Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утверждаю






Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология дошкольного возраста»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Психология дошкольного возраста ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 14 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

 

Авторы: Старший преподаватель кафедры педагогической психологии В.А. Лебедева
     
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ Н.О. Садовникова

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 21 февраля 2013г.. № 7..

 

Заведующая кафедрой педагогической психологии   О.Н. Шахматова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 26 февраля 2013г. № 6.

 

Председатель методической комиссии Института психологии   О.В. Мухлынина
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С.В. Пеннер
     
Директор ИПс   И.И. Хасанова

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013

© Лебедева В.А., 2013

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Психология дошкольного возраста» предполагает следующие цели ее освоения.

Учебная цель: формирование представлений об основных закономерностях и индивидуальных особенностях психического развития в дошкольный период, а также овладение основными технологиями, методами и способами организации развивающей среды, способствующей раскрытию интеллектуального и личностного потенциала ребенка и его подготовке к обучению в школе.

Воспитательная цель: развитие профессиональной рефлексивности и формирование установки на безопасное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Профессионально-корпоративная цель: формирование профессиональной психолого-педагогической позиции и привитие корпоративной этики.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Психология дошкольного возраста» относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин ООП подготовки бакалавра по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование (профиля подготовки «Психология образования»).

Данная дисциплина читается студентам на втором курсе в 3 семестре и базируется на дисциплине этого же цикла базовой его части «Психология развития», реализуемой на первом курсе во 2 семестре, а также связана с дисциплиной базовой части Математического и естественнонаучного цикла «Анатомия и возрастная физиология» (первый курс, 2 семестр).

Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о возрастном развитии человека, дифференцируются и систематизируются знания о физиологических закономерностях онтогенеза человека.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из дисциплины «Психология развития»:

Знания: особенности строения психики и закономерности ее развития человека на различных возрастных ступенях.

Владения: способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.

2.2. Из дисциплины «Анатомия и возрастная физиология»:

Знания: строения тела и особенностей развития человека.

Умения: выполнять требования гигиены, охраны труда.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Образовательные программы для детей дошкольного возраста»;

· «Психологическое здоровье дошкольника»;

· «Психолого-педагогическая готовность к школе».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе освоения дисциплины «Психология дошкольного возраста» будут формироваться следующие компетенции:

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);

- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· особенности строения психики и закономерности ее развития в период дошкольного развития ребенка;

· варианты и особенности развития дошкольника при различных видах дезонтогенеза;

· основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства.

Уметь:

· взаимодействовать с детьми дошкольного возраста;

· использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

· применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей воспитанников.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· современными методами исследований в области возрастной психологии дошкольника;

· конкретными методиками психолого-педагогической диагностики ребенка дошкольного возраста

· современными технологиями педагогической деятельности в контексте подготовки ребенка к обучению в школе.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Формы обучения
Очная форма обучения Заочная с полным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72) 2 (72) 2 (72)
Аудиторные занятия      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия
лабораторные работы
другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа      
домашние задания      
подготовка к зачету      
Вид промежуточного контроля Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекция Практические занятия Самостоятельная работа Консультации
  Физиологическое развитие и психофизиологические особенности дошкольника   1-2       Еже-нед. Выполнение самостоятельных домашних заданий
  Социальный фактор развития в дошкольный период   3-4       Еже-нед

Окончание таблицы 2

  Особенности познавательной сферы ребенка в дошкольный период           Еже-нед  
  Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника   6-7       Еже-нед
  Особенности потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста   8-9       Еже-нед
  Развитие личности и морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста   10-11       Еже-нед
  Особенности поведения и характеристика общения ребенка дошкольного возраста   12-13       Еже-нед
  Характеристика нормативных кризисов ребенка в дошкольном возрасте   14-15       Еже-нед
  Подготовка к зачету         зачет
                Зачет

 

4.3. Содержание дисциплины






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.