Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15. Новая работа лидеров






Наши традиционные представления о лидерах – особых людях, задающих направление, принимающих ключевые решения и воодушевляющих подчиненных, – укоренены в индивидуалистическом и бессистемном восприятии мира. Лидеры, особенно на Западе, – это герои, «выступающие вперед» в дни испытаний и кризисов. Это образ капитана кавалерийского отряда, который ведет своих людей, чтобы спасти форт, осажденный кровожадными индейцами. Такого рода мифы ставят в центр коллективного разума краткосрочные события и харизматических героев, а не системные силы и коллективное обучение. В основе традиционного представления о лидере лежит предположение, что люди бессильны, что они не видят будущего и не способны изменить настоящее, и единственными спасителями оказываются столь редкие «великие люди». В обучающихся организациях новое представление о лидерстве фокусируется на более тонких и важных задачах. Там лидеры являются конструкторами, служителями и учителями.

Лидер как конструктор (аллегория с кораблем; кто лидер? капитан, иное лицо на корабле… одна из функций лидера – конструктор). Не нужно стремиться разработать готовое решение. Это и долго и сложно. Важно начать, и в атмосфере доверия развивать новацию. Направляющие идеи – не абстракция. Они должны оказывать влияние на решения, которые я принял сегодня. «Неважно, насколько хорош общий замысел, важно его осуществление». Замысел и другие идеи следует рассматривать как инструменты мобилизации. Плодотворные идеи всегда находятся в развитии.

Хотя сегодня не популярна роль лидера как конструктора, это очень древний образ. Перефразируя Лао-Цзы, можно сказать, что плох тот вождь, которого люди презирают. Хорош тот, которого славят. Но великий вождь тот, при котором люди говорят: «Мы сделали это сами».

Лидер как наставник. Великие наставники создают вокруг себя пространство, благоприятное для обучения, и приглашают людей войти в него. Сначала надо самому стать учеником. Собственная страсть учителей к обучению оказывает на их учеников столь же вдохновляющее воздействие, как и знания, которыми владеют наставники. Обучение – это источник лидерства.

Лидер как служитель. Наилучший тест – ответы на вопросы: развивались ли люди, которым он служил? Стали ли они более мудрыми, свободными? Обрели ли большую независимость? Возросла ли вероятность того, что они сами станут служителями? Убежденный человек отличается от фанатика. Фанатик убежден в своей правоте. Всякий раз, действуя с полной уверенностью в своей правоте, мы проявляем энергию фанатиков. Эта прямолинейность – часть нашей природы, которая предполагает черно-белое видение мира. Напротив, подлинная убежденность всегда сосуществует с некоторыми сомнениями и неуверенностью.

Лидеры, ориентированные исключительно на перемены, часто забывают задать вопрос: «А что мы хотим сохранить?» Изменения вызывают страхи. При чрезмерной сосредоточенности на переменах, мы не даем ответа на вопрос о том, что мы хотим сохранить, и усиливаем эти страхи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.