Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помните: чем выше ваша работа отвечает перечисленным требованиям, тем выше ее качество.






 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Наследственность.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Деятельность, профессиональная деятельность, психологическая деятельность.

Задание 3. Обобщите понятия:

Хитрость.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Психология.

Задание 5. Укажите правильность следующих определений (в неправильных укажите, какое правило нарушено):

Адаптация – приспособление строения и функций организма.

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

Головной мозг состоит из большого мозга, мозжечка, варолиева моста и продолговатого мозга.

Задание 7. Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

Выдающаяся душа не чужда безумию (Аристотель).

Задание 8. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Есть определенные слои населения, которые нуждаются в психологической помощи.

Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Не многие знают самих себя.

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью (Зенон Китийский).

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p q) r) ((p q r)).

Задание 12. Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Некоторые науки являются фундаментальными. Следовательно, некоторые науки не являются таковыми.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено не правильно:

Некоторые люди допускают ошибки. Значит, среди тех, кто допускает ошибки, есть люди.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Хороший работник ценится высоко.

Задание 15. Сделайте вывод из посылок. При необходимости придайте посылкам ясную логическую форму. Определите фигуру и модус силлогизма.

Хорошие руководители совершенствуют умение делегировать свои полномочия. Перераспределение полномочий представляет собой процесс от одного лица к другому. Следовательно, …

Задание 16. Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Работа психолога отличается от других видов деятельности, так как носит социальный характер.

Задание 17. Установите вид условного умозаключения, сделайте вывод и определите его правильность:

Если человек оказался в сложной жизненной ситуации, то он нуждается в поддержке.

Семенов не оказался в сложной жизненной ситуации …

Задание 18. Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

Ни одна из моих дискет не содержит известных вирусов, так как каждую из них я проверяю лично сам.

Вариант 2

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Молодая семья.

Задание 2. Определите отношение между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Пожилые люди, одинокие пожилые люди, пенсионеры.

Задание 3. Обобщите понятия:

Психологическая служба.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Субъекты психологической помощи.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

Социальные отношения – это отношения между людьми как представителями социальных групп общества, отражающих их социальное положение, образ и уклад жизни.

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

В систему памяти входят кратковременная память и долговременная память.

Задание 7. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Лень никогда не приводит к добру.

Задание 8. Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

Некоторые методы психологической работы строятся с учетом территориального принципа. – Некоторые методы психологической работы не строятся с учетом территориального принципа.

Задание 9. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Ложно то, что во всех действиях бывают ошибки; значит, истинно то, что в некоторых действиях есть ошибки.

Задание 10. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его вид по главному признаку:

Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы заставите ее плавать на спине – вот это значит, что вы чего-то добились! (Закон Мэрфи).

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья (Демокрит).

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

В теории психологической работы необходимо учитывать требования целостного видения человека.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Ни один человек не имеет право нарушать законы. Следовательно, среди тех, кто имеет право нарушать законы, нет людей.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые люди свободны от тщеславя.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус; если силлогизм неправильный, найдите его правильную форму:

Ваши решения, принятые в прошлом, определяют ваше поведение в настоящем. Они становятся основой ваших ценностей. Таким образом, ценности – это выбор того, что, по-вашему, является важным и стоящим.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Все граждане Российской Федерации имеют право на труд, а он не является гражданином Российской Федерации.

Задание 17. Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу, изобразите их схемы в символической записи, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Если человек не уяснил себе элементарных логических правил, то он не сможет их применять в своей практике.

Задание 18. Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

«Все студенты – ужасные прагматики: они никогда не будут учить сверх того, что определено программой», – сказал один преподаватель другому. «А почему ты в этом уверен?» – спросил его второй. «Ну, посуди сам, – ответил первый, – ни один из моих студентов ничего не хочет делать сверх программы. То же самое мне говорил и К. Да ты и сам как-то жаловался на это».

Вариант 3

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Законы наследственности.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Психологический процесс, запоминание, сохранение, воспроизведение.

Задание 3. Обобщите понятия:

Жалость.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Стрессовое состояние.

Задание 5. Укажите правильность следующих определений (в неправильных укажите, какое правило нарушено):

Понимание – это признание того, что поняли.

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

Различают адаптацию сенсорную, социальную и общественную.

Задание 7. Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

Память человеку необходима для всех проявлений души (Паскаль).

Задание 8. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

Никто из присутствующих не пожелал присоединиться к его мнению.

Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Не бывает людей, которые ни в чем не ошибаются.

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Поступок мудрых людей продиктован умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природою (Цицерон).

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p q) (q (p ^ r)).

Задание 12. Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Все граждане имеют право на защиту. Значит, некоторые граждане не имеют не право на защиту.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Некоторые удовольствия непозволительны. Некоторое, что является непозволительным, есть удовольствие.

Задание 14. Проверьте правильность приведенного ниже непосредственного умозаключения; укажите вид преобразования; при наличии ошибки самостоятельно сделайте правильный вывод:

Многие государственные служащие не берут взяток. Значит, некоторые взяточники – негосударственные служащие.

Задание 15. В приведенном ниже силлогизме установите посылки и заключение, найдите больший, меньший и средний термины, запишите силлогизм в правильной последовательности (если возможно).

Все слова служат для выражения мысли. Все жесты служат для выражения мысли. Все жесты суть слова.

Задание 16. Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Некоторая категория людей нуждается в особой психологической помощи, а он относится к данной категории.

Задание 17. Определите вид и правильность следующего умозаключения:

Если преступники суть люди душевнобольные, то их необходимо изолировать от общества. Их изолировали от общества. Следовательно, преступники душевнобольные.

Задание 18. Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что я знаю, что Андрей с увлечением читает детективы, Игорь тоже читает их запоем, мой отец и брат тоже с удовольствием читает детективы. Вот и мужчина, который сидит против меня, тоже держит в руках детектив.

Вариант 4

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Человек с ограниченными возможностями.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Социальные услуги, психолого-педагогическая помощь, беседа с родителями ребенка.

Задание 3. Обобщите понятия:

Семья.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Активная группа населения.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

Ген – структурная единица, локализованная в хромосоме и отвечающая за передачу наследственных признаков.

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

Обеспечение по государственному страховании подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги.

Задание 7. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Гнев есть кратковременное безумие (Гораций).

Задание 8. Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

У них не было возможности участвовать в этой акции. – У них была возможность участвовать в этой акции.

Задание 9. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Истинно то, что некоторые люди имеют лидерские качества; значит, истинно то, что некоторые люди не имеют лидерских качеств.

Задание 10. Установите вид сложного суждения, укажите его основные части (простые суждения) и определите, какой связкой они связаны:

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно (Вольтер).

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям, не может рассчитывать на долгую карьеру ни в политике, ни в бизнесе.

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Он совершил это поступок.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Все трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу. Следовательно, ни один из тех, кто не берется за самую сложную работу, не должен считаться трудолюбивым человеком.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые работники не являются опытными специалистами.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус, если силлогизмы не правильный, найдите его правильную форму:

Некоторые огорчения полезны. Все огорчения неприятны. Следовательно, некоторые неприятные вещи полезны.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

У него завышенная самооценка, так как люди, переоценивающие себя, имеют завышенную самооценку.

Задание 17. Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу, изобразите их схемы в символической записи, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Если он не знает законов, то он не может поступить правильно.

Задание 18. Опираясь на закон непротиворечия, установите, может ли быть одновременно истинной данная пара суждений:

Не все данные могут быть приобщены к делу.

Некоторые данные могут быть приобщены к делу.

Вариант 5

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Подросток.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Работник, работник социальной сферы, работник психологической

Задание 3. Обобщите понятия:

Способность.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Конфликт.

Задание 5. Укажите правильность следующих определений (в неправильных укажите, какое правило нарушено):

Понятие «благотворительность» используется наряду с близкими по значению терминами «милосердие», «социальная помощь».

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

По темпераменту люди делятся на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков.

Задание 7. Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

Прохладное средство общения предполагает гораздо более активное участие, чем горячие средства, дающие четко детализированную информацию.

Задание 8. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Худших везде большинство (Биант).

Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Возможность украсть создает вора (Ф. Бекон)

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно (Вольтер).

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p (q v p)) (p r).

Задание 12. Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Все существенное уже было сделано; значит, ничто существенное не было не сделано.

Задание 13. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено не правильно:

Ни один настоящий мужчина не обидит женщину. Среди тех, кто может обидеть женщину не может быть настоящих мужчин.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

«Алчность к деньгам – вернейшее средство не добиться денег» (Г. Форд).

Задание 15. В приведенном ниже силлогизме установите посылки и заключение, найдите больший, меньший и средний термины, запишите силлогизм в правильной последовательности, либо укажите ошибки

Некоторые человеческие действия заслуживают ненависти. Ложь есть человеческое действие. Ложь заслуживает ненависти.

Задание 16. Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Всякая истина требует доказательств. Откуда следует, что некоторое из того, что требует доказательств, не является бесспорным.

Задание 17. Определите вид и правильность следующего условно-категорического умозаключения:

Если мы изучали философию, то имеем правильное понимание законов развития. А так как мы не изучаем философию, значит, мы не имеем правильного понимания законов развития.

Задание 18. Достаточна ли вероятность следующего индуктивного вывода:

Установлено, что Д. перевозил пассажиров на собственной автомашине. Кроме того, у Д. было обнаружено расписание поездов дальнего следования. Следовательно, Д. систематически занимался перевозкой пассажиров за плату»? Если она недостаточна, то как ее повысить?

Вариант 6

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Принуждение;

Задание 2. Определите отношение между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Преимущества, льготы, меры по охране труда и здоровья женщин.

Задание 3. Обобщите понятия:

Девиантное поведение.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Наследство.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

Архетип – центральное понятие аналитической психологии (К. Г. Юнг).

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

Помощь может быть своевременной и запоздалой.

Задание 7. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Дом человека – его крепость (Э. Коук).

Задание 8. Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

Не многие знают самих себя. Всякий знает самого себя.

Задание 9. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Ложно то, что не существует абсолютно здоровых людей; значит, ложно и то, что все люди здоровы.

Задание 10. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его вид по главному признаку:

Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям, не может рассчитывать на долгую карьеру ни в политике, ни в бизнесе.

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Если вы не можете ответить, постарайтесь объяснить, почему вы именно так поступаете, вас всегда поймут.

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Ни один человек не должен делать зла.

Задание 13. Проверьте правильность приведенного ниже непосредственного умозаключения; укажите вид преобразования; при наличии ошибки самостоятельно сделайте правильный вывод:

Всякая истина не должна быть некорректной. Следовательно, ни одна истина должна быть некорректной.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Эти действия не отвечают основным требованиям.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус, если силлогизмы не правильный, найдите его правильную форму:

Взятка – корыстное преступление. Среди наказуемых деяний есть корыстные преступления. Поскольку взятка тоже наказуемое деяние.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Некоторые люди нуждаются в защите, а все пенсионеры – люди.

Задание 17. Используя разделительную посылку, постройте утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы; изобразите их схему; определите, следуют ли с необходимостью заключения из посылок:

Лживость заключается или в умалчивании (преувеличении), или в утаивании (искажении) истины, или в обещаниях, или в нерешимости сказать правду.

Задание 18. Определите логическую структуру умозаключения. Если есть необходимость, сделайте вывод. Проверьте правильность вывода.

Если какая-либо наука доставляет полезные факты, или изучение ее упражняет мыслительные способности, то она заслуживает изучения. Психология наука доставляет полезные факты, или изучение ее упражняет мыслительные способности. Психология заслуживает изучения.

Вариант 7

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Методы работы,

Доброта.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Социальная помощь, социальная поддержка, благотворительность.

Задание 3. Обобщите понятия:

Общественное признание.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Условный рефлекс.

Задание 5. Укажите правильность следующих определений (в неправильных укажите, какое правило нарушено):

«Репутация – то, что говорят у вас за спиной» (Э. Хау).

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

Возрастные границы старости делятся на: средний возраст, пожилой, старческий и долгожители.

Задание 7. Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

«Должность» и «долг» – слова одного корня.

Задание 8. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Благодарность – память сердца.

Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

«Благоразумие – лучшая черта храбрости (У. Шекспир)».

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

В коллективе возникает хороший психологический климат только и только тогда, когда будут однозначно определены задачи, ответственность и компетенция каждого сотрудника. (Р. Шмидт).

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p ^ q) (p ^ q).

Задание 12. Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Социальная политика – это искусство соединения человеческих интересов. Социальная политика не является искусством соединения человеческих интересов.

Задание 13. Сделайте обращение следующего суждения:

Одного желания помочь людям, попавшим в сложную ситуацию, недостаточно.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые ошибки дают жизненный опыт.

Задание 15. В приведенном ниже силлогизме установите посылки и заключение, найдите больший, меньший и средний термины, запишите силлогизм в правильной последовательности.

Каждый честный человек выполняет свои обязанности. Этот человек – бесчестный. Этот человек не выполняет свои обещания.

Задание 16. Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Всем специалистам важно уметь применять логику в своей практической деятельности, а этот человек – специалист.

Задание 17. Является ли правильным следующее разделительно-категорическое умозаключение?

«Воспитание … дается нам или природой, или людьми, или вещами… из этих трех различных видов воспитания воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны людей - вот единственное, в котором мы сами – господа…» (Ж.-Ж. Руссо).

Задание 18. Укажите, какой метод индукции применен в данном рассуждении:

«Когда заболел сапожник, один человек предложил ему лекарство, Лекарство помогло. После этого заболел портной, Ему было предложено тоже лекарство. Портной умер. На основании этого был сделан вывод, что от этого лекарства сапожники выздоравливают, а портные умирают» (Минто).

 

Вариант 8

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Субъект психологической помощи;

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Интуиция, чувственная интуиция, интеллектуальная интуиция, интуиция психолога.

Задание 3. Обобщите понятия:

Социальное положение.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Чувство.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

Социальная помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и безвозмездной формах.

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

Социальная помощь бывает в возмездной и безвозмездной формах.

Задание 7. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Иногда большая часть побеждает лучшую (Ливий).

Задание 8. Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

Нет ничего тайного, что не стало бы явным. – Не существует такого тайного, которое стало бы явным.

Задание 9. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Ложно то, что некоторые организации не имеют возможностей для перспективного роста; значит, истинно то, что некоторые организации имеют возможности для перспективного роста.

Задание 10. Установите вид сложного суждения, укажите его основные части (простые суждения) и определите, какой связкой они связаны:

«Всякое применение власти для своей правомерности должно быть выражением народной воли и результатом действительного или молчаливого соглашения» (Ж. –Ж. Руссо)

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Это действие или похвально, или постыдно, или безразлично.

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с определенным государством.

Задание 13. Сделайте обращение следующего суждения:

Некоторые хорошо образованные люди суеверны.

Задание 14. Проверьте правильность приведенного ниже непосредственного умозаключения; укажите вид преобразования; при наличии ошибки самостоятельно сделайте правильный вывод:

Все граждане РФ имеют право на помощь со стороны государства. Следовательно, некоторые имеющие право на помощь со стороны государства – граждане РФ.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус; если силлогизм неправильный, найдите его правильную форму:

У каждого человека есть честолюбие. Каждый человек ищет пути для самоутверждения. Тот, кто честолюбив – ищет пути для самоутверждения.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Оскорбление есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, а действия руководителя фирмы представляют собой унижение чести и достоинства некоторых членов коллектива, выраженное в неприличной форме

Задание 17. Установите вид умозаключения, его модус, проверьте достоверность вывода, если вывод недостоверный, объясните, почему:

Если человек болен, то ему назначают лечение. Ему назначили лечени, Следовательно, человек болен.

Задание 18. Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу, изобразите их схемы в символической записи, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Если у человека отнять последнюю надежду, то он падает духом. Алексей упал духом. Следовательно, у него отняли последнюю надежду.

Вариант 9

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Привлекательность.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Страх, клаустрофобия, болезнь.

Задание 3. Обобщите понятия:

Психологическая консультация.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Гражданство.

Задание 5. Если верить Д. Лаэртскому, «Платон дал определение, имевшее большой успех: " Человек есть животное на двух ногах, лишенное перьев"». Диоген (Синопский — Сост.) ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: " Вот платоновский человек! "» (Д. Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).

На какую логическую ошибку указал тем самым Диоген Синопский?

Задание 6. Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

Организационно-правовые формы социальной защиты делятся на социальное страхование, социальную помощь, обязательные накопления, государственное обеспечение.

Задание 7. Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

Память повинуется сердцу (Ривароль).

Задание 8. Дайте определенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Ни один человек не безупречен.

Задание 9. При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Никто не бывает доволен своей участью (Гораций).

Задание 10. Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

«Всякое применение власти для своей правомерности должно быть выражением народной воли и результатом действительного или молчаливого соглашения» (Ж. –Ж. Руссо)

Задание 11. Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p ^ q) (r v q).

Задание 12. Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенных ниже суждений; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Все необходимое не есть возможное; значит, все необходимое есть невозможное.

Задание 13. Сделайте обращение следующих суждений:

Все, происходящее во времени, имеет начало и конец.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые ваши действия не являются правильными.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус, если силлогизмы не правильный, найдите его правильную форму:

Ни одно религиозное учение не является научной истиной, хотя бы, потому что религиозное учение основано на вере, в то время как ни одна научная истина на вере не основана.

Задание 16. Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Действующая программа по социальной защите населения является наиболее эффективной, так как она носит законный характер.

Задание 17. Установите вид условного умозаключения и его правильность:

Если нетрудоспособное лицо нуждается в помощи, то оно должно получить адресную помощь. Однако Борис не получил адресную помощь, значит, он не является нетрудоспособным лицом, нуждающимся в помощи.

Задание 18. Нарушено ли требование хотя бы одного из логических законов — тождества, противоречия, исключенного третьего в данном суждении?

«Тогда слова были поступком. Сегодня слова перестали быть поступком» (С. Капица)

Вариант 10

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Профилактика.

Задание 2. Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Психиатр, врач, мужчина.

Задание 3. Обобщите понятия:

Адресная помощь.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Халатность.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

Возбуждающим средством называют наркотик или лекарство, прием которого возбуждает, увеличивает энергию и активность человека.

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

Социальная защита может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Задание 7. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Все излишества губят здоровье.

Задание 8. Определите, в каком отношении находится простое суждение в следующей паре:

Некоторые действия не кажутся безвредными. – Ни все действия не кажутся безвредными.

Задание 9. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Ложно то, что не существует полной защиты населения; значит, ложно и то, что всякая защита населения неполна.

Задание 10. Установите вид сложного суждения, укажите его основные части (простые суждения) и определите, какой связкой они связаны:

Мир духов рядом, дверь не на запоре. Но сам ты слеп, и все в тебе мертво. Умойся в утренней заре, как в море. Очнись, вот этот мир – войди в него (Гете).

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Если ты не сможешь мне помочь и защитить меня, то этого никто не сделает.

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Ни один человек не является беспристрастным.

Задание 13. Сделайте обращение следующего суждения:

Честный человек никогда не богатеет (Менанр)

Задание 14. Проверьте правильность приведенного ниже непосредственного умозаключения; укажите вид преобразования; при наличии ошибки самостоятельно сделайте правильный вывод:

Тот, кто спрятал вещь, знает, где ее найти, Следовательно, тот, кто знает, где найти вещь, сам ее спрятал.

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус, если силлогизмы не правильный, найдите его правильную форму (если возможно):

Ни один великодушный человек не мстителен. Некоторые умные люди мстительны. Следовательно, некоторые умные люди не являются великодушными людьми.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

«Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости» (Маккиавелли).

Задание 17. Является ли правильным следующее разделительно-категорическое умозаключение?

Все многодетные семьи могут быть семьями: многодетность в которых запланирована или образовавшиеся в результате второго и последующих браков, или неблагополучные многодетные семьи. Данная семья не является неблагополучной, следовательно, она является образовавшейся в результате второго и последующих браков.

Задание 18. Установите, в чем суть нарушения закона тождества в следующем примере:

«Дипломная работа, которую мы сегодня обсуждаем, написана отличным студентом. Его работа в процессе обучения – образец для подражания многим и многим учащимся. Полагаю, что эта работа заслуживает высокой оценки». (Из выступления на защите дипломной работы).

 

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

 

1.История возникновения и развития логики. Значение логики для научной и практической деятельности.

2.Мышление как главный предмет изучения логики.

3.Формальная и математическая логика как наука о законах познания.

4.Понятие о формах и законах мышления.

5.Формы познания. Особенности абстрактного мышления. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

6.Формальный язык логики.

7.Логические требования к информации. Логические барьеры общения.

8.Понятие как форма мышления. Логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

9.Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

10. Виды понятий и отношения между ними.

11. Определение понятий. Виды определения. Приемы, сходные с определением понятий.

12. Правила определения понятий и возможные ошибки в определении.

13. Деление понятий. Правила деления понятий и возможные ошибки в делении.

14. Ограничение и обобщение понятий.

15. Суждение как форма мышления. Логическая структура суждения и его виды.

16. Виды простых суждений.

17. Категорические суждения и их виды. Объединенная классификация простых суждений. Распределенность терминов в суждениях.

18. Отношения между суждениями по значениям истинности («логический квадрат»).

19. Характеристика и виды сложных суждений. Пропозициональные связки.

20. Условия истинности сложных суждений. Тождественно-истинные, тождественно-ложные и выполнимые формулы.

21. Содержание формально-логических законов и основные требования к мыслительному процессу, вытекающие из них.

22. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

23. Понятие дедуктивного умозаключения. Понятие логического следования.

24. Непосредственные умозаключения: обращение, превращение, противопоставление предикату, выводы по «логическому квадрату».

25. Категорический силлогизм: правила, фигуры, модусы.

26. Правила силлогизма. Ошибки, возникающие при их нарушении.

27. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).

28. Условно-категорическое умозаключение, его структура, модусы и правила.

29. Разделительное умозаключение, его логическая структура модусы и правила.

30. Условно-разделительное умозаключение. Конструктивная и деструктивная дилеммы, их правила.

31. Индуктивное умозаключение, его виды, логическая структура, правила и роль в познании.

32. Индуктивные методы установления причинных связей явлений: виды, логическая структура и правила.

33. Логические ошибки, возможные при нарушении требований к научной индукции.

34. Умозаключение по аналогии: Его логическая структура, виды, правила и роль в познании.

35. Логические основы теории аргументации: Виды и функции аргументации.

36. Понятие доказательства как способа обоснования истинности суждения и теорий. Доказательство и убеждение.

37. Виды доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы (доводы), демонстрации.

38. Опровержение и его виды. Способы опровержения: прямой, косвенный.

39. Правила доказательного рассуждения и логические ошибки, возникающие при их нарушении.

40. Спор как разновидность аргументации. Полемика и дискуссия, допустимые и недопустимые приемы спора.

41. Диалог: общая характеристика и виды. Структура диалога.

42. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды вопросов. Правила постановки вопросов.

43. Логическая структура и виды ответов.

44. Гипотеза и ее виды. Построение гипотезы и этапы ее развития. Правила работы с гипотезами в психологической практике.

 

5. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

 

1. Понятие «душа» является:

A. Общим.

B. Единичным.

C. Пустым.

D. Абстрактным.

2. Формальная логика есть наука…

A. О законах и формах правильного мышления.

B. О сознании как отражении реального мира.

C. О формах правильного рассуждения.

D. О формах и ступенях познания.

3. Имя «число посещений» является:

A. Неточным.

B. Неясным.

C. Неточным и неясным.

D. Многозначным.

4. В отношении подчинения находятся понятия:

A. «Черный» и «красный».

B. «Наука» и «психология».

C. «Простое число» и «Четное число».

D. «Комичное» и «смешное».

5. Определите, какие из перечисленных понятий являются конкретными, а какие абстрактными:

(1) Подросток. (2) Беспризорность. (3) Психолог. (4) Мысль.

A. (1), (3) — конкретные

B. (1), (2), (4) — конкретные; (3) — абстрактное.

C. (1), (2) — конкретные; (3), (4) — абстрактные.

D. (1), (3) — конкретные; (2), (4) — абстрактные.

6. В каком отношении находятся понятия?

A.

A
Подчинения.

B.

B
Пересечения.

C. Соподчинения.

D. Равнозначности.

 

7. Какая ошибка допущена в делении: «Леса делятся на лиственные и хвойные»?

A. Скачок в делении.

B. Члены деления не исключают друг друга.

C. Неполное деление.

D. Деление с лишним членом.

8. Примером дихотомического деления является…

A. Деление телефонов на кнопочные и дисковые.

B. Деление сапог на кирзовые и резиновые.

C. Деление людей на блондинов и брюнетов.

D. Деление людей на законопослушных и незаконопослушных.

9. В Определении «Генетика – раздел биологии» допущена ошибка…

A. Неясное определение.

B. Слишком широкое определение.

C. Круг в определении.

D. Никакой ошибки нет.

10. Имена «депрессия» и «аффективное состояние»

A. Совпадают по объему.

B. Находятся в отношении подчинения.

C. Находятся в отношении пересечения.

D. Находятся в отношении исключения.

11. Ошибка по отношению к тезису, который должен быть ясно и четко сформулирован, — это…

A. Подмена тезиса.

B. Довод к личности.

C. Выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса.

D. Довод к публике.

12. Процесс записи с помощью символов логики высказываний некоторого выражения естественного языка — это…

A. Язык логики высказываний.

B. Истинность мысли.

C. Форма мысли.

D. Формализация.

13. Определение, где в качестве специфических отличительных признаков выступает способ происхождения или образования предмета, называется определением…

A. Операциональным.

B. Генетическим.

C. Неявным.

D. Остенсивным.

14. Неполная индукция, при которой вывод о принадлежности некоторого свойства каждому элементу какого-либо множества делается на основании изучения планомерно отобранных по каким-либо признакам элементов множества, — это индукция…

A. Научная.

B. Через отбор.

C. Через простое перечисление.

D. На основе установления причинно-следственных связей.

15. Предложение «Какие формы являются наиболее эффективными для лечения человека?»

А. Является тривиально некорректным вопросом.

В. Является нетривиально некорректным вопросом.

С. Является корректным вопросом.

D. Вообще не является вопросом с логической точки зрения.

16. Среди следующих высказываний категорическим является:

А. Многие люди бываю неправы.

В. Вовсе неверно, что Земля плоская.

С. Сидоров пришел раньше, чем Павлов.

D. Некоторые сделки – не действительны.

17. Силлогизм

Все студенты — учатся.

Некоторые специалисты — учатся

Некоторые специалисты — студенты.

A. Неправильный, по II фигуре, модус OEE.

B. Неправильный, по II фигуре, модус AII.

C. Правильный, по I фигуре, модус EII.

D. Неправильный, по III фигуре, модус OEE.

18. Отрицанием категорического высказывания «Некоторые студенты – отличники» является…

А. Ни один студент не является отличником.

В. Все студенты являются не отличниками.

С. Некоторые студенты не отличники.

D. Некоторые не студенты – не отличники.

19. Выделите тезис и аргументы в следующем суждении:

«(а) Каждый отличник получает повышенную стипендию. (б) Студент Петров получает повышенную стипендию, (в) так как он отличник».

А.(а) — тезис; (б), (в) — аргументы.

В.(в) — тезис; (а), (в) — аргументы.

С.Рассуждение вообще не является аргументацией и не содержит в себе ни тезиса, ни аргументов.

D. (б) — тезис; (а), (в) — аргументы.

20. Умозаключениями от общего к частному являются:

А. Все индуктивные рассуждения.

В. Все дедуктивные рассуждения.

С. Как дедуктивные, так и индуктивные рассуждения разных типов.

D. Аналогия и обратная дедукция (подтверждение следствий).

21. Высказывание «Ни один политик не лжет» является…

А. Утвердительным.

В. Модальным.

С. Категорическим.

D. Сложным.

22. К каким семантическим категориям относятся следующие выражения естественного языка: (1) многострадальный народ; (2) в течение; (3) душа?

А. (1) — имя; (2) — функтор; (3) — высказывание.

В. (1), (2) — имена; (3) — высказывание.

С. (1), (2), (3) — имена.

D. (1), (3) — имена; (2) — функтор.

23. Найдите субъект, предикат, связку и кванторное слово в суждении «Каждый человек имеет право на достойную жизнь».

А. «Каждый человек» — предикат; «право на достойную жизнь» — субъект; «являются» — кванторное слово.

В. «Человек» — субъект; «право на достойную жизнь» — предикат.

С. «Человек имеет» — связка; «Каждый» — субъект.

D. «Человек» — субъект; «Каждый» — кванторное слово; «право на достойную жизнь» — предикат; «имеет» — связка.

24. Логический закон — это…

А. Формально правильное рассуждение.

В. Форма правильного рассуждения.

С. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями.

D. Объективно существующая форма правильного мышления.

25. Есть ли ошибка в данном рассуждении:

Скажи мне, Шевчук, что такое часовой?

Шевчук по-прежнему нахохливается, моргает глазами и отвечает:

Часовой есть лицо неприкосновенное.

Правильно. А почему, Бондаренко?

Потому что до него никто не смеет дотронуться.

Верно. Садись, Бондаренко…

(А. Куприн. «В казарме»).

A. Логической ошибки нет.

B. Предвосхищение оснований.

C. Основное заблуждение.

D. Круг в доказательстве.

26. Назовите посылку, пропущенную в данной энтимеме:

«Людишки без воли — трусы, а раз трус, значит, слабый».

А. Людишки всего боятся.

В. Слабость свойственна лидерам.

С. Воля свойственна лидерам.

D. Людишки без воли слабы.

27. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

  1. Петров А. учится хорошо.

Петров А. учится хуже всех в группе.

  1. Это слово — прилагательное.

Это слово не обозначает признака предмета.

A. (1) — нет.

B. (1) — да; (2) — нет.

C. (2) — да, (1) — нет.

D. (1), (2) — нет.

 

28. Силлогизм, в котором одна посылка – условное суждение, а другая – категорическая, называется

А. Условно-категорическим.

В. Чисто условным.

С. Условным.

D. Разделительным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

а) основная литература:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.