Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструирование опросника.






При конструировании опросника может использоваться модель, предложенная А.Г. Шмелевым, разработанная для изучения личности (Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.И. Практикум по экспериментальной психосемантике: мезаурус личностных черт. – М., 1988. – 208 с.).

Эта модель предполагает выполнение следующего алгоритма действий:

1. Запись статьи тезауруса

Например, слово «добрый».

Определить симиляры и оппозиты, которые образуют «облака» значений вокруг синонима и антонима основного (ключевого) слова.

Симиляры → Оппозиты

(синонимы) (антонимы)

2. Конструирование вопросов или утверждений о поведении, соответствующие всем симилярам и всем оппозитам из словарной статьи тезауруса.

Например, первый симиляр к слову «добрый» в словаре Ожегова – «альтруист». Его толкование сводится к следующему: «человек, отличающийся альтруизмом. Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами».

На основе выбранного симиляра может быть разработан вопрос: «Всегда ли Вы готовы бескорыстно действовать на пользу другим, не считаяси со своими личными интересами?» или

утверждение: «Я всегда готов бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь с личными интересами».

3. Конструирование или заимствование вопросов или утверждений для шкалы лжи, которая обязательно должна присутствовать в опроснике.

Рекомендуется, чтобы количество вопросов для шкалы лжи находилось в следующем численном соотношении с общим числом непосредственно диагностических вопросов: составляло не менее 50 %.

Шкала лжи предназначена для оценки искренности обследуемого. Она основана на мнениях, считающихся престижными, которые выявляют тенденцию обследуемого к приукрашиванию себя в глазах других.

Примеры утверждений по шкале лжи могут быть заимствованы:

1) Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М., 1991. – С. 28 – 29.

2) Марищук Л.В., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. – 2 –е изд., - М., 1990. – С. 58 – 59.

3) Личностный (опросный) тест Кеттелла.

4. Формулирование инструкции для опросника.

Инструкция должна содержать утверждения:

а) формирующие положительный настрой на процедуру опроса у испытуемого;

б) мотивирующие обследуемого к достоверным ответам;

в) описывающие процедуру выполнения опросника;

г) гарантирующие испытуемому неразглашение характера данных им ответов;

д) выражающие обследуемому благодарность за участие в опросе.

Пример инструкции: «Уважаемый участник. В целях улучшения….. просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что качество наших рекомендаций будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов

Вам необходимо ответить на (количество) вопросов. Вопросы касаются …. Отвечайте на них быстро».

5. Формирование структуры опросника.

При разработке структуры опросника учитывают, что все вопросы принадлежат к трем типам:

- сформулированные на базе симиляров;

- сформулированные на основе оппозитов;

- вопросы, относящиеся к шкале лжи.

В соответствии с этой особенностью вся структура опросника представляет собой сочетание наборов вопросов, состоящих из триад.

6. Разработка таблицы ключей и баллов.

В таблице указываются номера вопросов или утверждений, фиксируется характер ответов (к примеру, Да, Нет) и количество баллов по изучаемому показателю.

Традиционно количество баллов за соответствующие ответы по определенному вопросу определяется степенью сходства / различия между ключевым словом и симиляром:

а) при выполнении 2 –ух условий в диапазоне выраженности коэффициента, выражающего сходство К1> 0, 63 и К2< 0, 35 – начисляется 3 балла;

б) при выполнении хотя бы одного из условий – 2 балла;

в) при не выполнении ни одного из условий – 1 балл.

7. Конструирование бланка для регистрации ответов испытуемого.

8. Подготовка трафаретов для подсчета баллов по шкалам.

9. Подготовка основы для интерпретации экспериментальных данных:

1) нахождение max возможного значения баллов по каждой отдельно взятой шкале – Xmax;

2) определение среднего значения: Xср=Xmax/2;

3) определение стандартного отклонения: σ =Xmax/4;

4) установление границ интервалов:

 

Низкие Средние Высокие

_ _ _ _ _ _ _ _ _ .--------------------------. ___________________________

0 Xmax/4 Xmax-Xmax/4 Xmax

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.