Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вавилония во II тысячелетии до н. э.






 

Время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии установилось господство касситских царей, называют старовавилонским периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных династий аморейского происхождения.

 

Около 1894 г. до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла. Кроме вавилонского в это время существовали и другие государства. В Аккаде амореи образовали царство со столицей в Иссине, который был расположен в средней части Вавилонии, а на юге страны было государство со столицей в Ларсе, на северо-востоке Месопотамии, в долине реки Диялы, - с центром в Эшнунне.

 

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царём, который начал активно расширять пределы этого государства, был Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). В 1785г. до н. э., воспользовавшись помощью Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, Хаммурапи завоевал Урук и Иссин. Затем он содействовал изгнанию из Мари правившего там сына ассирийского царя Шашми-Адада I и воцарению Зимрилима, представителя старой местной династии. В 1763 г. до н. э. Хаммурапи захватил Эшнунну и уже в следующем году нанёс поражение могущественному царю и своему бывшему союзнику Римсину и захватил его столицу Ларсу. После этого Хаммурапи решил подчинить себе и Мари, которое раньше было дружественным ему царством. В 1760 г. до н. э. он добился этой цели, а через два года разрушил дворец Зимрилима, стремившегося восстановить свою независимость. Затем Хаммурапи покорил область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур.

 

После смерти Хаммурапи вавилонским царём стал его сын Самсуилуна (1749-1712 гг. до н. э.). Ему пришлось отражать натиск касситских племён, которые жили в горных областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 г. до н. э. касситы во главе со своим царём Гандашем совершили поход в Вавилонию, но сумели утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от неё.

 

В конце XVII в. до н. э. Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться чужеземным нашествиям. В 1594 г. до н. э. пришёл конец господству вавилонской династии. Вавилон был захвачен хеттским царём Мурсили I. Когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну, цари Приморья, береговой полосы у Персидского залива, захватили Вавилон. После этого около 1518 г. до н. э. страна была покорена касситами, господство которых длилось 362 года. Весь означенный период принято называть касситским или средневавилонским. Однако вскоре касситские цари были ассимилированы местным населением.

 

Во II тыс. до н. э. в экономике Вавилонии происходили радикальные перемены. Для этого времени была характерна активная правовая деятельность. Законы государства Энунны, составленные в начале XX в. до н. э. на аккадском языке, содержат тарифы цен и оплаты труда, статьи семейного, брачного и уголовного права. За супружескую измену со стороны жены, изнасилование замужней женщины и похищение ребёнка свободного человека предусматривалась смертная казнь. Судя по законам, рабы носили специальные клейма и не могли выйти за пределы города без разрешения хозяина.

 

Ко второй половине XX в. до н. э. относятся законы царя Липит-Иштара, в которых, в частности, регулируется статус рабов. Были установлены наказания за побег раба от хозяина и за укрывательство беглого раба. Оговаривалось, что, если рабыня вступала в брак со свободным, она и её дети от такого брака становились свободными.

 

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.