Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средства физического воспитания детей школьного возраста
Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического воспитания.
Таблица9
Показатели физического развития (рост и масса тела) мальчиков 6—16 лет
Возраст
| Показатели
| Нижи?!
| Ниже среднего
| Средний
| Выше среднею
| Высокий
| 6 лет
| Роет, см
| Менее 99, 1
| От 99, 1 до 108, 0
| От 108, 0 до 120, 3 (114, 2)
| От 120, 3 до 127, 9
| Выше 127, 9
| Вес, г
| Менее 16 500
| От 16 500 до 17 900
| От 17 900 до 22 100 (20 200)
| От 22 100 до 24 900
| 24 900 и более
| 7 лет
| Рос г. см
| Менее 108, 9
| От 108, 9 до 116, 9
| О г 116, 9 до 128, 6 (122, 4)
| От 128.6 до 134, 7
| Выше 134, 7
| Вес, г
| Менее 17 700
| От 17 700 до 19 900
| От 19 900 до 26 500 (23 200)
| От 26 500 до 30 900
| 30 900 и более
| 8 лет
| Рост, см
| Менее 108, 4
| От 108, 4 до 120, 2
| От 120, 2 до 129, 1 (124, 3)
| От 129, 1 до 130, 3
| Выше 130, 3
| Вес, г
| Менее 20 400
| От 20 400 до 22 500
| От 22 500 до 25 600 (24 000)
| От 25 600 до 26 100
| 26 100 и более
| 9 лет
| Рост, см
| Менее 119.5
| От 119, 5 до 124, 5
| От 124, 5 до 134, 5 (129, 6)
| От 134, 5 до 139, 3
| Выше 139, 3
| Вес, г
| Менее 23 000
| От 23 000 до 24 900
| От 24 900 до 28 100 (26 500)
| От 28 100 до 28 800
| 28 800 и более
| 10 лет
| Рост, см
| Менее 126, 3
| Or 126, Зло 132, 4
| От 132, 4 до 148.0 (140, 5)
| От 148, 0 до 155 2
| Выше 155, 2
| Вес, г
| Менее 24 300
| От 24 300 до 27 600
| От 27 600 до 37 900 (32 500)
| От 37 900 до 43 800
| 43 800 и более
| |
II лет
| Рост, см
| Менее 128 7
| От 128, 7 до 137, 4
| От 137.4 до 152, 3 (144, 8)
| От 152, 3 до 159, 8
| Выше 159, 8
| Вес, г
| Менее 26 200
| От 26 200 до 30 100
| От 30 100 до 41 900 (36 000)
| От 41 900 до 61 600
| 61 (00 н более
| 12 лет
| Рост, см
| Менее 137, 4
| От 137, 4 до 143, 4
| От 143, 4 до 160, 2 (151, 8)
| От 160 2 до 170, 1
| Выше 170, 1
| Вес, г
| Менее 27 600
| От 27 600 до 31 800
| От 31 800 до 44 300 (38 100)
| От 44 300 до 53 500
| 53 500 и более
| 13 лег
| Рост, см
| Менее 136, 1
| От 136, 1до 145, 5
| От 145, 5до 166, 6 (156, 0)
| От 166, 6до 177, 2
| Выше 177, 2
| Вес, г
| Менее 39 300
| От 39 300 до 47 800
| От 47 800 до 64 800 (56 300)
| От 64 800 до 73 300
| 73 300 и более
| 14 лет
| Рост, см
| Менее 142, 0
| От 142, 0 до 151, 2
| От 151, 2 до 170, 7 (161, 5)
| От 170, 7 до 179, 7
| Выше 179, 7
| Вес, г
| Менее 28 681
| От 28 681 до 34 267
| От 34 267 до 45 096 (39 618)
| От 45 096 до 50 752
| 50 752 и более
| 15 лет
| Рост, см
| Менее 150 0
| От 150, 0 до 158, 0
| От 158, 0 до 175, 0 (167, 0)
| От 175, 0 до 1S2 0
| Выше 182, 0
| Вес, г
| Менее 39 300
| От 39 300 до 47 800
| От 47 800 до 64 800 (56 300)
| От 64 800 до 73 300
| 73 300 и более
| 16 лет
| Рост, см
| Менее 162, 1
| От 162, 1 до 1670
| От 167, 0 до 179 3 (173, 5)
| От 179.3 до 185, 0
| Выше 185, 0
| Вес, г
| Менее 46 600
| От 46 600 до 54 400
| От 54 400 до 69 900 (62 200)
| О г 69 900 до 77 600
| 77 600 н более
|
Табл и ца 10
а\
Показатели физического развития (рост и масса тела) девочек 6—16 лет
Возраст
| Показатели
| Низкий
| Ниже среднего
| Средний
| Выше среднего
| Высокий
| 6 лет
| Рост, см
| Менее 99, 6
| От 99, 6 до 106, 5
| Or 106, 5 до 119, 8 (113, 1)
| От 119, 8 до 124, 0
| Выше 124, 0
| Вес, г
| Менее 16 ООО
| От 16 000 до 17 500
| От 17 500 до 21 600 (19 800)
| От 21 600 до 25 100
| 25 100 и более
| 7 лет
| Рост, см
| Менее 111, 7
| От 111, 7 до 117, 1
| От 117, 1 до 127, 8 (122, 3)
| От 127, S до 132, 4
| Выше 132, 4
| Вес, г
| Менее 17 800
| От 17 800 до 20 000
| Ог 20 000 до 26 100 (23 000)
| От 26 100 до 30 700
| 30 700 и более
| 8 лет
| Рост, см
| Менее 113, 5
| От 113, 5до 123, 2
| От 123, 2 до 132, 7 (127, 4)
| От 132, 7 до 135, 0
| Выше 135, 0
| Вес, г
| Менее 21 900
| От 21 900 до 23 300
| От 23 300 до 28 000 (25 600)
| От 28 000 до 28 200
| 28 200 и более
| 9 лот
| Рост, см
| Менее 119, 5
| От 119, 5 до 126, 6
| От 126, 6 до 137, 0 (131, 5)
| От 137, 0 до 139, 9
| Выше 139, 9
| Вес, г
| Менее 26 800
| От 26 800 до 27 300
| От 27 300 до 32 800 (29 900)
| От 32 800 до 33 200
| 33 200 и более
| 10 лет
| Рост, см
| Менее 129, 0
| От 129, 0 до 133, 9
| От 133, 9 до 145, 0 (139, 3)
| От 145, 0 до 152, 5
| Выше 152, 5
| Вес, г
| Менее 24 200
| От 24 200 до 29 600
| От 29 600 до 33 600 (31 600)
| От 33 600 до 45 700
| 45 700 и более
| |
] 1 лет
| [
Рост, см
| Менее 132, 5
| От 132, 5до 138, 2
| Ог 138, 2 до 154, 2 (146, 2)
| От 154, 2 до 161, 0
| Выше 161, 0
| Вес, г
| Менее 25 500
| От 25 500 до 30 500
| От 30 500 до 45 900 (37 500)
| От 45 900 до 57 500
| 57 500 и более
| 12 лет
| Рост см
| Менее 137, 3
| От 137, 3 до 145, 7
| От 145, 7 до 162, 5 (153, 1)
| От 165, 5 до 166, 7
| Выше 166, 7
| Вес, г
| Менее 29 600
| От 29 600 до 34 100
| От 34 100 до 51 300 (42 800)
| От 51 300 до 62 400
| 62 400 и более
| 13 лет
| Рост, см
| Менее 139, 7
| От 139, 7 до 149, 4
| От 149, 4 до 164, 5 (156, 6)
| От 164, 5 до 174, 0
| Выше 174, 0
| Вес, г
| Менее 34 700
| От 34 700 до 39 700
| От 39 700 до 56 500 (48 400)
| От 56 500 до 70 400
| 70 400 и более
| 14 лет
| Рост, см
| Менее 129 9
| От 129, 9 до 151, 8
| От 151, 8 до 167, 0 (158, 4)
| От 167, 0 до 171, 6
| Выше 171, 6
| Вес, г
| Менее 36 300
| От 36 300 до 43 400
| О г 43 400 до 59 400 (51 500)
| От 59 400 до 66 500
| 66 500 п более
| 15 лет
| Рост, см
| Менее 150, 0
| От 150, 0 до 155, 0
| От 155, 0 до 167, 0 (164, 0)
| От 167, 0 до 174, 0
| Выше 174, 0
| Вес, I
| Менее 39 300
| От 39 300 до 46 900
| От 46 900 до 62 300 (54 700)
| От 62 300 до 69 900
| 69 900 и более
| 16 лот
| Рост, см
| Менее 151, 0
| Ог 151, 0 до 156, 0
| От 156, 0 до 167, 0 (162, 0)
| От 167, 0 до 173, 0
| Выше 173, 0
| Вес, г
| Менее 41 800
| От 41 800 до 48 700
| От 48 700 до 62 600 (55 700)
| От 62 600 до 69 600
| 69 600 и более
|
Таблица 11
Физические способности
| Кот-рольное упражнение (тест)
| Возраст, лет
| Мальчики
| Девочки
| Уровень
| низкий
| средний
| высокий
| низкий
| средний
| высокий
| Скоро- стиые
| Бег 30 м, с
|
| 7, 5 и выше 7, 1 6, 8 6, 6
| 7, 3-6, 2 7, 0-6, 0 6, 7-5, 7 6, 5—5, 6
| 5 6 и ниже 5, 4 5, 1 5, 1
| 7, 6 и выше 7, 3 70 6, 6
| 7, 5-6, 4 7, 2-6, 2 6, 9-6, 0 6, 5-5, 6
| 5, 8 и ниже 5, 6 5, 3 5, 2
| Координационные
| Челночный бег 3x10 м, с
|
| 11, 2 и выше 10, 4 10, 2 9, 9
| 10 8-10, 3 10, 0-9 5 9, 9-9, 3 9, 5-9, 0
| 9, 9 и ниже 9, 1
8, 8 86
| 11, 7 и выше 11, 2 10, 8 10, 4
| 11, 3-10, 6 10, 7-10, 1 10, 3-9, 7 10, 0-9, 5
| 10, 2 и ниже 97 9, 3 9, 1
| Скоро-
C11IO-
силоше
| Прыжки в длину с места, см
|
| 100 и ниже 110 120 130
| 115-135 125-145 130-150 140-160
| 155 и выше 165 175 185
| 85 и ниже 90 ПО 120
| 110-130 125-140 135-150 140-150
| 150 и выше 155 160 170
| Выносливость
| 6-минутный бег, м
|
| 700 и ниже 750 800 850
| 750-900 800-950 850-1000 900-1050
| 1100 и выше 1150 и выше 1200 и выше 1250 и выше
| 500 и ниже 550 и ниже 600 и ниже 650 и ниже
| 600-800 650-850 700-900 750-950
| 900 и выше 950 и выше 1000 и выше 1050 и выше
| Гибкость
| Наклон вперед из положения сиди, см
|
| 1 и ниже 1 и ниже
1 и ниже
2 и ниже
| 3-5 3-5
3- 5
4- 6
| 9 и шише 7, 5 и выше 7, 5 и выше 8, 5 и выше
| 2 и ниже 2 и ниже
2 и ниже
3 и ниже
| 6-9
5- 8
6- 9
7- 10
| 12, 5 и выше 11, 5 и выше 13, 0 и выше 14, 0 и выше
| | Уровень физическои подготовленное! и учащихся 7—10 лет
|
Силовые
| Подтягивание
|
|
| 2-3
| 4 и выше
| 2 и ниже
| 4-8
| 12 и выше
|
| на высокой
|
|
| 2-3
| 4 и выше
| 3 и ниже
| 6-10
| 14 и выше
|
| перекладине
|
|
| 3-4
| 5 и выше
| 3 и ниже
| 7-11
| 16 и выше
|
| из виса
|
|
| 3-4
| 5 и выше
| 4 и ниже
| 8-13
| 18 и выше
|
| (мальчики),
|
|
|
|
|
|
|
|
| количество раз;
|
|
|
|
|
|
|
|
| па низкой
|
|
|
|
|
|
|
|
| перекладине
|
|
|
|
|
|
|
|
| из виса лежа
|
|
|
|
|
|
|
|
| (девочки),
|
|
|
|
|
|
|
|
| количество раз
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 12
Уровень физической подготовленности учащихся 11—15 лет
Физические
СПО-
собпостп
| Контрольное упражнение (тест)
| Возраст, лет
| Мальчики
| Девочки
| Уровень
| низкий
| средний
| высокий
| низкий
| средний
| высокий
| Скоростные
| Бег 30 м, с
| 11 12
| 6, 3 и выше 6, 0 5, 9 5, 8 5.5
| 6, 1-5, 5 5, 8—5, 4 5, 6-5, 2
5, 5-5, 5, 3-4, 9
| 5.0 и ниже 4, 9 4, 8 1 4, 7 4, 5
| 6, 4 и кыше 6, 2 6, 3 6, 1 6.0
| 6 3-5, 7 6 0-5, 4 6.2-5, 5 5 9-5, 4
5, 8—5, 3
| 5, 1 и ниже 5, 0 5, 0 4, 9 4, 9
| Координационные
| Челночный бег 3x10 м, с
| 1!
| 9.7 и выше 9, 3 9, 3 9.0
8, 6
| 9.3- 8.8 9, 0-8, 6 9, 0-8, 6 8, 7-8, 3
8.4- 8.0
| 8.5 и ниже 8, 3
8, 3 8, 0 7, 7
| 10, 1 и выше 10, 0 10, 0 9, 9 9, 7
| 9, 7-9, 3 9, 6-9.1 9, 5-9, 0 9, 4-9, 0 9.3—8, 8
| 8, 9 и ниже 8, 8 8, 7
8, 6 8, 5
| Скоростно- силовые
| Прыжки в длину с места, см
| 11 12
| ) 40 и ниже 145 150 160 175
| 160-180 165-180 170-190 180-195 190-205
| 195 и выше 200 205 210 220
| 130 и ниже 135 140 145 155
| 150-175 155-175 1 СО—180 160-180 165-185
| 185 и выше 190 200 200 205
| Выносливость
| 6-минутный бег, м
| И 12
| 900 и ниже 950 1000 1050 1100
| 1000-1100 1100-1200 1150-1250 1200-1300 1250-1350
| 1300 и выше 1350 1400 1450 1500
| 700 и ниже 750 800 850 900
| 650-1000
900-1050
950-1100
1000-1150
1050-1200
| I НЮ и выше 1150 1200 1250
| Гибкость
| Наклон вперед из положения сидя, см
| 11 12
| 2 и ниже 2 2
| 6-8 6-8 5-7
7- 9
8- 10
| 10 и выше 10, 0 9, 0
12.0
| 4 и ниже
6 7 7
| 8-10
9— 11
10- 12 12-14 12-14
| 15, 0 и выше 16, 0 18, 0 20, 0 20, 0
| |
Силовые
| Подтягивание па высокой перекладине hj mica (мальчики), количество раз; на низкой перекладине из вист лежа (девочки), количество раз
| 11 12
| 1 1 1 2 3
| 4-5
4- 6
5- 6
6- 7
7- 8
| 6 и выше
| 4 и чиже
5 5 5
| 10- 14
11- 15
12- 15
13- 15 12-13
| 19 и выше 20 19 17 16
| Табл и ца 13
Уровень физической подготовленности учащихся 16—17 лет
| Физические способности
| Контрольное упражнение (тес г)
| Возраст, лет
| Мальчики
| Девочки
| Уровень
| низкий
| средний
| высокий
| низкий
| средний
| высокий
| Скоростные
| Бег 30 м с
| 16 17
| 5 2 и ниже 5, 1
| 5.1-4, 8 5, 0-4, 7
| 4 4 и выше 4.3
| 6.1 и ниже 6, 1
| 5, 9-5.3 5, 9-5.3
| 4, 8 и выше 4, 8
| Координационные
| ЧелночныП бег 3x10 м, с
| 16 17
| 8, 2 и ниже 8, 1
| 8, 0-7, 6 7, 9-7.5
| 7, 3 и выше 7, 2
| 9, 7 и ниже 9, 6
| 9, 3-8, 7 9, 3-8, 7
| 8, 4 и выше 8, 4
| Скороен 10- силопыс
| Прыжки л длину с места, см
| 16 17
| 180 и ниже 190
| 195-210 205-220
| 230 и пыше- 240
| J 60 и ниже 160
| 170-190 170-190
| 210 и выше 210
| Выносливость
| б-мипутный бег, м
|
| 1100 и ниже 1100
| 1300-1400 1300-1400
| 1500 и выше 1500
| 900 и ниже
| 1050-1200 1050-1200
| 1300 и выше 1300
| Гибкость
| Наклон вперед из положения стоя, см
| 16 17
| 5 и ниже 5
| 9-12 0-12
| 15 и выше 15
| 7 и ниже 7
| 12-14
| 20 и выше 20
| Силовые
| Подгягишшие на высокой перекладине из ииеа (юноши), калнчестно риз; на шикоН перекладине из виса лежа (девушки), количество раз
|
| 4 и ниже 5
| 9-10
| 11 и выше 12
| 6 и ниже 6
| 13-15 13-15
| 18 и выше 18
|
Т а б л и ц а 14
Сводная таблица нормативных оценок уровня физической подготовленности учащихся I—XI классов
Возраст,
| Мальчики
| Девочки
| лет
| Уровень подготовленности
|
| высокий
| средпиП
| низкий
| высокий
| средний
| низкий
|
|
|
|
|
|
|
|
| Бег 1000 м (мин, с)
|
| 6, 00 и ниже
| 6, 01-9, 01
| 9, 02 и выше
| 6, 10 и ниже
| 6.11-9, 10
| 9, 11 и выше
|
| 5, 45 и ниже
| 5, 46-8, 45
| 8, 46 и выше
| 6, 00 и ниже
| 6.01—9, (Ю
| 9, 10 и выше
|
| 5, 36 и ниже
| 5, 37-8, 30
| 8, 31 и выше
| 5, 50 и ниже
| 5, 51-8, 50
| 8, 51 и выше
|
| 5, 16 и ниже
| 5, 17-8, 15
| 8, 16 и выше
| 5, 40 и ниже
| 5, 41—8, 40
| 8, 41 и выше
|
| 5, 00 н ниже
| 5, 01-8, 00
| 8, 01 и выше
| 5, 30 и ниже
| 5.31-8, 30
| 8.31 и выше
|
| 4.46 и ниже
| 4, 47-7, 45
| 7, 46 п выше
| 5, 20 и ниже
| 5.21-8, 20
| 8, 21 и выше
|
| 4, 30 и ниже
| 4, 31-7, 30
| 7, 31 и выше
| 5, 10 и ниже
| 5, 11-8, 10
| 8, 11 и выше
|
| 4.20 и ниже
| 4, 21-7, 15
| 7, 16 и выше
| 5, 00 и ниже
| 5, 01-8, 00
| 8, 01 и выше
|
| 4, 10 и ниже
| 4, 11-7, 00
| 7, 01 и выше
| 4 50 и ниже
| 4.51-7, 50
| 7, 51 и выше
|
| 3, 55 н ниже
| 3, 56-6, 45
| 6, 46 и выше
| 4 40 и ниже
| 4, 41-7, 40
| 7, 41 и выше
|
| 3, 36 и ниже
| 3, 37-6.30
| 6, 31 и выше
| 4, 30 и ниже
| 4, 31-7, 30
| 7, 31 и выше
|
| 3 20 и ниже
| 3, 21-6, 15
| 6, 16 и Ш.ППС
| 4, 20 и и иже
| 4, 21-7.20
| 7, 21 и выше
|
| Челночный бег 10 х 5 м (с)
|
| 19, 5 и ниже
| 19, 6-25, 0
| 25, 1 и выше
| 19, 6 и ниже
| 19, 7-27, 7
| 27, 8 и выше
|
| 19, 0 и ниже
| J 9, 1—24, 5
| 24, 6 и выше
| 19, 4 и ниже
| 19, 5-26, 5
| 26, 6 и выше
|
| 18, 6 и ниже
| 18, 7-24, 6
| 24, 7 и выше
| 19.3 и ниже
| 19, 4-26, 3
| 26 4 и выше
|
| 18, 4 и ниже
| 18, 5-23, 5
| 23, 6 и выше
| 19, 2 и ниже
| 19, 3-26, 1
| 26 2 и выше
|
| 17, 8 и ниже
| 17, 9-22, 0
| 22, 1 и выше
| 19.1 и ниже
| 19.2-25, 9
| 26 0 и выше
| II
| 17, 4 и ниже
| 17.5-21, 8
| 21, 9 и выше
| 19, 0 и ниже
| 19, 1—24, 7
| 24.8 и выше
|
| 16.9 и ниже
| 17, 0-21, 7
| 21, 8 и выше
| 18, 9 и пижс
| 19, 0-24, 5
| 24.6 и выше
|
| 16, 7 и ниже
| 16, 8-21, 5
| 21, 6 и выше
| 18, 8 и ниже
| 18, 9-24.3
| 24.4 и пыше
|
| 16, 5 и ниже
| 16, 6-21, 0
| 21, 1 и выше
| 18, 6 и ниже
| 18, 7-24, 1
| 24, 2 и выше
|
| 16, 3 и ниже
| 16, 4-20, 5
| 20, 6 и выше
| 18, 4 и ниже
| 18, 5-23.6
| 23, 7 и выше
|
| 15, 9 и ниже
| 16, 0-20, 0
| 20, 1 и выше
| 18, 2 и ниже
| 18, 3-23, 0
| 23, 1 и выше
|
| 15, 7 и ниже
| 15, 8-19, 5
| 19, 6 и выше
| 17.9 и ниже
| 18.0-22, 5
| 22, 6 и выше
|
| Подтягивания, количество раз
| Вис (с)
| б
| 3 и выше
|
| 1 и ниже
| 10 и выше
| 4-9
| 3 и ниже
|
| 4 и пыше
| 2-3
| 1 и ниже
| 12 и выше
| 5-11
| 4 и ниже
|
| 5 и выше
| 3-4
| 2 и ниже
| 14 и выше
| 7-13
| 6 и пижс
|
| 6 и выше
| 3-5
| 2 и ниже
| 16 и выше
| 8-15
| 7 и ниже
|
| 7 и выше
| 4-6
| 3 и пижс
| 18 и выше
| 9-17
| 8 и ниже
| II
| 8 и выше
| 4-7
| 3 и ниже
| 20 и выше
| 10-19
| 9 и ниже
|
| 9 и выше
| 5-8
| 4 и ниже
| 20 и выше
| 10-19
| 9 и ниже
|
| 10 и выше
| 5-9
| 4 н ниже
| 20 и выше
| 10-19
| 9 и ниже
|
| 11 и выше
| 6-10
| 5 и ниже
| 20 и выше
| 10-19
| 9 и ниже
|
| 12 и выше
| 6-11
| 5 и ниже
| 20 и выше
| 10-19
| 9 и ниже
|
| 13 и выше
| 7-12
| 6 и ниже
| 22 и выше
| 11-21
| 10 и ниже
|
| 14 и выше
| 7-13
| 6 и ниже
| 24 и выше
| 12-23
| 11 и ниже
|
| Подъем туловища за 30 с (количество р.13)
| б
| 17 и выше
| 9-16
| 8 и ниже
| 16 и выше
| 8-15
| 7 и ниже
|
| 18 и выше
| 9-17
| 8 и ниже
| 17 и выше
| 9-16
| 8 и ниже
|
| 19 и выше
| 10-18
| 9 и ннже
| 17 и выше
| 9-16
| 8 и ниже
|
| 20 и выше
| 10-19
| 9 и ниже
| 18 и выше
| 9-17
| 8 и ниже
| Принцип всестороннего развития личности предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наибольшего всестороннего физического развития (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).
Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой ориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эффективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятельности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.
Принцип оздоровительной направленности предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффективных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами являются прежде всего циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.
1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координирование, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.
2. Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне разбивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной Дозировке нагрузки.
3. Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лы-
Окончание таблицы
|
|
|
|
|
|
|
| 2 J и выше
| 1J-20
| 10 и
| же
| 18 и выше
| 9-17
| 8 и ниже
|
| 22 и пыше
| 11-21
| 10 и
| же
| 19 и выше
| 10—18
| 9 и ниже
|
| 23 и выше
| 12-22
| 11 и
| же
| 19 и ныше
| 10-18
| 9 и и и же
|
| 24 и выше
| 12-23
| 11 и
| же
| 20 и выше
| 10-19
| 9 и ниже
|
| 25 и выше
| 13-24
| 12 и
| же
| 20 и пыше
| 10-19
| 9 и ниже
|
| 26 и выше
| 13-25
| 12 и
| же
| 21 и выше
| 11-20
| 10 и ниже
|
| 27 и выше
| 14-26
| 13м
| же
| 21 и выше
| 11-20
| 10 и ниже
|
| 28 и выше
| 15-27
| 14 и
| же
| 22 и выше
| 11-21
| 10 и ниже
|
|
|
| Наклон в
| рел из положения сидя (см)
|
|
| б
| 6 и выше
| 3-5
| 2 и
| же
| 11 и пыше
| 6-10
| 5 и ниже
|
| 7 п выше
| 4-6
| Зи
| же
| 12 и выше
| 6-11
| 5 и ниже
|
| 8 и выше
| 4-7
| Зи
| же
| 12 и выше
| 6-11
| 5 и ниже
|
| 9 и выше
| 5-8
| 4 м
| же
| 13 И ВЫ И 1С
| 7-12
| 6 и ниже
|
| 10 п пыше
| 5-9
| 4 и
| же
| 14 и выше
| 7-13
| б и ниже
|
| 11 к выше
| 6-10
| 5 и
| же
| 15 и выше
| 8-14
| 7 и ниже
|
| 12 и выше
| 6-11
| 5 и
| же
| 16 и выше
| 8-15
| 7 и ниже
|
| 13м пыше
| 7-12
| б и
| же
| 17 и пыше
| 9-16
| 8 и ниже
|
| 14 и выше
| 7-13
| 6 и
| же
| 18 и выше
| 9-17
| 8 и ниже
|
| 15 и выше
| 8-14
| 7 н
| же
| 19 и выше
| 10—18
| 9 и ниже
|
| 16 п выше
| 8-15
| 7 и
| же
| 20 и пыше
| 10-19
| 9 и ниже
|
| 16 и выше
| 8-15
| 7 и
| же
| 20 и выше
| 10—19
| 9 и ниже
| |
| жах работают буквально все мышечные группы и системы организма — функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.
4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде — воде, является плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания.
Во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.
Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.
5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.
Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.
Недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры должны подбираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.
Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.
Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.
Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.).
|