Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная культура






 

В сфере научной культуры выделяют культуру естественнонаучного познания, культуру технического знания, культуру гуманитарного познания и другие.

Гуманитарные области человеческой деятельности (философия, искусство, религия, литература, музыка) по своим истокам во многом отличаются от естественных наук. В естествознании есть возможность не только экспериментировать, но и повторять нужные эксперименты.

Известное в 60-е гг. XX в. противопоставление «физиков» и «лириков» отражало на самом деле существование двух дополняющих друг друга и совершенно равноправных способов освоения фактов реального мира - рационалистического, выражающегося в системе наук, и эмоционального, выражающегося в системе искусств.

Главным корнем противоречия стала проблема того, что все относящееся к естественным наукам – считается «точно», т.е. характеризуется числом, а все относящееся к гуманитарным наукам – считается «неточно». Такое сопоставление выразилось образно словами: «только физика – соль, остальное же – ноль».

Интенсивные дискуссии того времени между «физиками» и «лириками» показали в итоге, как несостоятельность и тех, и других на монопольное обладание истиной, так и необходимость более целостного развития культуры, взаимодействия науки и искусства, развития естественной науки о человеке (антропологии) в его индивидуальном и социальном измерениях. Указанное противопоставление во многом связано со спецификой естественнонаучной и гуманитарной культур.

Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) массив человеческого знания, кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализации чаще всего лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т.д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.

XX в. характеризуется грандиозными успехами естествознания и последовавшей за этим научно-технической революции (НТР): овладение атомной энергией, создание всемирных телевизионных систем, выход человека в космос, расшифровка генетического кода и т.д., – в итоге изменился стиль и образ жизни человека.

В начале XXI в. ведущей тенденцией развития цивилизации становятся интеграционные процессы взаимного обогащения культур.

Различие между естественными и гуманитарными науками носят фундаментальный характер, но их взаимодополнение друг друга приводит к формированию «симбиотических» наук (социобиологии, экологии, биоэтики и др.), к гуманитаризации естественнонаучного и технического образования и одновременно фундаментализации естествознанием гуманитарного образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.