Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте






В системе современного дошкольного воспитания, несмотря на то, что ежегодно разрабатывается и апробируется большое количество новых комплексных и предметно ориентированных программ (" Радость", " Золотой ключик", " Радуга", " Развитие", " Дошкольный проект Сороса", " Дом радости", " Детство" и др.), остаются " белые пятна", в отношении которых практически нет рекомендаций и пособий. Восполнение этого дефицита относится на счет индивидуальной инициативы воспитателей, консультирующих психологов-практиков или родителей, что далеко не всегда оправдано.

Одним из таких белых пятен, на наш взгляд, является проблема психосексуальной идентификации и психосексуального воспитания старших дошкольников. У ребенка к 6 годам под влиянием соответствующих образцов и стратегий родительского поведения должна сложиться характерная направленность в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же пола, что и он, которая будет определять его психологические и сексуальные особенности, социальное и межличностное поведение по мере взросления [В.Е.Каган, 1991; Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, 1988]. Психосексуальная идентичность создается за счет взаимодействия многих факторов: идентификации со взрослым и имитации его поведения; соответствующего внушения со стороны взрослого (родители информируют ребенка о том, что он (она) мальчик (девочка) и о соответствующих полу стереотипах поведения: " не плачь, ты же мальчик, будущий мужчина, а мужчины не плачут", " девочки должны быть аккуратными" и т.п.); поощрения за соответствующее полу поведения и порицания за несоответствующее; обучения стандартам поведения своего пола и т.д. Примерно с 2-х лет ребенок уже знает, кто он -- мальчик или девочка, хотя эти категории еще слабо наполнены содержанием, сравнивает себя с другими детьми по внешним признакам (одежде, прическе, игрушкам), узнает пол на изображениях людей и т.д., а к 5-6 годам образуется уже достаточно устойчивая система " роль/идентичность", и различия в поведении, высказываниях, самоотношении детей разного пола должны быть заметны.

Однако уже в дошкольном возрасте отмечается несовпадение половой принадлежности и полового поведения. Из-за ошибок или небрежности воспитания в наличных социальных условиях семьи ребенок утрачивает систему психосексуальных ориентиров и начинает отдаляться от стандартов половых ролей, соответствующих его полу. Проблема психосексуальной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются в неполных семьях (как правило, с одной матерью (реже -- отцом) или матерью и бабушкой по материнской линии) или семьях с искажением психосексуальных ролей (например, властная и энергичная бабушка выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая силу, власть, наказания и ответственность за принятие семейных решений, а мать (а в ряде случаев и отец) ребенка психологически уравнены с ним в позиции " ведомых"). Здесь дети, не имея необходимого психосексуального образца, вынуждены отождествляться с ролями и образцами противоположного пола (например, мальчики -- с матерью), что приводит к тому, что в будущем для них могут оказаться затрудненными межличностные контакты со сверстниками своего и противоположного пола, поиск интимного партнера, отношения с собственными детьми.

Распознавание отклонений в психосексуальной идентификации не всегда доступно близким к ребенку взрослым, а чаще они просто не замечаются или не воспринимаются как значимые. Как правило, проблема встает (и сразу остро) в тех случаях, когда, будучи порицаемым и даже наказанным за несоответствующее полу поведение, ребенок продолжает ему следовать, или же когда вследствие репрессивных родительских мер ребенок демонстрирует невротические реакции. Психолог, работающий в дошкольном учреждении, может уловить эти отклонения в 1) предпочтении определенных игр и игрушек; 2) выборе ролей в групповых играх (безусловно, дети обоих полов в равной степени могут играть " в войну" или " в дочки-матери", -- важна именно роль, которую в " мужской" или " женской" игре выберет, предпочтет дошкольник); 3) в общении со сверстниками (должна настораживать уже сама тяга к общению с детьми противоположного пола в сочетании с выраженным стремлением выглядеть, как они, подражать им даже по линиям незначимых, не наглядных признаков) и взрослыми (большая доверительность в общении даже с посторонними противоположного пола и отчуждение от собственного, стремление к контактам и общности жизни с " чужим" полом, подражание и т.д.); 4) в стремлении изменить одежду и внешность по стандартам " чужого" пола; 5) в неудовлетворенности своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы (" мальчишкам можно, а нам нельзя..."); 6) в индивидуальном стиле поведения (например, мальчики становятся более кокетливыми, грациозными, жеманными; девочки подчеркивают физическую силу, выносливость и т.п.); 7) в продуктах фантазии и творчества (например, рисование себя в одежде или в кругу представителей противоположного пола; рисование представителя противоположного пола при " безличной" инструкции " нарисуй человека"), содержании мечтаний и сновидений и т.д.

В рамках общественного воспитания и системы психологического консультирования в сложившихся условиях необходимо дополнительное разъяснение, формирование и поощрение индивидуальных форм маскулинного (для мальчиков) и фемининного (для девочек) поведения (в терминологии И.С.Кона), специальная коррекция со стороны психолога возможных отклонений в сторону идентификации с противоположным полом (при ошибочном внутрисемейном воспитании) через тренинг и выработку соответствующего когнитивного и эмоционального отношения. Представления о психологических, биологических и социальных особенностях своего пола и вытекающих отсюда стратегиях поведения, образцов построения отношений с людьми своего и противоположного пола должны быть включены в обязательный перечень знаний, умений, социальных навыков, подлежащих усвоению в дошкольном детстве. А поскольку идентификация себя со взрослыми своего пола начинается в неявном виде после 2-3-х лет, а более отчетливо к 5-6годам, то психосексуальному развитию важно придать статус необходимого аспекта воспитания уже в дошкольном детстве. Более того, мы видим необходимость включения соответствующих элементов и в тренинги родительской компетенции.

Занимаясь в течение многих лет подготовкой специалистов для системы дошкольного воспитания и психологов для семейного и возрастного консультирования, мы постоянно (а в последние годы особенно часто) сталкиваемся с просьбами помочь в решении конкретных вопросов, связанных с ошибками в психосексуальном воспитании. Действительно, что делать, если, например, ребенок воспитывается в семье без отца и влияния мужских образцов или в семье с искажением ролей? Что посоветовать, если шестилетний мальчик играет только с девочками и предпочитает девчачьи игры, одежду, банты, заколки и т.д., а общества сверстников своего пола избегает и даже боится? Что делать, если девочка ведет себя агрессивно и авторитарно, пугая и подавляя не только девочек-ровесниц, но и мальчиков своего возраста? Как деликатно просветить родителей в том, что необходимо прививать дошкольнику " мужские" (" женские") паттерны поведения до того, как у него появятся проблемы в отношениях со сверстниками и самим собой? Количество подобных проблем увеличивается вместе с ростом числа неполных и неблагополучных семей, а также в связи с почти тотальной неинформированностью родителей о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения.

Готов ли практический психолог к консультированию этих проблем? Опыт подсказывает, что, как правило, не только не готов, но и просто избегает их, потому что в лучшем случае он может догадаться о причине социальных или эмоциональных проблем ребенка, связанных с неверной идентификацией, и даже объяснить ее суть родителям, но дать более конкретные рекомендации, чем " Приобщайте к мужской роли... Пусть делает что-то вместе с папой... и т.д.", не может. Готов ли к этой работе воспитатель? Тем более нет. До сих пор реальное психосексуальное воспитание в практике работы дошкольных учреждений носит эпизодический характер и сводится к формальному заучиванию детьми стереотипных этических правил взаимоотношений полов.

Все сказанное создает необходимость разработки специальной программы, позволяющей в рамках дошкольного учреждения стимулировать идентификацию с соответствующими психосексуальными образцами, а в рамках психологической службы диагностировать и корректировать ее неблагоприятные варианты. Над созданием такой программы мы работаем уже в течение нескольких лет и имеем опыт ее апробации в МДОУ N 28 г. Тулы. Программа включает игры и занятия, содержание которых в той или иной мере касается проблем психосексуальной идентификации, переживания своей принадлежности к определенному полу и т.д.

Поскольку психосексуальная идентичность -- существенный элемент личностной идентичности, овладения категорией " Я" (вероятно, не ошибемся, если отметим, что чуть ли не 90% самосознания субъекта окрашено в " цвет" переживания своей психосексуальной принадлежности), при разработке игр и занятий мы учитывали следующие моменты: 1) к 6 годам дети должны эмоционально положительно переживать свою принадлежность к определенному полу и осознавать ее необратимость; 2) располагать общим набором индивидуальных психологических установок (дескрипторов, моделей) мальчика-будущего мужчины и девочки-будущей женщины на то, какими они должны быть уже сейчас и когда вырастут; 3) соотносить свое поведение с поведением взрослых мужчин (женщин); 4) лично соотносить себя с другими детьми своего и противоположного пола; 5) осознавать значение своей личности, как представителя пола для себя самого и для других, вырабатывать полоролевые идеалы, ценности, ориентации.

В разработке содержания игр и занятий учтены также возрастные особенности старших дошкольников, специфика становления детского самосознания и личности. В ходе занятий на базе имеющихся познавательных и личностных потребностей ребенка мы стремимся сформировать у него содержательные представления о психологических особенностях своей половой принадлежности, ее значении для самого ребенка и общества; о психосоциальных стандартах полоролевого поведения; частично о вопросах психосексуальной этики и морали и т.д. А реализация содержания занятий в эмоционально-действенной форме помогает в осуществлении переноса новых знаний (точнее, осознаний) в поведение, игры, самосознание дошкольников.

В данной работе мы приводим некоторые варианты игр и занятий для детей 5-7 лет, которые может использовать практический психолог (воспитатель) в первую очередь для диагностики существования проблем в сфере психосексуальной идентификации. При небольшой трансформации они могут использоваться для формирующей работы -- осознания ребенком необратимости и преимуществ принадлежности к определенному полу. Разумеется, мы далеки от мысли, что, используя только лишь подобные игры и задания, психолог разрешит психоидентификационные проблемы ребенка, поскольку основу компенсации составляет все же психокоррекционная работа с родителями ребенка по перестройке системы отношений с ним (особенно в тех случаях, когда ребенок " нежеланного" пола изначально воспитывался в стереотипах желанного). Предложенные игры мы рассматриваем как один из возможных фрагментов такой работы.

Занятие " Мне нравится..." Играют две равные по количеству команды девочек и мальчиков. В игре участвуют взрослые (родители) мужского и женского пола -- тоже участники " своих" команд. На первом этапе воспитатель (психолог) ставит перед командами вопрос " Почему нам, мальчикам (девочкам), нравится быть мальчиками (девочками)? ". Девочки отвечают на вопрос о девочках, мальчики -- о мальчиках. По установленному правилу та команда, которая приведет больше аргументов в " свою пользу", выигрывает, поэтому взрослые участники команд в случае явного перевеса команды противоположного пола подсказывает аргументы, чтобы в итоге вышла " ничья". На втором этапе команды меняются позициями и отвечают на вопрос " Почему им, девочкам (мальчикам), не хочется стать мальчиками (девочками)? ". Команды опять поочередно отвечают на него (мальчики -- о девочках и наоборот). На третьем этапе очки для " победы" должен принести в команду каждый участник, поэтому на вопрос " Почему мне нравится быть девочкой (мальчиком)? " теперь отвечает самостоятельно каждый ребенок. Учитывается любой ответ " в свою пользу". Взрослый участник по-прежнему делает подсказки в случае затруднений и обязательно уравнивает " счет". Психолог (воспитатель) подводит итог, обсуждая вместе с детьми, что хорошо быть и мальчиком, и девочкой. Это занятие полезно как для выявления детей с трудностями идентификации, так и для выделения и обогащения имеющихся у детей полоролевых представлений. Игра может быть использована и в парном варианте (ребенок-ребенок, взрослый-ребенок).

Занятие " Персонажи". В индивидуальной игре ребенку показывается набор карточек, на которых в пиктографической форме (чтобы нивелировать восприятие половых различий) изображены ситуации различного типа (в большей или меньшей мере специфичные для мальчиков и девочек): " двое детей играют в куклы (в машинки)", " ребенок помогает маме (папе)", " мама (папа) грозит пальцем ребенку", " взрослый и ребенок в магазине детской одежды собираются купить брючки (юбочку)", " один ребенок обижает другого", " ребенок стоит перед зеркалом, держит в руках бантик" и т.д. Ребенка просят назвать, где изображены мальчики, а где -- девочки и почему. В приведенном варианте задание удобно в установлении отклонений в идентификации, но его легко превратить в формирующее, если психолог выступит в качестве комментатора.

Занятие " Братья и сестры". Проводится с целью выявления знаний об особенностях ролевого поведения в форме беседы с заданными ситуациями типа " У мамы были дочка и сынок -- Катя и Ваня. Однажды мама попросила их помочь убирать квартиру. Как ты думаешь, что делал Ваня, а что -- Катя? ", " У близнецов Вани и Кати (вариант: Вани и Сережи; Кати и Оли) день рождения. Как ты думаешь, что им подарили? А что они хотели бы получить в подарок? ", " Катя и Ваня гуляли во дворе и увидели, что Витька (Светка) обижает маленькую Олечку (маленького Игорька), отбирает игрушки. Как ты думаешь, кто из них поможет Олечке (Игорьку)? ", " Катя и Ваня (варианты) едут на лето к бабушке. Мама разрешила им взять по одной, самой любимой, игрушке. Как ты думаешь, что возьмет Ваня? А Катя? " и т.д.

Занятие " Выбор". Игра с картонными куклами, моделирующими соответствующую ситуацию-дубль, подразумевающую необходимость выбора, например, кукла-папа ремонтирует машину, а кукла-мама печет на кухне пирожки -- ребенка просят присоединиться к одному из персонажей; кукла-воспитатель предлагает ребенку на утреннике исполнить роль мальчика или девочки -- чью роль предпочтет ребенок; в парикмахерской ребенок видит женский зал, где сидят девочки, и мужской -- ребенок должен выбрать, где он будет стричься; команды кукол-мальчиков и кукол-девочек перетягивают веревку -- к какой из команд присоединится ребенок, чтобы она выиграла?

Занятие " Сказка про мальчика (девочку)". Это динамичные истории, создаваемые по индивидуальным для каждого ребенка сценариям, но во всех случаях подчеркивающие преимущества того пола, к которому принадлежит ребенок. Основные требования к сказке: наличие двух персонажей противоположного пола (ребенок всегда совпадает со своим полом, а сочиняющий с ним сказку психолог берет на себя роль оставшегося персонажа), выполняющих вместе одну и ту же работу (достигающих одну и ту же цель); персонажу противоположного пола, хотя он тоже смелый, сильный, умелый, все же постоянно требуется помощь, поддержка, смекалка другого; в сказке задействованы ситуации, где требуются мужские (для мальчиков) и женские (для девочек) умения и виды деятельности: например, для мальчика по ходу придумывания надо вести гоночный автомобиль (" как ты думаешь, наверное, мальчик справится с этими лучше? "), взбираться на вершину, чтобы что-то достать (" наверное, у мальчиков руки сильнее, правда? "), отремонтировать мост (" мне кажется, у мальчика это получится лучше, а девочка пусть поможет"), воспользоваться молотком (отверткой, ножом), что-то починить и т.д.

Занятие " Если бы...". Психолог разговаривает с ребенком о том, какие сказки и истории он знает и любит. Выбрав одну из таких сказок (где герой одного пола с ребенком), он расспрашивает ребенка, за что он любит именно этого героя, какими качествами он обладает как представитель своего пола и т.д. Затем психолог выбирает сказку с главным героем противоположного пола и предлагает вместе порассуждать, как изменилась бы сказка, если бы, например, Белоснежка в ней превратилась в мальчика (Буратино в девочку).

Занятие " Найди и исправь ошибки". Психолог предлагает ребенку рассмотреть большую картинку, где изображены группки детей, играющие или занимающиеся подходящими полу делами (например, панорама дачного отдыха возле озера). На картине намеренно допущены ошибки (например, в руках у мальчика кукла, хотя у других мальчиков в группе в руках предметы для игры " в войну"; девочка привязывает мальчику бантик в группке других девочек; мальчик в кругу девочек, которых женщина учит вышивать; в окне дома видна повариха, возле которой стоит мальчик; на скамеечке сидят женщины с колясками и рядом с ними -- мальчик с кукольной коляской и т.п.) Вместе с психологом, который комментирует занятие, ребенок ищет и исправляет " ошибки", подчеркивая интересность и полезность соответствующих полу занятий.

Занятие " Символы". Психолог показывает детям изображения разных животных (бабочка, кошка, щенок, олень, жираф, орел и др.) и предметов (ружье, автомобиль, книга, плоскогубцы, кастрюля, иголка, цветок и др.) и просит аргументированно соотнести их с определенным полом. Если у ребенка возникают затруднения, психолог подсказывает аргументы, апеллируя к опыту и эмоциональному отношению ребенка.

Занятие " Подарки для родителей". Ребенку дается разделенный пополам лист бумаги. На каждой половине имеется по 4-6 одинаковых незавершенных графических фрагментов (элементы 2, 5, 6, 7, 8 взяты из теста Вартегга). Психолог просит ребенка нарисовать, используя эти фрагменты, подарки для мамы (слева) и подарки для папы (справа).

Занятие " Чемодан". Психолог просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. На листе бумаги нарисованы два " прозрачных" чемодана, которые с помощью карандашей надо " наполнить" соответствующими полу вещами. Вариант игры: папа (мама) привезли подарки сыну (дочке).

Занятие " Имена". Психолог выкладывает перед ребенком вырезанные из бумаги фигурки мальчиков и девочек и предлагает игру: он будет называть имена, а ребенок будет решать, кому какое имя подойдет. В списке имен психолога есть обычные имена для детей разного пола (Сережа, Юля, Наташа) и имена, которые дают как мальчикам, так и девочкам (Саша, Женя, Валя). Психолог следит за выбором ребенка, в неоднозначных случаях в беседе с ребенком выясняет, кому -- мальчику или девочке -- имя подходит больше; хотел бы он, чтобы у него было такое " двойное" имя и т.д.

Занятие " Страна мальчишек (девчонок)". Психолог предлагает ребенку пофантазировать: будто бы он, мальчик, попадает в волшебную страну, где живут только девочки. Как он станет себя вести? Будет поступать, как девочки, или продемонстрирует преимущества сильного пола?

Занятие " Профессии". Психолог показывает детям картинки с изображением разных видов профессионального труда (субъект труда ребенку не виден) -- школа, больница, библиотека, завод, космодром и т.д. Его просят ответить, какая профессия ему по душе; кому больше подходит та или иная профессия -- мужчинам или женщинам -- и почему.

Занятие " Чьи вещи? ". Психолог предлагает ребенку карточки с изображениями предметов, соотнесенных с полом (одежда, игрушки, орудия), которые нужно разложить в три группы: " только для мальчиков (мужчин)", " только для девочек (женщин)", " общее".

Занятие " Тебе бы хотелось? ". Ребенка просят аргументированно ответить на вопросы типа " Ты скоро пойдешь в школу. Тебе бы хотелось, чтобы учителем был мужчина (женщина)? Почему? ", " Школьники могут записаться в разные кружки. Девочки записываются в кружок домоводства, там они учатся шить, вязать, готовить, красиво причесываться, ухаживать за малышами и т.п. А мальчики записываются в кружок, где научат столярничать, чинить электроприборы, ремонтировать сантехнику и т.д. В какой кружок тебе бы хотелось? ", " Представь, что ты простудился и тебе вызвали врача. Тебе бы хотелось, чтобы врачом оказался мужчина или женщина? ", " Представь, что в детском саду ставят спектакль про зверей-мальчиков (зайчат, медвежат) и зверей-девочек (белочек, мышек). Тебе бы хотелось играть роль зайчонка или белочки? ", " Когда ты вырастешь, тебе бы хотелось выбрать профессию, как у мамы или как у папы? " и т.д.

Занятие " Близкие". Используются фрагменты методики Рене Жиля для выявления предпочтения ребенком взрослых того или иного пола.

Использование подобных игр показывает, что привлечение внимания ребенка к преимуществам своего пола, расширение системы признаков, составляющих психосексуальный образец пола, ознакомление с различными вариантами " сильного" и " слабого" поведения представителей своего пола и т.д. стимулирует глубинную работу по самоидентификации и способно дать компенсационный эффект.

Литература

1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.

2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.