Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные направления развития межкультурной коммуникации






Как уже отмечалось, сотрудники Института службы за границей (США) были специалистами в разных науках и в работе опирались прежде всего на достижения своих наук, что изначально придало межкультурной коммуникации эклектичный характер. Однако постепенно достижения различных областей научного знания интегрировались в самостоятельную дисциплину со своим предметом и методом. При этом из всех наук о культуре и человеке наибольший объем теоретических и методологических знаний и практического опыта в области исследований МКК был заимствован из фольклористики и этнологии. На этой основе сложились два главных направления исследований в межкультурной коммуникации.

Первое из них, основывающееся на фольколористике, носит описательный характер. Его задачи заключаются в выявлении, описании и интерпретации повседневного поведения людей с целью объяснения глубинных причин и детерминирующих факторов их культуры.

Второе направление, имеющее культурно-антропологический характер, предметом своих исследований имеет различные виды культурной деятельности социальных групп и общностей, их нормы, правила и ценности. Социальная дифференциация общества порождает в каждой группе свои модели и правила поведения. Знание их позволяет быстро и эффективно разрешать ситуации межкультурного непонимания.

Методологические подходы других наук (психологии, педагогики, социологии, теории коммуникации и др.) всегда более ограничены предметно. Они, как правило, направлены на рассмотрение конкретных аспектов межкультурной коммуникации и в своих исходных посылках основываются зачастую на теоретических и методологических положениях этнологии. Однако при всех различиях в методологических подходах и аспектах исследований межкультурной коммуникации в разных науках большинство ученых придерживаются мнения, что основными целями исследований в области МКК являются:

• определение предмета, методологии и понятийного аппарата межкультурной коммуникации;

• выявление места межкультурной коммуникации среди других наук;

• формирование и развитие у участников МКК культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения и толерантного отношения к нему;

• разработка методологии обучения практическим навыкам и умениям в общении с представителями других культур.

Знакомство с работами западных ученых (W.Gudykunst, 1983; J.Martin, 2000; М. Bennet, 1998; К. Roth 1996; A.Moosmü ller, 1996; и др.) позволяет сделать следующий вывод: используемые методы и подходы не охватывают и не описывают все аспекты межкультурной коммуникации. МКК может быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Большинство исследований, проводившихся на уровне групп, носили антропологический и социологический характер. В их основе лежали два методологических подхода: 1) «понимание культур как когнитивных систем», которого придерживается В. Гудэнаф (W.H.Goodenough) понимание культуры как «символической системы» – противоположный подход К. Гирца (С. Geertz).

Представители когнитивного подхода опираются на языкознание и пытаются определить «культурные образцы» и «культурные стандарты» имеющихся культурных систем и разработать для кажт дой культуры свою грамматику. При этом под культурными стандартами понимается «любой способ восприятия, мышления, оценки и поведения, который принимается большинством членов определенной культуры для себя лично и других как нормальный, само собой разумеющийся и естественный, обязательный». На основе этих культурных стандартов должно определяться и регулироваться «свое» и «чужое» поведение.

Сторонники «символического направления», напротив, используют категории, культурные образцы и рассматривают культуры как единые своды правил (Г. Хофштеде, Р. Брислин, В. Гудикунст).

Однако оба подхода пока не дают системного представления о межкультурной коммуникации. Для того чтобы составить полное представление об МКК, необходимо исследовать ее исходные теоретические и методологические предпосылки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.