Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие сведения о технике безопасности и использовании библиографии в работе студента

Важное значение для организации деятельности начинающего студента составляют вопросы, связанные с техникой безопасности и библиографией.

Техника безопасности. Требует серьезного отношения с первых шагов деятельности студента в вузе, так как ему приходится иметь дело с различными лабораторными установками, содержащими электрические устройства. При неправильном обращении с ними студент может «попасть под напряжение», если нарушит правила техники безопасности. Между тем даже небольшие величины на­пряжений и токов, проходящих через живые организмы, в опреде­ленных условиях могут вызвать не только опасные, но даже и тра­гические последствия. Поэтому уже на первом этапе учебного про­цесса необходимо усвоить основные требования и понятия техники безопасности.

Прежде всего надо обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности при работе с электроустановками, а также при использовании новых конструкций электроустановок, хотя они и конструируются так, чтобы по возможности представлять мини­мальную опасность для жизни людей; обслуживающий их персонал всегда должен иметь отчетливое представление об опасностях элек­трического тока.

Существуют противоречивые суждения и данные о величинах напряжений и токов, представляющих опасность для жизни чело­века. Известны случаи, когда при электротравмах люди погибали, подвергаясь воздействию сравнительно небольших величин напря­жений и токов, и, напротив, выживали при напряжениях в несколь­ко киловольт и токах в сотни миллиампер.

Отсутствие однозначных представлений о степени опасности объясняется сложностью явлений, происходящих в организме чело­века, большим числом влияющих факторов, зависимостью от слож­нейших биофизических и биохимических процессов, существенным влиянием нервной системы, а, следовательно, и невозможностью в полной мере использовать данные экспериментов, проводимых на животных.

Первые исследования действия электрического тока на человека были проведены еще в конце ХVI в. английским врачом Джильбер­том. В нашей стране изучение поражений электрическим током и описание проводились с 1880 г. в журнале «Электричество», их целью было выявление закономерностей действия электрического тока на человека и разработка защитных мер.

Еще в 20-е годы нашего столетия было доказано положение о том, что существенную роль во многих случаях электротравма­тизма играет «фактор внимания», т. е. состояние нервной системы человека в момент поражения. Трагический, смертельный исход, по-видимому, наступает вследствие нарушения электропроводности центральной нервной системы, управляющей основными жизненно необходимыми функциями человека.

Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на величину электрического сопротивления его тела, что подтвержда­ется экспериментами. Так, если измерять, например, с помощью моста сопротивление тела человека, то оказывается, что при вне­запных раздражениях, таких, как зажигание лампочки, прикосно­вение горячим или холодным предметом, сообщение сенсационной новости, происходит резкое понижение сопротивления. В таком состоянии, следовательно, электротравмы наиболее опасны.

Сопротивление тела человека зависит также и от величины на­пряжения. С возрастанием напряжения сопротивление умень­шается значительно - более чем в 20 раз. При относительно не­ больших напряжениях (12÷ 36 В) сопротивление в среднем состав­ляет величину (8÷ 10)·103 Ом. Количественно оценивая сопротив­ление тела человека и зная поражающее напряжение, можно опре­делить условно величины поражающих токов, которые находятся в пределах миллиампер.

При прикосновении человека к частям электроустановок, находящимся под напряжением, создается электрическая цепь, кото­рая состоит из последовательно соединенных эквивалентных сопро­тивлений R ПI и RП2, включающих сопротивление обуви, одежды, изолированного инструмента, предмета, через который происходит прикосновение, и т. д., а также из сопротивлений кожного покрова R Kl и R K2 человека и сопротивления внутренних тканей R B (рис. 1). Сопротивление кожи боль­ше сопротивления внутренних тканей. Ориентировочные значения эквива­лентных сопротивлений в цепи прикос­новения приведены в табл.1, из рас­смотрения которой видно, что исход воздействия того или иного напряже­ния на человека зависит от таких фак­торов, как вид обуви и одежды, со­стояние пола или площадки, на кото­рой находится человек, так как эти предметы во многом могут оп­ределять величину электрического тока, протекающего в цепи.

Рисунок 1 - Цепь прикосновения человека к частям электроуста­новок, находящихся под напря­жением

 

Таблица 1

Виды сопротивления Величина сопротивления, кОм
Изолированный монтерский инструмент Одежда сухая Пропитанная потом рабочая одежда Рабочая одежда с мокрыми участками Обувь сухая или с профилированными подметками из изоляционного материала Обувь на кожаных подметках, влажная 103-105 102-103 1-2 10-102   10-1

 

На рис.2 приведены два случая поражения электрическим током: а - человек обеими руками касается токоведущих частей, находящихся под напряжением. При этом протекающий ток опре­деляется величиной напряжения и сопротивлением тела человека; б - человек одной рукой кacaeтся поврежденного. аппарата, нахо­дясь при этом на проводящем основании. В этом случае ток, про­ходящий через тело человека, зависит не только от его сопротивле­ния и величины напряжения, но и от ряда других сопротивлений, например сопротивлений установки в месте ее повреждения ( R1, R 2, R п), обуви, проводящей подставки и т. д.

Рисунок 2 - Примеры поражения человека электрическим током

 

Все электроустановки по напряжению подразделяют на уста­новки до 1000 В и выше 1000 В. Анализ поражений людей электри­ческим током показал, что больше половины их приходится на установки до 1000 В - примерно 76 %. Однако это не означает, что указанные установки, иногда называемые низковольтными, более опасны. Специально проведенные исследования показали, что большую опасность представляют напряжения выше 1000 В, при которых сильнее поражается нервная система. То обстоятельство, что большая часть несчастных случаев происходит при напряже­нии до 1000 В, видимо, объясняется следующим фактом. Электро­установок и различного рода агрегатов, приборов этого напряжения очень много и с ними имеют дело большее число людей, не имею­щих зачастую необходимых знаний об электричестве и его опасно­стях.

 

 

Рисунок 3 - Виды электрического тока

 

Вкратце рассматривая процессы, связанные с электротравмами, необходимо учесть, что в живых тканях непрерывно происходит обмен веществ, подчиненный биохимическим и биофизиче­ским закономерностям. Когда живая ткань оказывается в электрической цепи под напряжением, то происходит воз­буждение молекул, при кото­ром нарушается обмен ве­ществ и изменяются электрические характеристики тканей. Особенность живых тканей состоит в том, что происходящие в них биофизические и биохимические процессы мо­гут существенно изменяться в результате действия электри­ческого тока и раздражения нервной системы. Сложные процессы в живых тканях в свою очередь влияют на сопротивление тела человека.

Поражения человека электрическим током зависят от рода тока. Наиболее часто встречаются постоянный ток 1 и переменный синусоидальный ток 2 (рис.3). Переменный ток более опасен, чем постоянный. Часто встречается также выпрямленный ток (3 и 4), ток, возникающий при разряде конденсатора (5), а также ток периодического разряда конденсатора на цепь с индуктивно­стью (6).

Величины токов по их действию на человека принято подразде­лять на четыре диапазона (табл.2).

 

Таблица 2

Диапазон Переменный ток Постоянный ток
I II III IV 0 - 25 мА 25 - 80 мА 80 мА – 3 А Свыше 3 А 0 - 80 мА 80 мА – 3 А 3 – 8 А Свыше 8 А

 

Диапазон 1: при токах до 15 мА отпускание находящихся под напряжением частей установок, например труб или проводов, еще возможно; при токах 15÷ 25 мА происходит судорожное сокраще­ние мускулатуры, разжатие руки и отпускание находящегося под напряжением проводника невозможно, наступает также небольшое судорожное сокращение дыхательной мускулатуры, однако повре­ждения возбуждающей нервной системы сердца отсутствуют.

Диапазон II: наступает значительное повышение кровяного дав­ления, а также судорожность дыхания вплоть до остановки его. Пока ток протекает, сердце останавливается, после прекращения протекания - работает аритмично. При длительности протекания 25 с. остановка сердца переходит в фибрилляцию.

Диапазон III: наступает необратимая фибрилляция желудочков сердца, за исключением случая очень небольшой длительности про­текания тока - 0, 3 с. При этом эффекты такие же, как и при про­текании токов диапазона II.

Диапазон IV: во время протекания тока наступает остановка кровообращения и дыхания, последующая длительная, но обрати­мая аритмия сердца. При столь больших токах возникают тяжелые ожоги.

В целом электрический ток способен вызвать спазм мускулату­ры, электролитическое воздействие, фибрилляцию желудочков сердца, тепловое воздействие, воздействие на нервную систему.

В литературе иногда указываются предельно допускаемые вели­чины токов. Они представляют собой экспериментальные данные, полученные на животных и распространенные на человека, Воздей­ствие электрического тока в каждом конкретном случае зависит от большого числа самых различных факторов, таких, как состояние здоровья, кожного покрова, нервной системы, атмосферы, одежды, от того, какими частями тела соприкасается человек с токоведущи­ми частями, от длительности протекания тока, рода тока и т. д. При одних стечениях обстоятельств протекание определенной величины тока может вызвать тяжелый исход, при других - не вызвать ника­ких неприятностей. Величина же тока, безусловно, влияет на по­следствия. Чем больше ток, тем выше вероятность тяжелых элек­тротравм.

Многочисленные наблюдения показали, что неожиданные при­косновения к токоведущим частям вызывают острое раздражающее действие на организм человека без видимых последствий либо с последствиями в виде местных поражений.

Под электротравмой обычно понимают нарушение анатомиче­ских соотношений и функций тканей или органов, сопровождаю­щееся местной и общей реакцией организма и вызванное воздейст­вием электрического тока. При электротравмах может образовы­ваться, а может и не образовываться электрическая цепь, прохо­дящая через тело человека. Во втором случае поражение может проявиться в ожоге электрической дугой, ослеплении и травмах при падении.

Основной источник электротравм - повреждение изоляции то­коведущих частей электрооборудования. Повреждения происходят по разным причинам: как вследствие естественного «старения»­ - ухудшения со временем электрических и механических характери­стик изоляции, так и вследствие неблагоприятного воздействия на нее во время аварийных процессов, например при чрезмерном на­гревании и воздействии электродинамических усилий, вызванных токами коротких замыканий.

К изоляции предъявляют определенные требования в отноше­нии ее качества. Эти требования сформулированы в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ), Правилах технической экс­плуатации (ПТЭ), в государственных стандартах. Во время экс­плуатации оборудования сопротивление изоляции ухудшается. О допустимости эксплуатации изоляции судят по разности величин ее сопротивлений во время эксплуатации и перед вводом оборудо­вания в действие. Если снижение сопротивления произошло на ве­личину 30 % и более, то сопротивление изоляции считается недо­статочным (ПТЭ).

Огромную роль в повышении безопасности работы электрообо­рудования напряжением выше 1000 В имеют испытания изоляции повышенным напряжением преимущественно постоянного тока.

Около 80 % всех электротравм происходит при однополюсных соприкосновениях человека с токоведущими частями. Сопротивле­ние образующейся при этом электрической цепи зависит обычно от изолирующих свойств пола. Этими свойствами во многом опре­деляется опасность электротравм.

Еще с начальных этапов развития электротехники к числу эф­фективных защитных средств относили заземление корпусов элек­трооборудования и конструктивных металлических частей электро­установок, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции токоведущих частей. Наряду с упомянутым заземлением к защитным мероприятиям от поражений электриче­ским током относятся также устройство изолирующих площадок для обслуживания оборудования, если выполнение заземления представляет значительные трудности, а также автоматическое от­ключение поврежденных участков.

Снижение электротравматизма достигается разработкой и вне­дрением эффективных мероприятий по охране труда. Весьма важно проводить тщательный анализ электротравм, выявлять те отрасли народного хозяйства, где травмы случаются наиболее часто, с тем чтобы предусмотреть систему мер, направленных на повышение безопасности работы людей. Пока еще остается высоким электро­травматизм на отдельных предприятиях коммунального и сельского хозяйства. Часты поражения электрическим током при работе с пе­реносными электроприборами из-за повреждения изоляции прово­дов. При сооружении так называемых «времянок» - электрических сетей, подающих электроэнергию к нестационарным установкам, используемым, например, на строительстве, иногда нарушаются правила и применяются провода, для этих целей не предназначен­ные, что и приводит к электротравмам. Времянки» во многих слу­чаях являются источником повышенного травматизма.

Строгое соблюдение правил по охране труда и изучение опас­ностей электрического тока позволяют существенно снизить элек­тротравматизм.

Меры первой помощи. Если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке или продолжительное время находился под током, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача и дальнейшее наблюдение в течение 2-3 ч, а в случае невоз­можности быстро вызвать врача - срочно доставить пострадавше­го в лечебное учреждение. Пострадавшего, находящегося в бессоз­нательном состоянии, но сохранившего дыхание, нужно удобно уложить на мягкую подстилку, расстегнуть одежду, обеспечить при­ток свежего воздуха и дать понюхать нашатырный спирт. Затем растереть тело, укрыть его и вызвать врача. В случае, когда постра­давший не дышит или дышит редко и судорожно, нужно делать искусственное дыхание. При отсутствии признаков жизни (дыха­ния, сердцебиения) у пострадавшего нельзя считать его мертвым. Смерть часто бывает кажущейся, и признать ее может только врач. Для успешного оживления людей дорога каждая секунда. Поэтому меры первой помощи должны оказываться немедленно и непре­рывно в том месте, где произошел несчастный случай. Переносить пострадавшего можно только лишь тогда, когда ему или оказываю­щему помощь угрожает опасность, а также при неблагоприятных обстоятельствах - в случае дождя, сырости, темноты и т. п. Искус­ственное дыхание нужно делать до тех пор, пока не появятся при­знаки самостоятельного дыхания. Однако если дыхание начнет ослабевать, то искусственное дыхание необходимо возобновить. Пришедшего в сознание, требуется уложить, согреть и дать вале­риановой настойки (15-20 капель).

Библиография. Техника использования литературы в учебной работе важна начинающим студентам прежде всего для того, чтобы уметь пользоваться теми книжными богатствами, которые за мно­гие годы накоплены в библиотеках, и для того, чтобы уметь нахо­дить ту конкретную литературу, которая будет нужна для текущей работы студента: подготовки к экзаменам, зачетам, лабораторным работам; выполнения проектов и учебных исследований.

Читателю часто приходится иметь дело со значительными книж­ными собраниями. Так, в библиотеке Московского энергетического института имеется около 2 млн. томов, а фонд Государственной библиотеки им. В. И. Ленина - национального книгохранилища ­ насчитывает около 27 млн. томов.

Для удобного пользования библиотечными фондами существу­ют специальные каталоги. Каждому читателю следует иметь пред­ставление о двух основных типах каталогов: алфавитном и систематическом.

Алфавитный каталог содержит карточки с описаниями книг, располагаемых в алфавитном порядке фамилий авторов, заглавий и коллективов, т. е. организаций, от имени которых опубликована данная работа. Если книга имеет не более трех авторов, ее описа­ние следует искать в каталоге по фамилии авторов; если число ав­торов больше трех, то карточка ставится в каталог в алфавитном порядке заглавия; таким же образом в алфавитном порядке загла­вий располагаются карточки с описаниями журналов.

В отдельных случаях книги и периодические издания распола­гаются в каталоге в алфавитном порядке учреждений, обществен­ных или иных организаций, рассматриваемых как авторы материа­ла, опубликованного от их имени (так называемый коллективный автор).

В алфавитном каталоге описания книг располагаются независи­мо от их содержания. На букву «М» будет стоять карточка с описа­нием романа, автор которого Морозов, сборника статей нескольких авторов, заглавие которого «Миниатюризация аппаратуры», и тру­дов Московского энергетического института (Московский энергети­ческий институт в данном случае рассматривается как коллектив­ный автор). На карточке кроме описания стоит шифр книги, указывающий ее место на полках книгохранилища.

Алфавитный каталог служит для быстрого нахождения конкрет­ного произведения, выяснения наличия этого произведения в фондах данной библиотеки. Алфавитный каталог можно сравнить с адресным бюро, позволяющим быстро найти «адрес» книги.

Если читателю неизвестны авторы и заглавия книг, с которыми он хотел бы познакомиться по определенному вопросу, ему следует обратиться к систематическому каталогу.

В систематическом каталоге описания произведений группиру­ются в соответствии с их содержанием (по отраслям знаний и их подразделениям) и размещены в определенной логической последо­вательности.

Карточки на книги, относящиеся к одной отрасли знания, объ­единяются в систематическом каталоге, образуя отдел данной от­расли знания (например, «Технические науки»). В систематическом каталоге отделы широких отраслей знаний подразделяются на под­чиненные, входящие в эти отрасли знания разделы.

Например, разделами отдела «Технические науки» будут «Исто­рия техники», «Горное дело», «Энергетика», «Металлургия», «Тех­нология металлов», «Машиностроение» и др.

В каждом разделе систематического каталога будут подразделения. Например, карточки с описаниями литературы по энергети­ке могут быть сгруппированы в следующие подразделы: «Электри­ческие системы», «Электрические станции», «Техника высоких на­пряжений» и др. В подразделе «Электрические системы» в отдель­ные группы собран материал по передаче энергии на расстояние, управлению электрическими системами и т. д.

Такая структура систематического каталога дает возможность найти имеющуюся в библиотеке литературу по определенной инте­ресующей читателя теме.

В отраслевых библиотеках обычно наиболее подробно разраба­тываются разделы систематического каталога, соответствующие данным отраслям.

Каждому студенту необходимо познакомиться со структурой своей библиотеки, схемой расположения материала в систематиче­ском каталоге, узнать, какие библиографические указатели име­ются в ее фондах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа студента в высшем учебном Заведении | Лекция 4. Алгебраический критерий устойчивости А.Гурвица и частотный критерий устойчивости А.В.Михайлова




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.