Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сомнение третье






 

Некоторые люди полагают, что наш призыв к следованию Сунне и непринятию тех взглядов Имамов, которые противоречат ей, означает полный отказ от следования их взглядам и получения пользы от их иджтихада и мнений.

 

Ответ:

Подобное утверждение настолько далеко от истины, насколько только это возможно. Более того, оно абсолютно лживо, поскольку наши предыдущие слова со всей ясностью свидетельствуют об обратном. Все, к чему мы призываем, сводится к тому, чтобы перестать обращаться с мазхабом как с верой (дин), ставить его на один уровень с Кораном и Сунной в тех случаях, когда происходит обращение к мазхабу при возникновении спора либо извлечении нового суждения по ранее не

недостоверным такой хадис, который был ему не по душе, даже если существовало единодушное мнение (ученых), что этот хадис является достоверным.

 

Вышеупомянутый подход самым наглядным образом продемонстрирован им в обсуждении хадисов, содержащихся в его предыдущей книге ''Фикх ас-Сира'', где он разъясняет свою методологию принятия недостоверных хадисов и отказа от достоверных, основываясь лишь на тексте самого хадиса.

 

Отсюда читатель может заметить, что объективный подход к хадису с точки зрения критики (его цепочки передатчиков) не имеет ценности в глазах данного автора, ибо он противоречит «обоснованному анализу», который сильно отличается у разных людей, ибо то, что является истиной для одного, может представляться ложью для другого! Тем самым весь Ислам становится зависимым от личных причуд, не имея ни принципов, ни источников отсылки, кроме личного мнения. Это сильно отличается от подхода ведущих исламских ученых из ранних поколений мусульман, (которые руководствовались принципом,) что «иснад (т. е. цепочка передатчиков хадиса) – это часть религии; если бы не иснад, то люди бы говорили, что им вздумается».

 

Последняя из вышеупомянутых книг выявила людям его му’тазилитскую методологию, его тупое неуважение к имамам-хадисоведам и к их многовековым усилиям, направленным на служение Сунне и различению достоверных преданий от недостоверных, а также отсутствие у него признания усилий имамов-правоведов, заложивших принципы (фикха) и развивших на их основе другие положения, ибо автор этой книги берет от одних и оставляет от других то, что пожелает, не проявляя последовательности к каким бы то ни было принципам или основам!


возникавшему вопросу. Ведь именно так в наше время делают изучающие право при установлении новых положений, касающихся личных вопросов человека, брака, развода и т.д. вместо того, чтобы обращаться к Корану и Сунне для различения правильного от неправильного, истины от лжи. Они обосновывают свои действия тем, что «их расхождения – это милость», а также собственной мыслью, преследующей, по их мнению, предоставление всяческих разрешений, поблажек и облегчений! Как прекрасно сказал Сулейман ат-Тайми (да будет милостив к нему Аллах!): «Если бы ты принял разрешения каждого ученого, то собрал бы в себе всякое зло». Это передал Ибн 'Абд аль-Барр в ''Джами Байан аль-'Ильм'' (2/91-91), сказав после цитирования вышеупомянутых слов: «На этот счет существует иджма (единодушное мнение ученых). Мне неизвестно о каком-либо расхождении (по данному вопросу)». Именно всяческое стремление к разрешениям ради самих разрешений мы порицаем, а это согласуется с иджмой, как вы видите сами.

Что же касается обращения к высказываниям Имамов, получения пользы от их взглядов, а также помощи от их умозаключений в понимании истины там, где они разошлись, и где нет прямого и ясного указания в Коране и Сунне, либо же существует необходимость в уточнении (какого-либо вопроса), то мы не отвергаем это. На самом деле, мы, наоборот, повелеваем это и побуждаем к этому, ибо от этого ожидается великая польза для любого, кто идет по пути, руководствуясь Кораном и Сунной.

Ученый Ибн 'Абд аль-Барр (да будет милостив к нему Аллах!) сказал в «Байан аль-'Ильм» (2/172): «Таким образом, брат мой, ты должен сохранять основы и уделять им внимание. И знай, что тот, кто заботится о сохранности сунн и правил, содержащихся в Коране, кто анализирует мнения правоведов в качестве вспомогательного средства при собственном иджтихаде, а анализ – это ключ к различным путям (решения вопроса) и толкование совокупности сунн, которые могут быть многозначны, - такой человек не следует безоговорочно мнению ни одного из правоведов так, как необходимо следовать суннам при любых обстоятельствах. Он не следует правоведам без анализирования (их аргументов) и в то же время не пренебрегает тем, что приняли сами ученые из сохраненных сунн и размышлений над ними. Наоборот, этот человек следует за ними в исследовании, понимании и анализе, благодарен им за их усилия, от которых он получает пользу и предостережение, восхваляет их за правильные умозаключения, а их большинство, однако не избавляет их от ошибок, ибо они сами не считали себя свободными от них: именно таков человек, стремящийся к знаниям, который придерживается пути праведных предков (салафов), достиг счастья, созерцает собственное благоразумие и следует Сунне своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и руководству сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах!). Однако тот, кто отстраняется от анализирования, отказывается от вышеупомянутого метода, вступает в спор с нормами, соответствующими Сунне, руководствуясь собственным мнением, и желает использовать их только там, куда вывело его собственное умозаключение, – такой человек заблуждается сам и вводит в заблуждение других. Более того, тот, кто несведущ в том, о чем мы упомянули выше, и безответственно занимается вынесением фетв, не обладая знанием, такой человек еще более слеп и находится на еще более заблудшем пути». {Конец цитаты Ибн 'Абд аль-Барра. – прим. переводчика}

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.