Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозные нововведения, совершаемые во время умры, хаджа, посещения Лучезарной Медины и Иерусалима






 

В завершение данного издания книги я счел необходимым указать на те религиозные нововведения (бида'), которые совершаются во время хаджа, посещения Лучезарной Медины и Иерусалима. Я решил привести эти религиозные нововедения потому, что многие люди по незнанию совершают их. Тем самым мне хотелось бы дать всем верующим добрый совет, разъяснить эти религиозные новшества и предостеречь их от совершения подобных деяний. Ведь Благословенный и Всевышний Аллах принимает только те дела, которые отвечают двум условиям:

Первое: любое дело должно совершаться искренне, только ради Великого и Всемогущего Аллаха;

Второе: любое дело должно быть праведным. А дело может быть праведным только тогда, когда оно соответствует Сунне и не противоречит ей. Как констатировали ученые-исследователи из числа знатоков религии, любой вид поклонения, который не установил для нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своим высказыванием, и посредством которого он, да благословит его Аллах и приветствует, не приближался к Аллаху своим действием, противоречит его Сунне, поскольку Сунна делится на две части:

1) Практическая Сунна (сунна фиълиййа), т.е. те действия, которые совершал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и

2) Оставленная Сунна (сунна таркиййа), т.е. те действия, которые не совершал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Таким образом, те виды поклонения, которые пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался совершать, также не следует совершать. Тем самым, отказ от их совершения будет относиться к Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Например, азан перед праздничным или погребальным намазом нельзя произносить, хотя по своей сути призыв на молитву является поминанием и возвеличиванием Великого и Всемогущего Аллаха. А недопустимо приближаться к Великому и Всемогущему Аллаху посредством этого азана именно потому, что он относится к Сунне, которую не совершал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Смысл, заключенный в отказе от того, от чего воздерживался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прекрасно осознали его, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники, поэтому они часто предостерегали от совершения религиозных нововведений. Так, один из них, Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: “Любое поклонение, которое не совершали сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не следует совершать и вам! ”. А Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Следуйте Сунне и не вводите новшеств в религию! Достаточно вам того, что предписано давно! ”.

Поистине, счастливым является тот человек, кому Аллах помог следовать Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в делах поклонения, и которые он не смешал с религиозными нововедениями! Пусть же обрадует такого человека то, что Великий и Всемогущий Аллах примет его повиновение и введет его в Свой Рай! Да сделает нас Аллах из числа тех, которые услышали Слово и следуют наилучшему!

Следует знать, что религиозные новвоведения, которые будут перечислены (в данной книге), делятся на два вида:

(1) те новвоведения, которые я обнаружил в трудах ученых, и которые были классифицированы ими как религиозные новшества. После упоминания такого новвоведения я указывал тот труд, в котором какой-либо из ученых отнес это действие к религиозному новшеству;

(2) те новвоведения, которые я не обнаружил в трудах ученых. Тем не менее, Сунна либо правила науки об основах (фикха) указывают на то, что это действие относится к религиозному новшеству. Поэтому после упоминания такого новвоведения я не указывал тот труд, в котором оно приводится.

Следует знать, что религиозные нововведения возникли в силу следующих причин:

Первое: слабые хадисы. Их нельзя использовать в качестве довода, а также приписывать пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, мы не разрешаем поступать в соответствии c ними, как я разъяснил в предисловии своей книги ''Описание намаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует''. Таково мнение (мазхаб) большинства ученых, например, Ибн Таймиййи и других.

Второе: вымышленные хадисы либо хадисы, у которых нет основы. Некоторые правоведы, не зная об истинной сущности этих хадисов, выносили на их основе свои религиозные постановления, что и стало одной из причин появления религиозных нововведений и новшеств.

Третье: иджтихад [138] либо истихсан [139] некоторых правоведов, особенно из поздних поколений мусульман, который не основан на каком-либо шариатском доказательстве. Результат их деятельности привел к тому, что вынесенные ими постановления стали частью ''сунны'', которой стали следовать люди. От человека, проницательно смотрящего в свою религию, не скроется тот факт, что недопустимо следовать подобного рода постановлениям. Ведь к Шариату относится только то, что установил Всевышний Аллах. Если говорящий о желательности чего-либо является муджтахидом, то ему разрешено поступать в соответствии со своим высказыванием, что само по себе достаточно, и Аллах не накажет его за это. Что же касается людей, которые принимают его высказывание как нечто установленное в Шариате и в Сунне, то на них вышеупомянутое правило абсолютно не распространяется. А как может быть иначе, когда некоторые из этих вещей противоречат практической Сунне, о чем, если пожелает Всевышний Аллах, будет сказано позже?!

Четвертое: Обычаи и предрассудки, которые не только не имеют отношения к Шариату, но и противоречат здравому смыслу, даже если некоторые невежды поступают в соответствии с ними и взяли их, как часть Шариата. Иногда они находят в этом поддержку у других людей, даже у тех, кто причисляет себя к знатокам религии и имеет соответствующий вид.

Таким образом, следует знать, что опасность этих религиозных нововведений не ограничивается чем-то одним. Наоборот, она имеет различные степени. Одни религиозные нововведения представляют собой многобожие (ширк) и явное неверие (куфр), как вы увидите далее, а другие являются менее тяжкими. Однако, необходимо знать, что любое нововведение, которое человек вносит в религию, каким бы маленьким оно ни было, строго запрещено (харам) после того, как разъяснена сущность подобного нововведения. Нет такого религиозного нововведения, которое, как неправильно понимают некоторые люди, относится всего лишь к разряду нежелательного (макрух). А как может быть иначе, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Всякое религиозное нововведение (бид'а) представляет собой заблуждение, а каждое заблуждение в Огне ”, т.е. совершивший его окажется в Огне.

Имам аш-Шатиби, да будет милостив к нему Аллах, провел глубокое исследование данной темы в своей великой книге " Аль-И'тисам", поскольку вопрос, касающийся опасности религиозных нововведений, является очень серьезным. Многие люди продолжают прнебрежительно относиться к этому вопросу и не осведомлены о нем, за исключением лишь небольшой группы ученых. В качестве довода (далиль), указывающего на опасность религиозных нововведений, достаточно привести следующее высказывание пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “ Поистине, Аллах отказался принять покаяние любого (человека), который совершает религиозное нововведение (бид'а), пока он не откажется от своего нововведения ”. Этот достоверный хадис привели ат-Табарани и ад-Дийя аль-Макдиси в " Аль-Ахадис Аль-Мухтара", а также другие (мухаддисы) через достоверную цепочку передатчиков, которую аль-Мунзири назвал хорошей.

В заключение мне хотелось бы привести читателю в качестве совета высказывание выдающегося имама, одного из первых исламских ученых, шейха Хасана бин Али аль-Барбахари. Он являлся последователем соратников имама Ахмада, да будет милостив к нему Аллах, и умер в 329 году хиджры. Шейх аль-Барбахари, да будет милостив к нему Аллах, сказал:

“Остерегайся малых религиозных новшеств, ибо малые нововведения из-за того, что они повторяются, становятся большими. Каждое нововведение, которое появилось в этой общине (умме) также сначала было малым, похожем на истину. Тот, кто стал совершать это новшество, обольстился им, а затем не смог избавиться от него. В результате, это новшество разрослось и стало частью религии, которую он исповедует.

Так присмотрись же, да помилует тебя Аллах, к речам людей твоего времени, которым ты внимаешь, и не торопись! Не руководствуйся их словами, пока ты не спросишь и не узнаешь: “Говорили ли о том же самом сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или какой-либо из ученых? ” Если у тебя будет соответствующее предание, приводимое от них, то крепко держись его, не оставляй его ради чего-либо иного и не предавай его, а не то упадешь в Адский Огонь!

И, знай, да помилует тебя Аллах, что Ислам раба (Аллаха) не будет полным, пока он не станет следовать (шариатскому доказательству), будучи искренним, и покорившись (Истине). Поэтому тот, кто заявляет, что в Исламе осталось что-либо не полностью дошедшее от сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, измыслил на них ложь. Тем самым он не только сеет рознь, но и порочит сподвижников, будучи из числа тех, кто вносит религиозные нововведения, заблудился сам и вводит в заблуждение других, а также приписывает Исламу то, что не имеет к нему отношения! ”[140].

Да помилует Аллах имама Малика, который сказал:

“Конец этой общины (уммы) сможет исправить только то, что исправило ее начало. То, что не являлось частью религии тогда, не является этим и теперь”.

Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка, который сказал:

Я не оставил ничего, что прибижало бы вас к Аллаху, не велев вам это, и я не оставил ничего, что отдаляло бы вас от Аллаха и приближало к Огню, не запретив вам это ”.

Хвала Аллаху, благодаря милости Которого доводятся до конца благие дела!

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СОВЕРШАЕМЫЕ ДО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА

 

1-Воздержание от поездок в месяц Сафар, а также от начинания в этот месяц каких-либо дел, например, бракосочетания, строительства и т.д.[141]

2-Отказ от поездок во второй половине месяца, или когда луна находится в созвездии Скорпиона[142].

3-Отказ убираться дома и подметать в нем сразу же после отъезда кого-либо. (" Аль-Мадхал" Ибн аль-Хаджа, 2/67)[143].

4-Совершение намаза, состоящего из двух рак'атов, перед отъездом в хадж. При этом в первом рака'ате после ''Аль-Фатихи'' читается сура " Аль-Кяфирун" (№109), а во втором - " Аль-Ихлас" (№112). По окончании этого намаза говорится: " Аллахумма бика инташарту ва иляйка таваджахту..." (О, Аллах! Я уезжаю ради Тебя и направляюсь к Тебе...), затем читается аят ''Аль-Курси'', суры " Аль-Ихлас" (№112), " Аль-Фаляк" (№113), " Ан-Нас" (№114) и другое, о чем упомянуто в некоторых книгах, например, " Аль-Ихья" аль-Газали, " Аль-Фатава аль-Хиндия", " Шир'ат аль-Ислам" и т.д.[144]

5-Совершение (перед отъездом) намаза, состоящего из четырех рак'атов[145].

6-Чтение человеком, намеревающимся совершить хадж, последних аятов из суры " Аль-Имран", аята ''Аль-Курси'', сур ''Землятрясение'' (№99) и " Аль-Фатиха" при выходе из дома, полагая, что это решит все его проблемы, как в этом мире, так и в ином[146].

7-Громкое произнесение слов поминания Аллаха и такбира при проводах и встрече паломников. (" Аль-Мадхал", 4/322; ''Маджалля аль-Манар'', 12/271).

8-Произнесение азана при проводах паломников.

9-Паланкин с покрывалом для Каабы и проведение торжественных мероприятий, связанных со сменой покрывала Каабы[147]. (" Аль-Мадхал", 4/213; ''Аль-Ибда’ фи мадар аль-Ибтида’'', 131-132; ''Тафсир аль-Манар'', 10/358).

10-Проводы паломников под музыку, как это делается в некоторых странах!

11-Совершение поездки в одиночку, ''взяв в спутники только Аллаха'', - как говорят некоторые суфии!

12-Совершение поездки, не взяв с собой никаких припасов, утверждая, что в этом заключается упование на Аллаха (таваккуль)[148]!

13-Отправление в путь с целью посещения могил пророков и праведников[149]. (''Маджму' ар-Раса'иль аль-Кубра'' (2/395) шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи).

14-а) Заключение договора между мужчиной и замужней женщиной, намеревающейся совершить хадж и не имеющей родственника мужского пола (махрам), согласно которому он будет сопровождать ее в качестве махрама [150]. (''Ас-Сунан ва аль-Мубтада’ат'', 109).

б) Ситуация, при которой женщина просит постороннего мужчину выступить в роли брата, который был бы ей махрамом, а затем отношение к этому мужчине как к махраму [151].

в) Поездка женщины с группой женщин, которые, как они утверждают, ''достойны доверия'', без махрама, либо поездка в сопровождении мужчины, который является махрамом одной из этих женщин, утверждая, что он является махрамом для всех них.

15-Взымание пошлин с паломников, намеревающихся совершить обязательный хадж. (" Аль-Ихья", 1/236).

16-Совершение путником намаза из двух рака'атов всякий раз, когда он останавливается в каком-либо месте, говоря: " Аллахумма анзильни манзилян мубаракан ва анта хайруль мунзилин…" (''О Аллах! Сделай мою остановку благословенной, ибо Ты – наилучший из хозяев…''[152].

17-Чтение путником в каждом месте, где он останавливается, суры " Аль-Ихлас" (№112) одиннадцать раз, аята ''Аль-Курси'' один раз и аята ''Ма кадару-Ллаха хакка кадрихи (" Они не ценили Аллаха должным образом")[153] один раз[154].

18-Употребление в пищу лука в каждой местности, куда приезжает путник[155].

19- Намеренное посещение определенных мест с целью снискать от этого благо, в то время как в Шариате отсутствуют доводы, которые указывали бы на желательность подобного посещения. К таким местам, например, относятся могилы пророков и святых, а также те места, на которых, как говорят люди, якобы остались следы пребывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Скала (на Храмовой горе – прим. редактора) в Иерусалиме и Масджид аль-Кадам (''Мечеть ступни'') в Дамаске. (''Иктида ас-Сырат аль-Мустакым мухалифа Асхаб аль-Джахим'', стр. 151, 152)[156].

20-Обнажение какого-либо имеющегося оружия по прибытии в Табук. (" Аль-Ихтиярат аль-‘Ильмия" шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи).

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ СО ВХОЖДЕНИЕМ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА,

С ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ТАЛЬБИИ И Т.П.

 

21-Приобретение особого вида обуви, соответствующей определенным условиям, о которых известно в некоторых книгах[157].

22-Вхождение в состояние ихрама до прибытия в микат[158].

23-Ношение мужчинами '' рида '' (куска материи, которую паломник набрасывает на плечи – прим. редактора) так, чтобы правое плечо было обнаженнным (аль-идтиба') после вхождения в состояние ихрама[159]. (" Тальбис Иблис" Ибн аль-Джаузи, стр.154)

24-Произнесение намерения вслух[160].

25-Совершение хаджа молча, не разговаривая. (" Аль-Иктида" ', стр. 60).

26-Произнесение тальбии группой паломников в один голос. (''Шарх ат-Тарика аль-Мухаммадиййа" (1/115) аль-Хадж Раджаба; ''Аль-Мадхал" (2/221) Ибн аль-Хаджа).

27-Произнесение такбира (т.е. слов " Аллаху Акбар" - прим. редактора) и тахлиля (т.е. слов " Ля иляха илля-Ллах" - прим. редактора) вместо тальбии. (" Канз аль-´ Уммаль" от Ибн Аббаса, 3/30).

28-Произнесение после тальбии следующих слов: " Аллахумма инни уриду аль-хаджа, фа-йассирху ли ва 'аинни аля ада'и фарадихи ва такаббальху минни. Аллахумма инни навайту ада'а фаридатика фи-ль-хадж, фа-дж'альни мин аль-лязина стаджибу ляка…" (''О, Аллах! Поистине, я хочу совершить хадж, так облегчи же мне его, помоги мне выполнить его обряды и прими его от меня! О, Аллах! Я вознамерился совершить то, что Ты сделал обязательным в хадже, так сделай меня из числа тех, кто ответил Тебе…'')[161].

29-Намеренное посещение мечетей, находящихся в Мекке и в ее окрестностях, за исключением Заповедной Мечети. Например, посещение мечети неподалеку от холма ас-Сафа, которая расположена у подножия горы Абу Кубайс, мечети Аль-Маулид, а также других мечетей, построенных в местах, отмеченных следами пребывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (" Маджму ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/388-389; " Тафсир суры Аль-Ихлас" Ибн Таймиййи, 179).

30-Намеренное посещение гор и каких-либо других мест вокруг Мекки. Например, пещеру на горе аль-Хира, и гору около долины Мина, в которой, как говорят люди, якобы находилась искупительная жертва (за Исмаила – прим. редактора) и т.д. (''Маджмуа ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/289).

31-Намеренная поездка в ат-Тан'им, чтобы совершить намаз в Мечети Айши. (" Маджмуа ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/357-358).

32-Совершение перед Каабой крестного знамения (таслиб)[162](" Аль-Иктида", 101).

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ОБХОДОМ КААБЫ (ТАВАФ)

 

33-Совершение полного омовения (гусль) для обхода Каабы. (''Маджмуа ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/380).

34-Ношение совершающим таваф носков и других подобных вещей, чтобы не наступить на голубиный помет, а также покрывание чем-либо рук, дабы не прикоснуться к посторонней женщине[163].

35-Совершение намаза приветствия мечети паломником, находящимся в состоянии ихрама (мухрим), когда он заходит в Заповедную Мечеть[164].

36-Произнесение слов: ''Я намереваюсь посредством моего тавафа, состоящего из семи кругов, то-то и то-то''. (" Заад аль-Ма'ад", 1/455, 3/303; ''Равда ан-Надиййа'', 1/261).

37-Поднимание рук при прикосновении к Черному камню так же, как для совершения намаза. (" Заад аль-Ма'ад", 1/303); " Сафар аль-´ Ада" аль-Файруз Абади, 70)[165].

38-Громкие восклицания при целовании Черного камня. (" Аль-Мадхал", 4/223).

39-Давка и соперничество друг с другом при целовании Черного камня, а также произнесение слов приветствия, знаменующих окончание намаза (таслим), до имама, чтобы опередить других и поцеловать Черный камень.

40-Приподнимание подола одежды при прикосновении к Черному камню или к Йеменскому углу. (''Шарх ат-Тарика аль-Мухаммадиййа" аль-Хадж Раджаба, 1/122).

41-Произнесение следующих слов при прикосновении к Черному камню: " Аллахумма иманан бика, ва тасдикан би китабика". (''О, Аллах! Веруя в Тебя, и признавая истиной Твою Книгу'') (" Аль-Мадхал", 4/225)[166].

42-Произнесение следующих слов при прикосновении к Черному камню: " Аллахумма инни а'узу бика мин аль-кибр, ва аль-фака, ва маратиби-ль-хизйи фи-д-дунья ва-ль-ахира" (''О, Аллах! Поистине, я ищу Твоей защиты от высокомерия, нужды и разных видов позора как в этом мире, так и в будущем! '')[167].

43-Возложение правой руки на левую во время обхода Каабы. (''Шарх ат-Тарика аль-Мухаммадиййа" (1/122) аль-Хадж Раджаба).

44-Произнесение следующих слов, находясь перед дверью Каабы: " Аллахумма инна-ль-байта байтука, ва аль-харама харамука, ва аль-амна амнука'' (''О, Аллах! Поистине, этот Дом – Твой Дом, а Заповедная территория – Твоя Заповедная территория, а безопасность – Твоя безопасность''). Затем, указав в сторону места (стояния) Ибрахима, говорить: ''Ва хаза макаму аль-‘а'из бика мин-ан-нар" (''А это место (стояния) того, кто обратился к Твоей защите от Огня! '').

45-Обращение к Аллаху со следующей мольбой, находясь около Иракского угла: " Аллахумма инни аузу бика мин аш-шакк, ва аш-ширк, ва аш-шикак, ва ан-нифак, ва су'и-ль-ахлак, ва су'и-ль-мункаляб фи-ль-ахль, ва аль-мал, ва аль-валяд". (О, Аллах! Я ищу Твоей защиты от сомнений, многобожия, трудностей, лицемерия, дурных нравственных качеств и злого исхода для моей семьи, имущества и детей! '').

46-Обращение к Аллаху со следующей мольбой, находясь под водостоком Каабы: " Аллахумма азильни фи зиллика йаума ля зилля илля зиллика, ва аскини би ка'си саййидина Мухаммадин, салла-Ллаху алейхи ва саллям, шурбатан хани'атан мари'атан ля азма'у ба’даха абадан. Йа Заль-Джаляли ва-ль-Икрам! " (''О, Аллах! Укрой меня в Своей Тени в тот день, когда не будет никакой тени, кроме Твоей Тени! И напои меня из чаши нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, питьем приятным, здоровым, навсегда утоляющим жажду, о, Обладатель Величия и Щедрости! '').

47-Обращение к Аллаху со следующей мольбой во время быстрого прохождения (ар-рамль) первых трех кругов вокруг Каабы: " Аллахумма идж’альху хаджан мабруран, ва занбан магфуран, ва сай’ан машкуран, ва тижаратан лян табура, йа ‘Азиз, йа Гафур! " (''О, Аллах! Сделай этот хадж безупречным, грехи прощенными, ритуальный бег (сай) достойным похвалы, а торговлю прибыльной. О, Могущественный! О, Прощающий! '')[168]

48- Обращение к Аллаху со следующей мольбой во время прохождения оставшихся четырех кругов: " Рабби, гфирли, ва-рхамни, ва таджаваз амма та’лям, иннакя анта-ль-а-а’ззу-ль-акрам" (''Господи! Прости меня, смилуйся над мной, простим мне то, о чем Ты знаешь, ведь, воистину, Ты – Самый Могущественный и Наищедрейший! '')[169].

49-Целование Йеменского угла (" Аль-Мадхал", 4/224).

50-Целование двух Сирийских углов, места (стояния) Ибрахима, а также прикосновение к ним. (" Аль-Иктида", 204; ''Маджмуа ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/371; ''Аль-Ихтиярат аль-‘Ильмия" (стр.69) Ибн Таймиййи).

51-Обтирание стен Каабы и места (стояния) Ибрахима. (''Тафсир суры ''аль-Ихлас'', 177; " Игаса аль-Ляхфан", 1/212; ''Ас-Сунан ва аль-Мубтада’ат'', 113).

52- Так называемая ''твердая рукоять'' (аль-‘урва аль-вуска), высокое место, находящееся напротив двери Каабы и относящееся к стене Каабы. По поверью простых людей тот, кто коснется этого места рукой, ухватился за ''твердую рукоять'' (аль-‘урва аль-вуска). (''Аль-Ба’ис ‘аля Инкар аль-Бида’ ва аль-Хавадис'' (стр. 69) Аби Шамы[170]; ''Фатх аль-Кадир'' (2/182-183) Ибн аль-Хумама; ''Аль-Ибтида’'', 165).

53-Крюк в центре Каабы, который люди называют ''пуп мира''. Некоторые из них обнажают свой пупок и касаются им этого места. Тем самым, по их поверью, они возлагают свой пупок на ''пуп мира''[171].

54-Стремление совершить обход Каабы под дождем, полагая, что тому, кто так поступает, прощаются прошлые грехи[172].

55-Стремление снискать благодать от дождевой воды, которая стекает с Каабы по водостоку Милости.

56-Отказ от обхода Каабы в одежде, на которой есть грязь. (" Аль-Иктида" Ибн Таймиййи, 60).

57-Сливание остатков воды Зам-Зам, недопитой паломником, в источник Зам-Зам со словами: " Аллахумма инни ас'алюкя ризкан васиан, ва ‘ильман нафиан, ва шифа'ан мин кули да'ин…" (О, Аллах! Я прошу у Тебя обильного удела, полезного знания и исцеления от всех болезней…'').

58-Обливание водой Зам-Зам[173].

59-Обтирание бороды, денег, одежды водой Зам-Зам в надежде снискать от нее благодать. (''ас-Сунан ва аль-Мубтада’ат'', 113).

60-Упомянутая в некоторых книгах по фикху норма, согласно которой следует многократно поплевывать на воду Зам-Зам во время ее питья, поднимая свой взор при каждом глотке и обращая его на Каабу[174].

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С РИТУАЛЬНЫМ БЕГОМ (САЙ)

МЕЖДУ АС-САФОЙ И АЛЬ-МАРВОЙ

 

61-Совершение малого омовения для ритуального бега (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой, утверждая, что тому, кто так поступает, за каждый шаг записывается (награда) в семьдесят тысяч раз[175].

62-Восхождение на ас-Сафу до тех пор, пока не прислонишься к стене. (" Аль-Хашия" Ибн Абидина, 2/234).

63-Обращение к Аллаху со следующей мольбой, спускаясь с ас-Сафы: " Аллахумма иста’мильни би суннати набиййика, ва таваффани ‘аля миллятихи, ва а’изни мин мудилляти аль-фитан би-рахматикя йа архаму-р-Рахимин" (О, Аллах! Причисли меня к тем, кто следует Сунне твоего пророка, упокой меня в его религии, упаси меня от вводящих в заблуждение искушений посредством Твоего Милосердия, о Наимилосерднейший!)[176]

64-Произнесение следующих слов во время совершения ритуального бега (сай): " Рабби, гфир, ва-рхам, ва таджаваз амма та’лям, иннакя анта-ль-а-а’ззу-ль-акрам. Аллахумма, идж’альху хаджан мабруран (или ''умратан мабруратан''), ва зунубан магфуратан! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли-Лляхиль хамд. Аллаху Акбар ‘аля ма хадана, ва аль-хамду ли-Лляхи ‘аля ма ауляна. Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хува ‘аля кулли шай’ин кадиир! Ля иляха илля Ллаху вахдаху… и до слов: ва ляу кяриха-ль-кяфирун". (''Господи! Прости, смилуйся и прости то, о чем Ты знаешь, ведь, воистину, Ты – Самый Могущественный и Наищедрейший! О, Аллах! Сделай этот хадж безупречным (или: ''умру безупречной'') и грехи прощенными! Аллах Превелик, Аллах Превелик, Аллах Превелик, и вся хвала принадлежит Аллаху! Хвала Аллаху за то, что Он наставил нас на Прямой Путь, и хвала Аллаху за то, чем Он наделил нас! Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, и Он властен над всем сущим! Нет божества, кроме одного Аллаха …'' и до слов: ''…даже если это ненавистно неверующим! '')[177].

65-Прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой 14 раз, в результате чего сай завершается на ас-Сафе[178].

66-Многократное совершение сайя во время хаджа или умры. (" Шарх Сахих Муслим" ан-Навави, 9/25).

67-Совершение намаза из двух рак'атов после завершения сайа [179]. (''Аль-Ба’ис аля Инкари аль-Бида’ ва аль-Хавадис'' и ''Аль-Кава’ид ан-Нураниййа'' (101) шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи).

68-Продолжение ритуального бега (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой после объявления о начале молитвы (икамат), что приводит к пропуску паломником общего намаза.

69-Необходимость в произнесении определенных слов мольбы (дуа) по прибытии в Мину, напримир, тех, что упомянуты в книге (аль-Газали) ''Ихья ‘Улюм ад-Дин'': " Аллахумма хазихи Мина фа-мнун аляййа бима мананта бихи ‘аля аулияка ва ахли таатика" (О, Аллах! Это – Мина, так окажи мне такое же благодеяние, которое Ты оказал Своим святым и людям, послушным Тебе), а уезжая из Мины говорить следующее: " Аллахумма иджальха хайра гудватин гудватуха кат..." и т.д. (О Аллах, сделай это раннее утро самым лучшим утром…'').

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ДНЕМ СТОЯНИЯ НА АРАФАТЕ

 

70-Стояние на горе Арафат заранее, т.е. 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа. Это делается как мера предосторожности, из опасений, что могла произойти ошибка при определении начала лунного месца[180].

71-Зажигание в Мине множества свечей в ночь перед (стоянием на) Арафате. (" Маджму’ ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/377-379; ''Аль-Хашия'' (2/211) аль-Баджирми).

72-Обращение к Аллаху с мольбой в ночь перед (стоянием на) Арафате, которая состоит из десяти фраз и повторяется тысячу раз: " Субхана-ллязи фи-с-сама'и аршуху. Субхана-ллязи фи-ль-арди маути'уху. Субхана-ллязи фи-ль-бахри сабилюху...и т.д." (Безупречен Тот, Чей Трон на небесах! Безупречен Тот, Чье место ступания на земле! Безупречен Тот, Чей путь в море... и т.д.)[181].

73-Отъезд 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа из Мекки прямо на Арафат (без ночевки в Мине - прим. переводчика). (''Аль-Ба’ис ‘аля Инкар аль-Бида’", 69-70)[182].

74-Отъезд из Мины на Арафат ночью.(" Аль-Мадхал", 4/227)[183].

75-Зажигание огней и свечей на горе Арафат в ночь перед стоянием на Арафате. (''Аль-Ба’ис ‘аля Инкар аль-Бида’", 2/378-379; ''Аль-И’тисам'' (2/273) аш-Шатиби; ''Аль-Ибда’ фи мадар аль-Ибтида’'', 165).

76-Совершение полного омовения по случаю дня (стояния на) Арафате[184].

77-Произнесение следующих слов, приблизившись к Арафату и увидев гору ар-Рахма: " Субхана-Ллах, ва-ль-хамду ли-Ллях, ва ля иляха илля-Ллах, ва Аллаху акбар" (''Безупречен Аллах, и вся хвала Аллаху, и нет божества, кроме Аллаха, и Аллах Превелик! '').

78-Отправление на Арафат до начала времени стояния, которое наступает во второй половине дня. (" Аль-Ибда’", 166).

79-Произнесение на Арафате слов: " Ля иляха илля-Ллаху" сто раз, затем чтение суры " Аль-Ихлас" сто раз, затем обращение к Аллаху с молитвами за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в конце которой говорится: " Ва аляйна ма’ахум" (''.. и на нас вместе с ними'') сто раз[185].

80-Молчание во время стояния на Арафате и отказ от обращения к Аллаху с мольбами[186].

81-Восхождение на гору ар-Рахма во время стояния на Арафате. (''Аль-Маджмуа'' (2/380) Ибн Таймиййи; ''Аль-Ихтиярат аль-‘Ильмия" [187](69), и ''Аль-Мадхал'' (4/227).

82-Вход в купол, именуемый ''купол Адама'', который находится на горе ар-Рахма, чтение в нем намаза и совершение вокруг него обхода (таваф) подобно тавафу вокруг Каабы. (''Аль-Маджмуа'' (2/380) Ибн Таймиййи; ''Иктида ас-Сырат аль-Мустакым'' (149) Ибн Таймиййи; ''Аль-Мадхал'' (4/237).

83-Вера в то, что в ночь Арафата Аллах спускается на пепельного цвета верблюде, пожимая руки всадникам, и обнимая пеших[188]. (''Аль-Маджмуа'' (2/279) Ибн Таймиййи).

84-Произнесение имамом проповеди (хутбы) на Арафате, состоящей из двух частей, в промежутке между которыми он садится как во время пятничной хутбы[189].

85-Совершение полуденного (зухр) и предвечернего ('аср) намазов до проповеди имама[190].

86-Возглашение азана на Арафате для совершения полуденного (зухр) и предвечернего ('аср) намазов до того, как имам завершит свою проповедь[191].

87-Обращение имама к жителям Мекки на Арафате после завершения намаза со следующими словами: " Доведите до конца ваш намаз, ибо мы – путники! " [192].

88-Совершение на Арафате добровольных дополнительных молитв между полуденным (зухр) и предвечерним ('аср) намазами[193].

89-Чтение на Арафате определенной мольбы либо поминания Аллаха, например, мольбы аль-Хидра, мир ему, которая упоминается в книге (аль-Газали) " Аль-Ихья" и начинается следующими словами: " О, Тот, Кого ничто не отвлекает от дела…''. Это касается и других видов мольбы, при чем некоторые из них превышают шестистраничный текст данной книги[194].

90-Отъезд из Арафата до захода солнца, как это делают некоторые паломники.

91-Распространяемое простыми людьми высказывание, что стояние на Арафате в пятницу равняется семидесяти двум паломничествам[195].

92-Действия некоторых людей, которые специально собираются вечером в День Арафата в мечетях либо в каких-нибудь местах в других странах, обращаясь с мольбами к Аллаху, поминая Его громким голосом, читая проповеди и стихи. Они это делают, подражая паломникам, собравшимся на Арафате. (" Сунан" (5/118) аль-Байхаки от аль-Хакима, Хаммада и Ибрахима; ''Аль-Иктида’'', 149; ''Муньяту аль-Мусалла'' (573) аль-Халяби).

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ПРЕБЫВАНИЕМ В МУЗДАЛИФЕ

 

93-Спешка во время перемещения из Арафата в Муздалифу. (" Заад аль-Ма'ад", 1/337-338)

94-Совершение полного омовения для ночевки в Муздалифе. (" Аль-Маджмуа" (2/280) шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи).

95-Убеждение в том, что желательно слезть с верхового животного, чтобы войти в Муздалифу пешком из уважения к Заповедной территории[196].

96-Неуклонное обращение к Аллаху после прибытия в Муздалифу со следующими словами: " Аллахумма инна хазихи Муздалифа, джама’т фиха альсинатун мухталифа, нас'алюка хава'иджа му'танифа..." и т.д. (О, Аллах! Поистине, это – Муздалифа, собрались в ней различные языки (народов мира)...и т.д.). Эта мольба, к примеру, упомянута в книге ''Аль-Ихья''.

97-Отказ паломника совершить закатный намаз (магриб) сразу же по прибытии в Муздалифу из-за того, что он занят сбором камешков (для бросания в столбы).

98-Совершение дополнительной молитвы (сунна), относящейся к закатному намазу (магриб), в промежутке между закатным (магриб) и вечерним ('иша) намазами; либо объединение после совершения двух обязательных намазов (закатного и вечернего – прим. редактора) дополнительной молитвы (сунна), относящейся к закатному намазу (магриб), с дополнительной молитвой (сунна), относящейся к вечернему намазу ('иша), и с молитвой ''аль-витр'', о чем сказал аль-Газали.

99-Увеличение количества топлива в ночь перед Днем Жертвоприношения и в аль-Маш’ар аль-Харам. (" Аль-Ба’ис ‘аля Инкар аль-Бида’ ва аль-Хавадис", 25, 69).

100-Бодрствование в течение всей ночи, находясь в Муздалифе[197].

101-Остановка в Муздалифе без ночевки в ней. (" Ар-Равда ан-Надия", 1/267).

102-Неукоснительное обращение к Аллаху после прибытия в аль-Маш’ар аль-Харам со следующими словами: " Аллахумма би-хакки-ль-маш’ари-ль-харам, ва-ль байти-ль-харам, ва-ш-шахри-ль-харам, ва-р-рукни ва-ль-макам, аблиг руха Мухаммадин минна ат-тахийята ва-с-салям, ва адхильна дара-с-салям йа за-ль-джаляляти ва-ль-икрам" (''О, Аллах! Посредством аль-Маш’ар аль-Харама, Заповедного Дома, священного месяца, угла (, где находится Черный камень – прим. редактора) и места (стояния Ибрахима), донеси от нас до духа Мухаммада приветствия и мир, введи нас в Обитель Мира (т.е. в Рай – прим. редактора), о Обладатель Величия и Щедрости! '')[198].

103-Следующее высказывание аль-Баджури (также относится к религиозному новшеству): " Согласно Сунне в Муздалифе следует собрать семь камешков для бросания в День Жертвоприношения. Остальные камешки для бросания в столбы (в последующие дни) следует собрать в (долине) аль-Мухассир" [199].

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С БРОСАНИЕМ КАМЕШКОВ

 

104-Совершение полного омовения для бросания камешков. (" Аль-Маджмуа" (2/380) Ибн Таймиййи).

105-Мытье камешков до их бросания в столб[200].

106-Произнесение тасбиха (" Субхана-Ллах! ") либо других слов поминания Аллаха вместо такбира (" Аллаху Акбар! ") (при каждом броске камешка).

107-Произнесение вслед за такбиром следующих слов: " Рагман ли шайтан, ва хизбихи. Аллахумма, идж’аль хаджи мабруран, ва сай’и машкуран, ва занби магфуран. Аллахумма, иманан би-китабика, ва-ттиба’ан ли-суннати набиййика". (''Против воли шайтана и его партии! О, Аллах! Сделай мой хадж безупречным, мой ритуальный бег (сай) достойным похвалы, а мои грехи прощенными! О Аллах! Веря в Твою Книгу, и следуя Сунне Твоего пророка! '').

108- Следующее высказывание аль-Баджури в " Аль-Хашия" (1/325) (также относится к религиозному новшеству): " При каждом броске камешка согласно Сунне следует говорить следующие слова: " Бисми-Ллях, ва Аллаху акбар! Садака-Ллаху ва’даху...до слов: ''…ва ляу кяриха-ль-кяфирун'' (''Во Имя Аллаха, и Аллах Превелик! Аллах исполнил Свое обещание...до слов: ''…даже если это ненавистно неверующим'').

109-Соблюдение какого-либо определенного способа бросания камешков. Например, как говорят некоторые люди: ''Кончик большого пальца правой руки возлагается на середину указательного пальца; камешек кладется на тыльную часть большого пальца, словно образуя ими цифру 70, а затем совершается бросок''. Другие же люди говорят: ''Указательный палец возлагается на сочленение большого пальца в виде кольца, словно образуя ими цифру 10''[201].

110-Соблюдение определенного расстояния до столба в месте бросания камешков: чтобы между паломником, бросающим камешки, и столбом, в который производится бросок, было расстояние в пять локтей и выше.

111-Бросание в столбы обуви и других предметов.

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ОБРЯДАМИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И БРИТЬЯ ГОЛОВЫ

 

112-Отказ от совершения обязательного жертвоприношения в пользу раздачи милостыни неимущим, сумма которой равна цене за жертвенное животное, под тем предлогом, что бó льшая часть мяса пропадает зря, а пользу от него получают лишь немногие люди[202].

113-Заклание скота в Мекке, который должен быть обязательно принесен в жертву, до Дня Жертвоприношения, как делают некоторые паломники, совершающие хадж ат-таматту'.

114-Начинать брить голову с левой стороны того, кому ее обривают[203].

115-Обривание только одной четвертой части головы[204].

116-Следующее высказывание аль-Газали в его книге ''Аль-Ихья'' (также относится к религиозному новшеству): " Согласно Сунне следует обратиться лицом к кибле во время бритья головы".

117-Обращение к Аллаху со следующими словами во время бритья головы: " Аль-хамду ли-Лляхи ‘аля ма хадани, ва ан’ама аляйна. Аллахумма хазихи насыяти би-ядика фа-такаббаль минни, ва-гфирли зунуби. Аллахумма уктуб ли бикулли ша’ратин хасанатан, ва-мхи биха ‘анни сайиатан, ва-рфа’-ли биха дараджатан. Аллахумма игфирли ва ли-ль-мухалликин, ва-ль-мукассырин, йа уаси’а-ль-магфира, амин." (Хвала Аллаху за то, что Он наставил меня на Прямой Путь и облагодетельствовал нас! О, Аллах! Этот чуб находится в Твоей Деснице, так прими мою (мольбу) и прости мои грехи! О, Аллах! Запиши мне награду за каждый (сбритый) волос, сотри с меня за каждый (сбритый) волос одно прегрешение) и возвысь меня за каждый (сбритый) волос на одну ступень! О, Аллах! Прости меня, сбривающих волосы и укорачивающих их, о Обладатель великого прощения, амин! ''[205].

118-Совершение обхода (таваф) вокруг мечетей, расположенных неподалеку от столбов, в которые бросают камешки. (" Маджму ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/380).

119-Утверждение о желательности совершения праздничного намаза в Мине в День Жертвоприношения (" Аль-Кава’ид ан-Нураниййа", 101)[206].

120-Отказ паломника, совершающего хадж ат-таматту', от ритульного бега (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой после основного обхода Каабы (таваф аль-ифада)[207].

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ПРОЩАЛЬНЫМ ОБХОДОМ КААБЫ И

ДРУГИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВШЕСТВА

 

121-Проведение торжеств, связанных со сменой покрывала Каабы. (" Тафсир аль-Манар", 1/468).

122-Облачение в покрывало места (стояния) Ибрахима, мир ему[208].

123-Привязывание лоскутков ткани к месту (стояния) Ибрахима и к минбару для исполнения желаний, разрешения проблем и т.д.[209]

124-Написание некоторыми паломниками своих имен на стенах Каабы, а также поручение другим людям сделать это за себя. (" Ас-Сунан ва аль-Мубтада’ат", 113).

125-Убеждение некоторых людей в том, что допустимо проходить перед молящимся в Заповедной Мечети, и их противодействие тому из молящихся, кто пытается воспрепятствовать им в этом[210].

126-Называть человека, совершившего хадж: " Хаджи" (" Тальбис Иблис" (стр. 154) Ибн аль-Джаузи; ''Нур аль-Байан фи бида’ ахири заман'', стр. 82).

127-Выезд из Мекки для совершения дополнительной добровольной умры. (" Аль-Ихтиярат аль-‘Ильмия" (70) шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи).

128-Выход из Заповедной Мечети после совершения прощального обхода Каабы (таваф аль-вада'), пятясь назад[211].(" Маджму ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/288; " Аль-Ихтиярат аль-‘Ильмия" (70); ''Аль-Мадхал'', 4/238).

129-Белить дом человека, совершившего хадж, раствором для побелки стен (известью – прим. автора), наносить на дом какие-либо изображения, а также делать надпись, в которой указывается имя паломника и дата совершенного им хаджа. (" Ас-Сунан ва аль-Мубтада’ат", 113).

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ПОСЕЩЕНИЕМ ЛУЧЕЗАРНОЙ МЕДИНЫ

 

Я счел целесообразным дополнить книгу этим разделом, поскольку отправляться в путь с целью посещения Мечети Пророка (в Медине) и Мечеть аль-Акса (в Иерусалиме) относится к Сунне. О достоинствах подобного посещения и о награде Аллаха за это передается в достоверных хадисах. Обычно люди посещают эти Мечети до или после хаджа. При этом многие из них совершают целый ряд религиозных новшеств и нововведений, о которых хорошо известно исламским ученым. Думается, будет полезно привести те религиозные нововведения, с которыми я столкнулся, в качестве уведомления и предостережения. Итак, я говорю, что к религиозным нововведениям относятся:

 

1З0-Поездка в Медину с целью посещения могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует[212].

131-Обращение людей к паломникам и к людям, посещающим Медину, передать их просьбы пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а также донести до него их приветствие о мире (салям).

132-Совершение полного омовения перед въездом в Лучезарную Медину.

133-Произнесение следующих слов, увидев городские стены Медины: " Аллахумма хаза хараму расулика фа-дж’альху ли викаятан мин ан-нар ва аманан мин аль-‘азаб ва су'иль-хисаб". (''О, Аллах! Это – заповедная территория Твоего посланника. Так сделай ее для меня ограждением от Огня, защитой от наказания и от злополучного расчета! '').

134-Произнесение следующих слов при въезде в Медину: " Бисми-Ллях, ва ‘аля милляти расули-Ллях. Рабби адхыльни мадхаля сыдки, ва ахриджни махраджа сыдк. Ва-дж’аль-ли мин ладунка султанан насыран! " (Во Имя Аллаха и в вере посланника Аллаха! Господи! Введи меня через врата правды и выведи меня через врата правды! И установи мне от Себя власть, которой оказывается помощь!).

135-Оставление могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его Мечети[213].

136-Посещение могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до совершения намаза в его Мечети.

137-Стояние перед могилой пророка с чувством особого смирения (хушу‘), возложив правую руку на левую, как во время намаза[214].

138-Намеренное обращение лицом к могиле при взывании с мольбами к Аллаху.

139-Намеренное посещение могилы пророка, чтобы обратиться около нее с мольбой к Аллаху в надежде, что тем самым на мольбу будет дан ответ (" Аль-Ихтиярат аль-‘Ильмия ", 50).

140-Приближение к Аллаху (тавассуль) через пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время мольбы.

141-Обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о заступничестве и т.д.

142-Высказывание Ибн аль-Хаджа[215] в " Аль-Мадхале" (1/259), что согласно этикету " во время посещения могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не следует упоминать вслух о своих нуждах и о прощении грехов, так как он, да благословит его Аллах и приветствует, лучше человека знает о его нуждах и о том, что является для него благом"!

143-Следующее высказывание Ибн аль-Хаджа в этой же книге (1/264): " Нет разницы между жизнью и смертью пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо он наблюдает за своей общиной (уммой) и знает о ее нуждах, намерениях, скорбях и мыслях".

144-Прикладывать ладонь к ограде вокруг комнаты пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в надежде снискать благодать, а также клясться ею.

145-Целовать могилу либо прикладываться к ней и к тому, что ее окружает. (" Фатава" (4/310) Ибн Таймиййи; ''Аль-Иктида’'', 176; ''Аль-И’тисам'', 2/134-140); " Игаса аль-Ляхфан", 1/194; ''Аль-Ба’ис'' (70) Абу Шамы; ''Атфаль аль-Муслимин'' (234) аль-Баркави; ''Аль-Ибда’'', 90)[216].

146-Соблюдение определенного способа посещения могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также двух его сподвижников (Абу Бакра и Умара – прим. редактора), и произнесение слов приветствия и мольбы в строго определенном виде. К примеру, то, о чем сказал аль-Газали: ''Следует встать около (места, где находится) лицо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, повернувшись спиной к кибле и обратившись лицом к стене могилы на расстоянии четырех локтей …сказав: ''Мир тебе, о посланник Аллаха! Мир тебе о пророк Аллаха! …о доверенный Аллаха! …о возлюбленный Аллаха! '', и здесь он (т.е. аль-Газали – прим. редактора) упомянул длительные приветствия о ниспослании мира, затем такое же по продолжительности обращение к Аллаху с молитвами за пророка и с мольбами, достигающими по объему трех страниц, ''после этого следует пройти назад на расстояние одного локтя, чтобы поприветствовать Абу Бакра ас-Сиддыка, потому что его голова находится около плеча посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем следует пройти назад еще на расстояние одного локтя, чтобы поприветствовать аль-Фарука (т.е. Умара – прим. редактора), сказав: “Мир вам, о визири Посланника Аллаха и его помощники в выполнении (его миссии)…”, после этого следует возвратиться, встать около головы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и обратиться лицом к кибле…''. Затем он (т.е. аль-Газали – прим. редактора) упомянул, что следует восхвалить Аллаха, прославить Его и прочитать следующий аят: و ل و أ ن ه م إ ذ ا ظ ل م و ا...('' И если бы они поступили несправедливо… ''), после чего следует обратиться к Аллаху с мольбой, объем которой достигает примерно половины страницы[217].

147-Стремление совершить намаз в сторону могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует[218]. (''Ар-радд ‘аля аль-Бакри'' (71) Ибн Таймиййи; “Аль-Ка’идату-ль-Джалиля", 125-126; " Игаса аль-Ляхфан", 1/194-195; ''Ат-Тарика аль-Мухаммадиййа'' (4/322) аль-Хадами).

148-Сидение около могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и вокруг нее для чтения Корана и произнесения слов поминания Аллаха.(" Аль-Иктида", 183-210).

149-Намеренное посещение могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после окончания каждого намаза, чтобы ниспослать ему приветствия о мире[219].

150-Намеренное посещение могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жителями Медины всякий раз, когда они входят в Мечеть или выходят из нее. (''Ар-Радд ‘аля аль-Ахна'и", 150-151, 156, 217, 218; ''Аш-Шафа фи хукук аль-Мустафа" (2/79) Кадий Ияда; ''Аль-Мадхал'', 1/262).

151-Стремление обратиться лицом к могиле благородного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при входе в Мечеть или выходе из нее. Стояние вдали от могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с чувством особого смирения (хушу').

152-Возвышать голос после завершения намаза, произнося следующие слова: " Ас-саляму ’аляйка йа расулю-Ллах..." (''Мир тебе, о, посланник Аллаха…''). (''Маджмуа ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/397)

153-Стремление снискать благодать от шелухи зеленой краски, упавшей во время дождя с купола, установленного над могилой пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

154-Стремление приблизиться к Аллаху, употребляя в пищу финики ас-Сайхан в " ар-Равда аш-Шарифа" (''Благородном саду'') между минбаром и могилой. (''Аль-Ба’ис аля Инкари аль-Бида’'' стр.70; ''Маджмуа ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/396).

155-Выдергивание у себя волос и их бросание в большой фонарь, который находится поблизости от могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (Вышеупомянутые источники).

156-Обтирание руками двух пальм из меди, установленных в Мечети в западном направлении от минбара[220].

157-Стремление многих молящихся, как местных жителей, так и приезжих, совершать намаз в пределах первоначальных границ Мечети Пророка, что приводит к разделению первых рядов, которые находятся на территории Мечети, расширенной Умаром и другими (правителями)[221].

158-Стремление людей, посещающих Медину, остаться в ней на неделю, чтобы совершить в Мечети Пророка сорок намазов. Тем самым, по их поверью, будет записано, что они непричастны к лицемерию и освобождены от Огня[222].

159-Намеренное посещение других мечетей, находящихся как в пределах Медины, так и вокруг нее, за исключением Мечети Пророка и мечети Куба'. (''Тафсир суры аль-Ихлас'', 173-177).

160-Обучение " гидами" групп паломников некоторым поминаниям Аллаха и кратким молитвам, которые произносятся ими громким голосом около комнаты пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо вдали от нее, а паломники повторяют слова ''гидов'' еще более громким голосом.

161-Ежедневное посещение кладбища аль-Баки’ и совершение намаза в мечети Фатимы, да будет доволен ею Аллах[223].

162-Выделение четверга среди остальных дней недели для посещения места захоронения шахидов, павших в битве при Ухуд.

163-Привязывание лоскутков ткани к ограде места захоронения шахидов (при Ухуде).

164-Стремление снискать благодать, искупавшись в водоеме, который находится рядом с могилами шахидов (при Ухуде).

165- Выход из Мечети Пророка, посетив ее в последний раз перед отправлением домой, пятясь назад. (" Маджму ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/388; ''Аль-Мадхал'', 4/238).

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ПОСЕЩЕНИЕМ ИЕРУСАЛИМА

 

166-Намеренное посещение Иерусалима во время хаджа, говоря: " Да освятит Аллах твой хадж! " [224].

167-Обход (таваф) вокруг Куббат ас-Сахра[225] (''Купола над скалой'') подобно тавафу, который совершается вокруг Каабы. (" Маджму ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/372, 380-381).

168-Почитание этой Скалы (ас-Сахра) в какой-либо форме, например, прикасаться к ней, целовать ее, приводить к ней жертвенный скот для его заклания в этом месте, приходить к ней вечером в День (стояния на) Арафате, возводить на ней постройки и т.д.(" Маджму ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/56-57)[226].

169-Утверждение, что четырехкратное посещение Иерусалима приравнивается к совершению хаджа. (''Аль-Ба’ис'', стр. 20).

170-Утверждение, что след на Скале является отпечатком ступни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а другой след – отпечатком его чалмы. Некоторые люди вообще считают, что этот след на Скале является отпечатком ступни Господа! Далек Он от любого несовершенства и Превыше Он всего того, что Ему приписвают! [227].

171-Посещение места, которое по убеждению некоторых людей якобы является колыбелью Исы (Иисуса), мир ему.

172-Вера в существование там Моста (ас-Сырат) и Весов (аль-Мизан), а также в то, что преградой, разделяющей Рай и Ад, является стена, построенная к востоку от Мечети.

173-Почитание цепи либо «Купола цепи»[228]. (" Маджму ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/59).

174-Совершение намаза у могилы Ибрахима (Авраама), мир ему. (" Маджму ар-Раса'иль аль-Кубра", 2/56).

175-Ежегодные собрания в Мечети аль-Акса в период хаджа для песнопений и игре на барабане (дафф). (''Иктида' ас-Сырат аль-Мустакым'', стр.149)

 

Это последнее из того, что мне удалось собрать по теме религиозные нововведения, совершаемые во время хаджа, а также при посещении Лучезарной Медины и Иерусалима. Я прошу Благословенного и Всевышнего Аллаха сделать этот труд причиной, которая побудит мусульман следовать по стопам господина посланников и придерживаться его Руководства, да благословит его Аллах и приветствует!

Безупречен Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе свое покаяние!

 

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

 

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА, ДАННАЯ УЧЕНЫМИ ХАДИСУ ДЖАБИРА

 

О ВЕРСИЯХ ХАДИСОВ, СОДЕРЖАЩИХ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОБ ОБРЯДАХ ХАДЖА И ОБ ИСТОЧНИКАХ, ОТКУДА ОНИ ВЗЯТЫ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.