Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безработицы: уровень и продолжительность






Фрикционной называется безработица, вызванная тем, что для установления соответствия между работниками и рабочими местами требуется время. Она может быть вызвана сменой места жительства, места работы, окончанием обучения и т.п. Структурная безработица вызывается изменениями отраслевой структуры экономики, происходящими под воздействием научно-технического прогресса. В результате устаревания части отраслей происходит высвобождение из них работников. В то же время появляются новые отрасли и вакансии в них. Но замещение вакансий в новых отраслях высвобожденными из старых отраслей работниками не происходит автоматически. Требуется время, усилия, финансовые затраты для приспособления освобожденных работников к новым условиям. Отсюда структурная безработица являет собой квалификационное и профессиональное несоответствие между подготовкой работников, а также требованиями, предъявляемыми в новых отраслях. Между фрикционной и структурной безработицей существует зависимость. Затянувшаяся фрикционная безработица означает переход в структурную.

Институциональная безработица связана с особенностями и характером устройства рынка труда. Например, в случае, если законодательно установлен достаточно высокий уровень пособия по безработице, то люди начинают предпочитать праздность работе. В результате институциональная безработица увеличивается. Типичный пример тому дает Швеция середины 80-х годов XX века. Возможна ситуация, когда и работодатель, и нанимаемый были бы согласны на заработную плату, уровень которой ниже законодательно установленного минимума, но это грозит нарушением закона и соответствующими санкциями. Поэтому потенциальный работник остается без места работы. Институциональная безработица возникает и тогда, когда ввиду высокого уровня подоходного налога работники предпочитают несколько меньший по уровню доход в виде пособия по безработице заработной плате после вычета подоходного налога. Институциональная безработица вызывается и недостаточно эффективной информационной работой биржи труда.

Итак, фрикционная и структурная безработица возникают по естественным причинам. В любых условиях люди будут учиться, подыскивать затем работу, молодые мамы воспитывать маленьких детей и не работать в это время, семьи будут переезжать из одного населенного пункта в другой и т.п. С другой стороны, причины структурной безработицы тоже вечны, так как НТП относительно независимый и саморазвивающийся процесс. При правильно установленном минимуме заработной платы и подоходной шкале налогообложения, при хорошо поставленной работе биржи труда фрикционная, структурная и институциональная безработица не становится ни микро -, ни макропроблемой. Возможна классификация безработицы и по критерию причины: добровольная и вынужденная. Добровольная безработица включает тех, кто добровольно выбрал незанятость и не предъявляет спрос на рабочие места на рынке труда, доходы этой категории населения формируются помимо работы. Например, домохозяйки, бомжи. Очевидно, что часто в этой ситуации добровольность бывает относительной. Вынужденная безработица возникает под воздействием внешних для человека факторов, помимо его желания. Вынужденная безработица совпадает со структурной, циклической, технологической, региональной. Вынужденная безработица определяется следующими факторами:

Научно-технический прогресс (НТП), который вызывает сокращение доли " живого" труда в производственных процессах; изменяет отраслевую структуру экономики, в результате чего часть отраслей отмирает, и одновременно возникают новые отрасли.

Циклический характер экономики, порождающий неравномерность в спросе на труд.

Исторические, национальные и другие особенности развития экономики на отдельных территориях (региональная безработица).

По критерию формы проявления можно выделить скрытую и явную безработицу. Явная безработица включает в себя всех тех, кто в полной мере соответствует определению безработного, то есть не имеет работы и заработка. Скрытая безработица предполагает неполное использование человеческого капитала, что вызывается несовершенством экономики. Это те, кто работает неполный рабочий день, рабочую неделю; кто работает в условиях низкого уровня интенсивности; те, кто выполняет работу, не требующую имеющегося у них уровня квалификации.

Теория " естественной безработицы"

В 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании " естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее " естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя " бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридман считал нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения государственных инвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом " свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

М. Фридман также утверждает, что поскольку рабочие добиваются в условиях инфляции компенсирующего роста реальной заработной платы, экономика тяготеет к естественной норме безработицы: несмотря на все попытки правительства снизить уровень безработицы этот уровень остается неизменным и мы имеем т. н. вертикальную Ф. к. На рис. Ф.1б показано, как это получается. Снижение безработицы до уровня U1 сдвигает реальную заработную плату по краткосрочной Ф. к. в точку B. Но повышение зарплаты приводит к росту цен, что снижает спрос и возвращает уровень безработицы в точку С. Тот же ход рассуждений приведет к точке E и т.д. Следовательно, распространенное определение Ф. к. как кривой, отражающей обратную взаимозависимость между темпом инфляции и нормой безработицы, действительно только для краткосрочного периода.

Монетаристы исходят из того, что занятость связана лишь с краткосрочной непредвиденной инфляцией, поскольку она отклоняет уровень безработицы от естественного. Непредвиденную инфляцию она считает следствием ошибочной деятельности правительственных органов. Содержание монетаристской концепции естественного уровня безработицы заключается в том, что условиях равновесия сохраняется стабильный и оптимальный для экономики естественный уровень безработицы. По мнению широко известных монетаристов М. Фридмана, Т. Саржента, и Р. Люкса-младшего, естественная безработица не зависит от макроэкономических факторов и определяется только микроэкономическими. Они считают, что снизить естественный уровень безработицы с помощью государственного регулирования можно только сокращением расходов на социальные программы и жесткий финансово-бюджетной политикой. Другие государственные меры по регулированию занятости - установление минимальных ставок заработной платы - неизбежно содействует росту инфляции.

Монетаристская теория безработицы, отрицающая регулирующее воздействие на занятость макроэкономических факторов, ими же и опровергается. Являясь продуктом капиталистического накопления, условием развития рыночной экономики. Всякий раз, как только правительство попытается повысить уровень занятости, и уровень безработицы окажется ниже " естественной" нормы, произойдет наложение ожидаемой инфляции на реальные темпы роста цен, в результате чего инфляция резко усилится.

Монетаристы исходят из того, что занятость связана лишь с краткосрочной непредвиденной инфляцией, поскольку она отклоняет уровень безработицы от естественного. Непредвиденную инфляцию она считает следствием ошибочной деятельности правительственных органов. Содержание монетаристской концепции естественного уровня безработицы заключается в том, что условиях равновесия сохраняется стабильный и оптимальный для экономики естественный уровень безработицы. По мнению широко известных монетаристов М. Фридмена, Т. Саржента, и Р. Люкса-младшего, естественная безработица не зависит от макроэкономических факторов и определяется только микроэкономическими. Они считают, что снизить естественный уровень безработицы с помощью государственного регулирования можно только сокращением расходов на социальные программы и жесткий финансово-бюджетной политикой. Другие государственные меры по регулированию занятости - установление минимальных ставок заработной платы - неизбежно содействует росту инфляции. Монетаристская теория безработицы, отрицающая регулирующее воздействие на занятость макроэкономических факторов, ими же и опровергается. Являясь продуктом капиталистического накопления, условием развития рыночной экономики.

Зако́ н О́ укена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала60-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным (увеличивает разрыв ВВП) на 2, 5%.[1] Для других стран, при иных условиях и для различных промежутков времени он может быть численно иным.

Закон назван по имени американского экономиста Артура Оукена. В реальности это не закон, а тенденция со множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

,

где Y — фактический ВВП, Y* — потенциальный ВВП, — уровень циклической безработицы, B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2, 5). По каждой стране в зависимости от периода будет свой коэффициент B.

Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен потенциальному, то есть в экономике задействованы все возможные производственные ресурсы.

Следствие из закона Оукена:

  • — ВНП и уровень безработицы в текущем периоде
  • — ВНП и уровень безработицы в базовом периоде

Практика показывает, что закон Оукена выполняется далеко не всегда, то есть не является универсальным экономическим законом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.