Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в) ношение мужчинами золотых колец

А) придание Всевышнему Аллаху сотоварищей

Мы видели многих паломников, которые впадают в многобожие (ширк). Например, они обращаются за помощью не к Аллаху, а к мертвым из числа пророков и праведников, взывают с мольбами к ним, а не к Аллаху, приносят им клятвы и обеты, возвеличивая и почитая их. Тем самым они делают недействительным свой хадж, ведь Всевышний сказал:

ل ئ ن أ ش ر ك ت ل ي ح ب ط ن ع م ل ك

«Если ты станешь приобщать (Аллаху) сотоварищей, то тщетными будут твои деяния»

(сура «Толпы», аят 65).

 

Б) сбривание бороды

Это деяние относится к нечестию (фиск), и оно содержит в себе четыре противоречия Шариату, которые упомянуты в первоисточнике данной книги.

 

в) ношение мужчинами золотых колец

Это деяние согласно Шариату строго запрещено (харам). Ношение тех видов колец, которые называются сегодня «обручальными», делает это деяние еще более тяжким, ибо в этом содержится уподобление христианам.

 

Второе:

Каждому паломнику, который не гонит с собой жертвенное животное[2], следует вознамериться совершить хадж ат-таматту’, поскольку, во-первых, это было последним велением пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, своим сподвижникам, во-вторых, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, разгневался на тех сподвижников, которые не поспешили выполнить его веление и прервать свой хадж в пользу умры, и, в-третьих, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения». Когда один из сподвижников спросил его: «Этот прерванный нами хадж в пользу умры предписан нам только в нынешнем году или навсегда?», – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: «Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения, и это (предписано вам) на вечные времена, на вечные времена»[3]. По этой причине посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, приказал Фатиме и своим женам, да будет доволен ими всеми Аллах, выйти из состояния ихрама после совершения умры для совершения хаджа. Именно поэтому Ибн Аббас говорил: «Тот, кто совершил обход Каабы, выходит из состояния ихрама. Такова Сунна вашего пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, даже если вы не желаете (так поступать)»[4].

Таким образом, каждый паломник, который не пригнал с собой жертвенное животное, должен произнести тальбию для совершения умры в один из трех месяцев хаджа. Что же касается того, кто произнес тальбию для совершения хаджа аль-ифрад или аль-кыран, а затем он узнал о велении посланника, да пребудет над мир и благословение Аллаха, прервать хадж в пользу умры, то ему следует поспешить выполнить приказ пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, даже если он уже прибыл в Мекку, совершив обход Каабы и ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Таким образом, он должен выйти из состояния ихрама, а в день ат-тарвия, 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа, он произносит тальбию для совершения хаджа.

ي ا أ ي ه ا ا ل ذ ي ن آ م ن و ا ا س ت ج ي ب و ا ل ل ه و ل ل ر س و ل إ ذ ا د ع ا ك م ل م ا ي ح ي ي ك م

«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (Сура «Добыча», аят 24)[5].

 

Третье:

Остерегайся пропустить ночевку в Мине перед отправлением на Арафат, поскольку она обязательна (уаджиб). Так поступил посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и он это приказал, сказав: «Берите от меня ваши обряды …».

Также тебе следует ночевать в Муздалифе, пока не совершишь (в ней) рассветный намаз. Если же ты пропустишь ночевку в Муздалифе, то непременно соверши в ней рассветный намаз, поскольку это является обязательным (уаджиб). Более того, это является одним из столпов хаджа (рукн) согласно наиболее вескому мнению исследователей-богословов. Исключение делается лишь для женщин и слабых людей, которым разрешено уезжать из Муздалифы по прошествии половины ночи, о чем речь пойдет далее.

 

Четвертое:

Приложи все свои силы, чтобы не пройти ни перед одним из молящихся в Заповедной Мечети (аль-Масджид аль-Харам), не говоря уже о других мечетях, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся знал какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок было бы лучше для него, чем пройти перед ним!».

Этот хадис носит всеобщий характер, и он касается каждого проходящего и молящегося. Здесь следует отметить, что хадис, в котором говорится об исключении для проходящего (перед молящимся) в Заповедной Мечети, не является достоверным. Также паломнику следует молиться как в этой, так и в других мечетях, отгородившись какой-либо преградой (сутра), о чем передается во многих хадисах. Кроме того, об этом говорится в преданиях о некоторых сподвижниках, приведенных в первоисточнике данной книги.

 

Пятое:

Почтенные и уважаемые ученые, встречаясь с паломниками, должны обучать их обрядам хаджа и его правилам, соответствующим Корану и Сунне. В то же время это не должно отвлекать их от призыва к единобожию, являющемуся основой Ислама, ради которой были отправлены посланники и ниспосланы Священные Писания. Мы увидели, что многие из встречавшихся нам паломников, среди которых были даже те, кто относил себя к когорте ученых, находились в абсолютном неведении о сути единобожия и его виде. Также мы увидели, что многие паломники проявляют полную беспечность в отношении необходимости возвращения мусульман – несмотря на их различные мазхабы и множество группировок – к единому слову и сплоченности, основанному на Коране и Сунне, в вопросах вероубеждения, правовых суждений, общественных взаимоотношений, нравственности, политики, экономики и других сфер жизни. Они должны помнить, что любой взывающий глас и любая реформаторская деятельность, не опирающаяся на эту истинную основу и этот Прямой Путь, обречена на провал, и мусульмане не пожнут никаких плодов, кроме раскола и слабости, позора и унижения. Реалии сегодняшнего дня наилучший тому свидетель. И лишь к Аллаху мы взываем о помощи!

Нет ничего страшного в том, чтобы в период хаджа вести полемику тем, что лучше, поскольку запретны во время хаджа лишь те споры, которые ведутся с помощью лжи, а это, в свою очередь, запретно не только в хадже, как, например, проявление нечестия (фиск), которое также запрещено во время хаджа. Однако это не относится к той полемике, которую приказано вести, исходя из следующих слов Всевышнего:

ا د ع إ ل ى س ب ي ل ر ب ك ب ا ل ح ك م ة و ا ل م و ع ظ ة ا ل ح س ن ة و ج ا د ل ه م ب ا ل ت ي ه ي أ ح س ن

«Призывай к пути Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом!» (Сура «Пчелы», аят 125).

Вместе с тем призывающий должен знать, что если он заметит бесполезность ведения полемики с оппонентом, поскольку тот слепо придерживается своего мазхаба либо мнения, и что если он продолжит с ним спор, то это, возможно, приведет к недозволенным вещам, то лучше оставить спор с оппонентом, следуя хадису пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха: “ Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже будучи правым ”[6].

 

НЕТ ГРЕХА В ТОМ, ЧТОБЫ:

 

К числу того, что необходимо соблюдать призывающим, относится облегчение (жизни) для людей в целом, и для паломников в частности, поскольку облегчение является одной из основ священного Шариата. Ведь, как известно, облегчение действует до тех пор, пока нет противоположного ему шариатского текста, однако если по какому-либо вопросу дошел шариатский текст, то недозволено вводить облегчение на основании собственного мнения. Подобный подход является той самой золотой серединой, которой необходимо придерживаться каждому призывающему, и после этого уже не имеют значения мнения людей, их возражения и их слова: такой-то слишком строг или такой-то слишком мягок.

Существуют поступки, являющиеся разрешенными для паломников (в состоянии ихрама), однако они избегают их из-за вынесенных некоторыми людьми фетв, которые противоречат вышеупомянутому правилу. Я посчитал целесообразным указать на них:

1) Разрешено совершать полное омовение даже при отсутствии в нем необходимости. А необходимость полного омовения наступает, к примеру, по причине поллюции. Кроме того, при мытье разрешено тереть голову. Все это достоверно установлено от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, о чем передается в обоих «Сахихах» и в других сборниках хадисов от Абу Аййуба аль-Ансари[7].

2) Разрешено чесать голову, даже если в результате этого выпадет несколько волос, о чем свидетельствует вышеупомянутый хадис Абу Аййуба. Об этом также сказал шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Всевышний Аллах.

3) Разрешено делать кровопускание, даже если для этого потребуется сбрить волосы в той части тела, где производится кровопускание. Это дозволено, поскольку пророку, да пребудет над мир и благословение Аллаха, было сделано кровопускание на темени, когда он находился в состоянии ихрама, а это можно было сделать только сбрив часть волос. Таково также мнение Ибн Таймиййи и ученых ханбалитского мазхаба. Однако последние обязывали паломника принести искупительное действие (фидья), не подкрепляя это мнение шариатским доводом (далиль). Более того, это мнение опровергается кровопусканием самому пророку, да пребудет над мир и благословение Аллаха, ведь если бы он совершил искупительное действие, то об этом было бы непременно передано рассказчиком хадиса, однако тот факт, что он ограничился лишь упоминанием о сделанном пророку, да пребудет над мир и благословение Аллаха, кровопускании, ничего не сказав об искупительном действии, является шариатским доводом в пользу того, что он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, его не совершил. Таким образом правильным является мнение Ибн Таймиййи, да будет милостив к нему Всевышний Аллах.

4) Разрешено вдыхать запахи ароматических растений (райхан) и подрезать сломанный ноготь. На эту тему передаются предания, упомянутые в первоисточнике данной книги.

5) Разрешено укрываться от солнца в палатке либо в поднятой одежде, о чем достоверно передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Также дозволено укрываться от солнца в паланкине, как раньше, либо под зонтиком и в машине, как в наши дни. Обязывание паломников принести за это искупление относится к проявлению чрезмерной строгости в религии (ташаддуд), не подкрепленной шариатским доводом. Наоборот, здравый взгляд на этот вопрос не выявит различия между укрытием от солнца в палатке, что установлено в Сунне, и укрытием от солнца в паланкине и ему подобных вещах, о чем передается от имама Ахмада, например, в «Манар ас-Сабиль» (1/246). Что же касается некоторых групп паломников, снимающих крыши автомобилей (для укрытия в тени), то это является внесением в религию того, что не дозволил Господь миров.

6) Паломнику разрешается поддерживать свой изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. переводчика), используя пояс или обычный ремень, либо просто завязав его в узел в случае необходимости. Ему также дозволено носить перстень. Обо всем этом сообщается в некоторых преданиях. Кроме того, разрешено носить часы и очки, а также хранить деньги в кошельке, который вешается на шею.

Все вышеперечисленные дела попадают под вышеупомянутую основу. При этом некоторые из них подтверждаются хадисами пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и преданиями сподвижников. А Всемогущий и Великий Аллах говорит:

ي ر ي د ا ل ل ه ب ك م ا ل ي س ر و ل ا ي ر ي د ب ك م ا ل ع س ر

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «Корова», аят 185).

 

Хвала же за это надлежит Аллаху, Господу миров!

 


ДЕЙСТВИЯ ПЕРЕД ВХОЖДЕНИЕМ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА

1. Тому, кто решил совершить хадж или только умру, желательно (мустахабб) совершить полное омовение перед вхождением в состояние ихрама. Это также относится к женщинам, у которых месячные либо послеродовое кровотечение.

 

2. Затем мужчина облачается в любую одежду на свой выбор, которая не скроена по форме какой-либо части человеческого тела. Подобное одеяние называется исламскими правоведами «несшитое» (гайр аль-махыт). Таким образом, паломник надевает изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. переводчика) и рида (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи – прим. переводчика) либо подобные им одеяния, а также сандалии или другую обувь, надеваемую на ноги для их предохранения (от ран, порезов и т.п.). При этом края обуви не должны покрывать лодыжки.

 

3. Паломнику запрещено носить шапку, чалму и любой другой головной убор, который непосредственно покрывает голову. Это правило относится к мужчинам. Что же касается женщины, то она не должна снимать ни один предмет одежды, предписанной Шариатом, за исключением того, что ей не следует закрывать свое лицо вуалью (никаб [8]), чадрой (бурку'), покрывалом (лисам) или платком (миндиль), а также ей не следует носить перчатки (куффазан [9]). Так, пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Находящемуся в состоянии ихрама не следует носить рубашку, чалму, плащ, шаровары, любую одежду, которая окрашена желтым деревом (варс) либо шафраном, и кожаные носки, если только он не сможет найти сандалии, (ибо тогда кожаные носки носить можно)[10]«. Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, также сказал: «Женщине, находящейся в состоянии ихрама, не следует надевать никаб и носить перчатки»[11].

При этом, женщине, находящейся в состоянии ихрама, разрешено прикрывать свое лицо чем-либо наподобие покрывала (хымар) или женского одеяния в виде покрывала (джильбаб), которое с головы опускается на лицо, даже, согласно наиболее правильному мнению ученых, если оно касается лица, однако при условии, что она не завязывает его на себе, о чем сказал Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Всевышний Аллах.

 

4. Можно облачиться в ихрам до пересечения миката[12] – даже находясь в своем доме – как поступили посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и его сподвижники. В этом содержится облегчение для тех паломников, кто прибывает для совершения хаджа на самолете и не имеет возможности надеть ихрам в микате. Им разрешено садиться в самолет, будучи облаченными в ихрам, однако (в самолете) они должны войти в состояние ихрама лишь незадолго до пересечения миката, дабы не получилось так, что паломник пропустил микат, так и не войдя в состояние ихрама.

 

5. Следует умастить свое тело ароматическими маслами и благовониями. При этом можно использовать любые благовония, у которых есть запах, но нет цвета. Однако это не относится к женщинам, поскольку они умащаются тем, что имеет цвет, а не запах. Все это следует сделать до того, как паломник вознамерится войти в состояние ихрама около миката. Если же он захочет умаститься благовониями после вхождения в состояние ихрама, то делать это строго запрещено (харам).

ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА И

СВЯЗАННОЕ С ЭТИМ НАМЕРЕНИЕ

6. Когда паломник достигнет миката, он должен войти в состояние ихрама. При чем просто наличие в сердце цели и намерения совершить хадж недостаточно, поскольку цель (совершить хадж) постоянно была в его сердце с того самого момента, как он уехал из места своего проживания. Наоборот, он должен произнести слово либо совершить дело, посредством которого он станет паломником, находящимся в состоянии ихрама. Поэтому, если он возгласит тальбию с целью вхождения в состояние ихрама, то, согласно единодушному мнению ученых, его вхождение в состояние ихрама считается состоявшимся.

 

7. Не следует произносить ничего перед возглашением тальбии. К примеру, нельзя говорить: «Аллахумма инни уриду аль-хадж уа аль-‘умра, фа-йассирху ли уа такаббальху минни…» («О, Аллах! Поистине, я хочу совершить хадж и умру, так облегчи же мне его и прими его от меня…»), поскольку об этом ничего не передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Это подобно произнесению намерения для омовения, намаза и поста, что является религиозным новшеством, а ведь известно, что пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, каждое религиозное новшество – это ересь, каждая ересь – это заблуждение, а каждое заблуждение в адском Огне».

 

МЕСТА ВХОЖДЕНИЯ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА (МИКАТЫ)

8. Существует пять микатов: Зу-ль-Хулейфа, аль-Джухфа, Карн аль-Маназиль, Яламлам и Зат ‘Ирк. Эти микаты предназначены для жителей этих мест и для тех, кто пересекает их, желая совершить хадж или умру. Тот паломник, чей дом находится ближе к Мекке, чем эти места, входит в состояние ихрама из своего дома, включая мекканцев, которые входят в состояние ихрама в Мекке.

Зу-ль-Хулейфа – место вхождения в ихрам для мединцев. Оно является поселением, расположенным на расстоянии шести-семи миль от Медины. Этот микат находится дальше всех остальных микатов от Мекки. Расстояние между ними составляет десять переходов (марахиль) либо чуть больше или меньше в зависимости от того, по какой дороге считать. Из этого места в Мекку ведет множество путей, о чем сказал шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа. Это местечко также называется Вади аль-‘Акик, а мечеть, расположенная в ней, – Масджид аш-Шаджара (Мечеть Дерева). Здесь также находится колодец, который невежественные люди называют «колодцем Али», веря, что Али якобы убил около него джинна. Рассказ об этом является ложью.

Аль-Джухфа – поселение, расположенное на расстоянии около трех переходов от Мекки. Оно является микатомдля жителей аш-Шама, Египта, а также Медины, если они пересекают его, направляясь (в Мекку) по другому пути. Ибн Таймиййа сказал: «Это местечко является микатом для паломников, прибывающих с западного направления, например, для жителей аш-Шама, Египта и остальных (стран), расположенных к западу. В наши дни это поселение разрушено, поэтому люди стали входить в состояние ихрама до него, в месте, которое называется Рабига».

Карн аль-Маназиль, который также называется Карн ас-Саалиб, находится неподалеку от Мекки на расстоянии суточного перехода. Это место является микатом для жителей Неджда.

Яламлам – местечко, расположенное от Мекки в двух ночных переходах на расстоянии тридцати миль. Оно является микатом для жителей Йемена.

Зат ‘Ирк – место в Аравийской пустыне, являющееся разделительным пунктом между районами Неджд и Тихама. Находясь в сорока двух милях от Мекки, это место является микатом для жителей Ирака.

 

ВЕЛЕНИЕ ПРОРОКА,

ДА ПРЕБУДЕТ НАД НИМ МИР И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА,

СОВЕРШАТЬ ХАДЖ АТ-ТАМАТТУ’

9. Когда паломник хочет войти в состояние ихрама, то если он совершает хадж аль-кыран, пригнав с собой жертвенное животное, он говорит:

ل ب ي ك ا ل ل ه م ب ح ج ة و ع م ر ة

«Ляббайка Аллахумма би-хаджатин уа умра»

«Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) хадж и умру»;

 

Если паломник не пригнал с собой жертвенное животное – а это лучше – то ему необходимо произнести тальбию только для совершения умры, сказав:

ل ب ي ك ا ل ل ه م ب ع م ر ة

«Ляббайка Аллахумма би-умра»

«Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру».

 

Если же паломник произнес тальбию только для совершения хаджа, то ему следует прервать его в пользу умры, подчиняясь соответствующему приказу пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, который сказал: «Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения», сцепив пальцы рук. Он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, также сказал: «О, семейство Мухаммада! Тот из вас, кто совершает хадж, пусть возгласит о (совершении) умры в хадже»[13]. Это и является совершением умры с хаджем (т.е. хадж ат-таматту’ – прим. переводчика).

 

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ХАДЖА

10. Если паломник опасается, что какая-либо причина может помешать ему совершить хадж до конца – будь то болезнь или страх –, то при произнесении тальбии он может обусловить свой хадж пред Всевышним Господом, сказав то, чему научил посланник, да пребудет над мир и благословение Аллаха:

ا ل ل ه م م ِ ح ِ ل ّ ي ح ي ث ح ب س ت ن ي

«Аллахумма михилли хайсу хабастани»

«О Аллах, мое место вхождения в ихрам там, где Ты меня задержал»[14].

 

Поэтому, если паломник поступит так, и его что-то задержит или он заболеет, то ему разрешено выйти из состояния ихрама при совершении хаджа или умры, и ему не надо будет приносить в жертву животное в качестве искупления и снова повторять хадж, если только это не был его первый хадж, являющийся обязательным, который в таком случае следует совершить заново.

 

11. Не существует специального намаза по случаю вхождения в ихрам. Однако если паломника застало время намаза до вхождения в ихрам, то он должен помолиться, а после намаза войти в состояние ихрама. Примером для него служит посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, который вошел в состояние ихрама после полуденной молитвы.

 

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА В ВАДИ АЛЬ-‘АКИК

12. Однако тому, кто входит в состояние ихрама в Зу-ль-Хулейфе, желательно помолиться в ней, однако не по случаю вхождения в ихрам, а из-за особенностей этого места и его благословенности. Так, аль-Бухари привел хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как в Вади аль-‘Акык посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: “ Сегодня ночью ко мне явился посланец от Господа моего и сказал: «Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “Умратан фи хаджатин” {(Я совершаю) умру в хадже»} (в другой версии этого хадиса передается: “ умратан уа хаджатан ” («Я совершаю) умру и хадж»).

Также передают от Ибн ‘Умара, что пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал, что, остановившись на ночлег (му’аррис [15]) в Зу-ль-Хулейфе, внутри вади, он увидел сон (в другой версии этого хадса передается: «ему приснился сон»), в котором ему было сказано: «Поистине, ты – в долине благословенной!»[16].

 

ТАЛЬБИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ЕЕ ПРОИЗНЕСЕНИИ

13. Затем паломник, стоя[17], обращается лицом к кибле, после чего произносит тальбию для совершения умры либо хаджа и умры, о чем речь шла ранее, и говорит:

ا ل ل ه م ه ذ ه ح ج ة ل ا ر ي ا ء و ل ا س م ع ة

«Аллахумма хазихи хиджжа, ля рийа уа ля сум’а»

«О Аллах, этот хадж, нет (в нем) показухи и стремления к славе!»[18].

 

14. Затем он произносит тальбию пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха:

ل ب ي ك ا ل ل ه م ل ب ي ك ل ب ي ك ل ا ش ر ي ك ل ك ل ب ي ك إ ن ا ل ح م د و ا ل ن ع م ة ل ك و ا ل م ل ك ل ا ش ر ي ك ل ك

1) “ Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка

«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежит милость и владычество! Нет у Тебя сотоварища!»

Он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не прибавлял чего-либо к этой тальбии.

 

2) К числу тальбий пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, относилась также такая:

ل ب ي ك إ ل ه ا ل ح ق

Ляббейк, иляха-ль-хакк

«Вот я перед Тобой, Бог истины!»

 

15. Придерживаться тальбии пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, лучше, несмотря на то, что дополнения к ней разрешены, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, ничего не сказал тем людям, которые добавляли к его тальбии следующие слова: “Ляббейка Заль-Мааридж, Ляббейка Заль-Фавадиль” («Вот я перед Тобой, Владыка ступеней! Вот я перед тобой, Владыка милостей!»).

А Ибн ‘Умар прибавлял к этой тальбии следующие слова: “Ляббейка уа са’дайка, ва-ль-хайр би-йадейка, ва-р-рагба иляйка ва-ль’амаль” («Вот я перед Тобой и благодаря Твоей помощи покорен Тебе, благо в Твоих Руках, и (я обращаю свои) устремления к Тебе и дела!»)[19].

 

16. Паломнику велено повышать голос при произнесении тальбии, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне явился Джибриль и велел мне приказать своим сподвижникам и тем, кто со мной, повышать свои голоса при произнесении тальбии»[20]. Также посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучший хадж – это громкое произнесение (слов) тальбии и пускание крови жертвенного животного»[21]. Поэтому, войдя в состояние ихрама, сподвижники пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не успевали достичь (местечка) ар-Рауха, как их голоса уже были охрипшими[22]. Кроме того, пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Я будто вижу, как Муса, мир ему, спускается со склона, громко взывая ко Всевышнему Аллаху (со словами) тальбии»[23].

 

17. В том, что касается тальбии, женщины подобны мужчинам, поскольку два предыдущих хадиса носят всобщий характер. Поэтому им также следует повышать свой голос, если только нет опасений, что это может вызвать искушение (фитна). Так, Айша, да будет доволен ею Аллах, повышала свой голос до такой степени, что ее слышали мужчины. Абу ‘Атыйа сказал: «Я слышал, как Айша говорила: “Поистине, я знаю, какой была тальбия посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха”, – после чего я слышал, как она произносила тальбию: “ Ляббейк Аллаахумма ляббейка!...” (и далее до конца)»[24].

Аль-Касим бин Мухаммад передал: «Однажды ночью Муавиййа вышел один и, услышав произносящий тальбию голос, спросил: “Кто это? ” Ему ответили: “Айша, мать правоверных, совершающая умру из ат-Тан’има”. Когда об этом упомянули Айше, она сказала: “Если бы он спросил меня, то я сообщила бы ему”«[25].

 

18. Следует непрерывно повторять тальбию, поскольку, во-первых, она относится к «обрядам хаджа»[26], а, во-вторых, пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Едва только произносящий тальбию произносит ее слова, как тут же произносит тальбию то, что (находится) справа и слева от него – деревья, камни и глина – пока не закончится земля здесь и там, справа и слева от него»[27]. Особенно это следует делать всякий раз, когда паломник поднимается на какую-нибудь возвышенность или спускается в вади, исходя из хадиса, который был приведен чуть ранее: «Я будто вижу, как Муса, мир ему, спускается со склона, громко взывая ко Всевышнему Аллаху (со словами) тальбии». В другом же хадисе передается: «Я будто вижу, как он спустился в вади, произнося тальбию»[28].

 

19. Вместе с тальбией можно произносить и тахлиль (т.е. слова: «Ля иляха илля-Ллах», – прим. переводчика), поскольку Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я вышел вместе с посланником Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и он не переставал произносить тальбию, пока не бросил камешки в большой столб (джамрат аль-акаба), за исключением того, что вместе с тальбией он произносил такбир (т.е. слова: «Аллаху акбар» – прим. переводчика) либо тахлиль”[29].

 

20. Когда паломник достигнет заповедной территории Мекки и увидит дома Мекки, ему следует прекратить произносить тальбию[30], чтобы посвятить себя занятию другими обрядами, о которых речь пойдет далее.

 

СОВЕРШЕНИЕ ПОЛНОГО ОМОВЕНИЯ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В МЕККУ

21. Тому, у кого есть возможность, следует совершить полное омовение перед вступлением в Мекку, а также вступить в нее днем, следуя примеру посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха[31].

 

22. Следует вступать в Мекку с верхней стороны, где в наши дни расположены ворота аль-Ма’ля (баб аль-Ма’ля), поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, вступил в Мекку через верхний перевал (со стороны местечка) Када[32], возвышающийся над кладбищем, и вошел в (Заповедную) Мечеть через ворота Бани Шейба, ибо это кратчайший путь, ведущий к Черному камню.

 

23. Паломник также может вступить в Мекку через любой путь, который он пожелает, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Каждое ущелье Мекки является путем и местом для жертвоприношений». В другом же хадисе сказано: «Вся Мекка является проходным путем: входят в нее оттуда и выходят оттуда»[33].

 

24. Если ты входишь в Мечеть, то не забудь вступить в нее с правой ноги[34] и сказать:

ا ل ل ه م ص ل ّ ع ل ى م ح م د و س ل م ، ا ل ل ه م ا ف ت ح ل ي أ ب و ا ب ر ح م ت ك

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин уа саллим! Аллахумма-фтах ли абваба рахматика!

«О Аллах, благослови Мухаммада и ниспошли ему мир! О Аллах, открой для меня врата Своего милосердия!»[35]; либо же следует сказать:

أ ع و ذ ب ا ل ل ه ا ل ع ظ ي م ، و ب و ج ه ه ا ل ك ر ي م ، و س ل ط ا ن ه ا ل ق د ي م ، م ن ا ل ش ي ط ا ن ا ل ر ج ي م

“А’узу би-Лляхи-ль-‘Азым, уа би ваджхихи-ль-кярим, уа султанихи-ль-кадим мин аш-шайтани-р-раджим! ”

«Я прибегаю к Великому Аллаху, к Его Благословенному Лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана!»)[36].

 

25. Когда паломник увидит Каабу, он может воздеть вверх руки, если пожелает, поскольку это установлено от Ибн ‘Аббаса[37].

 

26. От пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не установлено произнесение здесь какой-то особой мольбы, поэтому паломник может обратиться к Аллаху с любой мольбой, которую пожелает. Если же он захочет воззвать с той мольбой, которую произнес ‘Умар: «Аллахумма анта-с-Салям уа минка-с-салям, фа-хаййина раббана би-с-салям!» (О Аллах, Ты – Мир[38] и от Тебя – мир[39], так оживи же нас, Господь наш, миром[40]«), – то будет хорошо, поскольку это установлено от него, да будет доволен им Аллах[41].

 

ОБХОД КААБЫ, СОВЕРШАЕМЫЙ ПО ПРИБЫТИИ В МЕККУ

(ТАУАФ АЛЬ-КУДУМ)

 

27. Затем паломник устремляется к Черному камню, обращается к нему лицом и произносит такбир (т.е. говорит: «Аллаху акбар» – прим. переводчика). Что же касается произнесения слов: «Бисми-Ллях» перед такбиром, то об этом достоверно передается от Ибн ‘Умара как о его действии. Ошибаются те, кто возводит это действие к пророку, да пребудет над мир и благословение Аллаха.

 

28. После этого он прикасается к Черному камню своей рукой и целует его. Также паломник совершает на него земной поклон (саджда), ибо так поступали посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, ‘Умар и Ибн ‘Аббас[42].

 

29. Если нет возможности поцеловать Черный камень, следует прикоснуться к Черному камню своей рукой, после чего поцеловать ее.

 

30. Если же нет возможности прикоснуться к Черному камню, следует указать на него рукой.

 

31. Все это следует делать во время каждого круга при обходе Каабы.

 

32. При этом не следует вытеснять людей, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «О, ‘Умар! Ты сильный мужчина, так не причиняй же вреда слабым! Если ты захочешь прикоснуться к (Черному) камню, то прикоснись к нему, если будет свободно! Если же не будет (свободно), то обратись к нему лицом и произнеси такбир!»[43].

 

33. В прикосновении к Черному камню содержится огромное благо, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, Аллах оживит Черный камень в День Воскресения, и у него будут два глаза, которыми он станет взирать, и язык, которым он станет говорить. И он будет свидетельствовать в пользу каждого, кто прикоснулся к нему с истиной [44]«[45]. Также пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Прикосновение к Черному камню и к йеменскому углу удаляет грехи»[46]. Кроме того, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Черный каменьиз Рая. Он был белее снега, пока грехи многобожников не сделали его черным»[47].

 

34. Затем паломник начинает обход Каабы, которая должна находиться по левую руку от совершающего обход. Во время семикратного обхода Каабы следует проходить за стеной (аль-хиджр [48]). При этом прохождение от Черного камня до Черного камня считается за один круг. С самого начала этого обхода Каабы и вплоть до его завершения мужчинам следует обнажить правое плечо[49]. Первые три круга, от Черного камня до Черного камня, необходимо пройти быстрым шагом, а оставшиеся четыре – обычным шагом.

 

35. Во время каждого круга следует прикоснуться рукой к йеменскому углу, но при этом его нельзя целовать. Если же не удается к нему прикоснуться, то в Шариате не узаконено указывать на него рукой.

 

36. Проходя между йеменским углом и Черным камнем, следует сказать:

ر ب ن ا آ ت ن ا ف ي ا ل د ن ي ا ح س ن ة ، و ف ي ا ل آ خ ر ة ح س ن ة ، و ق ن ا ع ذ ا ب ا ل ن ا ر

Раббана, атина фи-д-дунья хасанатан уа фи-ль-ахирати хасанатан вакына азаба-н-нар

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне!», (Cура «Корова», аят 201)[50].

 

37. Не следует прикасаться к двум Сирийским углам Каабы, следуя примеру пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха[51].

ПРИЖИМАНИЕ К МЕСТУ, НАХОДЯЩЕМУСЯ МЕЖДУ УГЛОМ И ДВЕРЬЮ

38. Паломник может прижаться к месту, находящемуся между Углом, (куда вделан Черный камень), и Дверью (Каабы): возложить на него свою грудь, лицо и предплечья[52].

 

39. Нет каких-либо определенных слов поминания Аллаха при совершении обхода Каабы. Паломник может читать из Корана и из слов поминания Аллаха то, что пожелает, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Обход Дома (Аллаха) является молитвой (салят), за исключением того, что Аллах разрешил во время него разговаривать. Тот же, кто (во время обхода Каабы) будет разговаривать, пусть говорит только благое», а в другой версии хадиса передается: «… пусть во время него поменьше говорит»[53].

 

40. Нельзя совершать обход Каабы обнаженному человеку либо женщине во время месячных, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «(Начиная со следующего года) ни один обнаженный не совершит обход Дома (Аллаха)»[54], а во время прощального паломничества он сказал Айше, когда она прибыла для совершения ‘умры: «Выполняй все, что делает паломник, но только не обходи Дом (Аллаха) [ и не молись, ] пока не очистишься!»[55].

 

41. Когда паломник завершит седьмой круг, он прикрывает правое плечо, направляется к месту (стояния) Ибрахима и читает:

و ا ت خ ذ و ا م ن م ق ا م إ ب ر ا ه ي م م ص ل ى

«Ва-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла»

«Избирите же место (стояния) Ибрахима местом моления» (сура «Корова», аят 125).

 

42. Он становится так, чтобы место (стояния) Ибрахима было между ним и Каабой и совершает около него намаз в два рак’ата.

 

43. Он читает в них (суры, начинающиеся со слов): ق ل ي ا أ ي ه ا ا ل ك ا ف ر و ن «Скажи: «О вы, неверующие! …»» [56] и ق ل ه و ا ل ل ه أ ح د «Скажи: «Он, Аллах, Один…»» [57].

 

44. Ни в коем случае нельзя здесь проходить перед молящимся, а также нельзя никому позволять проходить перед собой, если молишься сам, из-за соответствующего запрета, содержащегося в хадисах, которые носят общий характер, а также из-за отсутствия установленного исключения, которое действовало бы в отношении Заповедной Мечети, а тем более всей Мекки! [58]

 

45. Затем, закончив молиться, паломник идет к источнику Зам-Зам, пьет из него воду и льет ее себе на голову. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Вода Зам-Зам для того, для чего ее пьют»[59]. Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, также сказал: «Поистине, она (т.е. вода Зам-Зам – прим. переводчика) благословенна, являясь пищей, которая питает [, и исцелением от болезней ][60]. Кроме того, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха: «Лучшей водой на земле является вода Зам-Зам. В ней один из видов пищи и исцеление от болезней»[61].

 

46. Затем паломник возвращается к Черному камню, произносит такбир и прикасается к нему так же, как было разъяснено ранее.

 

РИТУАЛЬНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ (САЙ) МЕЖДУ АС-САФОЙ И АЛЬ-МАРВОЙ

47. Затем паломник возвращается назад, чтобы совершить ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Приблизившись к ас-Сафе, он читает следующие слова Всевышнего:

 

إ ن ا ل ص ف ا و ا ل م ر و ة م ن ش ع ا ئ ر ا ل ل ه ف م ن ح ج ا ل ب ي ت ا و ا ع ت م ر ف ل ا ج ن ا ح ع ل ي ه ا ن ي ط ّ و ف ب ه م ا ، و م ن ت ط و ع خ ي ر ا ً ف إ ن ا ل ل ه ش ا ك ر ٌ ع ل ي م

 

«Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша'аири-Ллях, фаман хаджжа-ль-байта ауиътамара фаля джунаха ‘аляйхи ай-й-йаттаввафа бихима, уа ман татавваа хайран фа-инна-Ллаха Шакирун ‘Алим»

«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или умру, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий» (сура «Корова», аят 158), а также говорит:

ن ب د أ ب م ا ب د أ ا ل ل ه ب ه

«Набда'у би-ма бада'а-Ллаху би-хи»

«Мы начинаем с того, с чего начал Аллах»

 

48. Затем он начинает (обряд сай) с ас-Сафы и поднимается на нее, пока не увидит Каабу[62].

49. Он обращается лицом к Каабе, произносит свидетельство единобожия и возвеличивает Аллаха (такбир), говоря:

ا ل ل ه أ ك ب ر ا ل ل ه أ ك ب ر ا ل ل ه أ ك ب ر

ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه و ح د ه ل ا ش ر ي ك ل ه ، ل ه ا ل م ل ك و ل ه ا ل ح م د ، ي ح ي ي و ي م ي ت ، و ه و ع ل ى ك ل ش ي ء ق د ي ر ، ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه و ح د ه ل ا ش ر ي ك ل ه ، أ ن ج ز و ع د ه ، و ن ص ر ع ب د ه ، و ه ز م ا ل أ ح ز ا ب و ح د ه

«Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар!

Ля иляха илля-Ллаху уахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку уа ляхуль хамду йухьйи уа йумиту уа хууа ‘аля кулли шай’ин кадиир! Ля иляха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху анджаза ваъдаху уа насара ‘абдаху уа хазамаль ахзаба уахдаху»

«Аллах Превелик, Аллах Превелик, Аллах Превелик!

Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он властен над всем сущим! Нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища! Он выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена»[63].

Паломник произносит вышеприведенные слова три раза и обращается к Аллаху с мольбами в промежутках между ними[64].

 

50. Затем он спускается, чтобы совершить ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте сай, ибо Аллах предписал вам сай»[65].

 

51. Он идет шагом до указателя, который находится слева и справа и обозначен зеленым цветом. Дойдя до первой отметки, он начинает быстро бежать, пока не достигнет следующей отметки. Во времена пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, на этом участке находилось пересохшее вади аль-Абтах, дно которого было усыпано мелкими камешками. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «(Вади) аль-Абтах следует преодолевать быстро»[66].

После этого паломник идет обычным шагом, пока не достигнет аль-Марвы. Он поднимается на нее и совершает здесь все то же самое, что и на ас-Сафе: обращается лицом к Каабе, произносит такбиры и свидетельство единобожия и обращается к Аллаху с мольбами[67]. Это прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой считается за один раз.

 

52. Затем он возвращается назад, пока не поднимется на ас-Сафу: он проходит обычным шагом то место, где следует идти шагом, и бежит в том месте, которое предназначено для сая. Это будет считаться вторым прохождением между ас-Сафой и аль-Марвой.

 

53. Затем он возвращается на аль-Марву. И так он поступает до тех пор, пока не совершит семь прохождений, последнее из которых завершится на аль-Марве.

 

54. Дозволено совершать прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой на передвижном средстве. Однако пророку, да пребудет над мир и благословение Аллаха, нравилось совершать этот обряд пешком[68].

 

55. Если паломник во время обряда сай обратится к Аллаху с такой мольбой:

ر ب ا غ ف ر و ا ر ح م ، إ ن ك أ ن ت ا ل أ ع ز ا ل أ ك ر م

«Рабби-гфир ва-рхам, иннакя анта-ль-а’аззу-ль-акрам»

 

«Господи, прости и помилуй, ибо Ты – Самый Великий и Великодушный!», – то в этом нет ничего плохого, поскольку эта мольба установлена от целой группы праведных предшественников[69].

 

56. Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он укорачивает волосы на своей голове[70], и на том его умра заканчивается. Ему становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама, и он продолжает пребывать, не находясь в состоянии ихрама, до наступления дня ат-тарвия (т.е. до 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа – прим. переводчика).

 

57. Тот, кто вошел в состояние ихрама, не намереваясь совместить умру с хаджем, и не пригнал с собой жертвенного животного из места своего проживания, должен выйти из состояния ихрама, следуя приказу пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и избегая того, что вызвало его гнев. Тот же, кто пригнал с собой жертвенное животное, продолжает пребывать в состоянии ихрама и выходит из него только после того, как совершит ритуальное бросание камешков в День Жертвоприношения.


ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ТАЛЬБИИ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ХАДЖА

В ДЕНЬ АТ-ТАРВИЯ

 

58. Когда наступит день ат-тарвия, соответствующий 8-ому числу месяца Зу-ль-Хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал в микате при вхождении в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, умащение благовониями, облачение в изар и риду и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, пока не бросит камешки в большой столб (джамрат аль-акаба).

 

59. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания. Люди, проживающие в Мекке, входят в состояние ихрама в ней.

 

60. Затем он отправляется в Мину и совершает в ней полуденный намаз (зухр). Он ночует в Мине и совершает в ней остальные пять намазов, сокращая их, но не совмещая.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ К АРАФАТУ

61. После восхода солнца в День Арафата паломник направляется к Арафату, произнося тальбию и такбир. Так поступали сподвижники пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, когда он находился среди них во время прощального хаджа: он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не порицал ни того, кто произносил слова тальбии, ни того, кто произносил такбир[71].

 

62. Затем он останавливается в Намире[72] – местечке поблизости от Арафата, не относящемся к территории Арафата – и остается там до полудня.

 

63. Как только солнце начнет клониться (к закату[73]), паломник отправляется к (вади) Урана и там останавливается[74]. Это место находится перед Арафатом. В нем имам обращается к людям с соответствующей проповедью (хутба).

 

64. Затем имам совершает вместе с людьми полуденный (зухр) и предвечерний намазы (‘аср), сокращая и совмещая их во время, отведенное для полуденного намаза.

 

65. Для обоих этих намазов возвещается один азан и два икамата.

 

66. Между двумя этими намазами не совершаются никакие другие намазы[75].

67. Тот, кому не удастся совершить эти два намаза с имамом, точно так же совершает их один либо вместе с подобными ему людьми, которые находятся рядом[76].

 

СТОЯНИЕ НА АРАФАТЕ

68. Затем паломник направляется на Арафат и останавливается около больших камней, рассеянных у подножия горы ар-Рахма (джабаль ар-Рахма). Если же ему не удастся это сделать, то вся (долина) Арафат является местом стояния.

 

69. Он стоит, обратившись лицом к кибле, воздев вверх руки, взывая с мольбами к Аллаху и произнося тальбию.

 

70. Он часто произносит тахлиль (т.е. слова «Ля иляха илля-Ллах», «Нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха» – прим. переводчика). Поистине, эти слова являются наилучшей мольбой в День Арафата, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая (мольба), которую произносил я и пророки (до меня) вечером (‘ашиййа[77]) в День Арафата (, является следующей):

ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه و ح د ه ل ا ش ر ي ك ل ه ، ل ه ا ل م ل ك و ل ه ا ل ح م د و ه و ع ل ى ك ل ش ي ء ق د ي ر

«Ля иляха илля-Ллаху уахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хууа ‘аля кулли шай’ин кадиир!»

«Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, и Он властен над всем сущим!»[78].

 

71. Иногда паломнику дозволено добавлять к тальбии следующие слова:

إ ن م ا ا ل خ ي ر خ ي ر ا ل آ خ ر ة

«Иннамаль-хайр, хайру-ль-ахыра»

«Истинное благо – это благо Последней жизни»[79].

 

72. Согласно Сунне стоящий на Арафате не должен поститься в этот день.

 

73. Таким образом, он не перестает поминать Аллаха, произносить тальбию и обращаться с теми мольбами, которые пожелает, надеясь, что Всевышний Аллах включит его в число тех, кто будет освобожден от адского огня, и кем будет хвалиться Аллах перед ангелами, о чем говорится в следующих хадисах:

«Нет (другого такого) дня, когда Аллах освобождал бы от адского огня больше (Своих) рабов, чем в День Арафата. Поистине, Он приближается (к ним), а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: “Что хотят эти (люди)? ”«[80];

«Поистине, Аллах хвалится людьми на Арафате пред обитателями небес (т.е. ангелами – прим. переводчика) и говорит: “Посмотрите на Моих рабов, которые пришли ко Мне с растрепанными волосами и покрытые пылью! ” «[81].

Паломник продолжает все это совершать вплоть до заката солнца.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЗ АРАФАТА

 

74. После заката солнца паломник перемещается из Арафата в Муздалифу, соблюдая тишину и спокойствие. Он не теснит людей ни собственноручно, ни своим верховым животным, ни своей машиной. Если он найдет свободное место, то начинает двигаться быстрее.

 

75. Добравшись до Муздалифы, он возглашает азан, затем икамат и совершает закатный намаз (магриб) в три рак’ата, после чего возглашает икамат и совершает ночной намаз (‘иша) в сокращенной форме. Тем самым он совмещает закатный и ночной намазы.

 

76. Если паломник разделит два этих намаза по какой-либо причине, то это не навредит ему[82].

 

77. При этом не следует совершать никаких (дополнительных) молитв ни между двумя этими намазами, ни после ночного намаза (‘иша)[83].

 

78. Затем он ложится спать до рассвета.

 

79. Как только появятся первые проблески зари, он совершает рассветный намаз (фаджр) в самое раннее время, отведенное для этой молитвы, возгласив азан и икамат.

 

СОВЕРШЕНИЕ РАССВЕТНОГО НАМАЗА В МУЗДАЛИФЕ

80. Всем паломникам следует совершать рассветный намаз в Муздалифе, за исключением слабых людей и женщин, которым дозволено покидать Муздалифу по прошествии половины ночи из-за боязни столпотворения.

 

81. Затем он приходит к аль-Маш'ар аль-Харам (гора, расположенная в Муздалифе), поднимается на нее и обращается лицом к кибле. Он восхваляет Аллаха (тахмид), возвеличивает Его (такбир), произносит слова: «Ля иляха илля-Ллах» (тахлиль), провозглашает свидетельство единобожия и взывает с мольбами к Аллаху. Он продолжает это делать, пока не станет совсем светло.

 

82. Вся Муздалифа является местом стояния. Где бы ни стоял паломник в Муздалифе, это разрешено.

 

83. Затем до восхода солнца он направляется к Мине, соблюдая спокойствие и произнося тальбию.

 

84. Достигнув долины Мухассир, он, если есть возможность, начинает двигаться быстрее. Мухассир является частью Мины.

 

85. После этого он избирает среднюю дорогу, которая выведет его к большому столбу (аль-джамрат аль-кубра).

 

РИТУАЛЬНОЕ БРОСАНИЕ КАМЕШКОВ

86. Паломник собирает в Мине камешки, которые он будет бросать в большой столб (джамрат аль-акаба [84]), являющийся последним из столбов и находящийся ближе всего к Мекке.

 

87. Он обращается лицом к столбу и становится так, чтобы Мекка была слева от него, а Мина – справа.

 

88. Он бросает семь камешков размером с аль-хазф, т.е. этот камешек должен быть чуть больше горошины (хуммуса).

 

89. При каждом броске камешка он произносит слова «Аллаху акбар» («Аллах Превелик!»)[85].

 

90. Он перестает произносить тальбию, бросив последний камешек[86].

 

91. Паломник начинает бросать камешки только после восхода солнца, даже если совершающий хадж является женщиной либо слабым человеком, которым разрешено покидать Муздалифу по прошествии половины ночи. Дело в том, что это две совершенно разные вещи: покидать Муздалифу – это одно, а бросание камешков – это другое[87].

 

92. Он может бросить камешки после полудня, вплоть до наступления ночи, если ему будет затруднительно бросить их до полудня, как установлено в хадисе.

 

93. Когда паломник закончит бросание камешков в столб, ему становится дозволенным все, кроме интимных отношений, даже если он не совершил жертвоприношение и не побрил голову. Он облачается в свою обычную одежду и умащается благовониями.

 

94. Однако паломник должен совершить основной обход Каабы (тауаф аль-ифада) в тот же день (т.е. 10 числа месяца Зу-ль-Хиджа – прим. переводчика), если он желает продолжать оставаться не в состоянии ихрама. В противном случае, если наступил вечер, а паломник так и не совершил основной обход Каабы, он возвращается в состояние ихрама, в котором находился до ритуального бросания камешков. Таким образом, он должен снять свою обычную одежду и снова облачиться в одеяния ихрама, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал[88]: «Поистине, в этот день (т.е. в День Жертвоприношения), когда вы бросили камешки в (большой) столб, вам позволено выйти из состояния ихрама, т.е. вам становится дозволенным все то, что было запрещено (в состоянии ихрама), за исключением интимных отношений. Если же вас застал вечер до того, как вы совершили обход этого Дома (Аллаха), то вы возвращаетесь в то же состояние ихрама, в котором были до бросания камешков, пока не совершите обход Каабы»[89].


ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ВЕРБЛЮДОВ (АН-НАХР [90]) И

ПРОЧИХ ЖИВОТНЫХ (АЗ-ЗАБХ [91])

 

95. Затем паломник приходит к месту заклания в Мине и приносит в жертву свое животное. Такова Сунна пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха.

 

96. Однако ему также дозволено совершать жертвоприношение в любом другом месте Мины, в том числе и в Мекке, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Я совершил жертвоприношение вот здесь, однако вся Мина является местом для жертвоприношений. Каждое ущелье Мекки является путем и местом жертвоприношения, так совершайте же жертвоприношение в местах своего пребывания!»[92].

 

97. В соответствии с Сунной заклание верблюда либо другого жертвенного животного следует совершить собственноручно, если есть возможность. Если же нет такой возможности, то следует поручить это сделать от себя кому-нибудь другому.

 

98. При принесении в жертву животного его следует повернуть в сторону киблы[93], положить на левый бок и поставить свою правую ступню на правый бок животного[94].

 

99. Что касается верблюда, то в соответствии с Сунной его следует принести в жертву способом ан-нахр: его передняя левая нога связана, и он стоит на остальных (трех) ногах[95]. При этом его морда обращена в сторону киблы[96].

 

100.При совершении жертвоприношения следует сказать:

ب س م ا ل ل ه ، و ا ل ل ه أ ك ب ر ، ا ل ل ّ ه م إ ن ه ذ ا م ن ك و ل ك ا ل ل ه م ت ق ب ل م ن ي

«Бисми-Ллях, уа Аллаху акбар! Аллахумма инна хязя минкя уа Лякя [97]! Аллахумма такаббаль минни [98]

«Во имя Аллаха и Аллах превелик! О Аллах, поистине, это от Тебя и Тебе! О Аллах, прими от меня!»

 

101. Время, отведенное для жертвоприношений, длится четыре праздничных дня: День Жертвоприношения, являющийся величайшим днем хаджа[99], а также три дня ат-ташрикъа (т.е. 11, 12 и 13 числа месяца Зу-ль-Хиджа – прим. переводчика), поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «В любой из дней ат-ташрикъа (может совершаться) жертвоприношение»[100].

 

102. Паломник может отведать мясо своего жертвенного животного и запастись им для возвращения домой, как поступил пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха.

 

103. Ему следует накормить мясом своего жертвенного животного бедняков и нуждающихся людей, поскольку Всевышний сказал:

و ا ل ب ُ د ن َ ج ع ل ن ا ه ا ل ك م م ن ش ع ا ئ ر ا ل ل ه ل ك م ف ي ه ا خ ي ر ، ف ا ذ ك ر و ا ا ل ل ه ع ل ي ه ا ص و ا ف ّ ، ف إ ذ ا و ج ب ت ج ن و ب ُ ه ا ف ك ل و ا م ن ه ا ، و أ ط ع م و ا ا ل ق ا ن ع و ا ل م ُ ع ْ ت َ ر ّ َ

«Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними Имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура «Хадж», аят 36).

 

104. Дозволено, чтобы верблюд либо корова были принесены в жертву от семерых человек.

 

105. Тот, кто не сумеет найти животного для жертвоприношения, должен поститься три дня во время хаджа и еще семь дней, когда вернется домой.

 

106. Такому паломнику разрешено поститься три дня ат-ташрикъ, поскольку ‘Айша и Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, говорили: «Не разрешалось поститься в дни ат-ташрикъа никому, кроме тех, кто не мог найти животного для жертвоприношения»[101].

 

107. Затем он полностью бреет себе голову либо укорачивает волосы. Бритье головы является более предпочтительным, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: “ О Аллах, помилуй сбривших волосы! ” (Люди) сказали: “(Обратись с мольбой) и за укоротивших, о посланник Аллаха! ” Он (снова) сказал: “ О Аллах, помилуй сбривших волосы! ” (Люди) сказали: “(Обратись с мольбой) и за укоротивших, о посланник Аллаха! ” [На четвертый раз он сказал: “ И укоротивших! ”][102].

 

108. В соответствии с Сунной тот, кто бреет, должен начинать брить с правой стороны головы того, кому ее бреют, о чем сказано в хадисе, который передал Анас, да будет доволен им Аллах[103].

 

109. Бритье головы относится только к мужчинам. Что же касается женщин, то они должны укоротить свои волосы, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Женщинам не предписано бритье головы. Поистине, им предписано укорачивание волос»[104]. Она должна собрать волосы в пучок и отрезать волосы размером с кончик пальца (анмуля [105])[106].

 

110. В соответствии с Сунной имам произносит проповедь (хутба) в День Жертвоприношения в Мине[107], между столбами для бросания камешков (джамарат [108]), поздно утром до полудня[109], обучая людей обрядам хаджа[110].

 


ОСНОВНОЙ ОБХОД КААБЫ (ТАУАФ АЛЬ-ИФАДА)

 

111. Затем в тот же день паломник направляется к Дому Аллаха и совершает семикратный обход Каабы так же, как говорилось в главе «Обход Каабы, совершаемый по прибытии в Мекку(тауаф аль-кудум)», за исключением того, что во время этого обхода Каабы он не обнажает правое плечо и не проходит первые три круга быстрым шагом.

 

112. В соответствии с Сунной он совершает два рак’ата намаза около места (стояния) Ибрахима, как сказал аз-Зухри[111], и поступил Ибн ‘Умар[112], сказав: «После каждых семи (кругов) – два рак’ата»[113].

 

113. Затем он проходит между ас-Сафой и аль-Марвой, совершая ритуальный бег (в предназначенном для этого участке), о чем

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уважаемые члены комиссии!!! | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.