Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Gnoseologia - teoria generală a cunoaşterii: obiect al analizei filosofice. Dialectica şi sinergetica – metode universale a cunoaşterii.






 

Особенности философии познания

 

Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности познания как целого не вытекают непосредственно из особенностей его элементов. В философии познание рассматривается как вид отражения, который обладает всеми характеристиками научного познания, но помимо этого имеет специфические особенности. Ему свойственна своя структурная определенность. Познание осуществляется на базе материальной деятельности человека. Практика определяет собой характер отражения действительности в познании в виде структурного единства чувственной и логической сторон.

 

Философия познания рассматривает вопросы, важные для всех форм осмысления действительности. Как и любые философские вопросы, они сложны и относятся к категории “вечных”, то есть периодически возникают, становятся актуальными и требуют решения на базе нового научного знания. Гносеологические проблемы находятся в непосредственной связи с онтологическими. Попытка игнорировать Данную связь обусловливает односторонность позиции исследователя, рождающую противоречия, которых на определенном этапе развития можно было бы избежать. Гносеологические вопросы носят мировоззренческий характер, зависят от решения основного вопроса философии, и эта зависимость непременно присутствует в выводах либо в открытой, либо в скрытой форме.

 

Теория познания — отдельная область философского знания. В ней есть свои специфические вопросы, но любой специфический вопрос рассматривается в более широком.Контексте, затрагивающем общие проблемы философии. Актуализация проблем познания, методологии, научного познания в те или иные исторические периоды не только возможна, но и необходима. Тем не менее история мысли показывает, что “Новый органон” Ф. Бэкона или “Рассуждения о методе” Р. Декарта не могли быть созданы, скажем в эпоху Средневековья и осуществились в контексте деистического, дуалистического и пантеистического мировоззрения в условиях научной “коперниканской” революции. Мировоззрение не только обусловливает идейные рамки возможных рассуждений, но и стимулирует постановку новых философских и научных вопросов.

 

Основное содержание теории познания представляет собой связную систему проблем, центральной из которых является проблема истины. Возможность истинного знания связана с вопросом о познаваемости мира. В самом начале исследования перед человеком встает задача самой возможности познания, поиск основания этой возможности (или невозможности). Здесь рассматривается отношение человека к миру. Затем следует анализ структуры данного отношения. Главными ее элементами являются субъект и объект. Рассматривая субъект-объектные отношения, философ не может не поставить заново вопрос о возможности познаваемости, поскольку трактовка субъекта и объекта обусловливает характер познавательного отношения, воспроизводящего или нет в сознании субъекта свойства и процессы действительности.

 

Структура познания не ограничивается проблемой отношения субъекта и объекта. Идеальное воспроизведение действительности осуществляется при помощи различных форм чувственного и рационального познания. Данные стороны имеют специфические черты, несводимые друг к другу, то есть процесс познания всегда реализуется в противоречивом единстве этих сторон. Порой эти противоречия неустранимы. Свидетельством может служить длительно существующая борьба сенсуализма и рационализма. Вопросы соотношения чувственного и рационального — важнейшие для теории познания, которые существуют с античности и до сих пор вызывают “законный” интерес философов, требуя решения.

 

Решение этого вопроса во многом зависит от того, существует ли в арсенале гносеологического инструментального аппарата категория практики. Соответственное истолкование данной категории определяет основание раздвоения познания на стороны и уровни. Раскрывает источник возникновения понятий и логики. Указывает условия единства чувственного и рационального. То есть практика выполняет функцию основы познания и тем заслуживает внимательного рассмотрения. Являясь по определению противоречивой, она выполняет не менее важную функцию стимула развития познания, побуждая находить разрешение противоречий и открывать новое знание.

 

Главным же вопросом гносеологии выступает, как мы уже сказали, вопрос об истине. Рабочее определение ее как адекватного, соответствующего действительности знания присутствует в самом начале теоретического исследования познания. Но истина — центральная категория не только теории познания, но и всей философии в целом. Она имеет много аспектов и форм существования, много противоречивых толкований. И что особенно важно — труднейший аспект ее подтверждения, ее критериев, о чем остро дискутируют философы на всем протяжении истории мысли.

 

 

1. Субъект и объект познания.

 

2. Гносеологическое отношение к бытию.

 

3. Принципы гносеологии.

 

4. Истина и заблуждение, ложь и правда, специфика социального познания.

 

5. Основные методы познания бытия.

 

6. Специфика вненаучного познания. Знание и вера.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

 

Адекватный — характеристика соответствия образа объекту.

 

Априори — знание, предшествующее опыту и не зависимое от него,

 

Вера в гносеологии — позиция, признающая суждения, истинность которых не доказана, но кажется достаточно очевидной.

 

Гносеология — учение о познании, или теория познания.

 

Знание — результат процесса познания, отражающий действительность в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

 

Интерес — форма выражения потребности. Различается по основаниям.

 

Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, процесс движения от приблизительного знания к полному.

 

Логическое — отражение действительности в абстрактной, но теоретически последовательной форме.

 

Медитация — особая форма духовной практики, направленная на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности и изоляции от внешнего мира.

 

Метод — путь исследования, ориентированный на истину.

 

Оккультное познание — вид инонаучного познания сверхъестественных явлений, «аномальных» сил космоса, человека.

 

Парадигма — совокупность принципов, обеспечивающих канон постановки и решения проблемной ситуации или исследовательской задачи. Способ видения бытия в мире.

 

Паранормальное познание — вид вненаучного получения информации о необъяснимых в данное время явлениях мира или человека.

 

Потребность человека — внутренний побудитель активности человека, условие его жизнедеятельности.

 

Принцип — основополагающее положение, обеспечивающее положительное решение поставленной задачи познания.

 

Эпистемология — теория научного знания, в отличие от гносеологии как общей теории познания.

 

Рассмотрев природу сознания, его истоки и эволюцию, определив поле его возможностей, можно рассмотреть механизм познания (освоения) бытия в мире. Гносеология — особый раздел философии, в котором определяются предпосылки познания, исследуются его возможности, выявляется степень его достоверности.

В историко-философской традиции сложились две гносеологические парадигмы: локковская в гегелевская. Первая отдает приоритет чувственному освоению мира, вторая — рациональному.

 

Современная гносеология соединила эти крайние варианты познания бытия, не вникая в глубину их противоречия. Дело в том, что познавательный процесс не ограничивается способностью сознания отражать мир. Этот процесс включает и творчески созидательный потенциал, основанный на продуктивном воображении, интуиции фантазии, обусловленной социокультурным опытом, как индивидуальным, так и коллективным. Отмеченная возможность реализуется в представлениях и понятиях, получаемых на основе выдвижения гипотез, их интерпретации, а также в условиях определенного конвенционализма, включения элементов веры, допущений и т. д.

 

Поэтому, рассматривая механизм освоения бытия в мире, следует принимать во внимание его социокультурную обусловленность, помня о принципе конкретности истины и абстрактном характере познания, тяготеющего к определенному схематизму и формализации.

 

Кроме того, следует учитывать также традиционную рациональную направленность гносеологии. Из ее поля зрения выпадают так называемые сферы внерационального или инонаучного знания (практическое знание обыденного, мифологического и религиозного сознания). В результате сложилась проблемная ситуация. Поскольку гносеология закрывает глаза на внерациональную реальность, то на ее поле вырастают ложные спекуляции, включая оккультное постижение бытия, паранормальное и медитативное познание, приумножающие такие недуги «больного разума», как крайний эмпиризм, панрационализм, эклектику, механицизм, софистику и т. д. (См.: Природа и дух: мир философских проблем. Кн. 2.: Виды и формы освоения бытия. СПб., 1995). Из этого вовсе не следует необходимость объявить внерациональное знание вне «закона» или повесить на него ярлыки неполноценности. Есть направления инонаучного освоения бытия, их надо не клеймить, а изучать, не поворачиваясь к ним спиной и не делая вид, что их нет, ибо «их не должно быть». В противном случае существенно сократится гносеологическое пространство философии, а в сфере инонаучного, внерационального знания бал будут править невежество и эмоции.

Понятие научной картины мира приобрело мировоззренческий характер в Х1Х веке, когда бурное развитие естествознания отодвинуло в сторону старую натурфилософию и предложило свою - позитивную форму знания о «мире в целом», о внутренней целостности и единстве природных процессов. Естественнонаучный материализм уже не нуждался в спекулятивных ходулях и напрямую черпал содержание и форму знания из данных наук. Однако эта историческая ситуация по-новому поставила проблему синтеза отдельных отраслей научного знания. От чисто механического суммирования очень скоро перешли к тотальной систематизации, построенной на диалектических разработках классической философии. Диалектико-материалистические принципы единства мира и всеобщей связи вещей, развития и невозможности сведения сложного к простому, заработали во всю мощь после трех великих открытий в естествознании.

Закон сохранения энергии установил связь между органической и неорганической природой. Открытие клетки показало единую клеточную основу растительного и животного мира. Теория эволюции видов Ч. Дарвина ввела человека, как homo sapiens, в естественную среду его эволюционного становления и развития, соединив континенты разума и социальности, присущие человеку, с неисчерпаемым континентом природы. Антропология шагнула от статуса частной научной дисциплины к такому уровню всеобщности, который сделал традиционный философский идеализм излишним: человек нашел свое естественное обитание в мире.

Однако очень скоро выяснилось, что открывшаяся перспектива безидеалистического освоения идеального натолкнулась на мощную инерцию механистического стиля мышления. Всякая радикальная научная новация встречала неистовое сопротивление со стороны казалось бы эмансипированных методологических стражей. Те, кто еще недавно упивался свежим воздухом диалектической свободы, оказались запертыми в узком пространстве «диалектической» догматики. Достаточно вспомнить осторожные высказывания В. И. Вернадского 20-х годов на эту тему. Эта ситуация в полной мере отразила драму двух великих русских марксистов: В.И. Ленина, основателя нового типа социального государства, и А.А. Богданова, создателя новой оранизационной науки тектологии, прообраза будущего системного подхода и, как теперь выясняется, будущей синергетики. Оба исходили из диалектики. Но один отталкивался от нее, а другой прорастал в ней, как в конечной инстанции. Бегство от догматики в науке более очевидно и естественно, чем в политике. И все же это не было бегством от диалектики как таковой. Это было бегство от функциональной догматизации применения диалектических принципов к горизонту наличного знания. Средством разрешения этого конфликта методологий могло быть лишь встречное движение, движение снизу - от естества научного поиска. Именно это и происходило на протяжении всего ХХ века, и особенно в связи с противопоставлением и дополнением принципов кибернетики и синергетики.

Следует напомнить, что синергетика - наука о сложных самоорганизующихся системах, получила развитие во второй половине XX века на базе успехов в математике, термодинамике и теории динамических систем. Синергетические системы - это особый класс систем, способных к самоорганизации, - открытые и нелинейные системы, состояние которых противоположно состоянию термодинамического равновесия и представляется как «сильно неравновесное». Синергетика дает конкретно-научное подтверждение диалектическим принципам развития от простого к сложному и несводимости сложного к простому через механизм «бифуркационных скачков» (Н.Н. Моисеев). Логика синергетической системы не требует для своего развития «управляющего центра», как это имеет мест в кибернетических системах. Она построена на принципе спонтанного, самопроизвольного возникновения порядка из хаоса (И. Пригожин, С. Курдюмов).

Синергетика доказала, что существует объективная многовариантность путей развития, в которой велика роль случайности и принципиальной непредсказуемости. Для социальных систем это указывает на существование «роковых периодов», когда именно личность способна повернуть ход истории («и один в поле воин»). Тем самым синергетика подрывает основы лапласовского детерминизма, разного рода фаталистических и эсхатологических концепций. В философской классике синергетика находит важные созвучия; в частности, в восточных религиозно-философских системах даосизма, буддизма и конфуцианства, в восточном христианстве (исихазм), в философских идеях Гете, а также Бергсона, Уайтхеда, Хайдеггера.

Даже сам термин " синергия" (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество), означающий слияние различных факторов и видов энергий в единый поток самоорганизации и развития, созвучен диалектическому подходу. Можно смело утверждать, что именно синергетика в ХХ веке протянула руку диалектике, погрязшей в трясине догматизации, и восстановила живую ткань научной картины мира, удовлетворяющей диалектическим критериям единства и саморазвития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.