Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толерантность - ресурс конструктивного межэтнического и межконфессионального диалога.






Все усложняющееся религиозное и культурное многообразие — характерная тенденция современного мироустройства, во многом порождающая и негативные следствия плюралистического основания социокультурного многообразия. Вызов плюрализма и актуализации различий выражается в мультиплицировании частных интересов и, как следствие, актуализирует необходимость поиска общего знаменателя для их согласования. Необходимость соблюдения членами различных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, толерантности, представляется достаточно очевидной. Но практика свидетельствует и о том, что толерантность труднодостижима в силу той же первоначальной посылки: существование разных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций. Оборотной стороной увеличения культурного многообразия является порождение им проблемы сосуществования групп людей, во многом стимулирующей эскалацию нетерпимости и ксенофобии.

 

Объективные и субъективные предпосылки религиозной ксенофобии в современной России обусловлены рядом причин — социально-политического, экономического, культурно-идеологического, правового характера. Эти причины связаны с трансформационными процессами, происходящими, как в мире, так и в нашей стране. Отсутствие идейных ориентиров — внятных, основанных на положительных отечественных, интернациональных и гуманистических традициях, разрушение ценностно-нормативных регуляторов повышает уровень ксенофобии, во многом заполняющей идейный вакуум.

Очевидно, что в ряде причин межконфессиональной розни кроется значительный пласт социальных проблем, среди которых наиболее значимыми представляются вопросы нелегальной миграции, воспитания и образования молодежи, ее занятости и увлечений и, в целом, комплекс острых социально-экономических вопросов, вынуждающий население искать пути выплеска своего недовольства. Существующее на сегодняшний день в стране невежество в вопросах религиозных учений выступает отличной подпиткой для взращивания религиозной нетерпимости и ксенофобии. Поэтому для преодоления религиозной ксенофобии необходимы комплексные усилия в различных сферах, а также создание атмосферы толерантности и диалога как альтернативы для атмосферы, порождающей нетерпимость.

Для установления толерантных, доброжелательных отношений в конфессиональной сфере, кроме использования права, необходимо утверждение в обществе толерантных традиций, общей культуры, воспитываемой с детства. Огромное значение имеет организация образования и воспитания, когда преподавание знаний о различных религиях должно привести к двум выводам: с одной стороныобеспечить свободный выбор религии, с другой — сформировать у школьников установку доброжелательного отношения к любому религиозному и мировоззренческому выбору на основе знаний всего культурного достояния. Для установления толерантного климата в российском обществе необходимо проведение культурно-идеологических акций в комплексе с решением острых социально-экономических проблем, причем последним в ряде случаев придается первостепенное значение: прежде всего повышение уровня доверия к властным институтам, противодействие коррупции, стабилизация социально-экономической ситуации.

Рассматривая различные аспекты установления толерантных взаимоотношений и преодоления религиозной нетерпимости, можно предложить осуществлять необходимые меры нормативно-правового, социально-экономического и культурно-идеологического характера в контексте формирования широкого диалога государства и общества с участием основных российских конфессий. Для этого разумным представляется следующее: с опорой на российский исторический опыт, совместно с традиционными конфессиями сформировать соответствующую государственную политику (а если необходимо, изменить принципы существующей), которая бы в своей основе учитывала недостатки в борьбе с религиозным экстремизмом; подключать к взаимодействию с органами государственной власти деятелей религиозных объединений по всем вопросам; расширять и повсеместно внедрять институт религиоведческой экспертизы.

С другой стороны, установления доброжелательных отношений — это в большой степени и работа самих религиозных организаций, поэтому государство и его институты должны активизировать работу по формированию квалифицированных, лояльных религиозных лидеров. Необходимы серьезные усилия по повышению образовательного уровня духовенства, созданию образовательных центров, в том числе и в России, где такое духовенство могло бы получать подготовку. Основной целью культурно-идеологических мер по установлению толерантных религиозных взаимоотношений является как выработка граждан­ской позиции, так и использование традиционного потенциала толерантности повседневности. Востребованными представляются программы дополнительного профессионального образования, повышающие профессиональную компетентность в вопросах формирования толерантных отношений в обществе и противодействия экстремизму, нацеленные на учителей и преподавателей вузов, социальных работников, руководителей разных уровней, работников СМИ, государственных и муниципальных служащих, представителей правоохранительных органов.

Таким образом, наиболее адекватной представляется позиция, отвечающая принципам светскости, толерантности, равноправия религиозных объединений. Это позволит гражданам объективно оценивать информацию о тех или иных религиозных течениях, как традиционных, так и нетрадиционных, критически воспринимать религиозные лозунги и декларации, формировать навыки самостоятельного мышления.

Для утверждения идей толерантности и противодействия экстремизму в России чрезвычайно важно задействовать миротворческий и гуманистический потенциал массовых традиционных религиозных организаций, особенно в сфере милосердия и благотворительности, а также в тех аспектах общечеловеческих гуманитарных ценностей, в которой большинство религий являются единомышленниками. Поэтому в просветительской и пропагандистской деятельности необходимо акцентировать внимание не на том, что их разделяет, а наоборот, на объединительных моментах. В контексте взаимодействия властных и гражданских структур в рамках реализации стратегии межкультурного диалога на локальном уровне перед местными властями стоит важная задача создания базы для партнерского диалогового сотрудничества: поддержка деятельности религиозных организаций на принципах уважения и равенства, религиозного нейтралитета, открытости и инновационности — с целью найти правильный баланс между безразличием и вмешательством, занять роль посредника в процессе межкультурного взаимодействия локальных групп, направляя свои усилия на образовательную, урбанистическую, социальную сферы.

Задание 2. На основе работы с текстом дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Какие факторы способствуют межконфессиональному диалогу между исламом и христианством по мнению автора текста?
  2. В чем цель такого диалога и как он может повлиять на российское общество?
  3. На основании каких документов осуществляется такой диалог?
  4. Что общего можно выделить в подходах ислама и православия к межконфессиональной терпимости и диалогу?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.