Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Агенты и инструменты социального контроля
Социальный контроль — самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они за- висят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений «один на один» между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных. «Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами. В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный (институциональный) и неформальный (внутригрупповой). Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Неформальный контроль основан на. одобрении или осуждении стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также а. стороны общественного мнения, которое выражается через традиции обычаи либо средства массовой информации. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, способы ухаживания, определены имени новорожденного, методы разрешения спора и конфликта и многoe другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего опирающееся на мнение, выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплетались религиозные требования, Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например с обручением, бракосочетанием, рождением ребенка, достижением зрелости, сбором урожая); воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости. Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля. В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи. Не только бизнес-организации, но также университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведения, т. е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого. Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на мак-роуровне общества. Его субъектом является государство, и в этом случае надзор превращается в специализированный общественный институт, который разрастается в огромную систему, покрывают всю страну. В такую систему агентами формального контроля ходят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура и т. д. Формальный контроль исторически возник позже неформально- о — в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Хотя, несомненно, его предвестников и без труда обнаружим и в более ранний период — в так называемых в ождествах (Chiefdom), где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, — вплоть до изгнания из племени и смертной казни. В вождествах были установлены также всевозможные виды вознаграждений. Однако в современном обществе значение формального контроля существенно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, о собенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль а индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его, называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди — агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они — носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль при- обрел институциональную поддержку. Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие.институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство — при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати. Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на: ♦ жесткие; ♦ мягкие; ♦ прямые; ♦ косвенные Названия методов контроля отличаются от того, что вы узнали ваш о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во много сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться (табл. 11). Приведем примеры подобных пересечений. 1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля. 2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность- к инструментам прямого жесткого контроля. 3. Действие конституции и уголовного кодекса — к инструментам прямого мягкого контроля. 4. Экономические санкции международного сообщества — к инструментам косвенного жесткого контроля.
|