Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение религии






16.02

 

«Этапы эволюции/развития социологической мысли» Арон

Е.И. Аринин «Что такое религия: 500 определений термина с комментариями»

 

Дюркгейм, Элементарные формы религии:

Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным, верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемою церковью, всех, кто их принимает (наизусть)

Система - множ-во элементов со связями между этими элементами (системообразующие элементы);

Структура - топография системы, указание векторов связи (двухмерная, трехмерная), где можно проследить очередность элементов (пример: кристаллическая решетка не только система молекул, но и структура, поскольку точно известно каким образом они соединены)

Солидарная = стягивающая, не отталкивающая

Практика = только такая, которая касается табуированного

Все ли обособленное и запретное священно? Нет. Дюркгейм рассматривал первобытные религии и имел ввиду табу => У Дюркгейма недостаточное определение священного.

Не бывает аморальной общности Д. имеет ввиду социальное общество, т.к. бывают асоциальные общества. Есть спонтанно возникающие и распадающиеся общности, i.e. толпа – противоположность моральной общности

Если есть верования, то обязательно должны быть их носители, должны быть исполнители практик; если их нет, то религия мертва.

Для того, чтобы религия была живой необходима и практика и верования

 

Библия: с 13 в до н.э. (5 глава книги судей) до 2-3 в до н.э. (книга пророка Даниила)

Если есть верования, но нет ритуала - это не религия, так же наоборот.

Отто - феноменология, изучение священного/нуминозного, опора на Джеймса

Элементы нуминозного:

• тайно-страшащее

• тайно-влекущее

и то и другое переживается как момент величия

 

«Священное и мирское» Элиаде (koob.ru)

Красников «Методология классического религиоведения»

 

Флоренский, Столп и утверждение истины:

 

Религия есть, – или по крайней̆ мере притязает быть художницей̆ спасения, и дело ее – спасать. От чего же спасает нас религия? – Она спасает нас от нас, – спасает наш внутренний̆ мир от таящегося в нем хаоса. Она одолевает геенну, которая в нас, и языки которой̆, прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание. Она поражает гадов «великого и пространного» моря подсознательной̆ жизни, «им же несть числа», и ранит гнездящегося там змея. Она улаживает душу. А водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу. <...> И поэтому, если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистически – религия есть система таких действий̆ и переживаний, которые обеспечивают душе спасение»

 

• сотериологическая функция

• психотерапевтическая функция

 

Видно влияние Фрейда

механизмы: вытеснение, рационализация, активное забывание + сублимация (возвышение)

Мадонны = плод неудовлетворенного желания художников???????????

еще пример сублимации: «страдания юного вертера» Гете

религия – super ego, хаос/ад внутри нас – id

 

«Красная книга» Юнг

«Боги индоевропейцев» Дюмезиль

 

Архетипы связанные с искусством:

• архетипы круга и четверицы (квадрата): троица – усеченная четверица (умышленно изъято четвертое звено – богоматерь) – развитие софиологии Булгаковым

02.03

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.