19 февраля 1861 г.— Крестьянская реформа: отмена крепостного права
|
|
|
Причины проведения реформы
| · Труд крепостных являлся малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом.
· Кризис крепостнической системы хозяйствования (сокращение экспорта русского хлеба за границу; крестьянские повинности (барщина и оброк) достигли наивысшего уровня, кризис дворянства как сословия (3, 5% дворян являлись беспоместными, 45, 9% имели менее 20 душ крепостных)).
· Военно-техническая отсталость России (продемонстрировала Крымская война).
· Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества.
· Правительство опасалось стихийных крестьянских выступлений
|
Основные положения реформы
| · Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и наделялись общегражданскими правами: право заниматься торговыми операциями, право переходить в другое сословие, право заниматься предпринимательством, выборное крестьянское самоуправление (сход).
· Крестьяне освобождались с землёй, т. е. с полевым наделом, размер которого в зависимости от природных и экономических условий региона России (чернозёмные, нечернозёмные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин.
· Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т. н. «отрезки»). Они составляли 1/5 прежних крестьянских наделов.
· Крестьяне получали землю в собственность не безвозмездно, а должны были выкупать у помещика. Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6% годовых (выкупные платежи: отменены в 1907 г.).
· Крестьянская община и круговая порука в деревне сохранялись, чтобы облегчить государству получение выкупных платежей.
· До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1881 г.).
· Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину.
· Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами», в которых определялись размеры наделов и повинности. Данные грамоты должны были быть составлены в течение первых двух лет. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной
|
Значение реформы
| · Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
· Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обременённость крестьян различными платежами и повинностями.
· Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место: апрель 1861 г.— восстания крестьян в селе Бездна (Казанская губерния) и Кандеевке (Пензенская губерния), которые были подавлены войсками.
· С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства ® необходимость преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления
|
1864 г.— Земская реформа
|
Причины проведения реформы
| Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства на местное управление
|
Основные положения реформы
| В губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления — земств, которые решали вопросы местного хозяйственного значения: строительство дорог, школ, больниц, обеспечение продовольствием, развитие местной промышленности и т. д.
Земское самоуправление
|
| Председатель — губернский предводитель дворянства
|
| Председатель
|
| Губернское земское собрание
|
| Губернская земская управа
|
|
|
|
|
|
| Председатель — уездный предводитель дворянства
|
| Председатель
|
| Уездное земское собрание
|
| Уездная земская управа
|
|
|
|
|
|
| Выборы гласных (членов земских собраний) 1 раз в 3 года по избирательным группам (куриям)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Землевладельческая
|
| Городская
|
| Крестьянская
|
| Крупные и средние земельные собственники
|
| Городские собственники
|
| Сельские крестьянские общества (сельский сход ® волостной сход)
|
|
|
|
|
|
| выборы прямые
|
|
|
|
|
|
|
| выборы многостепенные
|
|
|
|
|
|
|
| Ввиду различных причин земских учреждений были лишены Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Средняя Азия и Кавказ. Процесс введения земств растянулся до 1911 г.
|
Значение реформы
| · Попытка создать новую систему местного управления, основанную на всесословном представительстве.
· Земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.
· Земские учреждения сыграли роль в подъёме местного хозяйства и улучшении жизни деревни
|
1870 г.— Городская реформа
|
Причины проведения реформы
| Необходимость замены сословно-бюрократических органов управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза
|
Основные положения реформы
| Создавались всесословные органы общественного самоуправления — городские думы и управы, которые ведали вопросами благоустройства, школ, медицины, благотворительности
Городское самоуправление
|
|
|
| Городской голова — глава городской думы и управы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Городская дума
|
|
| Городская управа
|
|
|
| Гласные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выборы 1 раз в 4 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| I избирательное собрание
|
| II избирательное собрание
|
| III избирательное собрание
|
| Крупные налогоплательщики
|
| Средние налогоплательщики
|
| Мелкие налогоплательщики
|
|
|
Значение реформы
| · Шаг вперёд в сравнении с дореформенной организацией городского управления.
· Способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли
|
1864 г.— Судебная реформа
|
Причины проведения реформы
| Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства в делах суда
|
Основные положения реформы
| · В основе реформы лежали следующие принципы:
— бессословность суда, т. е. формальное равенство всех сословий перед законом;
— несменяемость судей и их независимость от администрации;
— гласность (открытые судебные заседания, кроме Сената — суда высшей инстанции) и состязательность судопроизводства.
· Учреждение адвокатуры (присяжные или частные поверенные).
· Создание института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
· Введение выборности ряда судебных органов (мировые судьи).
· Упрощение системы судопроизводства и сокращение числа судебных инстанций.
· Изменение системы предварительного следствия: осуществляется не полицией, как было раньше, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов.
· Создание института нотариусов.
Судебная система
|
|
|
|
| Император
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сенат (кассационная инстанция)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Съезд мировых судей
|
|
|
|
| Судебная палата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мировой суд
|
| Особые суды
|
| Окружной суд
|
|
|
|
| · волостной для крестьян
· для духовенства
· для военных
· для высших сановников
|
|
|
|
| Избирается уездным земским собранием и утверждается Сенатом
|
|
| утверждаются императором
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение реформы
| · Являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60—70-х гг. XIX в.
· Проложила рельсы для развития в России правосудия, правосознания и правовой защищённости
|
1861—1874 гг.— Военная реформа
|
Причины проведения реформы
| · Поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, её техническую и тактическую отсталость.
· Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал.
· Порядок комплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе
|
Основные положения реформы
| · Создание военных округов (во главе с главнокомандующими, они же — генерал-губернаторы) в целях совершенствования военного управления.
· Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров: учреждение юнкерских училищ и военных гимназий.
· Введение новых воинских уставов.
· Осуществление перевооружения армии (нарезное скорострельное оружие, паровой флот).
· 1 января 1874 г.— введение всеобщей воинской повинности, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет — на флоте. Существовала гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы
|
Значение реформы
| · Преобразования в армии — важный фактор демократизации общества.
· Повышение боеспособности армии, что проявилось в войне с Турцией (1877—1878 гг.)
|
1863—1864 гг.— Реформа в области просвещения
|
Причины проведения реформы
| · Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали расширения народного образования.
· Само осуществление реформ обусловило увеличение числа грамотных людей
|
Основные положения реформы
| 1863 г.— университетский устав, расширяющий автономию университетов:
— создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы;
— избрание ректора и преподавателей.
1864 г.— Положение о начальных народных училищах:
— ликвидация государственно-церковной монополии на образование;
— разрешено открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам.
1864 г.— Устав средней школы:
|
|
|
|
| Гимназии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Классические
|
| Реальные (с 1871 г.— реальные училища)
|
|
|
| готовили к поступлению в университет
|
| готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
|
|
|
|
| Увеличение числа женских гимназий (создаются с 1858 г.), открытие высших женских учебных заведений
|
Значение реформы
| Создание в России достаточно массовой народной школы, система которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы
|
1865 г.— Цензурная реформа
|
Причины проведения реформы
| Общественно-демократический подъём в стране после окончания Крымской войны требовал смягчения цензурных правил
|
Основные положения реформы
| Отмена предварительной (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензуры для большинства книг и литературных журналов. Для них вводилась карательная цензура — применение различных санкций уже после публикации
|
Значение реформы
| Характеризуется половинчатостью: с одной стороны, произошло смягчение цензурных притеснений, возникновение новых периодических изданий, с другой, — сохранялась предварительная цензура для провинциальных изданий, а также церковная цензура
|
1862—1866 гг.— Финансовая реформа
|
Причины проведения реформы
| Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымской войны требовали упорядочения всего финансового дела
|
Основные положения реформы
| · Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получил министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны государственного контролёра.
· 1860 г.— учреждение Государственного банка.
· 1863 г.— упразднение винных откупов, введение патентных сборов и особого акциза
|
Значение реформы
| Установление гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |