Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория выборы брачного партнера.

Допустим, всем самцам нравятся крупные самки, а самки предпочитают крупных самцов. Любые добрачные отношения начинаются с выбора партнера. Поэтому начальные этапы развития отношений обладают одинаковыми чертами и когда добрачные отношения переходят затем в брачные, и когда они по какой-либо причине распались, не достигнув той стадии, на которой принимается решение о вступлении в брак, и даже в тех случаях, когда возможный брак вообще не является осознанной причиной гетеросексуальных отношений.

 

На вопрос, кто кого выбирает, в современной западной психологии сложился совершенно определенный ответ: каждый выбирает партнера, похожего на себя. Это явление получило название гомогамности. Если оба партнера обладают какими-либо сходными характеристиками, то такие отношения являются гомогамными по этим признакам.

 

Принцип гомогамности широко распространен в природе. У многих видов животных, как и у человека, при формировании брачных пар наблюдается выбор себе подобных. Крупные самцы чаще вступают в брак с крупными самками, средние — со средними, мелкие — с мелкими. Причины могут быть разные. Обычно рассматривают два возможных варианта:

 

1) Выбор партнера «с оглядкой на самого себя» (self referential mate choice). Иными словами, привлекательность партнера может зависеть от того, насколько он похож (или не похож) на выбирающего. Например, при выборе по размеру некоторые животные сравнивают партнера с собой и отдают предпочтение особям такого же роста. 2) Выбор по размеру может формироваться и без всякой «оглядки на себя» — за счет конкуренции между однополыми особями за привлекательных партнеров. Допустим, всем самцам нравятся крупные самки, а самки предпочитают крупных самцов. Тогда в результате прямой конкуренции (например, турнирных боев) или косвенного соревнования (например, если самки выбирают самых крупных самцов из тех, кто за ними ухаживает) может получиться так, что всех крупных самок «разберут» крупные самцы, а мелким останется только спариваться с такой же мелочью.

 

У людей существуют различные гомогамные признаки. Данные исследований, проведенных в США, свидетельствуют, что молодежь выбирает партнеров среди людей примерно того же возраста (причем женщина обычно младше мужчины); той же расы, той же религии (хотя религиозные ограничения играют несколько меньшую рель по сравнению с двумя первыми); того же брачного статуса (т.е. были ли оба партнера до брака одинокими, разведенными или овдовевшими). Кроме того, браки гомогамны по уровню образования и социальному происхождению.

 

Гомогамность не ограничивается лишь социально-демографическим> и характеристиками, она затрагивает и более широкий спектр признаков. Так, в исследовании Э.Бергеса и П.Уоллина были выделены следующие характеристики, по которым гомогамны пары, решившие вступить в брак: физическая привлекательность; психическое и физическое здоровье; происхождение (включая расовую и религиозную принадлежность, социальный статус родителей, уровень образования, доходы); прочность родительской, семьи (например, счастливость брака родителей) и популярность среди сверстников.

 

Неоднократно предпринимались попытки дать объяснение гомогамности браков. Каттон и Смирич пытаюгся объяснить гомогамность браков территориальной близостью. Еще Л.Фестингер установил, что место проживяния может облегчать или затруднять установление контактов с окружающими. Опрос 431 пары, подавшей заявление на вступление в брак, также показал, что во время знакомства в 37% всех пар партнеры жили в пределах восьми кварталов друг от друга, а в 54% — в пределах шестнадцати кварталов. По мнению Каттона и Смирича, люди одного социального положения, так же как религии и расы, чаще живут в одном районе, что облегчает возможность контакта между ними, и ирландец женится на ирландке именно потому, что им легче встретиться друг с другом в своем сообществе, чем с представителями других национальностей.

 

По мнению Р.Винча, гомогамность выбора брачного партнера обусловлена действием двух факторов. Во-первых, для взаимодействия со сходными по социальным характеристикам людьми общество предоставляет человеку больше возможностей, чем дня взаимодействия с теми, кто обладает отличными от его собственных характеристиками, Во-вторых, социализация проходит таким образом, что похожие люди предпочитаются. Р.Винч предполагает, что к тому, кто воспринимается как похожий, субъект испытывает большую симпатию, чем к тем, кто воспринимается непохожий.

 

Теория нормативного взаимодействия, предложенная Р.Хиллом, для объяснения гомогамности делает следующие допущения. Прежде всего, в современном обществе брак является нормативным. Это значит, что выбор партнера предписывается определенными нормами, выработанными в рамках определенной культуры, различные культурные группы (национальные, религиозные) стремятся быть обособленными территориально. Инаконец, внутри возможного круга избранников вероятность брака изменяется в прямой зависимости от возможности взаимодействия.

 

Социологические теории объясняют гомогамность выбора брачного партнера по демографическим характеристикам, однако гомогамность распространяется и на другие признаки. Вернемся поэтому к психологическим концепциям, рассматривающим выбор брачного партнера. В традиционном психоанализе выбор партнера рассматривается как процесс, направляемый образом родителя противоположного пола, т.е. мужчина тянется к женщине, напомиающей ему его мать, а женщина — к мужчине, напоминающему ее отца, К.Юнг считает, что на осознаваемой любви к родителю выбирается похожий на него партнер. У каждого мужчины есть определенный образ, который не является образом конкретной женщины. В основном он не осознан, но тем не менее проецируется на любимого человека и является основной причиной аттракции к нему, а в том случае, когда образ и конкретный человек не совпадают, — отвержения. Этот образ называется «анима», он носит эротический, эмоциональный характер. Анима является архетипической формой, выражающей образ женщины, заложенный в генах мужчины. Когда мужчина встречает женщину, соответствующую этому архетипу, у него и возникает симпатия к ней.

 

Подобные упрощенные теории в настоящее время себя основательно скомпрометировали. Разрабатываемая в психоанализе идея о фатальной предопределенности личности взрослого и его жизни опытом детства, инстинктивный характер социального существования человека, концепция «образа родителя» не подтвердились исторически. По сути, основные факторы выбора брачного партнера, выводимые из опыта детских отношений в родительской семье, рассматриваются в психоанализе внеисторически, и поэтому они на самом деле не позволяют проследить существо процесса, проходящего в условиях конкретного общества, которое накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности личности, в том числе и на ее межличностные отношения.

 

В настоящее время в западной социальной психологии существует большое число теорий выбора брачного партнера, рассматривающих этот процесс как результат действия различных факторов: социальных ролей, ценностей, удовлетворения потребностей и др.

 

Использование понятия социальной роли для объяснения выбора брачного партнера позволило К.Кочу предположить, что партнеры выбирают друг друга на основании согласия в выполнении ими ролей в процессе ухаживания, а затем и в браке. В соответствии с этой теорией, маловероятно, чтобы мужчина, связывающий представление о роли женщины с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, женился на женщине, для которой главное — ее работа. Следует заметить также, что основным моментом является не содержание ролей само по себе, согласие между партнерами в исполнении этих ролей, т.е. удовлетворение отношениями достигается тогда, когда партнер исполняет именно ту роль, которая от него ожидается, безотносительно к самому содержанию роли.

 

Согласно другой теории, определяющим фактором выбора брачного партнера является сходство ценностей партнеров, которое обеспечивает эмоциональную безопасность каждого из них. Ценности рассматриваются человеком как столь же желательные для других, как и для самого себя, они чрезвычайно важны для всего стиля жизни человека, поэтому именно сходство ценностей, по мнению Р.Кумбса, обеспечивает выбор брачного партнера. Взаимодействие партнеров, разделяющих общие ценности, ведет к межличностной аттракции между ними, так как является подкрепляющим фактором. Результатом такого взаимодействия часто бывает валидизация «Я» человека, которая, в свою очередь, обеспечивает ему эмоциональное удовлетворение. Между партнерами, разделяющими различные ценности, тоже может возникнуть романтическая привязанность, но она, как правило, остается неудовлетворительной в силу того, что наряду с позитивными моментами, такими, как непредсказуемость поведения партнера и поэтому постоянный интерес к нему, более объективная оценка «Я» с его стороны и т.д., существует и много негативных сторон такого взаимодействия: неуверенность в своем статусе и в оценке со стороны партнера, тревожность. Собственное эмпирическое исследование Кумбса, проведенное на студенческих парах, в целом подтвердило его концепцию.

 

В свете теории ценностей гомогамность браков по признаку расовой и религиозной принадлежности, социальному происхождению объясняется, во-первых, тем, что гомогамность сама по себе является ценностью; во-вторых, тем, что обычно люди одного социального происхождения воспитываются в одинаковых, условиях, и, соответственно, у них развиваются одинаковые системы ценностей.

 

Выбор брачного партнера рассматривается и с точки зрения удовлетворения потребностей индивида. Основным компонентом теории удовлетворения потребностей, предложенной Р.Винчем, является положение о том, что среди возможных партнеров человек выбирает того, кто обещает в максимальной степени удовлетворять его потребности. Согласно основной гипотезе, максимальное удовлетворение потребностей имеет место тогда, когда потребности мужчины и женщины являются комплементарными, а не сходными. Среди выделяемых Р.Винчем комплементарных потребностей такие, как враждебность — унижение, доминантность — зависимость и др. При этом часто комплементарность не осознается. Статистический анализ результатов глубинных интервью и психологических тестов небольшого числа супружеских пар в основном подтвердил теорию Р.Винча. Однако с позиций этой теории нельзя объяснить гомогамность брачного выбора. Поэтому и сам автор в последующей модификации своей теории говорит о ролевой совместимости как об одном из важнейших моментов выбора брачного партнера.

 

Основное достоинство концепций Кумбса, Коча и Винча заключается в простоте и возможности операционализации. Однако понимание выбора брачного партнера как процесса, обусловленного действием лишь одного фактора, значительно упрощает реальную ситуацию и приводит к ее односторонней трактовке. Ведь даже простой здравый смысл подсказывает, что, скорее всего, все эти факторы, совместимость ролей, сходство ценностей и удовлетворение потребностей партнеров действуют в совокупности, трудно отдать предпочтение по значимости какому-либо одному из них. Несколько дальше в понимании процесса выбора брачного партнера продвинулись концепции, разработанные в рамках теории социального обмена.

 

Дж. Мак Колл считает, что аттракция является результатом согласованного взаимодействия двух участников, когда каждый из них рассматривает и оценивает другого прежде всего с точки зрения возможного получения от него как можно большего числа поощрений, на которые он ориентирован. В частности, каждый участник настолько удовлетворен другим участником, насколько этот другой подтверждает специфическое содержание его идеализированного и исключительного предстявления о собе. Таким образом, в противоположность мнению о любви как ответной реакции на качества другого, Мак Колл рассматривает любовь как обменную реакцию другого в отношении собственных качеств «Я» личности.

 

С позиций теории Мак Колла и аналогичной ей концепции Дж.Эдвардса, все действия человека рассматриваются как целенаправленные. Цель в данном случае заключается в получении поощрения, награды. Во всяком взаимодействии индивид стремится увеличить свой выигрыш и снизить цену за него. В целом это означает, что взаимодействующие стремятся к эквивалентному обмену на основе принципа взаимности. Поэтому теория выбора брачного партнера Дж.Эдвардса выражается в следующих четырех постулатах:

 

1. Среди всех возможных партнеров человек выбирает того, кто воспринимается им как источник наибольших ожидаемых наград.

 

2. Наиболее вероятно, что индивиды с равными ресурсами увеличивают награды друг друга.

 

3. Наиболее вероятно также, что пары с равными ресурсами обладают гомогамными характеристиками.

 

4. Следовательно, выбор брачного партнера является гомогамным.

 

Логическая цепь рассуждений приводит к заключению, что наиболее благоприятная ситуация для обмена и тем самым для развития отношений в паре складывается, когда оба партнера обладают гомогамными признаками. Наибольшее число эмпирических подтверждений этого положения получено в отношении такой характеристики, как физическая привлекательность партнеров.

 

Согласно традиционному представлению, чем выше уровень физической привлекательности человека, тем выше вероятность вызвать аттракцию к нему со стороны окружающих. Однако прямая зависимость между физической привлекательностью и аттракцией установлена лишь и ситуации короткого межполового общения. Например, в исследовании Э.Уолстер и Э.Бершейд, когда партнеры на танцевальном вечере подбирались компьютером с учетом лишь одного условия — чтобы мужчина был выше женщины, желание снова встретиться с этим партнером находилось в прямой зависимости лишь от его внешней привлекательности безотносительно к другим характеристикам. Аналогичные результаты получили Брислин и Льюис.

 

Большое число эмпирических данных относительно физической привлекательности, партнеров в ситуации длительного взаимодействия подтверждает теорию обмена: выбираются люди того же уровня привлекательности, что и сам человек. У.Струби и коллеги обнаружили, что те люди, которые считают себя внешне непривлекательными, чаще назначают свидания тоже непривлекательным. Те же, кто высоко оценивает собственную привлекательность, чаще уделяют внимание красивым людям, чем некрасивым. Б.Мурстейн показал, что внутри устойчивых пар высоко сходство оценок привлекательности партнеров со стороны независимых судей. В исследовании Сильвермана в 60% пар оценки физической привлекательности партнеров не различаются более, чем на 0, 5 балла, по 5-балльной шкале, а в 85% пар — не более, чем на 1 балл, и ни в одной паре нет расхождения в оценках, превышающего 2, 5 балла. Таким образом, в паре важен не уровень физической привлекательности сам по себе, а соотношение физической привлекательности партнеров.

 

Таким образом, теории социального обмена в конечном итоге также подтверждают идею гомогамности браков и дают тому большое число эмпирических свидетельств. Однако эти теории вынуждены признать, что далеко не всегда отношения строятся на принципах обмена. Попытка преодоления ограниченности самого принципа социального обмена представлена в работах П.Блау. По его мнению, аттракция мужчины к женщине (и ее к нему) основана на ожидаемых от нее в любви наградах. Но любовь сама является внутренне награждающей, и поэтому существенно отличается от обычных отношений обмена. Награды представляют собой производное от ассоциации между членами пары. Не то, что именно делает пара вместе, а сам факт совместного занятия чем-то служит источником удовлетворения. В случае аттракции единственное, что ожидается в ответ, — желание продолжать ассоциацию. И сама ассоциация является отношением обмена, так как каждый индивид обеспечивает награды другому не для того, чтобы получить пропорциональные внешние выгоды, но для того, чтобы выразить и подтвердить свое собственное действие. Индивид испытывает аттракцию к другому, если ожидает, что ассоциация с ним будет в каком-либо смысле награждающей. Именно этот интерес к ожидаемым социальным наградам толкает человека ко взаимодействию с другими людьми.

 

Блау указывает, однако, что не всегда в ответ на любовь человек ожидает эквивалентные чувства. Например, мать, посвящая себя ребенку, редко может рассчитывать на такую же самоотверженную любовь с его стороны, т.е., по крайней мере некоторые действия совершаются по иным причинам, нежели ожидание определенных ответных аттракции. К тому же сам Блау исключил из своего анализа те действия, которые совершаются под влиянием «иррационального толчка эмоциональных сил». Таким образом, по крайней мере некоторые поступки и действия в любви не могут быть понятны с позиции теории обмена, так как они не предполагают обязательно ответной выгоды или наград.

 

Поэтому Т.Хастон предположил, что роль наград в отношениях обмена может быть обусловлена другими принципами, а не только получением наибольшей выгоды. В качестве таких принципов могут выступать принципы паритета (доли партнеров равны), равенства (доля равны вкладам) или потребности (доли пропорциональны потребностям партнеров).

 

Принцип равенства положен в основу теории Э.Уолстер и Э.Бершейд. По их мнению, принцип равенства определяет выбор романтического партнера и то, насколько человек счастлив в этих отношениях. Он заключается в том, что наиболее благополучно человек чувствует себя тогда, когда получает в отношениях ровно столько, сколько он в них вкладывает, В любых неэквивалентных отношениях человек ощущает дискомфорт; если вклад больше награды, то появляется агрессия, а если награда превышает вклад, то возникает чувство вины и страх, потеря такой позиции, В эмпирическом исследований сексуального поведения в добрачных отношениях Уолстер и Бершейд доказали, что в парах с эквивалентными, или равными, отношениями оба партнера чаще бывают счастливы и довольны. Нарушения равенства в ту или иную сторону ведут к снижению удовлетворенности, к появлению чувства вины у того из партнеров, кто оценивает свой вклад в отношения ниже, чем получаемые преимущества, и к агрессии у того, кто получает в отношениях меньше, чем в них вкладывает.

 

В русле подхода Бершейд и Уолстер Дж.Элдер объясняет повышение социального статуса физически привлекательных девушек в результате брака. В этом случае привлекательность «обменивается» на более высокий социальный статус, и, таким образом, вклады каждого из партнеров приводятся в соответствие с получаемыми в браке выгодами.

 

Однако вне зависимости от того, гомогамным или же гетерогамным является выбор брачного партнера, он представляет собой не единичный акт выбора, а продолжающийся во времени процесс, и в настоящее время все большее внимание уделяется созданию таких концепций, которые описывают процесс выбора брачного партнера как последовательность определенных стадий развития отношений в паре. Основанием выделения стадий выступает, как правило, то, какой фактор имеет на данной стадии решающее значение.

 

Согласно теории последовательных фильтров А.Керкхоффа и К.Дэвиса, определенные социальные атрибуты и личностные отношения действуют различно в зависимости от конкретной стадии развития отношений. По их предположению, сходство ценностей важно на начальной со стадии, а комплементарность потребностей — на последующей. Для проверки этой гипотезы было предпринято лонгитюдное исследование студенческих пар, находящихся на разных стадиях развития отношений. Опрос проводился в начале и в конце учебного года. Стандартизованные тесты и шкалы измеряли сходство ценностей и комплементарность потребностей. Анализ данных подтвердил идею о значимости сходства ценностей на ранних стадиях ухаживания и комплементарности потребностей — на более поздних.

 

Теория Керкхоффа и Дэвиса описывает выбор брачного партнера как процесс, обусловленный действием согласованной последовательности «фильтров». На ранних стадиях действуют гомогамные факторы. Дальнейшее ухаживание развивается успешно только в случае достигнутого согласия в ценностях. На последующих стадиях возникновение стабильной пары определяется наличием у партнеров комплементарных потребностей. Следует отметить, что, несмотря на сильное упрощение изучаемого процесса, теория последовательных фильтров является первой попыткой объединить параметры гомогамности-гетерогамнос> си на основе введения еще одного параметра — стадии развития отношений.

 

Наиболее ценной и продуктивной теорией выбора брачного партнера является концепция Б.Мурстейна «Стимул-Ценность-Роль», согласно которой в ситуации свободного выбора большинство пар до брака проходят три стации развития отношений.

 

На первой, стимульной, стадии воспринимаются физические, социальные, психические качества партнера, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательны для другого человека. Аттракция в данном случае основана не на взаимодействии, а на восприятии. Однако уже на этой стадии важны не только внешние атрибуты. Например, высокий социальный статус или происхождение из благополучной семьи повышает привлекательность человека для других. Образ собственной привлекательности для представителей противоположного пола строится на основе предшествующего опыта взаимодействия с ними.

 

Если на стимульной стадии между партнерами возникла аттракция, то отношения вступают в стадию сравнения ценностей. В отличии от стимульной, на ценностной стадии определяющим является вербальное взаимодействие, другими словами, обсуждение ценностей, набор которых чрезвычайно многообразен. Если в паре обнаруживается большое сходство в отношении к важнейшим областям жизни, то чувства партнеров друг к другу усиливаются по сравнению со стимульной стадией. Одна из возможных причин этого заключается в том, что наличие сходных ценностей у другого подтверждает правильность собственных ценностей человека, они валидизируются. Кроме того, многие ценности являются настолько сильными, настолько тесно связанными с концепцией «Я», что отрицание этих ценностей переживается как отрицание «Я», а их принятие валидизирует «Я». Стремясь к положительному сбразу «Я», человек испытывает аттракцию к тем, кто валидизирует этот образ. В свою очередь, воспринимаемое сходство ценностей приводит к предположению, что и другой испытывает симпатию, поэтому нам нравятся те, кому нравимся мы. Таким образом, наличие сходных ценностей является важнейшим фактором, объединяющим партнеров на второй стадии развития добрачных отношений.

 

Достигнет ли пара в развитии отношений третьей, ролевой, стадии, зависит от достигнутого между партнерами согласия по поводу ценностей, хотя бывают и исключения. Красивая женщина может быть привлекательной для мужчины и в условиях несовпадения ценностей. Необычайно сильное удовлетворение от разделения общих ценностей может заслонить собой невысокую удовлетворенность физической привлекательностью партнера на первой стадии. Иногда партнеры принимают решение о вступлении в брак после двух стадии — стимульной и ценностной, но большинство людей до брака проходят стадию, на которой оценивается удовлетворенность той ролью, которую каждый выполняет по отношению к другому. В добрачных отношениях способность партнера выполнять желаемую роль чаще всего оценивается не по реально наблюдаемому поведению, а по вербальному выражению его взглядов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Социальные институты | Невеста была одета В.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.