабиев закон и сенатусконсульт, вынесенный в консульство Модеста. Желающим разыски-
5 Может ли господин сохранить испорченного раба, если он уже получил стоимость рабаЧ
6 Pagano - здесь невоенный человек.
341

вать беглецов даются письма и магистратам', и установлено, что штраф в 100 солидов взыскивается с магистратов, которые, получив письма, не помогают разыскивающим. Тому же штрафу подвергается тот, кто запретит производить у себя розыски. Имеется совместное письмо божественных Марка и Коммода, в котором объявляется, что презесы и магистраты, а также муниципальные полицейские должны помогать господину в розыске беглых и возвращать найденных беглых; те, у которых беглые скрывались, должны быть наказаны, если они совершили преступление. § 3. Каждый, кто схватит беглого, должен привести его к государственным властям. § 4. Правильно обращается внимание магистратов на необходимость заботливо сторожить беглых, чтобы последние не могли убежать. § 5. Беглым надо признавать и бродягу; но Лабеон в 1-й книге (Комментария) к эдикту пишет, что названием беглого не объемлется ребенок беглой рабыни. § 6. " Привести к государственным властям" - значит передать муниципальным магистратам или государственным служащим. § 7. Для того чтобы заботливо сторожить, разрешается заключать в оковы. § 8. Сторожить нужно до тех пор, пока (беглые рабы) не переданы префекту стражи пли презесу. § 8-а. Магистрату передаются (собственником рабов) их имена, приметы и показания (рабов) о том, кому они принадлежат, дабы беглые могли.быть легко опознаны и захвачены; под словом " приметы" понимаются и рубцы; такое же правовое положение наступает, если ты выставишь письменное объявление в публичном месте или в храмах.
2. (Каллистрат). Простые беглые8 должны быть возвращены хозяину, но если они вели себя как свободные, то их следует наказать более строго.
5. (Трифонин). Если беглый поступил на арену9, то он не сможет в силу той опасности, которой подвергается его жизнь, избежать власти господина. Ибо божественный Пий дал рескрипт о том, что этих людей во всяком случае отдавать господам, безразлично до битвы с дикими зверьми или после битвы, так как иногда, похитив деньги или совершив более тяжкое злодеяние, (рабы) для избежания расследования или правосудного наказания предпочитают поступать на арену. Поэтому нужно их возвращать.
Титул V. Об игроках в азартные игры (De aleatoribus)
(Ульпиан). Претор говорит: " Если кто-нибудь побьет лицо, у которого шла азартная игра, или причинит ему ущерб, либо в это время у этого лица что-нибудь будет умышленно'" изъято, то я не дам иска; против того, кто вследствие азартной игры прибегнет к насилию, я вынесу осуждение в за-
Имеются в виду магистраты отдельных муниципий.
8 Не выдававшие себя за свободных.
9 Для борьбы с дикими зверьми и т. п.
10 Dolo. В некоторых рукописях вместо этого стоит " е из дальнейшего текста, это чтение более правильно.
342

висимости от характера дела". § 1. Если игроки учинили грабеж друг у друга, то им не отказывается в иске, возникающем из насильственного отнятия имущества (actio vi bonorum raptorum); только устроившему игру (претор) запрещает виндицировать, а не игрокам, хотя они и рассматриваются как недостойные. § 2. Следует также заметить, что нет иска, если устроивший игру был побит или если ему был причинен ущерб, где бы и когда бы это ни случилось; но воровство остается безнаказанным, если оно произошло в том доме и в то время, где и когда шла игра, хотя бы совершивший эти действия не был игроком; ясно, что " дом" мы должны понимать в смысле жилья и места жительства... § 4. " Против того, - говорит (претор), - кто вследствие азартной игры прибегнет к насилию, я вынесу осуждение в зависимости от характера дела". Эта оговорка имеет в виду наказание того, кто принуждал к игре, - или на него налагается штраф, или он подвергается заключению в тюрьме" либо наложению оков,
2. (Павел) ибо некоторые или принуждают вступить в игру, или удерживают проигравших. § 1. Сенатусконсультом запрещено играть на деньги, кроме состязаний в метании копья или дротика, состязаний в беге, прыжках, борьбе, кулачном бою, так как это делается ради доблести;
3. (Марциан) в этих случаях по Тициеву, Публициеву и Корнелиеву закону разрешается даже заключать пари; но в других случаях, когда не имеется состязаний ради доблести, не разрешается.
4. (Павел). То, что на пиру поставлено для угощения, может быть предметом игры12. § 1. Если раб или сын семейства проиграл, то отцу или господину принадлежит истребование обратно.
Титул VI. Если производящий измерение укажет ложную меру (Si mensor falsum modum dixerit)
1. (Ульпиан). Против землемера претор установил actio in factum. He следует допускать, чтобы землемер нас обманывал, ибо для нас имеет значение, чтобы мы не были обмануты при указании величины (имения), если, например, идет спор о границах или покупатель либо продавец желает знать, каков размер поля, составляющего предмет продажи. (Претор) установил этот иск потому, что древние не думали, что с таким лицом (с землемером) имеются отношения найма, но скорее труд принимается на себя землемером в качестве благодеяния (со стороны землемера) и то, что ему дается, является благодарностью и потому называется гонораром 13. § 1. Этот
" Lautumia - буквально: тюрьма, высеченная в скале.
12 Для понимания этого места следует иметь в виду, что у богатых римлян был обычай уст раивать во время пиров игры, в частности в кости. Так, Светоний приводит слова императора Августа: " За едой и вчера и сегодня мы играли по-стариковски". И еще: Посылаю тебе двести пятьдесят денариев, как и всем остальным гостям, на случай, если кому за обедом захочется сыграть в кости или в чет или нечет" (Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966, с. 62 - 63).
13 Honorarium (от honor) - честь; honorare - почтить; honorarius - почетный, воздающий честь; honorarium - знак почтения или благодарности.
343

иск может быть предъявлен лишь при наличии (со стороны землемера) злого умысла; ясно, что достаточно явится наказанным землемер, хотя бы только злой умысел вызывал ответственность того человека, на которого не возлагается обязательство по цивильному праву. Если он приступил к делу, не обладая достаточным опытом, то пригласивший землемера должен сам отвечать за это. Но если землемер поступал неосторожно, то равным образом он является безответственным; [грубая вина (culpa lata) вполне приравнивается к умыслу]. Но если он и взял плату, то, согласно словам эдикта, не за [всякую] вину он отвечает: ведь претор знает, что они (землемеры) выступают и за плату...
2. (Павел)... § 1. Но если я тебе, являющемуся землемером, поручу определить величину поля и ты предоставишь это Тицию и тот совершит что-либо в этом деле со злым умыслом, то ты отвечаешь, так как ты поступил со злым умыслом, поверив такому человеку.
3. (Ульпиан)... § 1. Иск может быть предъявлен лицом, заинтересованным в том, чтобы не было ложного указания на величину участка, т.е. иск может быть предъявлен покупателем или продавцом в зависимости от того, кому повредило это указание. § 2. Помпоний, однако, пишет, что если покупатель заплатил больше, чем следовало, вследствие (ложного) указания, то он не может предъявить иск к землемеру, так как он может предъявить кондикцию о возвращении ему излишне уплаченного; у покупателя нет интереса, если он может предъявить кондикцию, разве что продавец был неплатежеспособным; в этом случае отвечает землемер. § 3. Но если продавец передал (участок) большего размера вследствие обмана со стороны землемера, то Помпоний последовательно утверждает, что нет иска против покупателя, так как имеется против покупателя иск из (договора) продажи, разве что и здесь покупатель был неплатежеспособным...
5. (Ульпиан)... § 2. Претор расширил пределы применения этого иска;
если указана ложная мера какой-либо другой вещи, то может быть предъявлен этот иск. Поэтому тот, кто ложно указал размеры здания или количество зерна либо вина,
6. (Павел) или если определена ширина пути или пределы сервитута проведения (воды) либо выдвижения части строения над участком соседа, или были даны ложные данные при измерении двора, либо бревна, либо камня,
7. (Ульпиан) либо какой-либо другой вещи, то (давший ложные указания) несет ответственность... § 3. По этому примеру должен быть дан иск против архитектора, который совершил обман, ибо и божественный Север установил, что следует давать иски против архитектора и подрядчика. § 4. Я думаю, что следует дать иск и против счетовода, который совершил обман в подсчетах.
344

Титул VII. О местах погребения и похоронных издержках и как разрешается хоронить умерших (De religiosis et sumptibus funerum et lit funus ducere liceat)
1. (Ульпиан). Кто произвел какие-либо расходы на похороны, тот считается установившим юридическое отношение с умершим'4, а не с наследником.
2. (Ульпиан). Аристон говорит, что место, где похоронен раб, является религиозным... § 5. Могила - там, где помещено тело человека или его кости. Но Цельс говорит: не все место, предназначенное для захоронения, является религиозным, но то место, где зарыто тело...
7. (Гай). Кто закопал мертвеца на чужой земле, тот путем actio in factum обязывается или убрать погребенного, или предоставить цену места...
8. (Ульпиан). Вопрос: если посторонний человек закопал кости или тело, то может ли собственник места вырыть или выкопать их без декрета понтификов [или без приказания принцепса], и Лабеон говорит, что нужно выждать разрешения понтификов [или приказания принцепса]; иначе будет предъявлен иск против того, кто выбросит (кости или тело), иск о противоправном действии...
12. (Ульпиан)... § 2. Претор говорит: " Если будут произведены расходы на похороны, то я дам иск против того, кого касается это дело, о возмещении (расходов)". § 3. Этот эдикт установлен в силу основательной причины:
тот, кто похоронил, должен получить обратно то, что истратил; это делается для того, чтобы не лежали непогребенные трупы и чтобы никто не был погребен на чужой счет. § 4. Похоронить должен тот, кого избрал (для этого) умерший; но если осуществило похороны не это лицо, то это не влечет никакого наказания (лица, которое было избрано умершим), разве что лицу, избранному умершим, было оставлено за это (за совершение погребения) какое-либо вознаграждение; в этом случае оно лишается вознаграждения, если не повинуется воле умершего. Если же умерший не распорядился этим делом и никому не предоставлено выполнение этой обязанности, то это дело возлагается на назначенных наследников, а если никто не назначен наследником, то на законных наследников или на когнатов в том порядке, в каком они наследуют. § 5. Расходы на похороны определяются в зависимости от имущественного положения или достоинства умершего. § 6. Претор или муниципальный магистрат должен определить расходы на похороны;
если в составе наследства имеются деньги, то расходы производятся из этих денег; если нет, то должен отчудить то, что подвержено порче, и то, удержание чего обременяет наследство; если таких вещей нет, то прикажет отчудить или дать в залог что-нибудь из золота и серебра, чтобы достать денег,
13. (Гай) или (получить деньги) от должников, если можно легко произ вести взыскание.
14 Cum defuncto contrahere. Слово " contrahere" означает не только заключить контракт, но вообще установить обязательство.
345

14. (Ульпиан)... § 2. Если завещатель возложил на кого-лиоо заботу о своих похоронах и это лицо, получив деньги, не устроило похорон, то, пишет Мела, против него должен быть дан иск об умысле; думаю, однако, что претор может в чрезвычайном порядке принудить его устроить похороны. § 3. Под расходами на похороны разумеются только те расходы, которые произведены для устройства похорон, без которых нельзя устроить похороны, например если что-либо истрачено на то место, где должен покоиться умерший, то, пишет Лабеон, считается, что эти расходы являются расходами на похороны, так как по необходимости должно быть приготовлено место, в которое помещается тело... § 5. Не следует хоронить вместе с групами украшения и подобные украшениям вещи, как это делают глупые люди... § 7. Иногда произведший расходы на похороны не получает возмещения расходов, если он произвел расходы, побуждаемый благочестием, а не с тем намерением, чтобы получить возмещение того, что он израсходовал; в этом смысле дал рескрипт наш император. Поэтому арбитр должен оценить и обсудить, с каким намерением произведены расходы: вел ли произведший расходы дела умершего или похоронил в силу человеколюбия, либо жалости, либо благочестия, либо в силу привязанности. Могут быть различаемы и степени жалости: жалость или благочестие могли проявиться в том, что он похоронил умершего, чтобы тот не лежал непогребенным, но не простираться на то, чтобы он сделал это за свой счет. Если судья это установит, то он не должен освободить (от ответственности) того, к кому предъявлен иск, ибо кто похоронит труп чужого человека, не будучи движим благочестием? Нужно, чтобы было удостоверено, с каким намерением лицо хоронит, чтобы потом не производить расследования...
28. (Помпоний). Если нет приданого, то, говорит Атилицин, все расходы несет отец15 или наследники этой женщины, если она была эмансипирована;
если она не имеет наследников и отец несостоятелен, то несет ответственность муж в пределах своих возможностей, дабы он не казался действующим противоправно, оставив свою жену без погребения...
31. (Ульпиан)... § 1. Кто похоронил чужого раба или рабыню, тот имеет против господина иск, основанный на расходах на похороны...
35. (Марцелл). Предки считали, что в наименьшей степени заслуживает траура тот, кто действовал для разрушения отечества и для убийства родителей и детей; если такой человек убит своим сыном или отцом, то все признают, что здесь нет преступления, но даже следует дать награду.
36. (Помпоний). Места, захваченные врагами, перестают быть религиозными или священными, так же как свободные люди, (будучи захваченными врагами), попадают в рабство; но если места освобождены от этого бедствия, то как бы в силу некоторого postliminio возвращенное восстанавливается в прежнее состояние...
42. (Флорентин). Памятник вообще есть вещь (сооружение), созданная для сохранения памяти в будущем; если в нем заключено тело или останки,
5 Речь идет о погребении замужней женщины.
346

то памятник делается гробницей; если ничего такого в нем не помещено, то это памятник, сооруженный в память (лица), который греки называют kenotaphion (пустой гробницей)....
44. (Павел). Если (труп) похоронен в разных местах, то ни одно место не делается религиозным, так как одно погребение не может быть произведено в нескольких могилах; но мне кажется, что религиозным является то место, где похоронено главное, т.е. голова, которая дает образ, по которому нас узнают...
45. (Мециан). Расходы на похороны вычитаются из наследства, и они должны предшествовать всем долгам, когда нет имущества для уплаты (долгов).
Титул VIII. О погребении мертвеца и сооружении могилы (De mortuo inferendo et sepulchro aedificando)
1. (Ульпиан). Претор говорит: " Если кому-либо принадлежит право похоронить без твоего согласия мертвого в каком-либо месте, то я запрещаю применять силу для того, чтобы воспрепятствовать внесению мертвого в это место и его захоронению..." § 5. Претор говорит: " Если кому-либо принадлежит право похоронить без твоего согласия, мертвого в каком-либо месте, то я запрещаю применить силу для того, чтобы воспрепятствовать сооружению без злого умысла гробницы в этом месте". § 6. Этот интердикт установлен потому, что для религии имеет значение, чтобы памятники возводились и украшались.
2. (Марцелл). Закон, изданный при рексах16, воспретил хоронить женщину, которая умерла, будучи беременной, прежде чем будет вырезан (из ее трупа) плод. Кто поступит вопреки этому, тот рассматривается как уничтоживший вместе с беременной надежду на появление живого существа17.
16 Lex regia - так обозначаются законы, изданные, по преданию, римскими рек;
ния об этих законах дошли до нас лишь в рассказах позднейших писателей. Зако идет речь в данном фрагменте, приписывался рексу Нуме Помпилию.
17 Этим титулом заканчивается ч. 2 Дигест (кн. 5-11), называемая " De iudiciis"
347

Титул 1. О вверенных вещах, если требуется что-либо опреде.1
и о кондикции (De rebus creditis si certum petetur et de condicione)
22. (Павел). Мы даем взаймы с намерением получить обратно не ту же самую вещь, которую мы дали, - иначе это будет ссуда или сдача на хранение, но вещь того же рода; ибо если бы был другой род, например вместо пшеницы мы получили бы вино, то не было бы займа. § 1. Взаем даются такие вещи, которые определяются весом, числом, мерой; мы можем путем дачи этих вещей вступить в отношение займа потому, что при выполнении договора имеют значение родовые, а не индивидуальные признаки; таким образом, в отношении других вещей мы не можем устанавливать договора займа, так как без согласия кредитора одна вещь не может быть дана вместо другой для исполнения обязательства. § 2. Дача взаймы получила свое название потому, что " из моего твоим" становится2, поэтому если не становится твоим, то не возникает обязательства. § 3. " Вверенное" (creditum) отличается от данного взаймы как род от вида; ибо вверено может быть имущество, и не определяемое весом, мерой, и вещь является вверенной, если мы намереваемся получить обратно ту же вещь. Заем не может иметь места, если имущество не переходит, тогда как имущество может иногда быть вверено, если ничего не переходит, например дается обещание приданого после заключения брака. § 4. При даче взаймы нужно, чтобы дающий был собственником, и не идет вопреки этому то обстоятельство, что сын семейства и раб, дающие взаймы имущество, входящее в пекулий, обязывают (другое лицо); ибо здесь имеет место такое же положение, как если бы ты дал деньги по моей воле: ведь иск приобретается для меня, хотя бы деньги (монеты) были не моими...
3. (Помпоний). Если мы что-либо дадим взаем, то хотя бы и не было обусловлено, что возвращено должно быть такое же имущество, все же должник не может возвратить более плохую вещь, хотя бы и относящуюся к тому же роду, например новое вино вместо старого; ибо то, что стороны имели в виду при заключении договора, считается обусловленным; а здесь дело понимается таким образом, что исполнение должно быть того же рода и той же добротности, как то, что было дано.
(Ульпиан)... § 1. Вещь, данная в залог, может быть после уплаты денег истребована путем кондикции. И плоды, извлеченные в силу неправомер
' Кн. 12-19 составляют ч. 3 Дигест, называемую " De rebus" (" О вещах"). См.: Const. Tanta, § 4. Название это заимствовано из первых слов тит. I кн. 12.
2 Любимая римскими юристами произвольная игра слов: заем - mutuum; из моего твоим -de meo tuum.
348

ного основания, подлежат отобранию путем кондикции; если и колон по истечении пятилетия3 извлекает плоды, то известно, что они могут быть истребованы путем кондикции лишь тогда, когда они извлечены не по воле собственника; если же - по воле, то нет сомнения, что кондикция не применяется. § 2. То, что принесено силой рек4, может быть истребовано путем кондикции...
6. (Павел). Является определенным предмет или количество, включенные в обязательство и обозначенные или своим названием, или указанием, заменяющим название и определяющим качество и количество. Ибо и Пе-дий в 1-й книге " О стипуляциях" говорит, что не имеет значения, именуется ли вещь своим названием, или на нее указывается пальцем, или она описывается какими-либо словами...
9. (Ульпиан)... § 6. Может быть предложен вопрос: а если я стипулиро-вал под невозможным условием? Хотя стипуляция ничтожна, но остается кондикция... § 8. Если я дам мои деньги от твоего имени или твои деньги в твое отсутствие и без твоего ведома, то Аристон пишет, что ты приобретаешь кондикцию; и Юлиан, спрошенный по этому поводу, пишет в 10-й книге (дигест), что мнение Аристона правильно; [несомненно, что если я дам мои деньги от твоего имени и по твоей воле, то ты приобретаешь обязательство, так как мы ежедневно, желая дать деньги взаймы, требуем от другого лица, чтобы тот от нашего имени в качестве кредитора уплатил нашему будущему должнику]. § 9. Я внес тебе на хранение десять, а затем позволил тебе пользоваться ими. Нерва и Прокул говорят, что прежде даже, чем деньги изменили свое место нахождения, я могу предъявить к тебе кондикцию как о займе; и это правильно, как считает и Марцелл: ибо лицо в силу своего намерения стало владельцем5. Поэтому переходит иск на того, кто просил о предоставлении ему займа, и к нему может быть предъявлена кондикция.
10. (Ульпиан). Если я внес тебе на хранение деньги и тут же разрешил тебе пользоваться (деньгами), если ты захочешь, то деньги считаются данными взаймы не раньше, чем они изменят местонахождение, так как (до этого) не является определенным возникновение долга.
11. (Ульпиан). Ты меня просил, чтобы я доверил тебе деньги взаймы;
так как я не имел денег, то я дал тебе чашу или слиток золота, чтобы ты это продал и воспользовался вырученными деньгами. Если ты продал, то я считаю, что деньги даны взаймы. Если же ты потеряешь без твоей вины чашу или слиток раньше, чем ты их продашь, то спрашивается: погибла вещь во вред мне или тебе? 6 Мне кажется, что весьма правильно различение, уста-
3 Аренда земли производилась обычно на пятилетний срок. См.: D.I 9.2, 9.1.
4 Потоков.
5 Для понимания этого места нужно иметь в виду, что до того времени, как лицо обнаруж! ло намерение владеть деньгами как своими, оно имело не владение, но лишь держана (detentio).
6 Кто несет убытки?
349

Ловленное Нервой. Нерва считает, что имеет большое значение, были ли у меня эта чаша или слиток продажными или нет; если я имел их для продажи, то погибло во вред мне, хотя бы я дал это другому для продажи; если я не предполагал продать это, но причиной продажи было стремление, чтобы ты воспользовался (деньгами), то погибло во вред тебе, [в особенности если я дал тебе взаймы без процентов]. § 1. Если я дам тебе десять с тем, что ты должен мне девять, то Прокул правильно говорит, что в силу самого права ты должен не более девяти; но если я дал тебе (десять) с тем, что ты должен мне одиннадцать, то Прокул считает, что не может быть предъявлена кон-дикция более, чем о десяти. § 2. Если беглый раб дал тебе деньги взаймы, то спрашивается, может ли господин предъявить к тебе кондикцию. И если мой раб, которому предоставлено управление пекулием, вверил тебе деньги, то будет заем; если же это сделал беглый или иной раб против воли господина, то принявший вверенные ему деньги не стал собственником денег. Как же быть? Деньги (монеты) могут быть виндицированы, если они находятся налицо; если же они вышли из владения по злому умыслу, то можно предъявить иск о предъявлении; если ты потребил их без злого умысла, то я смогу предъявить к тебе кондикцию.
12. (Помпоний). Если ты взял деньги как бы взаем от безумного, которого ты считал обладающим рассудком, и эти деньги были обращены в твое имущество, то, по словам Юлиана, безумный приобретает кондикцию: ибо в тех случаях, когда иски приобретаются без нашего ведома, (иски) приобретаются и безумными...
13. (Ульпиан). Ибо если и вор дал тебе деньги с намерением заключить заем, то он не делает деньги твоею собственностью, но после потребления денег возникает кондикция. Поэтому Папиниан в 8-й книге " Исследований" говорит: если я дал тебе взаймы чужие монеты, то твоя ответственность передо мной возникает не раньше, чем ты их потребишь. Если же ты будешь потреблять их по частям, то спрашивается, следует ли предъявлять и кон-дикцию по частям. И говорит: следует предъявлять кондикцию, если я узнаю, что это были чужие деньги; поэтому я предъявляю частичную кондикцию, если я узнаю об этом еще до потребления всех денег...
15. (Ульпиан)... Если я прикажу моему должнику, чтобы он дал тебе деньги, то ты являешься обязанным передо мной, хотя ты не получал моих денег...
18. (Ульпиан). Если я дам тебе деньги с намерением одарить тебя, а ты принял деньги как данные взаймы, то, как пишет Юлиан, дарения нет. Но следует рассмотреть, имеется ли заем. И я думаю, что нет и займа и что монеты не стали принадлежать принявшему их, так как он принял их с иными мыслями. Поэтому если он их потребил, то хотя к нему и может быть предъявлена кондикция, однако он может воспользоваться эксцепцией об умысле, так как деньги потреблены согласно с волей давшего их. § 1. Если я дам тебе как бы на хранение, а ты принял как бы взаймы, то нет ни договора о хранении, ни займа; так же, если ты дал деньги как бы взаймы, а я
350






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.