Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Культура восточных цивилизаций. Древний Китай






1. Особенности культуры Древнего Китая.

2. Религиозная-мифологическая система.

1. Одной из древнейших цивилизаций мира является китайская. Во временном интервале ее можно определять конец III – начало ІІ тыс. до н.э. – 220 г. н. э. (вре­меня крушения империи Хань).

Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических осо­бенностей отраз­ившихся на особенностях развития ее культуры:

– во-первых, это достаточно сложные природные условия повли­явшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возник­новение здесь цивилизации.

– Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами за­падного мира.

– древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской ци­вилизаций. Поливное земледе­лие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.

– культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древне­китайское государство – это типичная восточная дес­потия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным мо­нархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единствен­ного земле­владельца. В Китае жречество как отдельный социальный инсти­тут отсутствовало, религиозные действия производились гла­вами се­мейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась цар­ской собственностью. Кроме этого все было под­чинено строгой соци­аль­ной иерархии, вне которой находились рабы.

Китайский традиционализм имел в Китае форму ритуализма. Все отношения между китайцами издавна были додчинены сложно­му ритуалу, имеющему мировоззренческое значение. И, как отмече­но в книге “Цзо чжуань”, “ритуал основан на постоянном движении неба, порядке явлений на земле, и поведении народа”, “ритуал – это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу ”.

Светский ритуал – взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религи­озным ритуалом отношений живыъ к умершим, к духам предков, явлений природы, земли, неба. В Китае как нигде получает развитие культ предков. Вся жизнь живых являлась как бы отчетом перед ду­хами предков (им приносились жертвы, первоначально даже чело­веческие).

– идея автохтонности китайской цивилизации, подразумевающая создание дан­ной цивилизации исключительно китайским народом. Хотя эта идея имеет некоторую условность. Так, скульптурные изо­бражения животных, выполненные в бронзе, повторя­ют черты, про­слеживающиеся в алтайско-скифской культуре. Это же касается и конных колесниц, заимствованных, как считается, у индоевропейцев.

– идея китаецентризма.

В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ сложилась неолитическая культура расписной керамики Яншао. Традиционно Яншао считалась древнейшей из культур, предшеству­ющих китайской цивилизации. Вместе с тем на северо-востоке Китая, в Ляонине, в недавнем прош­лом была открыта, по мнению археологов, еще более древняя куль­тура – Хуншань.

2. Для древнекитайской мифологии характе­рен целый ряд отличительных особенностей в сравнении с другими системами. Прежде всего, это такая черта как эвгемеризация (истори­зация мифологических персонажей, рас­смотрение их как реальных деятелей глубокой древности). Большую роль в мифологии играли тотемистические представ­ления. В качестве наиболее распространенных тотемистических обра­зов высту­пает ласточка, змея, которая постепенно превращается в дра­кона, ставшего символом государя. Основная часть мифологических источников относится к ран­нему периоду. Характерна также относительная неразвитость космогонических представле­ний.

В этой группе наибольшее распространение получают мифы о хаосе – как представлении о первоначальном состоянии мира. Роль упорядоченного хаоса отводится двум космическим силам – небесной Ян и земной Инь. Из легких частиц возникает небо, из тяжелых – земля.

Существуют также и мифы об упорядочении хаоса. Внутри космического яйца – хаоса – зарождается сверхъестественный человек Пань-гу. Он раскалывает яйцо на две части – небо и землю. Из частей умершего Пань-гу возникают: ветер и облака – из вдоха, Гром – из голоса, Солнце – из левого глаза, Луна – из правого глаза, 4 стороны света – из туловища с руками и ногами, реки – из крови, дороги – из жил, созвездья – из волос на голове и усов, люди – из ползающих по телу Пант-гу паразитов, которых разве­ял по миру ветер.

Получает распространение также цикл мифов о прародительнице Нюй-ва. Она изображалась в виде получеловека и змеи или же дракона и считалась создательницей всех вещей и людей. Согласно одному из мифов, людей она вылепила из глины.

У китайцев, как и у других народов, сохранились мифы о потопе. Особенность в этом сюжете состоит в том, что у китайцев потоп не выступает в качестве наказания за грехи, а является обобщенным представлением о водяном хаосе. Первоначально в борьбу с потопом вступает Гунь («большая рыба»), пытавшийся победить потоп с по­мощью саморастущей земли. Побеждает стихию его сын Юй (функ­ция земледелия).

Широкое распространение получают мифы о культурном герое Фу-си. Ему при­писывается изобретение рыболовных сетей, он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи. К началу новой эры Фу-си фигурирует в паре с Нюй-ва. Кроме Фу-си упоминаются такие культурные герои, как Суй-жэнь – изобретатель огня, Шэнь-нун – по­ложивший начало земледелию, функции культурного героя приписываются и Хуан-ди, с ним связывается изобрете­ние пись­мен­ности. Однако необходимо отметить, что фун­кции и дея­ния культурных героев могут изменяться. Всем героям приписывается изготов­ление глиняных сосудов, музы­кальных инструментов. Имеют­ся и божества стихий и явлений природы. В качестве наиболее рас­пространенного выступает бог грома – Лэй-чун, вероятно, отец перво­предка Фу-си.

Постепенно разрозненные мифологические образы отдельных племен склады­ваются в единую систему, во многом это связано с раз­витием натурфилософских представлений, в частности, пятирич­ной системы. Складывается пятиричная модель мира, основой которой выступают 5 стихий – 4 стороны света и середина, центр. Почитание 5 божеств ди, которые отож­дествлялись с 5 царями древности, 5 цвета­ми, 4 сторонами света и центром приобретает статус официальных культов.

Религиозные воззрения претерпевают эволюцию в эпоху Цинь и Хань, время цен­трализованной империи. Религиозные традиции фор­мируются под воздействием двух факторов: наследие архаических шаманских обрядов и верований; тенденции к рационализации древней религии и мифологии, прежде всего под влиянием таких школ, как конфуцианство и дао­сизм.

Несмотря на эклектизм в китайской религии присутствует единое представление о потустороннем мире как продолжении жизни земной. Это проявляется в том, что у богов по образцу земной империи также существует штат чиновников и правителей. К богам обращаются посредством отправления им письменных посланий. В соответствии с этими представлениями у человека имеется две души: одна остается в теле после смерти и попадает в подземное царство Желтого источника, а другая возносится на небо.

Обитель душ, достигших бессмертия, связывается с тремя мифическими островами в Восточном море или горой Куньлунь, расположенной на западной окраине мира.

В соответствии с данными археологических раскопок, производившихся в 1974 г. в провинции Хунань, имеется возможность реконструировать представления о загробном мире (на основании изображения на шелковом полотенце). В соответствии с данным источником, подземный мир населен рыбами, змеями, рогатыми зверями, атлантами, поддерживающими землю. Небесное царство находится между солнцем и луной, где восседает богиня Нюй-ва. Душа усопшей знатной женщины возносится на небо с помо­щью драконов, протянутых с небес лент и других фантас­ти­ческих существ.

Китайскую мифологию и религию пронизывает символизм. Так, каждой стороне света соответствует свое существо и цвет: зеленому дракону – восток, красной птице – юг, белому тигру – запад, черепахе, обвитой змеей – север.

В религии значительную роль играли шаманы, являвшиеся посредниками между живыми и мертвыми. Правда, постепенно шаманская практика приобретает оппози­ционный характер и связывается с попытками оспорить существующую власть. В эпохи Цинь и Хань значительное место начинает отводиться разного рода магам, гадателям, всем тем, кто претендовал на право гармонизации в сфере мироздания, а также земной и загробной жизни. Большую популярность приобретают поиски средств достижения состояния бессмертного небожителя (Шэнь­сянь), освободившегося от бренной телесной оболочки.

К рубежу нашей эры в религии Ханской империи первостепенное значение при­обрели жертвоприношения Небу и Земле, совершавшиеся соответственно у южной и северной ворот столицы.

Вообще же формы официальной религии в императорском Китае создавались пра­вительством больше по мере появления практической надобности, они не имели особой догматичности и могли рационализироваться. Основная же тенденция заключалась в совмещении божественного и природного, что нашло отражение в совмещении астро­номического и религиозного календаря в отношении официальных праздников им­перии.

Государство подчиняло религиозные запросы политике, давая санкцию на покло­нение одним божествам, и запрещая некоторые локальные. Имперские власти взяли на себя также «миссию» исправления народной религии. В официальных источниках встре­чаются упоминания о так называемых «непристойных культах», т. е. о тех, которые с позиции верховных властей подлегали запрету и искоренению. К таковым относились кровавые жертвоприношения, экстатические общения людей с богами. Т. е. те элементы архаической религии, которые представлявшие угрозу нормам цивилизации. В тоже время следует отметить, что в Китае это происходит не в плане догматической рели­гиозной нетерпимости, а отвергаются лишь крайности культовой практики, мешав­шие осуществлению мироустроительной миссии императора, установлению этической ди­станции между человеком и богами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.