Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление науки в средневековой Европе






 

К концу XII началу XIII в. страны Западной Европы стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю: совершили «исторический рывок» в развитии производительных сил (в сельском хозяйстве происходит технологическая революция в агротехнике и в ремеслах, с изобретением кривошипа и маховика механизированы многие ручные операции). Дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества.

Происходит подъем в духовной сфере: возникли новые светские образовательные учреждения – университеты. В XII в. был открыт университет в Болонье, а в 1200 г. был основан Парижский университет. В XIII-XIV вв. появились университеты в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385) и т.д.

Средневековые университеты имели четыре факультета. Первый - подготовительный; он был самым многочисленным и именовался факультетом свободных искусств. Здесь преподавали семь свободных искусств - грамматику, риторику, диалектику (искусство вести диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Впоследствии этот факультет стали называть философским, а полученные знания подразделяли на философию натуральную, рациональную и моральную.

Основными факультетами являлись медицинский, юридический и теологический. Теологический факультет считался высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным.

В XIII в. в Италии появляются и широко распространяются первые серьезные учебники математики, в которых органично сочетаются практически значимые математические алгоритмы, процедуры с глубоким теоретическим анализом (Леонардо Пизанский (Фибоначчи)).

В трудах Фибоначчи уже существует ясное понимание природы иррациональных чисел. Н. Орем вводит понятие дробных степеней, а Н. Шюке - отрицательных и нулевых показателей степеней. Немецкий математик И. Мюллер (Региомонтан) в сочинении «Пять книг о тригонометриях всякого рода» систематически излагает тригонометрию как целостную математическую науку и представляет таблицы тригонометрических функций до седьмого знака.

Физические идеи Средневековья. В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира. Одно из главных противоречий состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества?

Важным источником новых физических идей стало «отрицательное богословие». Это такая теологическая доктрина, которая определяла характеристики Бога на основе абсолютной противоположности свойств земного мира (земное смертно - Бог бессмертен; земное конечно - Бог бесконечен, и т.д.). Так, в частности ссылки на божественное всемогущество послужили основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских положений и выработки качественно новых образов и представлений, которые способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким представлениям и образам относятся: во-первых, допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как нематериальной пространственности; во-вторых, изменение отношения к проблеме бесконечности природы, бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное начало; оно как бы выражало такую атрибутивную характеристику Бога, как его всемогущество; в-третьих, возникает и представление о бесконечном прямолинейном движении как следствие образа бесконечного пространства; в-четвертых, возникновение идеи о возможности существования бесконечно большого тела, образ пространственной бесконечности постепенно перерастает в образ вещественно-телесной бесконечности; в-пятых, допущение существования среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых между собой, но и несоизмеримых, иррациональность переносилась из земного мира в надлунный, божественный мир и в этом также виделись признаки творящей божественной силы: Бог способен творить новое повсюду и всегда.

Значение средневекового познания. Историческая роль средневекового сознания состояла в умножении связей и отношений чувственных образов. Существенные связи и отношения мира даны субъекту не только в абстрактных понятийных формах, но и в допонятийных формах отражения, в том числе и в перцептивных образах. Для перехода к научному познанию природы сознание должно было сформировать структуры, позволяющие отбирать из множества связей и отношений чувственных образов такие, которые носят существенный, закономерный характер.

Реализация данной задачи возможна тогда, когда логико-понятийное начало, выражавшее собой апробированные практикой всеобщие, универсальные связи и отношения мира, на определенном этапе истории познания должно подняться на уровень систематического превалирования над чувственно-образным началом. Такой революционный качественный переход, затрагивающий самые глубины деятельности сознания, несла с собой эпоха Возрождения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.