Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика неформального лидерства в подростковом возрасте

 

Эмирсеитова З.А., группа 21АСП

Научный руководитель: к.пед.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Деснова И.С.

Постановка проблемы. Актуальность данной темы определяется стратегическими задачами реформирования образования в Украине, перестройкой национального образования, формированием образованной творческой личности, обеспечением приоритетности развития человека, приоритетностью общественных и духовных ценностей, реализация которых требует целеустремленного влияния на подрастающее поколение.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблеме лидерства в своих трудах уделяли внимание такие ученые как: Е. Богардус, К. Берд, Р. Стогдилл, Г. Хоуманс, Л. Картер, Ф. Книккербоккер, Ц. Джибб, Р. Бейлз, Ф. Фидлер, Б. Парыгин, Р. Лорд, Я. Коломинский, Р. Кричевский Д. Филипс, Л. Уманский и др.

Цель: изучить психологические аспекты неформального лидерства в подростковом возрасте.

Изложение основного материала. Лидер в группе - это ее член, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию коллективной деятельности для достижения общей цели. Представителям высших и отчасти средних звеньев молодежной организации обычно присуща высшая преступная авторитетность, основанная на личном опыте, материальных средствах и личных качествах.

Лидер неформальной молодежной группы - умен, обладает организаторскими способностями и психологической властью над подчиненными. Современные лидеры в молодежной среде обладают всеми необходимыми личностными качествами, которые они используют при осуществлении своих функций. Обладание такими индивидуально качественными характеристиками обусловливает их выдвижение в лидеры. [1, с. 30]

Выдвижение лидера в молодежной группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора - объективный и субъективный.

Объективный фактор - в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее «полезен» ее деятельности, наилучшим образом проявляет себя в повседневной жизни неформального коллектива.

Субъективный фактор – лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами, которые необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, обладающие неплохим интеллектом, умеющие подчинить себе других. [2, с. 45]

Лидеры молодежных групп обладают психологической властью над подчиненными. Само возникновение и существование неформальной молодежной группы базируется на власти лидера. В психологии есть такое определение понятия «власть»: это каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий его мир, определяется его властью, понимаемой как: способность, сила, компетентность.

Лидеры молодежных неформальных групп для сохранения лидерства используют следующие возможные источники власти:

1. Власть эталона. Основана на идентификации члена группы с лидером и желании для члена группы быть похожим на лидера.

2. Власть принуждения или наказания. Ее сила зависит от: а) репертуара возможных наказаний и санкций. б) от угрозы наказания минус вероятность избегнуть наказания благодаря послушанию. Жесткая дисциплина, устанавливаемая и поддерживаемая лидером говорит о силе данного источника власти.

3. Власть знатока. Вся сила зависит от величины приписываемых лидеру со стороны членов группы особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере функционирования.

4. Информационная власть. Она возникает в тех условиях, когда лидер имеет доступ к информации, неизвестной членам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения.

5. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым лидер имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и, в случае необходимости настаивать на них. [3, с. 84]

Нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных, необходимых группе социально-психологических функций. В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы:

· Организаторская функция лидера заключается в том, что он создает, организует и руководит деятельностью всей группы.

· Информационная функция - тесно взаимосвязана с организационной. Без информации существование неформальной группы является довольно проблематичным. Лидер организует поступление необходимой информации, анализирует ее и в нужных случаях передает ее другим членам группы. Информационная функция всегда позволяет лидеру владеть обстановкой и контролировать действия группы.

· Стратегическая функция - выражается в том, что группа живет идеями и мыслями лидера, осуществляет его планы. Лидер лучше других видит задачи и возможности группы, прогнозирует вероятные трудности, обладает необходимой информацией о выгодных направлениях деятельности и возможных путях провала.

· Нормативно-ценностная функция - эта функция имеет важное значение. Лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в неформальной группе, устанавливает запреты, за нарушение которых применяет соответствующие санкции.

· Дисциплинарная функция - взаимосвязана с нормативно-ценностной. Члены молодежной неформальной группы, нарушающие принятые правила поведения, подлежат суровому наказанию. Лидер сам определяет вид наказания, способ его осуществления, исполнителя. [1, с. 114]

В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура.

При психологическом анализе неформальной группы очень важно уяснить способ передачи информации между ее членами. Существуют следующие способы передачи информации:

1. Полная структура - при таком виде коммуникативных связей каждый член группы может установить связь с каждым.

2. Круговая структура - движение информации либо в одном, либо в двух направлениях по кругу.

3. Комбинированная структура - для передачи информации членам группы лидер пользуется двумя или более видами связи.

4. Сложная структура - лидер руководит двумя или более подгруппами, которые, в свою очередь, имеют коммуникативную структуру. [4, с. 231]

Лидер имеет связь только с руководителями основных направлений. Эти руководители, в свою очередь, устанавливают ту или иную коммуникативную структуру, как правило, используя посредников, которые уже имеют непосредственные связи с исполнителями.

О межличностных отношениях в неформальной группе ярче всего говорит наличие конфликтных ситуаций между ее членами. Основная причина конфликтных ситуаций, возникающих в группе - психологические мотивы.

Возникающие противоречия приводят к конфликтам в неформальной группе, когда затрагивают, прежде всего, интересы членов группы, их престиж, достоинство личности. Конфликты можно разделить на 3 группы:

1. внутриличностные, возникающие, когда в процессе участия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные нормы и ценности, в том числе принятые традиции, законы и нормы неформальной группы;

2. межличностные, к которым приводит в основном разделение функций в группе;

3. межгрупповые, происходящие из-за раздела территории, сфер влияния.

Вывод. Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Современные лидеры в молодежной среде обладают всеми необходимыми личностными качествами, которые они используют при осуществлении своих функций. Обладание такими индивидуально качественными характеристиками обусловливает их выдвижение в лидеры. Власть лидера в неформальной молодежной группе - явление многоаспектное и в зависимости от структуры группы, уровня ее развития, сложившихся межличностных отношений, источники власти могут варьироваться и смешиваться постольку, поскольку это необходимо для осуществления целей и задач группы, но зачастую, в молодежных неформальных группах высшего уровня лидером используются все источники в их совокупности, для осуществления всеобъемлющего и эффективного руководства. Современный лидер молодежной неформальной группы, по мнению многих авторов, при организации руководства деятельностью неформальной группы выполняет ряд важных, необходимых группе функций. Выполняя эти функции лидер группы обеспечивает дальнейшее ее развитие, а равно повышает свой авторитет в глазах других членов группы.

Резюме: в тезисах дано определение понятия «лидер в группе»; выделены качества лидера неформальной молодежной группы; рассмотрены факторы выдвижения лидера в молодежной группе; выделены источники власти лидера неформальной молодежной группы и функции лидера молодежной неформальной группы; отмечены способы передачи информации между членами неформальной группы; рассмотрены конфликты возникающие в неформальной группе.

Ключевые слова: лидерв группе, неформальный лидер.

Резюме: у тезах дано визначення поняття «Лідер в групі»; виділені якості лідера неформальної молодіжної групи; розглянуті чинники висунення лідера в молодіжній групі; виділені джерела влади лідера неформальної молодіжної групи і функції лідера молодіжної неформальної групи; відмічені способи передачі інформації між членами неформальної групи; розглянуті конфлікти що виникають в неформальній групі.

Ключові слова: лідер в групі, неформальний лідер.

Resume: determination of concept «Leader in a group is given in theses»; qualities of leader of informal youth group are selected; the factors of advancement of leader are considered in a youth group; the sources of power of leader of informal youth group and function of leader of youth informal group are selected; the methods of information transfer are marked between the members of informal group; conflicts are considered arising up in an informal group.

Keywords: a leader is in a group, informal leader.

Литература:

1. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 285 с.

2. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах: Автореф. дисс....канд. психол. наук. – Л., 1969. – 22 с.

3. Лукс Г.А. неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий/под общ.ред. Г.А. Лукс, О.Б Фурсовой. Самара: Изд-во Самарский университет, 2002. – 278 с.

4. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1964. - 172 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стерлитамакский химико-технологический колледж | Входной ТЕСТ




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.