Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение.






 

Что такое психотерапия? По существу, это беседа с теми кто попал в беду, представляющая возможность высказать свои проблемы и помогающая понять, в чем же суть этой беды, и найти выход. Термин «психотерапия» используется как в более узком, так и в более широком смысле: он относится к формам лечения эмоциональных и психических расстройств, формам, основанным на беседе и личностном контакте с терапевтом, в противовес физическим методам (медикаментозному лечению). Основная задача психотерапии состоит в Ом, чтобы облегчить процесс выздоровления. Отторжение и подавление каких-либо аспектов собственной личности происходит потому, что они кажутся пугающими и причиняют боль. Процесс психотерапии состоит в обнаружении подобных чувств, в помощи пациенту при осознании этих чувств и в преобразовании их таким образом, чтобы они перестали играть деструктивную роль.

Трудно говорить о различных направлениях психотерапии, по причине их многообразия. Так например выделяют такие основные ее направления:

- арт-терапия – от англ. аrt, искусство – направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле подразумевается терапия изобразительным искусством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

- гештальт-терапия – от нем. gestalt, здесь, целостный образ – гуманистическое направление в психотерапии, которое помогает пациенту развить самосознание и исполняет при этом роль активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход.

- гипноз – измененное состояние сознание, одновременно сочетающие в себе признаки бодрствования, сна и сна со сновидениями.

- зоотерпия – особый медико-психологический комплекс, осуществляемый при помощи животных, включающий компоненты физиологического и психологического воздействия.

- игротерапия – вид психотерапии, в которой психотерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

- интерперсональная психотерапия – (ИПТ) – психотерапия, основанная на рабочем принципе «здесь и сейчас», направленная на разрешение проблем текущих межличностных взаимоотношений пациентов, страдающих психическими расстройствами.

 

-3-

 

- клиент-центрированная терапия – метод психотерапии, разработанный К. Роджерсом, в качестве альтернативы психоанализу. Он предположил, что человек сам способен изменить свою личность и акцентировал свое внимание на тех методах, которые позволяют терапевту лучше разобраться в тем, что происходит с пациентом в процессе его лечения. Основная идея этого направления психотерапии – понять самовосприятие клиента. Главную роль в совеем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.

- когнитивная психотерапия – широко распространенная комплексная форма психотерапии, сочетающая в себе когнитивную терапию с поведенческой терапией. Когнитивный подход исходит из предположения, что все психологические проблемы человека вызваны нелогичными или нецелесообразными мыслями и убеждениями человека, изменив которые проблемы можно решить. Поведенческий подход, основанный на теории бихевиоризма, предполагает изменение поведение человека путем поощрения и подкрепления желаемых форм поведения и отсутствие подкрепления нежелательных форм.

- личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия - психотерапевтическое воздействие, учитывающие личностные особенности пациента. Это психотерапевтическое направление, основанное на психологии отношений, вариант клиент-центрированной и когнитивной психотерапии.

- метафорическая психотерапия – это подход, основанный психотерапевтами Г. Тимошенко и Е.Леоненко, в основе которого лежит идея о том, что жизнь это последовательность задач, встающих перед человеком в промежутке между его рождением и смертью. Таим образом, жизнедеятельность человека можно считать последовательностью решений встающих перед ним задач. Вся работа в метафорической психотерапии строится на работе с картиной мира клиента, основным инструментом этой работы являются метафоры. И, в первую очередь, поскольку именно в речи клиента метафорически отражается его картина мира, - это работа со словом.

- морита-терапия – это ориентированный на ответ психотерапевтический метод, предложенный впервые С.Морита в 1917г., развитый на основе дзен-буддизма. Осуществляется с помощью вербальных инструкций и деятельного следования целям терапии – научить клиента принимать проявляемые им симптомы как часть своей жизни.

 

 

-4-

- мультимодальная психотерапия – представляет собой метод обеспечения комплексности психотерапевтического обследования и воздействия. Основывается на положении, что любое психическое заболевание охватывает все важнейшие сферы человеческой психики (поведение, мышление, эмоции и т.д.), вызывая специфические для данных сфер нарушения. Взаимосвязь этих нарушений обуславливает резистентность каждого из них по отношению к психотерапевтическому воздействию. В соответствии с этим успешной является лишь система воздействий, направленных на нарушения, возникающие в различных сферах психики.

- нарративная психотерапия – от англ. «повествование». Сам процесс нарративной психотерапии происходит примерно так: клиент рассказывает психотерапевту истории из своей жизни – прошлой и настоящей, где участниками являются его родственники, друзья, сотрудники, соседи и т.д. Затем клиент и психотерапевт совместно обсуждают эти истории. В результате у клиента происходит осмысление и переработка личной истории, и как следствие появляется ее новое видение, причем не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном плане. Таким образом, человек приходит позитивному и целостному, оптимистическому восприятию своей жизни и самого себя.

- недирективный (Эриксоновский) гипноз – этот метод психотерапии разработан М. Эриксоном. Этот вид гипноза проводится в форме диалога, при котором возможно воздействие на человека, погруженного в гипнотический транс. В результате его подсознание избавляется от мешающих установок, находит новые пути решения различных проблем. Он эффективен при расстройствах, связанных со стрессом, при никотиновой и алкогольной зависимости, повышенной тревожности, психосоматических заболеваниях и др. Также его применяют для решения проблем межличностных отношений, повышения уверенности в себе и т.п.

- нейролингвистическое программирование (НЛП) - направление в психотерапии, не признаваемое академическим сообществом, основано на технике копирования вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движениям глаз, тела и памятью.

- песочная терапия – это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощение его на бессознательно-симвомволическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Эта терапия дает

 

 

-5-

 

возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

- позитивная психотерапия – с точки зрения этого метода, одной из самых важных данностей природы человека являются его способности, как «врожденные», так и сформировавшиеся в процессе развития личности.

- процессуально-ориентированная психотерапия – этот подход соединяет в себе западную психологию и восточную философию. В данном подходе используется многое из различных видов психотерапии: в какой-то момент терапевт просто сидит и как психоаналитик обсуждает проблемы своего клиента, а в другом случае он на арт-терапевта, который шаг за шагом выходит за рамки решения проблем, сливаясь с творческими элементами жизни.

- психоанализ – психологическая теория, разработанная З. Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств на основании этой теории. Классический психоанализ Фрейда обозначает тип терапии при котором пациент вербализует мысли, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем.

- психодрама – метод психотерапии, основанный Якобом Морено. Это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

- п сихосинтез – метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, разработанный на основе теории Роберто Ассаджиоли. Создание психосинтеза было попыткой соединить все лучшее, созданное Фрейдом, Юнгом и Жане, а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения ее от иллюзий и перестройки вокруг нового центра «Я».

- рационально-эмоционально-поведенческая терапия – направление в психотерапии, предложенное Альбертом Эллисом, в котором в качестве главной причины психических расстройств рассматриваются ошибочные, иррациональные когнитивные установки, а не прошлый опыт индивида, в отличие от психоанализа и других направлений психотерапии.

 

-6-

 

- стресс-анализ – это комплекс методик, которое характеризуются общим подходом, при котором пациент высвобождается из психотравмирующих переживаний и воспоминаний с помощью так называемого осознания. Это делается с помощью рассмотрения прошлых событий, жизненных ситуаций и инцидентов. Во время этого рассмотрения сознание как бы освобождается, давая пациенту ощущение свободы.

- системная семейная психотерапия – одна из самых молодых психотерапевтических школ, возникла в период Второй мировой войны. Человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она – объект психотерапевтического воздействия.

- сказкотерапия – работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, при которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

- схемная терапия – психотерапия, разработанная Джеффри Янгом для лечения расстройств личности. Данная терапия предназначена для работы с пациентами, неспособными взаимодействовать с другими видами терапии, а также для лечения сильных депрессивных и посттравматических расстройств и устранения других психологических проблем у индивидов и семейных пар. Чаще применяется в лечении пограничных расстройств личности. Схемная терапия основана на предположении, что детские травмы наиболее сильно влияют на формирование пограничного расстройства личности и других похожих расстройств.

- телесно-ориентированная психотерапия – направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Ее начало положил Вильгельм Райх, ученик З. Фрейда, который сформулировал понятие мускульного или мышечного панциря. Этот панцирь создается в качестве защиты против беспокойства, которое возникает у ребенка на основе сексуальных желаний и сопровождается страхом наказания. И, конечно, основной защитой от этого страха является подавление его, что временно обуздывает сексуальные импульсы. В последствии такие защиты становятся постоянными и образуют характерный панцирь. В практике этого направления различные методы – массаж и упражнения, направленные на расслабление зажимов, осознания своего тела и эмоционального отреагирования.

- трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя,

 

 

-7-

 

принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Основой этого направления является, то что один и тот же человек, находясь в некоей определенной ситуации, может функционировать, исходя из одного из трех эго-состояний: родителя, взрослого и ребенка.

- трансперсональная психотерапия – представляет собой современное направление психотерапии, использующие измененные состояния сознания с целью изменения отношения больного к проблеме, самому себе, психотравмирующим факторам и устранения симптомов и выработки новых стереотипов поведения и мироощущения.

- холистическая психотерапия – в основе этого направление лежит положение о том, что у человека помимо физического тела существует тонкие энергетические тела, отвечающие за наши эмоции, желания, умственную деятельность, интуицию, обеспечение физического тела энергией и силой. Они образуют ауру человека. Восстановление ауры способствует гармонизации всех аспектов жизни и деятельности человека.

- экзистенциальная психотерапия – направление в психотерапии, ставящее своей целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор.

- эмоционально-образная терапия – основная идея состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. Эмоции являются, согласно теории, проявлением психической энергии индивида. Направленной на совершение тех или иных действий (страх заставляет человека сжиматься, гнев – нападать и т.д.) «Застрявшие» эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в том числе психосоматические симптомы и другие хронические проблемы.

Таковыми являются основные направления психотерапии. В данной работе предлагается более конкретно изучить одно из наиболее известных направлений психотерапии – гештальт-терапию.

 

 

-8-

 

  1. История возникновения гештальт-терапии.

«Гештальт» (Gestalt) – немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Gestalten – означает «облечь в форму», придать значимую структуру. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале ХХ века. Суть этого понятия – восприятие некоего целого не может быть сведено к простой сумме его частей. Вот почему понятие «норма» противоречит духу гештальта, высоко ценящего право человека быть непохожим на других людей.

Гештальт-подход расположен на пересечении:

- психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Райх, Хорни);

- гештальт-теории (фон Эренфельц, Коффка, Келер, Левин);

- психо-телесных видов терапии райхианского толка;

- психодрамы Морено;

- направлений, работающих с воображением и сновидениями;

- феноменологического и экзистенциального подходов (Бретано, Шелер, Марсель, Сартр);

- восточной философии дзен-буддизма.

Основателем гештальт-терапии считается Фридрих Соломон Перлз. Впервые этот термин был применен им в названии книги «Гештальт-терапия» (1951г.)

Ф.Перлз родился в 1893 г. в Берлине в мелкобуржуазной еврейской семье. После Первой мировой войны он заканчивает диссертацию по медицине и специализируется на нейропсихиатрии.

В 1926 году он начинает свой психоанализ с Карен Хорни. Далее переезжает во Франкфурт и работает врачом-ассистентом в лаборатории К. Голдштейна по исследованию нарушений восприятия у солдат с черепными ранениями. Там он встречает свою будущую жену Лору Познер.

В 1928 году в Берлине Перлз устраивается в качестве психоаналитика и начинает свой психоанализ с Э. Харником, а в 1930 году он начинает свой последний психоанализ с В. Райхом.

В 1933 году он иммигрирует из Германии в Южную Африку, и здесь организовывает Южно-африканский институт психоанализа, создает себе обширную клиентуру и становится знаменитым. В 1936 году Перлз после встречи с З.Фрейдом, которая принесла ему огромное разочарование, открыто разорвал с психоанализом.

В 1942 году он издает книгу – «Эго, Голод и Агрессия», в которой излагаются основные принципы, из которых в дальнейшем сформировалась гештальт-терапия. В

 

 

-9-

 

первом издании ее подзаголовок назывался «Пересмотр теории Фрейда и его метода», что указывает на возникшую дистанцию по отношении к традиционному психоанализу.

В 1946 году он переезжает в Америку, где в 1951 году появляется его труд «Гештальт-терапия», а с 1952 года он вместе с П.Гудмэном, И.Фромом и своей женой начинает преподавать свой метод в институтах Нью-Йорка и Кливленда. Вокруг них образуются единомышленники и вскоре они создают в Нью-Йорке первый Институт гештальт-терапии.

В середине 60-х годов Перлз был приглашен в Эсален – в только что открывшийся центр в Калифорнии, ставший Меккой для Движения Развития Потенциала Человека. В это время гештальт-терапия испытала значительный подъем, однако, как дань моде, Перлз незначительное внимание уделял развитию теории гештальт-терапии, заменяя ее рекламными лозунгами, такими как «Здесь и теперь» или «Молитва гештальтиста». Это способствовало разделению гештальт-сообщества на два направления: «Восточное побережье» (Лора Перлз, И. Фром, П.Гудмэн) и «Западное побережье» (Ф. Перлз). Бывшие единомышленники критиковали его за принятие антитеоретической интуитивистской позиции, обвиняя его в неспособности «дать гештальт-терапии теорию». Особенно ярко критика Ф.Перлза проявилась после его смерти (1970 г.)

Однако, еще при жизни, в 1968 году Ф. Перлз получил признание как основатель гештальт-терапии.

 

-10-

  1. Основные понятия гештальт-терапии.

В основу этого направления психотерапии легли определенные понятия и принципы:

Гештальт – термин заимствован Перлзом из гештальтпсихологии и в переводе с немецкого языка означает целое, конфигурация, структура. Гештальтпсихология исходит из понимания того, что целое определяет части, в противоположность прежним воззрениям, что целое – это всего лишь механическая сумма всех элементов.

Фигура и фон – эти термины также заимствованы из гештальтпсихологии. Фигура – это средоточие интереса, объект; фон – контекст или ситуация, в которых проявляется элемент. Вся информация воспринимается через соотнесение фигуры с фоном. Опыт индивида представляет собой постоянно изменяющееся соотношения фигуры с фоном. Отношения «фигура-фон» возникают в опыте индивида спонтанно, но иногда остаются незавершенными, уходя из центра внимания и уступая место другим проблемам. При этом они остаются в фоне как убеждения или отношение к чему-либо. Взаимодействие фигуры и фона является для теории гештальт-терапии центральным: внимание, интерес. Забота означают здоровое формирование фигуры-фона, в то время, как скука, тревожность, смущение указывают, что формирование фигуры-фона затруднено. Для здоровой психики отношение между фигурой и фоном – это процесс постоянного, но значимого появления и исчезновения. Человек реагирует на то, что является существенным в соотношении «фигура-фон». Именно это выделяется и сохраняется в опыте индивида.

Возникновение потребности – поведение человека – это сложное взаимодействие организма и окружающей среды, и оно всегда направлено на удовлетворение господствующей потребности. Удовлетворенная потребность удаляется на задний план, а на ее месте появляется новая потребность, которая образует новый гештальт. Для удовлетворения потребности нужны: силы (энергия) и способность отличать вредное от полезного.

Осознание – ключевое понятие гештальт-терапии. Гештальт-терапия ставит сознание в центр внимания. Адекватное действие сознания – залог здоровья, нарушение сознания – главная причина болезни. Согласно перлзу осознание само по себе является лечебным средством. Для того, чтобы понимать, что происходит в нас самих и окружающем мире, следовать своим потребностям и завершать гештальты, необходимы непрерывное осознавание, непрерывный контакт с собственным опытом. Осознавание у Перлза – род ненавязчивого внимания. Оно проявляется всегда на то, что происходит в

 

-11-

 

в настоящий момент, «здесь и сейчас». В «здесь и сейчас» отражается личность человека и его проблема. Если он сможет воспользоваться своим осознаванием, происходит изменение к лучшему. В этом лечебная суть осознавания. Наша задача – стремиться осознать то, что происходит с нами самими в любой жизненной ситуации (дома, на работе), и помогать нашим близким в этом осознавании.

Формирование и завершение гештальта – опыт индивида возникает на основе соотношения фигуры и фона. Конкретная ситуация, в которой оказывается индивид, состоит из осознавания индивидом самого себя, окружающих предметов и взаимоотношений между ними. Это осознавание взаимоотношений в конекретной ситуации и составляет гештальт, т.е. наполненную смыслом конфигурацию, целое. Формирование гештальтов это естественный процесс. Завершенный опыт (гештальт), успешно решенный в настоящем, отстраняется на задний план, в то время как на переднем плане возникает что-то новое. Жизнь это серия возникающих и завершающихся гештальтов. Если этот процесс происходит без осложнений. Если все гештальты завершаются, индивид осознает полностью все, что происходит в настоящем, действует и живет полностью в настоящем, т.е. следует принципу «здесь и теперь». Любой же опыт или стереотип, перенесенный из прошлого или что-либо ожидаемое в будущем, уменьшает объем энергии и внимания, используемый личностью в настоящем. А человек обладает определенным запасом энергии и чем больше энергии вкладывается в заботы о прошлом или тревогу о будущем, тем меньше энергии остается для настоящего, т.е. для ситуации «здесь и теперь».

Ясность гештальтов – ясное восприятие настоящего приводит к образованию «хороших гештальтов». Такие гештальты возникают, когда индивид не имеет незавершенного опыта, мешающего четкому восприятию настоящего. Ясные гештальты верны, понятны и мы их хорошо знаем. Они способствуют эффективному разрешению проблем.

Завершение – гештальттерапия использует важное свойство сознания человека – воспринимать неполно представленную информацию, как законченную и несущую смысл. Т.е. это тенденция задерживаться на незавершенном опыте, возвращаться к нему, переживать заново, хранить в себе невыплеснутые эмоции. Человеку нравится чувство завершенности. Завершенный опыт целостнен, он слиается с общим фоном жизненного опыта, уступая место другому гештальту.

 

 

-12-

 

Целостность – в каждом человеке есть стремление к целостности. Гештальт это целостность, которой присущи завершенность и значимость. В этом отличие гештальт-терапии от других подходов, учитывающих только некоторые части личности и игнорирующих все остальные (например, отрицают физическое, чтобы обрести умственное, или отрицают внутреннее, чтобы увидеть внешнее).

Личность – это основная ценность гештальттерапии. Согласно Перлзу, личность – это целостное единство, она самоценна и обладает способностью выбирать свой жизненный путь. Личность изнутри это система убеждений, отношений, понимания себя и окружающего мира. Здоровое функционирование личности подразумевает динамическое соотношение между восприятием и осознанием индивидом самого себя, других людей и окружающей среды. Согласно Перлзу, личность состоит из множества частей, что делает ее уникальной и неповторимой. От рождения человеку дано единое, целостное личностное начало, но по мере роста и развития разнообразные переживания, страхи, чувства ведут к потери некоторых ее частей. Эти потери порой очень тягостны, и гештальт-терапия помогает человеку вновь обрести потерянные части личности в некое целостное единство. Структурные аспекты личности это организм, самость и зоны осознания.

Организм – Перлз рассматривает человека во взаимодействии со средой, подчеркивая, что в этом взаимодействии участвует не только психика, но и тело человека. Он часто использует слово «организм», чтобы выразить идею о тесной связи и постоянном взаимодействии и взаимовлиянии психического и телесного. Организм это совокупность частей и органов, которые функционируют как целостная система, в полном соответствии с принципами формирования и завершения гештальта. Функционируя без помех, организм осуществляет саморегуляцию: индивид действует, удовлетворяя потребность, после удовлетворения потребность уходит в фон и гештальт заврешается, потом возникает новая потребность и т.д. Казалось бы тут проблем быть не должно, однако они есть. Человек рождается с наследственными тенденциями, в чем-то его ограничивающими (физически или психологически). И в результаты возникают психологические стили поведения, стереотипы, которые не всегда идеальны. Поэтому организм постоянно сталкивается с прошлым, по каким-то причинам незавершенным.

Самость – Перлз утверждает, что самость – это система контактов организма со средой, интегрирующая в себе все уровни потребностей. Самость оценивает ситуацию,

 

 

-13-

 

выбирает, какую потребность следует удовлетворить в первую очередь, какой способ защиты или вариант решения предпочесть и т.д. Это самость как процесс. Второй аспект самости – Я-концепция, она контролирует уместность решений, сделанных в момент взаимодействия со средой. Она развивается с детства и может быть изменена внешним воздействием, но эти изменения очень медленны.

Зоны осознания – способность формировать и завершать гештальты доступна тому. Кто может полностью осознавать себя в настоящий момент. Внутренняя зона осознания – это процессы, происходящие в нашем теле (боль, легкость, тепло, холод). Внешняя зона осознания – это совокупность внешних воздействий окружающей среды, которые человек воспринимает через свои сенсорные каналы (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус). Есть еще средняя зона осознания, ее составляют мысли, фантазии, отношения и другие мыслительные процессы. Перлз считал, что неврозы в результате перегрузки средней зоны за счет исключения из сознания событий внутренней и внешней зон. Находясь в средней зоне, мы главным образом живем в прощ=шлом и будущем (вспоминаем, строим планы), т.е. не живем в настоящем. Саморегуляция организма по Перлзу зависит от осознания настоящего и способности жить в полной мере «здесь и теперь».

Саморегуляция – согласно гештальт-терапии, человек функционирует на основе принципа саморегуляции. Когда организм регулируется согласно своей природе, индивид ведет себя спонтанно и естественно, пребывая в состоянии равновесия, мы обладаем энергией, которая дает нам возможность двигаться в любом направлении. В центре внимания гештальт-терапии – восстановление жизнерадостности и жизненной силы. При этом специалисты этого направления полагают: у каждого человека, осознающего свои проблемы, есть энергия, необходимая для саморегуляции. В гештальт-терапии различают 5 механизмов нарушения саморегуляции организма: интроекция (человек усваивает чувства, взгляды, убеждения других людей, которые вступают в противоречие с собственным опытом); ретрофлексия («поворот на себя», наблюдается в тех случаях когда потребности не могут быть удовлетворены из-за блокирования их социальной средой и тогда энергия направляется на самого себя. Например, это агрессивные чувства, ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах); проекция (человек отчуждает приущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции); дефлексия (уклонение от реального контакта – с людьми, ситуациями, проблемами); конфлуенция

 

-14-

 

(стирание границ между Я и окружением. Такие люди с трудом отличают свои чувства и желания от чужих).

Цикл прохождения гештальта – всякое удовлетворение потребности организмом это цикличный процесс, включающий в себя 8 этапов:

1й этап – отдых, организм находится в покое. Фон однородный, наполнен потребностями в форме желаний, мыслей, эмоций.

2й этап – возникновение потребностей, ощущается пробуждение по мере того, как одна из потребностей всплывает и становится фигурой (проблемой).

3й этап – пристальное внимание, организм тщательно изучает среду и самого себя, чтобы найти оптимальные пути удовлетворения потребности.

4й этап – выбор, организм выбирает один из вариантов удовлетворения потребности.

5й этап – действие, организм действует, изменяя что-то внутри себя или вступая во взаимодействие со средой.

6й этап – ассимиляция или неприятие, организм принимает новый материал (чувство или пищу) либо отвергает, как неуместный или ненужный.

7й этап – удовлетворение, организм переживает удовольствие от принятия и ли полезного неприятия.

8й этап – удаление, организм освобождается от напряжения, энергия при этом уходит вовнутрь, все готово для нового гештальта.

Если же мыв прерываем цикл, то потребность остается неудовлетворенной, гештальт незавершен, а при этом наблюдается «застевание», которое может привести к разным проблемам и нарушениям. Например, если человек не позволил себе выразить гнев, когда это настоятельно требовалось, то эта незавершенная эмоция может быть причиной непонятного раздражения или обиды, которые разрушают общение.

Зрелость личности – это понятие означает психическое здоровье и признак взрослости. Перлз определяет зрелость как доверие к собственному мнению и интуиции, саморегуляцию и самоконтроль, опору на собственные способности. Невротик стремится манипулировать людьми для удовлетворения своих нужд, а зрелый человек ищет в себе средство решения проблем, принимает на себя ответственность за свои решения, действия и их последствия.

Поляризация и идентификация – Поляризация это способ классификации всех явлений и образов на основе двубального оценочного критерия «или-или» (хороший-плохой, интересный-скучный). Поляризация возникает, когда индивид идентифицируется

-15-

 

с набором противоположных характеристик. Однако, подвергаясь такому делению, все большая часть опыта становится предсказуемой и индивид постепенно начинает чувствовать себя «наполовину живым». В гештальт-терапии полагают, что главный мотив к поляризации это борьба со страхом. Средства этой борьбы – контроль окружающей среды и самого себя. Простая же система категорий, основанная на полярной классификации, заменяет собой реальный мир и побуждает к контролю. Человеку спокойнее, когда он верит, что мир можно поделить на простые категории. Если он лишается этой надежды, возникает дискомфорт.

Дифференциация и интеграция – в здоровом саморегулирующемся организме процесс осознавания осуществляется быстро и спонтанно. Все части личности признаны и уравновешены. Однако в ранние годы развития процесс саморегуляции может быть нарушен, потому что человек отрицает некоторые части себя. Отрицание некоторых частей своей личности происходит через процесс идентификации: идентифицируясь с одним полюсом, индивид отрицает другой. При этом происходит блокада энергии, человек ощущает чувство безвыходности и не может решить возникающие проблемы. Результат – скрытый внутриличностный конфликт. Гештальт-терапия помогает человеку восстановить равновесие. Для этого нужно реабилитировать ранее отвергнутые части и вновь принять их. Этот процесс принятия и восстановление внутренней целостности называется интеграцией.

 

 

-16-

 

  1. Основные техники гештальт-терапии.

Гештальт-терапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из

которых заимствованы из других видов психотерапии, например психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Специалисты этого направления считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознования.

Гештальт-терапия может осуществляться в форме как индивидуальных, так и групповых сессий. При этом групповая работа в рамках гештальттерапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа здесь является резонатором. Хором, на фоне которого выступает солист.

Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, служит заключение контракта. В этом направлении психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При заключении контракта оговаривается этот апект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога – это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапев отслеживает механизмы прерывания клента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник – это проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности. Однако, четко разграничить эти техники можно только в теории, в практической работе они тесно взаимосвязаны.

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» - это место, на которое садится клиент, намеривающийся рассказать о своей проблемы. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы

 

-17-

становятся безмолвными слушателями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, именно чувствах, а не дают советы и не оценивают человека, сидящего на «горячем стуле».

Еще одной оригинальной гештальт-терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознование внешнего мира (что я вижу, слышу и т.д.), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и теперь», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую замешательство и напряжение. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент позволяет выполнить несколько функций: во-первых, он позволяет усилить ощущение настоящего (Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче); во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем); в-третьих, монолог-осознование является ценным материалом для терапии.

Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Или другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов «да, но..», не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.

Следующая техника, используемая в гештальт-терапии – техника челнока – направлена на расширение зоны осознавания. Эта техника связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура вербальная продукция клиента).

Терапевт. Когда вы говорите о своем одиночестве, у вас дрожат колени. (Фигура – телесные проявления; слова – фон). Усильте эту дрожь. Что вы чувствуете? (Фигура –

 

-18-

чувства; телесные проявления и вербальная конструкция одиночества – фон).

Клиент. Я чувствую страх. В моих коленях находится страх.

Терапевт. Как ваш страх связан с вашим одиночеством? (Фигура интеллектуальное понимание; фон – чувства и телесные проявления).

Клиент. Я боюсь людей.

Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот. Например, клиентка сообщает, что испытывает постоянное раздражение при общении со своей начальницей. Терапевт предлагает ей выбрать из группы человека, который вызывает у нее подобное чувство, и, реализуя принцип «здесь и теперь», работает с невротическими механизмами, проявляющимися в этих отношениях. Использование группы в качестве безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.

Наконец, к основным гешатльт-терапевтическим техникам относится «пустого стула». Она используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например, отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом между долгом, требованиями общества, совести и с другой стороны желаниями, эмоциями, спонтанностью. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.

Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Например, клиентка, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравиться общаться со студентами, читать лекции, с другой – работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Терапевт предлагает поместить клиентке на одном стуле ту часть личности, которая любит свою работу, а на другом – ту, которая тяготится работой. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиента вела диалог от их имени:

Клиентка (на левом стуле, уверенно). Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей.

 

-19-

Клиентка (на правом стуле, обращаясь к противоположной части). Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получится!

Терапевт. Кто так говорит в вашей реальной жизни?

Клиентка. Это мой отец. Он никогда не верил в меня.

Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела. Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Когда терапевт предложил ему высказаться от имени руки, то оказалось, что рука наказывает его за то, что он недостаточно хорош и силен. Говоря от имени колена, клиент сообщил о своем желании быть открытым, беззаботным. Веселым, легкомысленным. Таким образом, рука как бы говорила каким нужно быть и наказывала за непослушание, а колено пыталось схитрить, но сделать как хочется.

Еще одной интегрирующей техников в гештальт-терапии является техника работы с полярностями. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью. Клиенту, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпросить внимание участников группы, обращаться к ним с любыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-эспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант – сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам. Известен прием работы Перлза, когда он предложил студенту, испытывающему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть каждому человеку в глаза. После этой процедуры тревожноть заметно снизилась.

Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексий.

 

-20-

 

Важно, чтобы рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени. Например, клиент рассказывает о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Потом я вижу на тропинке собаку, она лает на меня. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь ее отогнать, но она лает еще сильнее. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, он сказал: «Я веду тебя к людям, к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание и проверить тебя на прочность». От имени палки: «Я только с виду крепкая. На самом деле я могу сломаться и собака легко меня перегрызет». Дальнейшая работа показала, что сон был связан с отношением клиента с женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно.

Как говорилось выше, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических направлений, но это делается для достижения специфической цели – обретения так называемой мудрости тела.

 

 

 

 

-21-

 

Заключение.

В гештальт-терапии нет жестких критериев того, каким должен быть человек. Гештальт-терапевты придерживаются теории парадоксальных изменений: человек начинает меняться тогда, когда он начинает принимать себя таким, каков он есть, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является. По этому поводу Перлз говорил: «Не толкай реку, она сама течет».

В результате гештальт-терапии клиент учится быть ответственным за ебя и свой выбор, за свои контакты с окружающими, становится аутентичной личностью – целостной, осознающей свои потребности, возможности и границы, открытой ко всему новому, полагающейся на свои чувства, способной к творческому приспособлению к окружающей среде. Снимаются табу на эмоциональность и ее проявления, наложенные обществом.

Важнейшим принципом гештальт-терапии является то, что ответственность за изменения лежат на клиенте, а терапевт лишь помогает ему расширить зону осознавания, хотя при этом и используются активные интервенции. Фрустрации, экспериментирование и т.д.

Гештальт-терапия имеет достаточно широкую сферу применения. Ее используют при работе с невротическими и психосоматическими расстройствами, при работе с детьми, в организационном и семейном консультировании. Некоторые гештальт-терапевты считают, что такая терапия может быть использвана даже при лечении психотических расстройств на стадии ремиссии и повысить социальную адаптивность таких пациентов.

 

 

-22-

 

Литература.

 

  1. Горянина В.А. Психология общения. – Академия, 2008.
  2. Ахмедов Т. Введение в общую психотерапию. Учебное пособие. – М.: АСТ, 2005.
  3. Романин А.Н. Основы психотерапии. – Ростов-на-Дону, 2004.
  4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия, 2002.
  5. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма /Пер. А.А. Рунихиной. – Воронеж, 1995.
  6. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. /Пер. Н.Б. Кедровой, А.Н. Кострикова. – М., 2000.

 

 

План реферата.

Введение …………………………………………………………………………………. 2

  1. История возникновения гештальт-терапии …………………………………...8
  2. Основные понятия гештальт-терапии …………………………………………10
  3. Основные техники гештальт-терапии ………………………………………….16

Заключение …………………………………………………………………………………21

Литература …………………………………………………………………………………22






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.